Мобилизационный резерв ВС РФ — секретный пункт Указа. Новая структура мобилизационных резервов вооруженных сил россии

Я работаю кадровиком на автопредприятии. В коллективе в основном мужчины, большая часть состоит у нас на воинском учете. Два молодых водителя планируют обратиться в военкомат, чтобы заключить контракт с Минобороны о пребывании в мобилизационном людском резерве. С такой ситуацией я сталкиваюсь впервые. Расскажите, пожалуйста, скажется ли как-то заключение этого контракта на работе сотрудников? Требуется ли что-то от кадровиков? Какие документы придется оформлять и как долго может продлиться процедура?

Для того чтобы ответить на ваш вопрос, в первую очередь нужно разобраться в том, что такое запас и какие установлены виды запаса.

В соответствии со ст. 51.2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) мобилизационный запас Вооруженных Сил РФ (далее – ВС РФ) создается для укомплектования соединений, воинских частей на период мобилизационного развертывания.

Запас состоит из:

1. Мобилизационного людского резерва.

Мобилизационный людской резерв (далее – резерв) – граждане, пребывающие в запасе и заключившие в установленном порядке контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве (далее – контракт о пребывании в резерве) . Это понятие введено 1 января 2013 г. Федеральным законом от 30.12.2013 № 288-ФЗ.

2. Мобилизационного людского ресурса.

Мобилизационный людской ресурс – граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва.

Ваши сотрудники, пребывающие в запасе ВС РФ, могут поступать в мобилизационные людские резервы ВС РФ. Делается это только на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве. Порядок поступления в резерв, пребывания в нем и исключения из него определяется Законом о воинской обязанности, другими федеральными законами, а также вступившим в силу 15 сентября 2015 г. Положением о порядке пребывания граждан РФ в мобилизационном людском резерве, утв. постановлением Правительства РФ от 03.09.2015 № 933 (далее – Положение о пребывании в резерве) , и иными НПА РФ.

Наша справка: состав запаса

Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:

Примечание:

  1. Все граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду. Имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения 50 лет, остальные – до 45 лет.
  2. Возраст установлен 30 сентября 2014 г.

Поступление и пребывание сотрудника в мобилизационном людском резерве можно разбить на несколько этапов, в каждом из которых в той или иной мере задействован и работодатель.

Этап 1. Подача работником заявления о желании заключить контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве

Работник, изъявивший желание заключить контракт, самостоятельно подает заявление в отдел по муниципальному образованию военного комиссариата субъекта РФ (далее – отдел военкомата) , где он состоит на воинском учете, или в воинскую часть (п. 9 Положения о пребывании в резерве) . Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и российское гражданство, а также другие документы, установленные Положением о пребывании в резерве.

Обратите внимание, два из подаваемых работником в военкомат документов должны оформить вы (работодатель). Это копия трудовой книжки и служебная характеристика с последнего места работы.

Документ 1. Копия трудовой книжки.

Сотрудник, ответственный в вашей организации за ведение трудовых книжек, на основании письменного заявления работника (пример 1) должен оформить копию его трудовой книжки. Срок – не позднее чем через три рабочих дня со дня подачи заявления (п. 7 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225) . В этом же заявлении работник может указать на необходимость оформления служебной характеристики.

Пример 1. Заявление о выдаче копии трудовой книжки и служебной характеристики

Как сделать копию трудовой книжки?

Шаг 1. Сделать ксерокопии каждого листа подлинника трудовой книжки, в том числе титульного и оборотной стороны первого листа обложки, на котором могут быть сделаны заверяющие записи о внесенных изменениях и дополнениях.

Шаг 2. Листы нумеровать, прошить и скрепить печатью организации.

Шаг 3. На первом листе сделать надпись «Копия», а на последнем проставить:

  • заверительную надпись «Верно»;
  • должность лица, заверившего копию;
  • расшифровку подписи (инициалы, фамилия);
  • дату заверения (п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительных документов. Требования к оформлению документов», утв. постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст) .

Пример:

Документ 2. Служебная характеристика.

Это официальный документ, содержащий отзыв о служебной, научной и иной деятельности работника, включающий оценку его деловых, психологических и моральных качеств.

Служебную характеристику пишут на бланке организации (учреждения) в произвольной форме от третьего лица. Ее текст, как правило, составляет руководитель структурного подразделения (непосредственный начальник), а утверждает – руководитель организации, скрепляя свою подпись печатью (пример 2) .

Обычно в тексте служебной характеристики условно выделяют три части:

  1. фамилия, имя и отчество работника, дата и место рождения; сведения об образовании (где, когда и какие учебные заведения закончил, ученая степень и звание); состав запаса (воинское звание запаса); занимаемая на момент написания характеристики должность и дата назначения на нее; другие должности в организации и прочие анкетные данные;
  2. оценка профессионального мастерства и компетентности; деловые (для руководителя) и личностные качества; опыт работы и практические навыки; работоспособность; полнота и качество выполнения должностных обязанностей; умение организовывать личное рабочее время и адаптироваться к нововведениям; психологические качества, взаимоотношение с коллегами и клиентами и т. д.;
  3. выводы и назначение характеристики.

Пример 2. Служебная характеристика для поступления в мобилизационный людской резерв

В тоже время...

…несогласие работника с содержанием служебной характеристики не может быть предметом индивидуального трудового спора, так как не затрагивает вопросы применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В то же время работник, который расценивает изложенные в служебной характеристике сведения как порочащие его честь и достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением. Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других СМИ, распространение в Интернете, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной (в том числе устной) форме хотя бы одному лицу.

Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться распространением таковых, если сообщившим их лицом были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем чтобы эти сведения не стали известны третьим лицам (абз. 2 п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц») .

Этап 2. Прохождение медицинского освидетельствования и комиссии по отбору кандидатов в мобилизационный людской резерв

При положительном рассмотрении заявления в отделе военкомата работник будет направлен на медицинское освидетельствование и комиссию по отбору кандидатов в резерв (далее – комиссия по отбору) . Медицинское освидетельствование и комиссию работник, как правило, проходит в помещениях отдела военкомата, куда его вызывают повесткой. Вручить ее могут как сотрудники отдела военкомата (военно-учетного стола), так и работодатель по поручению отдела военкомата (подп. «ж» п. 32 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719) .

На время медицинского освидетельствования и прохождения комиссии по отбору сотрудники освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка. Им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, а также командировочные расходы (п. 1 ст. 7 Закона о воинской обязанности).

При этом воинские перевозочные документы для следования к месту заключения контракта предоставляются кандидату только один раз за время пребывания в запасе.

Для соблюдения этих гарантий вы должны на основании повестки издать приказ об освобождении сотрудника от работы с сохранением за ним места и возмещении расходов в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее – Правила компенсации расходов) (пример 3). В таком приказе работодатель дает руководителям структурных подразделений поручения по выполнению требований трудового законодательства.

Пример 3. Приказ об освобождении от работы с сохранением места постоянной работы

Этап 3. Заключение работником контракта о пребывании в мобилизационном людском резерве

Работник, признанный комиссией по отбору соответствующим требованиям для зачисления в резерв, на основании предписания отдела военкомата будет направлен в воинскую часть для заключения контракта.

При этом первый контракт заключается на три года. Новый контракт может быть заключен на три года, пять лет либо на период до наступления предельного возраста пребывания в резерве (запас второго разряда).

На время исполнения обязанностей, связанных с заключением контракта, сотрудника освобождают от работы с сохранением за ним места и выплатой среднего заработка. Ему возмещают расходы, связанные с наймом жилья и командировкой.

Отдел военкомата обеспечивает кандидата воинскими перевозочными документами до пункта назначения и обратно. На основании предписания отдела военкомата (по аналогии с приказом в примере 3 ) работодатель издает приказ.

А что за это будет?

На работодателя возложена обязанность оповещать сотрудников о вызовах (повестках) в военкомат и обеспечивать возможность их своевременной явки в указанное военкоматом место, в том числе в период мобилизации.

Неоповещение работников руководителем или другим должностным лицом организации, ответственным за военно-учетную работу, о вызове их по повестке в военкомат, а равно необеспечение им возможности своевременной явки по вызову по повестке военкомата влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Этап 4. Привлечение резервиста к аттестации, сдаче квалификационного экзамена и военным сборам

Во время пребывания в резерве работник может быть привлечен к аттестации, сдаче квалификационного экзамена и военным сборам. Аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего пребывания в резерве. Резервист аттестуется за три месяца до истечения срока пребывания в резерве.

Квалификационный экзамен проводится для принятия решения о присвоении резервисту классной квалификации по соответствующей специальности. Такой экзамен резервисты сдают по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обратите внимание: работник вправе обратиться с заявлением о поступлении в резерв непосредственно в воинскую часть.

После рассмотрения кандидатуры заявителя командир части может направить его для проведения отбора и оформления документов в отдел военкомата, в котором этот работник состоит на воинском учете. На данного гражданина оформляется запрос на имя начальника отдела военкомата, который должен быть подписан командиром части.

Затем кандидат в резервисты проходит все установленные этапы поступления в резерв: рассмотрение вопроса в отделе военкомата, медицинское освидетельствование, комиссию по отбору, заключение контракта. Необходимо учитывать, что исполнение должностных обязанностей резервиста осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, а также с должностным регламентом.

Вы должны это знать

Расходы, понесенные организацией в связи с пребыванием их работников в мобилизационном людском резерве, компенсируются за счет средств федерального бюджета. Для этого вам следует обратиться в военкомат

Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности.

Резервисты привлекаются к мероприятиям по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке в ходе военных сборов. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается резервист, не может превышать 24 месяцев.

На все эти периоды работодатель издает приказ по приведенной в примере 3 форме об освобождении сотрудника от работы с сохранением за ним места и средней зарплаты, а также о возмещении ему иных расходов (на наем жилья, проезд и командировку).

При этом все расходы, понесенные работодателем в связи с пребыванием работников в мобилизационном людском резерве, компенсируются за счет средств федерального бюджета. Для получения такой компенсации нужно обратиться в военкомат.

Работодателю необходимо знать и то, что сотрудники, пребывающие в резерве, имеют право получить профессиональное и дополнительное профессиональное образование в военных профессиональных образовательных организациях или военных организациях высшего образования без взимания с них платы за обучение (п. 5.2 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Резюме

Работодатель должен:

  • оформить документы, необходимые сотруднику для подачи заявления для заключения контракта;
  • предоставить предусмотренные законодательством гарантии и компенсации, в том числе освобождение от работы с сохранением должности и выплатой среднего заработка в определенные периоды, а также с возмещением установленных расходов.
Реклама

С первого дня нового 2018 года в России начал действовать новый закон о мобилизационном людском резерве, который предусматривает полностью добровольное вступление запасников в резервные войска. Постановлением российского правительства будет определен точный размер суммы. За штатными запасниками во время прохождения сборов будет сохраняться их средний доход на гражданке.

Итак, комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности постановлено, что с нынешнего года в ходе эксперимента начнется процесс создания российского штатного мобилизационного резерва. Известно, что данный эксперимент будет проводиться в течение 2-ух лет. Использовать силы резервистов будут главным образом в ходе войны, в чрезвычайных ситуациях и в период масштабных учений. С целью подержания боеспособности резервистов периодически их будут вызывать на сборы в бригады или дивизии, где они будут переучиваться на новые виды техники и вооружения.

Мобилизационный резерв России: Смотреть ВИДЕО

Мобилизационный резерв России: В стране стартовало полномасштабное формирование мобилизационного резерва

Военнослужащие, пребывающие в запасе и заключившие контракт с оборонным ведомством, обязаны будут каждый месяц посещать специальные занятия и раз в год принимать участие в военных сборах.

Представители ведомства сообщили, что заключается первый контракт на 3 года. Далее срок возможно увеличить до пяти лет. Они так же напомнили, что законодательно установлены четкие возрастные рамки пребывания в мобрезерве. Контракт не будет подписан с рядовыми и матросами или прапорщиками и мичманами, чей возраст будет более 42-ух лет. А вот офицеры младшего состава имеют возможность нести службу резервиста до 47-ми лет. Далее, майоры-подполковники – до 52-ух лет. Еще дольше служить смогут военные более высокого ранга – до 57-ми лет. Военнослужащие, не изъявившие желание становиться контрактниками мобрезерва, поступят в мобилизационный людской ресурс.

Граждане, пребывающие в резерве (заключившие контракт о пребывании в резерве), получают денежные выплаты, которые состоят из ежемесячных выплат и выплат связанных с военными сборами (в т.ч. оплата проезда к месту заключения контракта и проведения занятий).

Солдаты на время "Ч" 3

Формирование мобилизационного резерва начнется с эксперимента в армии

Новый "армейский" закон, который сегодня публикует "Российская газета", в корне меняет систему пребывания в запасе военнообязанных граждан.



Речь идет о создании в России профессионального мобилизационного людского резерва. Его армейское командование и руководство некоторых силовых ведомств позовут под свои знамена во время войны, крупных учений или чрезвычайных ситуаций.

Повторно загонять в казарму уже отслуживших в армии людей никто не собирается. Надолго отрывать их от дома и работы - тоже. Закон предусматривает строго добровольное вхождение запасников в резервное войско. То есть в мобилизационный резерв войдут только те, кто сам выразил на то свое желание.

Выглядеть это может следующим образом. Перед увольнением в запас командир предложит солдату подписать контракт, по которому вчерашний боец обязуется время от времени возвращаться в строй. Другой возможный путь - набор контрактных резервистов через военкоматы. Стать штатными запасниками смогут и офицеры, в том числе выпускники военных кафедр гражданских вузов.

Чтобы заинтересовать людей "сверхсрочной" службой, им станут ежемесячно выплачивать определенную сумму. Поначалу депутаты полагали, что в зависимости от воинской специальности и армейского звания резервисту надо установить фиксированное жалованье. Но после увеличения денежного довольствия военных в несколько раз, финансовые подходы к этому вопросу несколько изменились.

Жалованье резервистам установит правительство РФ. Но по закону оно не может быть ниже 10 процентов размера оклада по воинской должности, по которой человек приписан к воинской части, и размера оклада по воинскому званию, - объяснил корреспонденту "РГ" председатель Комитета Госдумы по обороне адмирал Владимир Комоедов.

По подсчетам законодателей, кошелек запасников таким образом может ежемесячно пополняться суммой от 5 до 8 тысяч рублей - в зависимости от звания и военной должности резервиста.

В период сборов за ними сохранят их среднюю зарплату на гражданке. Кроме того, "партизаны" будут получать деньги как обычные контрактники. Для таких людей ввели и дополнительные выплаты, в частности, районный коэффициент и ежемесячную надбавку за непрерывное пребывание в резерве. Она варьируется от 10 до 50 процентов военного оклада.

Еще законом предусмотрена единовременная выплата при заключении нового "резервного" контракта. Главное, что кошелек запасника станет пополняться вне зависимости от того, работает он или в данную минуту находится в воинской части.

По новым правилам, первый контракт резервисту нужно будет заключать на 3 года. Потом этот срок можно увеличить до пяти лет. Однако числиться "партизаном" до бесконечности не получится. Закон вводит жесткие возрастные ограничения пребывания в мобрезерве. С солдатами-матросами и прапорщиками-мичманами запаса, которым исполнилось более 42 лет, контракт просто не подпишут. Офицеры в звании от младшего лейтенанта до капитана имеют шанс начать резервную службу до 47 лет. Майоры-подполковники - до 52 лет, полковники и каперанги - до 57 лет.

Некоторым гражданам путь туда закрыт вовсе. Это касается людей, имеющих отсрочку от мобилизации и освобожденных от военных сборов. А еще тех, кто имеет непогашенную или неснятую судимость, находится под следствием или является фигурантом уголовного дела.

Формирование мобрезерва в России начнется с создания второго фронта для Вооруженных сил. В этом году Генштаб организует в некоторых воинских формированиях эксперимент по набору и обучению в общей сложности 5 тысяч резервистов.

Если первый блин не выйдет комом, новая система полноценно заработает в России через пару-тройку лет. В 2015 году, по планам Генштаба, Вооруженные силы должны иметь под рукой 8600 профессиональных запасников. Затем наступит очередь набора кадрового резерва в другие силовые министерства и ведомства.

Что же касается офицеров, солдат и сержантов запаса, не изъявивших желания подписывать контракт на службу в мобрезерве, то их включат в так называемый мобилизационный людской ресурс. Пребывание там дополнительных денег людям не принесет. Они по-прежнему останутся военнообязанными, но вызывать на армейские сборы их станут реже, чем резервистов. А в чрезвычайной обстановке поставят под ружье во вторую очередь.

Досье "РГ"

Формирование хорошо обученного мобилизационного резерва - общепринятая практика ведущих западных стран. Его штат в Германии, Франции, Великобритании и США даже превышает численность вооруженных сил.

В Америке роль "второго фронта" играет Национальная гвардия. Кроме того, собственными людскими запасами обладают армия и ВВС. В министерстве ВМС резерв поделен между флотом, морской пехотой и береговой охраной.

Службу в резерве американцы проходят добровольно, обязательно подписывая контракт с военным командованием.

Журавлев С.И., кандидат юридических наук, доцент Московского государственного университета приборостроения и информатики.

Кременская М.Н., аспирант, юрист.

Статья посвящена анализу нового явления в деятельности военной организации государства - мобилизационному людскому резерву. В статье раскрываются особенности поступления на службу в резерв и заключения контракта с резервистами.

Ключевые слова: поступление на службу, прохождение службы, резерв Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный людской резерв.

On entering the mobilizable human reserve

S. Zhuravlev, M.N. Kremenskaya

This article is dedicated to the analysis of a new trend in the military activities of the state - the mobilizable human reserve. The article deals with the characteristics of entering military service as a reservist and signing contracts with reservists.

Key words: entering military service, military service, reserves of the Armed Forces of the Russian Federation, mobilizable human reserve.

В декабре 2012 г. в федеральное законодательство внесены изменения и дополнения по вопросам создания мобилизационного людского резерва <1>.

<1> Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва".

В первую очередь расширены полномочия Президента Российской Федерации в области обороны, который принимает решение о создании мобилизационных людских резервов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и устанавливает численность резервистов, а также устанавливает особенности формирования мобилизационных людских резервов в органах федеральной службы безопасности. Подпунктом 19.1 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" определены порядок создания запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Основные изменения по исследуемому вопросу претерпел Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", который дополнен разд. VIII.1 "Мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов".

При этом законодатель под лицом, пребывающим в мобилизационном людском резерве (далее - резервист), понимает гражданина, который пребывает в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации и поступил в мобилизационный людской резерв на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве.

Таким образом, лица, пребывающие в запасе, после увольнения с военной службы могут выбирать - продолжать им службу в мобилизационном людском резерве (далее - резерв) или пребывать в мобилизационном ресурсе. Под мобилизационным людским ресурсом понимаются граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва.

Порядок поступления в резерв, прохождения службы в резерве, правовой статус резервиста определяются Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Положением о порядке прохождения службы в мобилизационном людском резерве, иными нормативными правовыми актами.

При поступлении в резерв гражданин обращается в военный комиссариат по месту жительства, который направляет кандидата в резервисты для проведения медицинского и психофизиологического исследований. Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию при поступлении в резерв осуществляется медицинскими комиссиями, проводящими освидетельствование призывников. Для органов федеральной службы безопасности установлен порядок, регулируемый ведомственными нормативными правовыми актами <2>. Разумеется, данный порядок может быть конкретизирован в дальнейшем, так как резервисты имеют свои специфические особенности при поступлении на службу в резерв.

<2> Приказ ФСБ России от 29 июня 2004 г. N 457 "Об организации военно-врачебной экспертизы в органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках"; Приказ ФСБ России от 31 декабря 1999 г. N 714 "О требованиях, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности".

Законодательством Российской Федерации определен перечень мероприятий, проводимых при приеме кандидата на службу в резерв. Частью 2 ст. 57.4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что гражданин, поступающий на службу в резерв, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

Данные требования включают в себя следующее:

Законодательством и подзаконными актами разрешено устанавливать дополнительные требования к кандидатам в резервисты. Например , ст. ст. 16, 16.1, 16.2 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" выделяются дополнительные требования к сотрудникам органов федеральной службы безопасности. К числу таких требований относятся:

а) наличие деловых и личных качеств, на основании которых сотрудник способен исполнить возложенные на него обязанности;

б) наличие образования по профилю деятельности сотрудника;

в) процедура проведения специальной проверки на предмет допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Руководитель федерального органа исполнительной власти вправе установить дополнительные требования в соответствии со спецификой военной службы в конкретном ведомстве, но не противоречащие федеральному законодательству <3>.

<3> Приказ ФСБ России от 31 декабря 1999 г. N 714 "О требованиях, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в органы ФСБ".

В целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве проводятся процедуры аттестации и сдачи квалификационного экзамена, установленные ст. 57.5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве. При этом работа аттестационной комиссии должна проводится по правилам, установленным для поступающих на военную службу по контракту.

По окончании процедуры проверки требований к кандидату в резервисты с ним заключается контракт о пребывании в резерве (далее - контракт). Процедура заключения контракта установлена ст. 57.2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Контракт несущественно отличается от контракта о прохождении военной службы.

К содержанию контракта законодательство относит добровольность поступления гражданина в резерв и срок, в течение которого гражданин обязуется пребывать в резерве. Однако судебная практика <4> показывает, что в случае увольнения с военной службы по нарушению условий контракта со стороны военнослужащего срок военной службы суды относят к условию контракта.

<4> Обзор судебной практики Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 2012 год. Официально опубликован не был.

<5> Более подробно см.: Журавлев С.И. Теоретические и правовые проблемы кадрового обеспечения пограничных органов федеральной службы безопасности: Монография. М., 2008. С. 61 - 80.

1) стороны контракта . Контракт о пребывании в резерве заключается между гражданином и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в лице командира (начальника) воинской части;

2) предмет контракта - подготовка гражданина к военной службе по мобилизации и исполнение им обязанностей военной службы в случаях, предусмотренных федеральным законодательством (например, на военных сборах);

3) права и обязанности гражданина, пребывающего в резерве. Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности. Резервист исполняет и иные обязанности, установленные Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве. Поскольку права и обязанности резервиста в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" указаны не в полном объеме, целесообразно дополнить п. 3 ст. 57.2 Закона указанием о том, что должностные права и обязанности резервиста устанавливаются его должностным регламентом;

4) срок контракта. На основании требований ст. 57.3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок три года. Новый контракт о пребывании в резерве может заключаться на срок три года, пять лет либо на меньший срок - до наступления предельного возраста пребывания в резерве. Предельный возраст пребывания в резерве соответствует предельному возрасту пребывания в запасе, устанавливаемому для граждан из состава запаса второго разряда. Также установлен предельный возраст для заключения первого контракта в зависимости от имеющегося воинского звания: для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов - до 42 лет; для младшего лейтенанта, лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана, капитан-лейтенанта - до 47 лет; для майора, капитана 3 ранга, подполковника, капитана 2 ранга - до 52 лет; для полковника, капитана 1 ранга - до 57 лет;

5) условие о возмещении средств федерального бюджета , затраченных на военную или специальную подготовку резервиста и размер указанных средств;

6) форма Контракта - письменная .

Контракт о пребывании в резерве вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом согласно Положению о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и прекращает свое действие в случаях и порядке, установленных ст. 57.8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". О вступлении контракта в силу издается приказ по воинской части с указанием должности, по которой гражданин приписан к воинской части (предназначен в специальное формирование), и его воинского звания, что является основанием для начисления ему денежных выплат, предусмотренных ст. 13.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 286-ФЗ).

Таким образом, рассмотрев вопросы правового регулирования поступления граждан на службу в мобилизационный людской резерв, можно сделать следующие выводы:

  1. Лицом, пребывающим в мобилизационном людском резерве (резервистом) является гражданин, пребывающий в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации и поступивший в мобилизационный людской резерв на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве.
  2. Порядок поступления в мобилизационный людской резерв определяется Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Положением о порядке прохождения службы в мобилизационном людском резерве, иными нормативными правовыми актами.
  3. К резервисту предъявляются следующие требования:

а) отсутствие гражданства (подданства) иностранного государства;

б) соответствие медицинским и профессионально-психологическим требованиям службы в резерве;

в) требования к состоянию здоровья;

г) уровень профессиональной и физической подготовки;

д) достижение возраста, при котором разрешено заключать контракт;

е) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;

ж) допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (где это необходимо).

  1. К условиям контракта мы предлагаем отнести: стороны контракта; предмет контракта; срок контракта; права и обязанности сторон; условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку резервиста.

Нарастающее геополитическое напряжение в регионе послужило причиной того, что российское руководство впервые за много лет всерьёз заговорило о модернизации армии резервистов, точнее - о создании принципиально нового управленческого института, специализирующегося на изучении и организации мобилизационного потенциала страны. Сейчас ещё сложно говорить о реальных сроках реализации проекта. Да, принят соответствующий закон, опубликован указ Президента. Но маховик системы только-только набирает ход.

Многие эксперты, как, впрочем, и простые граждане, уже сегодня интересуются нюансами данной программы. И главный вопрос, поднимаемый на всех уровнях - это, конечно же, возраст резервистов в Российской армии. По мнению военных аналитиков, спекуляции на эту тему в средствах массовой информации привели к тому, что объективные сведения затерялись на общем фоне подаваемой картины дня. Как следствие, возникла острая необходимость в проведении разъяснительной беседы с акцентированной расстановкой всех точек над «i».

Формирование армии резервистов: потенциальные претенденты

Согласно указу Президента, призыву на военные сборы в обязательном порядке подлежат следующие категории граждан:

  • лица, уволенные в запас ВС РФ;
  • бывшие студенты вузов, которые прошли комплексную подготовку на и получили офицерские звания;
  • мужчины, не прошедшие службу в рядах Российской армии по причине освобождения от призыва;
  • женщины с военно-учётной специальностью;
  • лица, имевшие на момент призыва отсрочку, а также те, кто получил право несения альтернативной ;
  • военнослужащие, уволенные без постановки на учёт.

Кроме того, отдельным положением указа определён максимальный возраст, до которого будут набирать резервистов в России - 60 лет.

Цель реорганизации системы подготовки резервистов

Стартовавшая в прошлом году реформа имеет далеко идущие планы. Первоочередная задача состоит в том, чтобы устранить присущую современной Российской армии бюрократическую неразбериху, а в перспективе - сделать из резервистов этаких универсальных солдат, способных встать в строй в считанные часы без потери функциональности и управляемости подразделений.

Но амбиции руководства Генштаба этим не ограничиваются.

Главная идея заключается в том, чтобы вывести резервные войска на новую ступень эволюции: установить между действующими боевыми соединениями и тыловиками такой уровень взаимопонимания, при котором в случае начала реальных боевых действий не придётся заниматься перепрофилированием личного состава. Проще говоря, на военных сборах будет культивироваться политика воспитания «многовекторного» солдата и офицера-специалиста, в равной степени подготовленного как для решения сугубо боевых задач, так и для выполнения функций, присущих гражданским силовым структурам.

Поскольку «универсализация» человека подразумевает длительный процесс обучения, то уже сейчас в Администрации Президента, в Правительстве и в обеих палатах Парламента ведутся жёсткие дискуссии относительно того, каким через 10-15 лет должен быть средний возраст резервистов в Российской армии: 20-34 года, как в большинстве западных стран, либо 30-45.

Военные сборы: учения или всё же боевой опыт?

Программа военных сборов - это не константа. Даже в течение одного календарного года для одних и тех же видов войск могут быть составлены абсолютно разные тренировочные алгоритмы.

Ситуация в мире постоянно меняется, поэтому выстраивать учения по одной и той же схеме было бы неправильно. Да и возраст резервистов в Российской армии, конечно же, играет свою роль. Люди, поотвыкшие от тягот и лишений срочной службы, далеко не всегда могут с первого раза выполнить норматив, который специальным образом просчитывался под физические возможности здорового двадцатилетнего парня. И это ещё одна причина призадуматься о том, не начать ли омоложение армии резервистов.