Урок по теме уравнение cosx а. Конспект урока "Уравнение cosx=a". III. «Продвинутая лекция»
Тип урока: постановка учебной задачи.
Цели урока:
Образовательная : систематизировать знания обучающихся о методах решения простейших тригонометрических уравнений, закрепить навыки работы с окружностью и таблицей.
Развивающая : продолжить работу над формированием творческих интеллектуальных способностей обучающихся через использование разнообразных приёмов решения тригонометрических уравнений.
Воспитательная : развить навыки коллективной умственной деятельности, взаимной поддержки и принятия точки зрения, отличной от собственной.
Ход урока
1. Ситуация успеха.
Решить уравнение: cosx=1; cosx=0; cosx= -1.
2. Ситуация, разрыва” между знанием и незнанием.
Решить уравнение: cosx=½; cosx=a.
Обсуждение.
3. Постановка учебной задачи.
Как решить уравнение данного вида?
1) Чему равна абсцисса точки единичной окружности полученная поворотом точки (1;0) вокруг начала координат на угол равный: ?
2). Чему равен: ?
Ответ:
3).Чему равно: .
Ответ:
;
;
(1) .
Слова учителя: математики назвали слова, обратно cos “ словом арккосинус (arccos). Арккосинусом числа называется такое число , косинус которого равен a:
arccosa=α,если cosα=a и 0≤α≤π.
4). Записать равенство (1) с использованием символа arccos .
5). Решить уравнения: cosx=½, cosx=α.
Ответ: x=arccos½, x=arccosa.
6). Назвать углы поворота точки (1;0) единичной окружности имеющие абсциссу равную ½.
Ответ: абсцисса равна ½ при повороте точки на угол равный π/3 и -π/3.
т.е cosx=½ при x=±arccos½
cosx=a при x=±arccosa.
7). Чему равны абсциссы точек полученных поворотом точки (1;0) на углы: π/3+2π; π/3+6π; -π/3+4π; -π/3+8π; π/3+2πn; -π/3+2πn.
Ответ: абсцисса равна ½, и cosx=½ при x=±arccos½+2πn,.
cosx=a при x=±arccosa+2πn,.
8). Вывод: уравнение cosx=a
1) имеет корни, если ≤1,
2) не имеет корней, если >1.
9). Итог урока:
a) При каких значениях а и α имеет смысл равенство arccosа=α?
б) Что называется арккосинусом числа а?
в) При каких значениях а уравнение cosx=а имеет корни?
г) Формула нахождения корней уравнения cosx=а.
В продолжение предыдущей темы, в которой рассматривались примеры решения тригонометрических функций, этот видеоурок знакомит учащихся с арккосинусом и решением уравнения cos t = a.
Рассматривается пример решения уравнения cos t =1/4 . Используя числовую окружность, находим точки с координатой х = 1/4, на графике отметим эти точки как M(t 1) и N(t 2).
На графике видно, что t 1 - это длина АМ, а t 2 - это длина AN. По-другому можно сказать, что t 1 = arccos 1/4; t 2 = - arccos 1/4. Решение уравнения t = ± arccos ¼ + 2πk.
Таким образом, arccos 1/4- это число (длина АМ), косинус которого равен 1/4. Это число принадлежит отрезку от 0 до π/2, т.е. первой четверти окружности.
Далее рассматривается решение уравнения cos t = - 1/4. По аналогии с предыдущим примером, t = ± arccos (-1/4 + 2πk. Можно сказать, чтоarccos (-1/4 - это число (длина дуги АМ), косинус которого равен - ¼ и это число принадлежит II четвертиокружности, т.е. отрезкуот π/2 до π.
Исходя из двух примеров, дается определение арккосинусу: если модуль а меньше или равен 1, то arccos а это такое число из отрезка от 0 до π, косинус которого равен а. Тогда выражение cos t = a при модуле а меньше или равно 1 может иметь вид t = ± arccos a + 2πk. Далее указаны значения t при cos t = 0; cos t = 1; cos t = - 1.
Автор приводит пример 1. Найти решение выражения arcсos. Укажем, что данное значение arcсos равно t , следовательно, cos t равен этому значению, где t принадлежит отрезку от 0 до π. Пользуясь таблицей значений, найдем, что cos t соответствует значение t =π/6. Найдем соответствующее значение косинуса, где π/6 принадлежит отрезку от 0 до π.
Разберем пример 2. Вычислить arcсos отрицательного числа. Допустим, что arcсos этого числа равен, следовательно, cos t равен этому числу, где t принадлежит отрезку от 0 до π. По таблице значений увидим, какое значение соответствует cos t, это t = 5π/6. Т.е. cos 5π/6 это минус корень из трех, деленный на два, где 5π/6 принадлежит отрезку от 0 до π.
Далее автор рассматривает теорему: для любого а, принадлежащего отрезку от минус одного до одного, действительно равенство arccos a + arccos (-a) =π.При доказательстве для определенности считаем, что а > 0, тогда - а < 0. На окружности отметим arccos a, это длина АК, и arccos (- a), это длина TС. АК = ТС, т.к. они симметричны относительно вертикального диаметра окружности ТК. Следовательно, arccos a + arccos (- а) = АК + АТ = ТС + АТ =π. Из написанного равенства можно сделать вывод, что arccos (- а) = π- arccos a, где 0 ≤ а ≤ 1.
Когда а > 0, arccos a принадлежит I четверти окружности (отмечено на рисунке), а когда а < 0, arccos a принадлежит II четверти.
Рассмотрим еще один пример. Решить выражение, где cos t равен отрицательному числу. Запишем, чему в данном случае равно t.Тогда найдем величину арккосинуса, это 3π/4. Подставим найденное значение arcсos в значение t и получим, что t = ± 3π/4+ 2πk.
Разберем решение неравенства cos t. Для решения нам необходимо на числовой окружности найти точки, в которых х равен значению косинуса. Это точки со значениями π/4 и - π/4. Как видно на рисунке, длина дуги MN это - π/4≤ t ≤π/4. Значит ответом неравенства будет - π/4 + 2πk≤ t ≤ π/4+ 2πk.
ТЕКСТОВАЯ РАСШИФРОВКА:
Арккосинус. Решение уравнения cost = a
Рассмотрим решение уравнения cost = .
Учитывая, что cos t - это абсцисса точки М(t) (эм от тэ) числовой окружности, найдем на числовой окружности точки с абсциссой
На числовой окружности отметим точки М(t 1), N(t 2) - точки пересечения прямой х= с этой окружностью.
t 1 - это длина дуги АМ, t 2 - это длина дуги АN, t 2 = - t 1.
Когда математики впервые встретились с подобной ситуацией, они ввели новый символ arccos
arccos (арккосинус одной четвертой).
Тогда t 1 = arccos; t 2 = - arccos
И тогда корни уравнения cost = можно записать двумя формулами:
t = arccos + 2πk, t = - arccos + 2πk или t = arccos + 2πk.
Что значит arccos ?
Это число
(длина дуги АМ), косинус которого равен одной четвертой и это число принадлежит первой четверти, то есть отрезку .
Теперь рассмотрим уравнение
cost = - . Аналогично решению предыдущего уравнения, запишем
t = arccos) + 2πk.
Как понимать arccos(-)? Это число
(длина дуги АМ), косинус которого равен минус одной четвертой и это число принадлежит второй четверти, то есть отрезку [; ].
Дадим определение арккосинусу:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Пусть | а | 1(модуль а меньше либо равно единице). Арккосинусом а называется такое число из отрезка , косинус которого равен а.(рис.1)
ПРИМЕР 1. Вычислить arсcos.(арккосинус корень из трех на два)
Решение. Пусть arсcos = t. Тогда cost = и t [ ; ](тэ принадлежит отрезку от нуля до пи). Вспомним значению cos соответствует
(Показать таблицу значений) Значит, t = (пи на шесть), так как cos = и . Значит, arсcos = .
arcos - это длина дуги, но длина дуги окружности это - t в определении cost
(Условно можно сказать что арккосинус это «значение угла», на который ушла точка от М от точки А, если вспомните то мы число t вводили как часть длины окружности, радиуса равного 1(одному), и тогда 2π- вся окружность равна 360°, π- половина окружности =180°, ==60°)
ПРИМЕР 2. Вычислить arсcos(- (арккосинус минус корень из трех на два).
Решение. Пусть arсcos(-) = t. Тогда cost = и t [ ; ](тэ принадлежит отрезку от нуля до пи). Значит, t = (пять пи на шесть), так как cos = - и [; ]. Итак, arсcos) = .
Докажем ТЕОРЕМУ. Для любого а [; ](а из отрезка от минус единицы до единицы) выполняется равенство arccosа+ arccos(-а) = π(сумма арккосинуса а и арккосинуса минус а равна пи).
Доказательство. Для определенности будем считать, что а 0, тогда - а 0. На числовой окружности отметим arcos а (это длина дуги АК) и
arccos(-а) (это длина дуги АТ) (смотри рис. 2)
Из доказанной теоремы следует: arcos (-а) = π - arcos а (арккосинус минус а равен разности пи и арккосинуса а), где 0 а 1(где а больше либо равно нулю и меньше либо равно единице).
Когда а > 0, считают, что arcosа принадлежит первой четверти числовой окружности.
Когда а < 0 считают, что arcosа принадлежит второй четверти числовой окружности.
ПРИМЕР 3. Решить уравнение cost = - .
Решение. Составим формулу решений: t = arccos(-)+ 2πk.
Вычислим значения арккосинуса: arccos(-) = π - arсcos = π - = .
(Согласно соотношению arccos(-) = π - arсcos arсcos , то подставив данное значение в формулу, получим, что arccos(-) =) .
Подставим найденное значение в формулу решений t = arccos(-)+ 2πk и получим значение t: t = + 2πk.
ПРИМЕР 4.Решить неравенство cost .
Решение. Мы знаем, что cost - это абсцисса точки М(t) на числовой окружности. Это значит, что нужно найти такие точки М(t) на числовой окружности, которые удовлетворяют неравенству х.
Прямая х = пересекает числовую окружность в двух точках М и N.
Неравенству х соответствуют точки открытой дуги МN. Точке М соответствует, а точке N -
- (минус пи на четыре).
Значит, ядром аналитической записи дуги МN является неравенство
T , а сама аналитическая запись дуги МN имеет вид
Урок к разделу: «Тригонометрические уравнения», 10 класс
Тема урока: «Уравнение cos х = а».
Тип занятия : формирование новых знаний, умений и навыков
Цели урока:
образовательная
рассмотреть решения простейших тригонометрических уравнений типа cosx=a.
воспитательная
воспитывать навыки культуры труда;
развивающие
развивать чувство ответственности и навыки самостоятельного труда и самоконтроля;
развивать логическое мышление;
вырабатывать умение классифицировать и обобщать ;
развивать умение задавать вопросы .
Оборудование :
интерактивная доска c мультимедийным проектором и компьютером, таблицы с формулами, презентация .
Задачи урока:
1). Учащиеся повторяют основные понятия темы.
2). Учащиеся решают уравнения типа cos х = а.
Методические приемы: прием кластера («гроздья»), прием «верите ли вы?» (на стадии вызова), «продвинутая лекция» (стадия осмысления), комментированное решение уравнений, самостоятельная работа учащихся (стадия рефлексии).
Урок был дан с использованием элементов технологии критического мышления.
Урок в технологии критического мышления имеет трехфазную структуру :
Вызов ;
Осмыслениие (реализация) ;
Рефлексия .
Ход урока :
Стадия вызова
I. Урок начинается с вопроса к классу: «На доске записана тема нашего урока. На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы?»
В ходе обсуждения на доске появляется схема (кластер):
cos х = а.
названиеуравнения
способы
решения
применения
общая
формула
частные
случаи
П. Работа с таблицей «Верите ли Вы, что...?», («Верно ли, что …?»):
1). Уравнение cos х = а имеет бесконечно много корней;
2). cos х – абсцисса точки единичной окружности;
3). На отрезке [о;π] уравнение cos х = ½ имеет 1 корень;
4). arccos a - угол из промежутка [-π /2; π/2], косинус которого равен а (| а |≤1);
5). arccos (-а) = π - arccos а;
6). Уравнения cos х = 1; cos х = -1; cos х = 0 имеет одну серию корней?
В вопросы специально включены неверные формулировки.
Учащиеся работают в парах, заполняя графу (1) таблицы («+» - да; «» - нет). Затем без обсуждения на доске заполняется та же графа (1) таблицы «Верите ли Вы, что...?». Карточки с таблицей лежат на каждой парте.Осмысление
III. «Продвинутая лекция».
Задание: учащиеся, сидящие на I варианте , следят за кластером (схемой), учащиеся, сидящие на II варианте, пишут краткий конспект лекции.
a) cos х - абсцисса точки единичной окружности, полученной поворотом точки Р 0 (1;0) на угол х вокруг начала координат.
Т. е., при а меньшем, чем -1 и большем, чем 1 , уравнение cos x = а не имеет корней . Решим уравнение cos х = 3/2. ( Ответ: корней нет).
б). Решим уравнение cos x = 1/2.
π /3 + 2 π k , k є Z .
-π /3 + 2 π k , k є Z .
Ответ : ± π/3 + 2 π k , k є Z .
Уравнение cos х =1/2 имеет бесконечно много корней, но на отрезке это уравнение имеет 1 корень π /3, который называют arccos 1/2 .
Записывают: arccos 1/2 = π /3.
в) аналогично решим уравнения:
cos x = a , где | а |≤1:
arccos a
- arccos a
Ответ : x = ± arccos a + 2 π k, k є Z.
Напомним , что arccos (-a) = π - arccos a.
arccos (- а ) arccos (- а )
г). частные случаи:
1). cos x = 1Ответ:
x = 2π k , k є Z .
2). cos x = - 1
Ответ:
x = π + 2π k , k є Z .
3). cos x = 0
Ответ:
x = π/2 + π k , k є Z .
IV. Работа в парах с кластером и таблицей «Верно ли, что...?». Четыре пары работают с кластером, остальные с таблицей (заполняется графа 2).
На работу дается 2 минуты, еще 5 минут на проверку, обсуждение и оформление на доске. При проверке таблицы (она вычерчена на доске) сопоставляются полученные знания с исходными и выделяются ярким цветом правильные ответы.
Рефлексия
V . Теперь, когда получены формулы корней тригонометрического уравнения cos х = а , учащиеся комментируют и решают на доске уравнения:
1). с os 5x = 1
2). 3cos х /3 = 2
3). cos 7x = 5
Самостоятельная работа учащихся:
1). 2 cos 3 x = -1,
2). 2cos (x + π / 3) = -1,
3). (2cos x + 1) (cos 3x -3) = 0,
4). с os 2 x (2 cos x + 2) = 0.
Урок к разделу: «Тригонометрические уравнения», 10 класс
Тема урока: «Уравнение cos х = а».
Тип занятия : формирование новых знаний, умений и навыков
Цели урока:
-образовательная
рассмотреть решения простейших тригонометрических уравнений типа cosx=a.
-воспитательная
воспитывать навыки культуры труда;
-развивающие
развивать чувство ответственности и навыки самостоятельного труда и самоконтроля;
развивать логическое мышление;
вырабатывать умение классифицировать и обобщать;
развивать умение задавать вопросы.
Оборудование: интерактивная доска c мультимедийным проектором и компьютером, таблицы с формулами, презентация.
Задачи урока:
1). Учащиеся повторяют основные понятия темы.
2). Учащиеся решают уравнения типа cos х = а.
Методические приемы: прием кластера («гроздья»), прием «верите ли вы?» (на стадии вызова), «продвинутая лекция» (стадия осмысления), комментированное решение уравнений, самостоятельная работа учащихся (стадия рефлексии).
Урок был дан с использованием элементов технологии критического мышления.
Ход урока :
Вызов
I. Урок начинается с вопроса к классу: «На доске записана тема нашего урока. На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы?»
В ходе обсуждения на доске появляется схема (кластер):
cos х = а.
П. Работа с таблицей «Верите ли Вы, что...?», («Верно ли, что …?»):
1). Уравнение cos х = а имеет бесконечно много корней;
2). cos х – абсцисса точки единичной окружности;
3). На отрезке [о;π] уравнение cos х = ½ имеет 1 корень;
4). arccos a - угол из промежутка [-π /2; π/2], косинус которого равен а (|а |≤1);
5). arccos (-а) = π - arccos а;
6). Уравнения cos х = 1; cos х = -1; cos х = 0 имеет одну серию корней?
В вопросы специально включены неверные формулировки.
Учащиеся работают в парах, заполняя графу (1) таблицы («+» - да; «‑» - нет). Затем без обсуждения на доске заполняется та же графа (1) таблицы «Верите ли Вы, что...?». Карточки с таблицей лежат на каждой парте.
Осмысление
III. «Продвинутая лекция».
Задание: учащиеся, сидящие на I варианте, следят за кластером (схемой), учащиеся, сидящие на II варианте, пишут краткий конспект лекции.
a) cos х - абсцисса точки единичной окружности, полученной поворотом точки Р 0 (1;0) на угол х вокруг начала координат.
Т. е., при а меньшем, чем -1 и большем, чем 1 , уравнение cos x = а не имеет корней. Решим уравнение cos х = 3/2. (Ответ: корней нет).
б). Решим уравнение cos x = 1/2.
π /3 + 2 π k , k є Z.
-π /3 + 2 π k , k є Z.
Ответ: ± π/3 + 2 π k , k є Z .
Уравнение cos х =1/2 имеет бесконечно много корней, но на отрезке это уравнение имеет 1 корень π /3, который называют arccos 1/2 .
Записывают: arccos 1/2 = π /3.
в) аналогично решим уравнения:
cos x = a , где |а|≤1:
arccos a
- arccos a
Ответ: x = ± arccos a + 2 π k, k є Z.
Напомним, что arccos (-a) = π - arccos a.
arccos (- а ) arccos (- а )
г). частные случаи:
1). cos x = 1 x = 2π k , k є Z . | 2). cos x = -1 x = π + 2π k , k є Z . | 3). cos x = 0 x = π/2 + π k , k є Z . |
IV. Работа в парах с кластером и таблицей «Верно ли, что...?». Четыре пары работают с кластером, остальные с таблицей (заполняется графа 2).
На работу дается 2 минуты, еще 5 минут ‑ на проверку, обсуждение и оформление на доске. При проверке таблицы (она вычерчена на доске) сопоставляются полученные знания с исходными и выделяются ярким цветом правильные ответы.
Рефлексия
V . Теперь, когда получены формулы корней тригонометрического уравнения cos х = а , учащиеся комментируют и решают на доске уравнения:
2). 3cos х/3 = 2
Самостоятельная работа учащихся:
1). 2cos 3x = -1,
2). 2cos (x + π / 3) = -1,
3). (2cos x + 1) (cos 3x -3) = 0,
4). сos 2x(2cos x + 2) = 0.
Результат выполнения самостоятельной работы проверяется.
Что я узнал нового;
Как изменились мои знания;
Что я буду с этим делать?
VI. Контрольный срез урока.
I в .: cos 2x=√2/2 II в .: cos (x/2)= √3/2.
VII. Домашнее задание
§ 33,
№№ 571-573.
ЛИТЕРАТУРА
1). Алгебра и начала анализа 10 - 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. – М.: Просвещение, 2013.
2). Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса. М.И.Шабунин, М.В. Ткачёва, 2012.
3). Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10 класса. А.П. Ершова, В.В. Голобородько – М.:ИЛЕКСА, 2011.
4). Задачи по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. С.М.Саакян, А.М.Гольдман, Д.В. Денисов.– М.: Просвещение, 2011.
Интернет – ресурсоы:
Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru
Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo
Сеть творческих учителей: http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com ,
Сайт Александра Ларина (подготовка к ЕГЭ): http://alexlarin.narod.ru/ege.html
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru
сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/
Разработчик материала:
Матвеева Мария Викторовна
учитель математики
ГБОУ ШИ «Олимпийский резерв»
Программированный урок для 10 класса по теме:
Понятие арккосинуса. Уравнение вида с os х = а .
Как и при решении обычных уравнений, решение тригонометрических уравнений сводится к умению решать простейшие уравнения.
Определение: Уравнение называется тригонометрическим, если неизвестное стоит под знаком тригонометрических функций.
Простейшими тригонометрическими уравнениями являются: с os х = а, sinх = а, tgх = а.
Каждое из них имеет свою формулу для решения. Единственное, что нужно четко запомнить - это, то, что при их решении получается бесконечно много корней .
Но можно и узнать конкретные решения.
Для того чтобы научится решать первое простейшее тригонометрическое уравнение, нужно познакомиться с таким понятием, как арккосинус числа.
Следует отметить, что число , для которого рассматривается арккосинус, принадлежит промежутку [-1; 1].
Определение: Арккосинусом числа а [-1; 1] (обозначается arccos a ) называется такое число α , косинус которого равен а. То есть cos ( arccos a ) = а.
Например, arccos (-1) = π; так как cos π= -1
arccos = , так как cos =
Таким образом, арккосинус есть обратная функция к косинусу .
Выпиши в теоретическую тетрадь: определение и примеры.
На самом деле, найти значение arccos можно легко воспользовавшись до боли нам знакомой таблицей значений тригонометрических функций.
При нахождении arccos необходимо задавать себе такой вопрос, при каком значении cos равен ? И смотреть в таблицу. Ответ: «при 45° или в радианной мере ».
Следует запомнить, что значение арккосинуса принято записывать только в радианной мере . Поэтому следует запомнить соответствие градусной и радианной меры углов.
Если число, от которого необходимо найти арккосинус отрицательное, то чтобы его найти необходимо, воспользоваться формулой:
arccos (-а) = π - arccos а.
Например, arccos ( = π = .
arccos ( = π = .
Выпиши в теоретическую тетрадь: формулу и примеры.
Реши задания по учебнику с. 168 № 568 – 570.
Решение тригонометрического уравнения вида cos х = а сводится к использованию формулы:
х = ±
Эту формулу можно проиллюстрировать на рисунке 68 стр. 165 по учебнику. Откройте учебник.
На чертеже видно, что на оси косинусов отмечена точка . Прямая проведенная вертикально через эту точку, показывает, что косинус для значений I и VI четвертей совпадает.
Но как мы можем получить эти углы, когда будем поворачивать точку? Да именно в I четверти на «+» угол, а в VI четверти на «-». Отсюда и получается знак « ±». То есть со s и cos совпадают.
Выпиши в теоретическую тетрадь: формулу и рисунок из учебника с пояснениями.
Разберем решение тригонометрического уравнения на примере: со s х = х = ± (посмотреть значение по таблице) х = ± Ответ: х = ± Выпиши в теоретическую тетрадь: решение уравнения с пояснениями.Так как корней получается бесконечное количество, то в заданиях иногда просят найти конкретные значения корней, например принадлежащие промежутку , то есть I четверти или промежутку .
Эти задания очень часто встречаются в ЕГЭ. Их можно найти путем подстановки вместо n конкретных чисел (для помощи тебе выделено цветом ).
Например, рассмотрим решение нашего уравнения х = ± 1. Пусть n =0 . Тогда х = ± ± , то есть х 1 = + и х 2 = . Из этого видно, что получается 45° и - 45°. Из этих двух чисел, только одно принадлежит промежутку , то есть I четверти. Только число + . 2. Пусть n =1 . Тогда х = ± ± , то есть х 1 = + и х 2 = , х 1 = = и х 2 = =Из этого видно, что получается х 1 = 405° и х 2 = 315°. Значит, ни одно из чисел не принадлежит I четверти, то есть промежутку . Поэтому в ответ их записать нельзя.
Выпиши в теоретическую тетрадь: способ нахождения конкретных корней (принадлежащих конкретному промежутку) тригонометрического уравнения. Например 1 , решите уравнение со s х = и найдите корни, принадлежащие промежутку [ ]. Первое, что необходимо сделать это просто решить уравнение по формуле и на время забыть про промежуток. со s х = х = ± (посмотреть значение по таблице) х = ± Второе , нужно определиться с четвертью, которой должны принадлежать корни. это промежуток от 90° до 180°. Значит, это II вторая четверть. Третье, нужно подставить конкретные значения n (для помощи тебе выделено цветом ).- Пусть
n
=0.
Например 2 , решите уравнение со s х = . со s х = х = ± (посмотреть значение по таблице, но в таблице нет таких значений, поэтому вычислить значение не предоставляется возможным). Ответ: х = ± Выпиши в теоретическую тетрадь: пример 2 с пояснениями. В случае если косинус равен отрицательному числу, необходимо использовать другую формулу при решении уравнения:
х = ± ± Реши задания по учебнику: с. 169 №571, 572. Не всегда уравнения бывают такими простыми, есть уравнения разной степени сложности. Например, 3 . Решите уравнение 2со s 3х = . со s 3х = ( необходимо разделить обе части уравнения на число, которое стоит перед косинусом) 3х = ± знак деления можно записать в виде дробной черты s х = ,5 со s х = ,5 Решить такое уравнение не представляется возможным, так как значение косинуса находится в промежутке [-1; 1]. Ответ: нет решений. Выпиши в теоретическую тетрадь: примеры с пояснениями. Реши задания по учебнику: с. 169 №573.