Псалом 22 на латинском языке. Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях. На церковнославянском языке с ударениями

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 22

Царь Давид размышляет о благодеяниях, которыми Господь наделил его в жизни. Он представляет Господа в образе Пастыря (доброго и щедрого пастуха).

Пс. 22:1 Эта метафора естественна для Давида, потому что он сам был пастухом до того, как стал царем. Вообще, образ пастуха довольно часто используется в Библии. Пророк Исаия уподобляет Пастырю грядущего Мессию (Исаии 40:11), и Сам Иисус отождествляет Себя с "добрым Пастырем" в Иоанна 10:14. В послании к Евреям Христос назван "Пастырем великим" (Евр. 13:20), а в Первом послании Петра - "Пастыреначальником" (1-Петра 5:4).

Псалмопевец осознает, что, имея такого Пастыря, он ни в чем не будет нуждаться.

Пс. 22:2 Господь во всей полноте удовлетворяет земные нужды Давида ("злачные пажити" - это луга, покрытые сочной травой; стада, пасущиеся на них, ухожены и сыты). Первая фраза стиха 2 подразумевает собой, однако, и духовное питание. Не случайно в Библии так часто подчеркивается, что назначение земных пастырей, поставленных Богом в церкви, в том, чтобы кормить вверенные им "стада" (Деяния 20:28; 1-Петра 5:2; Иез. 34:1-10; Иоан. 21:15-17). "Пищей" для них должно быть Слово Божие (Евр. 5:12-14; 1-Петра 2:2). "Тихие воды" - образ Божьего успокоения и мира, который мы получаем от Него, когда Он прощает нас.

Пс. 22:3 Посредством жизненных обстоятельств и откровений свыше Господь направляет Своих "овец" на праведный путь. Он делает это ради Своего имени, т. е. будучи свят, Он ведет путем святости тех, кто доверил Ему свою судьбу.

Пс. 22:4 Даже в самых тяжелых обстоятельствах, в "долине смертной тени", такой человек не должен бояться, потому что Господь находится рядом с ним, хотя он и не видит Его. Жезл и посох (оба эти слова означают пастушеский посох) - это символ власти пастыря, его способности защитить своих овец от любой опасности. Иногда образы этого стиха понимают буквально, т. е. в том смысле, что когда для верующего человека наступает время перехода в мир иной, то и в эти минуты Господь находится рядом с ним. И осознание этого приносит человеку успокоение и радость.

Пс. 22:5 Вероятная символика этого стиха в том, что Господь открыто свидетельствует врагам Давида о его избранности. Поскольку здесь присутствует образ богатой трапезы, то естественно упоминание и о "елее", которым гостеприимные хозяева смазывали голову своим гостям. Все это изображает радостное настроение вызванное полнотой жизни верующего человека ("чаша моя преисполнена").

Пс. 22:6 Здесь выражена просьба и надежда о том, чтобы благость и милость Господа сопутствовали псалмопевцу во все дни его жизни. Фраза "и я пребуду" в еврейском оригинале выражает идею возвращения. В связи с этим высказывается предположение, что во время написания этого псалма Давид был вдали от святилища ("дома Господнего"), и он выражает горячее желание возвратиться к нему, чтобы затем многие дни наслаждаться общением с Господом во всей его полноте.

Многие псалмы Давида изобилуют жалобами, а этот наполнен утешениями и выражает восхищение великой милостью Бога и зависимостью от Него. Этот псалом с огромным удовольствием и удовлетворением пели и будут петь многие благочестивые христиане, пока этот мир существует.

(I) В этом псалме Давид говорит, что относится к Богу как к своему пастырю (ст. 1).

(II) Он рассказывает обо всем хорошем, что Бог, как его пастырь, сделал для него (ст. 2,3,5).

(III) Отсюда псалмопевец делает вывод, что не будет нуждаться ни в каких благах (ст. 1), что ему не нужно бояться зла (ст. 4), что Бог никогда не оставит его и не лишит милости; и поэтому Давид решает никогда не оставлять Его и не отходить от верного пути (ст. 6). Здесь, конечно, он имеет в виду не только благословения Божьего провидения, которые сделали видимым его процветание, но и посещения Божьей благодати, принятые живой верой, которая возвращалась к Богу в виде теплой молитвы, насыщающей его душу неизреченной радостью. И так же, как в предыдущем псалме он представлял Христа умирающим за Своих овец, так и здесь он представляет христиан, принимающих преимущества от заботы и нежности этого великого и доброго пастыря.

Псалом Давида.

Стихи 1-6 . В этом псалме Давид из трех утешительных предпосылок выводит три утешительных заключения и учит нас поступать так же. Мы спасаемся надеждой, и эта надежда не постыдит нас, потому что имеет под собой хорошее основание. Обязанность каждого христианина – ободрять себя в Господе, Боге нашем; и этот псалом указывает нам, что мы должны черпать ободрение и из того, кем Он нам приходится, и от осознания тех благ, которые мы получаем от Него благодаря этому отношению.

I. Из предпосылки, что Бог – его пастырь, Давид делает вывод, что он ни в чем не будет нуждаться, и это благо для него (ст. 1). Здесь обратите внимание (1) на великую заботу Бога о верующих. Он – их пастырь, и они так могут называть Его. Было время, когда сам Давид был пастырем; он был взят от дворов овчих, когда был еще молодым (Пс 77:70,71), и поэтому по собственному опыту знал, какую заботу и нежные чувства питает к своему стаду добрый пастырь. Он вспоминал, что они нуждались в пастыре, что верный и искусный пастырь - великая милость для них. Однажды Давид рисковал своей жизнью, спасая ягненка. Поэтому подобными примерами он иллюстрирует заботу Бога о Своем народе; и, похоже, на это же ссылается Спаситель, когда говорит: «Я есмь пастырь добрый» (Иоан 10:11). Он, который является пастырем Израиля и всей Церкви в целом (Пс 79:2), является Пастырем каждого верующего в отдельности; самый ничтожный удостоится Его внимания (Ис 40:11). Он берет их в свою овчарню, заботится о них, защищает и обеспечивает всем необходимым с большей заботой и постоянством, чем любой пастырь, чья основная задача – сохранить стадо. Если Бог относится к нам как пастырь, то мы должны быть как овцы - необидчивые, кроткие, тихие, молчаливые перед стригущими, более того, даже перед мясником, полезными и общительными; мы должны знать голос пастыря и следовать за Ним.

(2) На великую уверенность верующих в Боге: «Если Бог – мой пастырь, мой кормилец, то я могу сделать вывод, что не буду нуждаться ни в чем, что действительно необходимо для меня». Если Давид написал этот псалом до того, как занял престол, хотя и был предназначен для этого, тогда у него, как и у каждого обычного человека, был повод опасаться нужды. Однажды он послал своих воинов попросить еды у Навала, в другой раз он сам пошел с просьбой к Ахимелеху; но в то же время, когда он задумался над тем, что Бог – его пастырь, то смог смело сказать: «Я ни в чем не буду нуждаться». Пусть же каждый, кто нашел Бога и считает Его своим кормильцем, не боится умереть с голоду. В этих словах больше подразумевается, чем выражается. Давид не только говорит: «Я ни в чем не буду нуждаться», но и «Я буду иметь все необходимое; а если не буду иметь все желаемое, то сделаю вывод, что либо это не нужно мне, либо это не полезно мне, либо я буду иметь это в нужное время».

II. Исходя из того, что Бог совершает по отношению к нему служение доброго пастыря, Давид делает вывод: ему не нужно бояться никаких великих опасностей или трудностей (ст. 2-4). Он сейчас имеет привилегии от Божьего присутствия и заботы, поэтому ожидает пользы от них и тогда, когда будет больше всего нуждаться. Здесь обратите внимание на 1. Утешения живущего святого. Бог – его пастырь, и его Бог – Бог вседостаточный для всех намерений и целей. Давид увидел, что Он таков, а также - и мы. Отметьте блаженство святых – овец на пажитях Божьих.

(1) Они приведены на хорошее место и хорошо расположились там: «Он покоит меня на злачных пажитях». Мы получаем поддержку и утешения в этой жизни из доброй руки Бога; будучи нашим Отцом, Он дает нам хлеб насущный. Величайшее изобилие является высохшим пастбищем для нечестивца, который наслаждается лишь тем, что доставляет чувственные удовольствия; а для благочестивого, который вкушает благость Бога во всех своих удовольствиях и верой наслаждается этим, - это злачная пажить, хотя он имеет мало от этого мира. (Пс 36:16; Прит 15:16). Божьи постановления – это злачные пажити, где всем верующим предоставлена пища; слово жизни – это питание для нового человека. Это молоко для младенцев, пажить для овец, которая не бывает бесплодной, которую никогда не выедают дочиста и которая никогда не высыхает. Эта пажить всегда зеленая и готова напитать веру. Бог побуждает Своих святых прилечь; Он дарует им покой и удовлетворенность в разуме, каким бы ни был их жребий; в Нем их души будут жить беззаботно, и это делает каждую пажить зеленой. Благословлены ли мы зеленой пажитью постановлений? Давайте не будем думать, что достаточно пройти через них, а возляжем в них и будем пребывать в них - это мой покой во веки. Только благодаря постоянству средств благодати душа питается.

(2) Их хорошо ведут. Пастырь Израиля водил Иосифа, как стадо, и каждый верующий находится под одним и тем же водительством: «Он водит меня к водам тихим». Тот, кто питается Божьей благостью, должен идти в указанном Им направлении; Господь ведет их Своим провидением, Своим словом, Своим Духом, устраивает их дела наилучшим образом в соответствии с собственным мнением, располагает их чувства и действия в соответствии со Своим повелением, направляет их глаз, их путь и их сердца к Своей любви. Тихие воды, к которым Господь ведет их, покоряются им; на них не только приятно смотреть - они несут с собой прохладу и придают сил, когда люди устали и жаждут. Бог обеспечивает Свой народ не только пищей и отдыхом, но освежает и доставляет удовольствие. Утешения Бога и радость Святого Духа являются теми тихими водами, у которых возлежат святые и делают веселым город нашего Господа. Всевышний ведет Свой народ не к стоячим водам, где собирается грязь и отбросы, не к беспокойному морю, не к быстрым, заворачивающимся потокам, а к тихим, журчащим водам, ибо тихие, но движущиеся воды лучше всего согласуются с теми духами, которые текут к Богу, но делают это тихо. О божественном водительстве, под которым они находятся, мы делаем вывод, исходя из следующей метафоры (ст. 3): «Направляет меня на стези правды; на путь моих обязанностей, где Он наставляет меня Своим словом и направляет совестью и провидением. Все верующие желают, чтобы их водили и хранили на этих путях и чтобы они никогда не сошли с них. И только тех водят к тихим водам утешения, которые ходят путями правды. Путь долга – это воистину приятный путь. Мир – это труд праведности. Но мы не можем идти этими путями, если только Бог не приведет нас к ним и не будет вести по ним.

(3) Они получают хорошую помощь, если что-то беспокоит их: «Он подкрепляет душу мою».

«Он возвращает меня, когда я блуждаю». Ни одно творение не может потеряться быстрее, чем овца, поэтому она склонна к блужданию и неспособна найти путь обратно. Наилучшие святые знают о своей склонности уходить прочь и блуждать, как овца потерянная (Пс 118:176);

они теряют свой путь и сворачивают в сторону, на боковые тропинки. Но когда Бог показывает им их ошибку, дает им покаяние и возвращает опять к своим обязанностям, тогда Он восстанавливает душу; и если бы Господь не поступал так, они бесконечно блуждали бы и погибли. Когда после первого согрешения сердце Давида бичевало его, а после другого был послан Нафан, чтобы сказать ему: «Ты - тот человек», тогда Бог подкрепил его душу. Хотя Господь может допустить, чтобы Его народ согрешил, но Он никогда не позволит ему оставаться во грехе.

«Он исцеляет меня, когда я болен, и подкрепляет, когда я ослаб - и таким образом Он восстанавливает душу, готовую уйти». Он – Господь, наш Бог, который исцеляет (Исх 15:26). Много раз мы уже ослабели бы, если бы не верили; и именно добрый пастырь удержал нас от падения.

2. Здесь обратите внимание на смелость умирающего святого (ст. 4): «Имея такое особое ощущение Божьей милости, проявленной ко мне во все дни жизни моей - в шести бедах и в семи, я никогда не разуверюсь в Нем, даже в самой крайней нужде; ибо все, что Он совершил для меня до сего момента, скорее всего, было сделано не за мои заслуги или достоинства, а ради имени Его, во исполнение Его слова, для совершения Его обетования, для славы Его собственных черт характера и отношения к Своему народу. Поэтому это имя будет моей крепкой башней и оно убедит меня в том, что Тот, Кто вел и питал меня всю мою жизнь, не оставит меня в конце пути». Эти слова подразумевают:

(1) Нависшую опасность: «Если я пойду и долиною смертной тени, то есть если даже я окажусь в смертельной опасности, если проблемы, глубокие, как долина, темные, как тень, и ужасные, как сама смерть, окружат меня», или «хотя я нахожусь во власти смерти, мне вынесен смертельный приговор и на всех мирских основаниях я могу смотреть на себя как на умирающего человека, в то же время я спокоен». Тот, кто находится в болезни, кто стар, имеет повод смотреть на себя как на человека, находящегося в долине смертной тени. Одно слово в этой фразе звучит пугающе: это слово – «смертной», которое мы должны принимать во внимание. Это означает, что на этой войне нет демобилизации. Но даже если мы находимся в отчаянии, есть четыре слова, которые приуменьшают ужас. Безусловно, мы оказываемся перед лицом смерти, но это лишь тень смерти, в ней нет никакого существенного зла; тень змеи не ужалит, а тень меча не убьет.

Это место – долина смерти; конечно, она глубокая, темная и грязная, но долины плодоносны, поэтому и смерть сама по себе приносит много плодов утешения народу Божьему.

Это лишь прогулка по этой долине, легкая, приятная прогулка. Нечестивцы изгоняются из этого мира, и их души востребуются, а святые совершают переход в другой мир так же радостно, как и живут в этом.

Это переход через какое-то место; они не потеряются в этой долине, а благополучно доберутся до гор пряностей, по другую сторону от нее.

(2) Что на полном основании эта опасность станет незначительной, и мы восторжествуем над ней. Смерть – царица ужасов, но не для овец Христа; они трепещут перед ней не больше, чем овца, предназначенная для заклания. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла. Ни один из этих ужасов не потревожит меня». Обратите внимание: чадо Божье может встретиться с посланниками смерти и принять ее повестку со святой уверенностью и спокойствием разума. Младенец может играть над норой, в которой живут гадюки; дитя, отнятое от груди матери, которое благодатью отучено от этого мира, может вложить свою руку в нору василисков, имея святое пренебрежение к смерти, как Павел, воскликнувший: «Смерть! Где твое жало?» И для этой уверенности есть достаточное основание:

Для чада Божьего нет зла в смерти; она не может отлучить нас от любви Божьей и поэтому не может причинить нам реальное зло. Она убивает тело, но не может коснуться души. Что же может быть в ней пугающего, если нет ничего вредоносного?

Святые в момент смерти имеют рядом присутствие Бога, Он находится одесную их, так зачем им беспокоиться? Добрый пастырь будет не только вести, но и сопровождать Своих овец через долину, где они подвергаются опасности стать добычей ненасытных волков. Он не только поведет их, но и утешит, когда они больше всего будут нуждаться в утешении. Его присутствие утешит их: «Ты со мною». Его Слово и Дух утешат их: Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня. Здесь автор ссылается на посох чабана, через который проходят овцы, когда их пересчитывают (Лев 27:32), или жезл, которым пастухи отгоняют собак, если те разгоняют или тревожат овец. Великое утешение святых заключается в том, что, когда приходит время им умирать, Бог знает о них (Он знает, кто принадлежит Ему), Он накажет врага, поведет их Своим жезлом и поддержит Своим посохом. Евангелие называется жезлом силы Христа (Пс 109:2), и оно содержит достаточно утешений для святых, когда придет время им умирать, а под ними будет находиться вечная мышца.

III. Исходя из добрых даров Божьей щедрости к нему, теперь псалмопевец делает вывод о постоянстве и бесконечности Его милости (ст. 5,6).

Здесь мы можем увидеть,

1. Как высоко он превозносит милостивое соизволение Бога к нему (ст. 5): «Ты приготовил предо мною трапезу; Ты обеспечил меня всем, что способствует жизни и благочестию, всем, что требуется для тела и для души, - для этого времени и для вечности». Таким щедрым Даятелем является Бог для Своего народа; и это побуждает верующих обильно превозносить великую милость Бога, как Давид, который признает, (1) что имеет подходящую пищу, что его стол накрыт, чаша наполнена, есть мясо, чтобы утолить голод, и питье, чтобы утолить жажду.

(2) Что Бог своевременно и заботливо обеспечил его. Его стол не был накрыт тем, что было под рукой, а был приготовлен пред ним.

(3) Что Бог не скупился и не ограничивал себя, а был щедр: «Чаша моя преисполнена, я имею достаточно для себя и для моих друзей»;

(4) что он имел необходимое не только для своих нужд, но и для наслаждения: «Он умастил елеем голову мою». Самуил помазал его на царство, что было залогом дальнейшего благоволения. Но это скорее является примером щедрости, которой Бог благословил его, или является ссылкой на необычные поступки близких друзей, которые помазали его маслом (Лук 7:46). Более того, некоторые думают, что он все еще смотрит на себя как на овцу, а именно на такую овечку, которая была единственной у бедного человека (2Цар 12:3), которая ела от хлеба его, из его чаши пила и на груди у него спала. Не только так превосходно, но и так нежно Бог присматривает за Своими детьми. Он щедро обеспечивает их тела, их души и в этой жизни, и в той, которая придет. Если провидение не награждает таким щедрым образом нашу естественную жизнь, то наша собственная ошибка состоит в том, что духовные благословения для нас не пополняются.

2. С какой уверенностью Давид рассчитывает на Божье благоволение (ст. 6). Он сказал (ст. 1): «Я не буду нуждаться», но здесь он говорит более уверенно и всеобъемлюще: «Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей». Его надежда возрастает, а его вера, будучи испытанной, усиливается. Обратите внимание, (1) что он обещает себе: благость и милость; все потоки милости текут от источника прощающей, защищающей, поддерживающей и обеспечивающей милости.

(2) Каким образом она будет передаваться: она будет сопровождать меня, как вода, высеченная из скалы, следовала за израильским лагерем через пустыню; она будет следовать за ним всюду, при всех обстоятельствах, она всегда будет под рукой.

(3) Продолжительность милости: она будет сопровождать меня во все дни жизни моей, до самого последнего дня, ибо кого Бог любит, того будет любить до конца.

(4) Ее постоянство: во все дни жизни моей; это так же верно, как то, что настанет следующий день; она будет обновляться каждое утро (Плач 3:22.23), подобно манне, которую Израиль получал каждый день.

(5) Уверенность в этом: «безусловно»16 . Это так же верно, как и Божье обетование истины, а мы знаем, в кого мы веруем.

(6) Здесь представлена перспектива блаженства в будущем состоянии. Именно так некоторые понимают последнюю фразу: «Благость и милость сопровождали меня во все дни моей земной жизни, а когда она закончится, я переберусь в лучший мир и пребуду в доме Господнем многие дни, в доме своего Отца на небесах, где у Него много обителей. Я доволен тем, что имею, но еще больше доволен тем, что надеюсь иметь». Всем этим и небесами! Тогда мы увидим, что служим доброму Господину.

3. С какой твердостью он принимает решение прилепиться к Богу и своим обязанностям. Мы читаем последнюю фразу как завет Давида с Богом: «…я пребуду в доме Господнем многие дни (пока буду жить), и я буду славить Его, пока буду существовать». Мы должны обитать в Его доме как слуги, желающие, чтобы их уши привели их к дверному косяку, где они могли бы служить Ему во веки. Если милость Бога к нам подобна утренней заре, которая сияет ярче и ярче, пока не настанет день, то пусть наша милость не будет похожа на утреннее облако и росу, которые исчезают. Тот, кто хочет быть насыщен тучностью в доме Божьем, должен тщательно исполнять свои обязанности в нем.

1 Псалом Давида. Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:

2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,

3 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня.

5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.

6 Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

Псалом 22: Великий Пастырь

Двадцать второй псалом является, возможно, самым любимым из всей существующей поэзии. Поется ли он на величественную мелодию Краймонда или декламируется на занятиях воскресной школы, он сохраняет непреходящее очарование и выражает бессмертные истины. "Благословен тот день", написал один старинный богослов, "когда рожден был 22-й псалом!"

Вряд ли нам удастся улучшить описание Дж. Р. Литлпрауда:

"Секрет счастливой жизни – каждая потребность восполнена. "Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться". Секрет счастливой смерти – всякий страх изжит. "Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной". Секрет счастливой вечности – все желания сбылись. "Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни"".

22:1 Несмотря на свою всемирную известность, этот псалом подходит не каждому. Он относится только к тем, кто имеет право сказать: "Господь – Пастырь мой". Верно, что Пастырь добрый умер за всех, но только те, кто действительно и со всей определенностью принял Его верою, являются Его паствой. Его спасительное свершение действительно для всех, но действенно только для тех, кто истинно верует в Него. Поэтому все сводится к притяжательному местоимению мой. Если Он – не мой Пастырь, то этот псалом не имеет ко мне никакого отношения. С другой стороны, если

Он – действительно мой, а я – действительно Его, то Он – все для меня!

22:2 У меня не будет недостатка в пище для души или тела, потому что Он покоит меня на злачных пажитях. Я не буду страдать от жажды или засухи, ведь Он водит меня к водам тихим.

22:3 Я не почувствую упадка сил, потому что Он подкрепляет душу мою.

Я не останусь и без нравственного наставления, так как Он направляет меня на стези правды ради имени Своего.

У нас вызывает улыбку рассказ о юном ученике, который разволновался и сразил публику, когда, декламируя этот псалом, изобрел новую версию слов: "Господь – Пастырь мой; я ни о чем не буду волноваться". Однако он не так уж сильно ошибся. Пусть он неточно запомнил слова, зато передал точный смысл. Если Господь – наш Пастырь, нам действительно не нужно ни о чем беспокоиться!

22:4 И нам не нужно бояться смерти. Даже в долине смертной тени бояться нечего, потому что Пастырь с нами. Жало смерти – это грех, грех неисповеданный и непрощенный. Но Христос лишил смерть ее жала для верующих. Он единожды и навсегда уничтожил наши грехи. Теперь худшее, что может сделать с нами смерть, оказывается лучшим из всего, что может с нами произойти. Таким образом, мы можем провозгласить:

Нет, смерть с могилой, не боюсь я вас,
Долг уничтожен.
На Иисуса был в голгофский скорбный час
Наш грех возложен.
Маргарет Л. Карсон.

Верно то, что у христиан могут быть какие-то опасения относительно тех страданий, которые так часто предшествуют смерти. Как, по рассказам, воскликнул один святой прежних дней, "Я не против, чтобы Господь разрушил мою земную хижину, но я надеюсь, что Он разрушит ее мягко и нежно!"

Верно также то, что время для дарования благодати умирающему обычно приходит не раньше, чем это необходимо в жизни данного человека. И факт остается фактом – для нас смерть лишилась своего ужаса, так как мы знаем, что умереть – означает быть с Христом, что несравненно лучше. "Смерть – приобретение".

Жезл и посох Пастыря успокаивают верующего, защищают и направляют его. При необходимости Он может употребить жезл и для вразумления. Большинству овец такое наставление время от времени необходимо.

22:5 Тем временем Пастырь приготовил трапезу для нас в присутствии наших врагов. В эту трапезу входят все духовные благословения, которые Он приобрел для нас Своей драгоценной кровью. Эта трапеза символизирует собой все, что есть нашего во Христе. Несмотря на окружающих нас врагов, мы мирно и покойно вкушаем эти благословения.

Дж. Г. Джоуэтт приводит пример: "Восточное гостеприимство гарантирует безопасность гостя. "Все священные законы гостеприимства ограждают его от причинения вреда. Его вводят в дом, ставят перед ним еду, а его нерасторопные преследователи тем временем хмуро стоят у двери"".

Пастырь также умащает нам голову елеем. Пастухи, заботясь об овцах, смазывают у них на голове елеем колтуны и ссадины. Для священника помазание елеем означает освящение его на служение. Для царя помазание происходит при коронации. Каждый верующий получает помазание Святым Духом в тот момент, когда принимает Спасителя. Этим помазанием обеспечивается для него учительное служение Бога Духа Святого.

Когда мы задумываемся обо всем изобилии благодати, которую мы обретаем в Иисусе Христе, нас пронзает благодарное понимание: "Чаша моя преисполнена!"

Любовь Его безмерна,
Бесконечна благодать,
Пределов Его власти
Никогда нам не узнать
И благодати во Христе
Вовек не исчерпать.
Анни Джонсон Флинт.

22:6 И наконец, нас ждет секрет счастья в вечности. Божии благость и милость сопровождают нас во все дни жизни нашей, и в конце концов мы оказываемся в доме Отца, нашей вечной обители. Думая обо всем этом, мы не можем не согласиться с Гаем Кингом, который сказал: "какие же мы счастливые нищие!"

Псалмы являются бесконечным источником надежды на Господа, Пастыря всех людей. Давид писал свои песни в минуты глубоких душевных переживаний, причем одинаково страстные его песни и написанные в минуты скорби и горя, и созданные в результате счастливых и трепетных моментов.

История написания

Как и во всем Псалтири, эта песнь имеет духовный подтекст, поэтому толкование его занимает больше времени. При этом история написания его точно не известна и исследователи могут лишь выдвигать различные теории по этому поводу.

Основная мысль 22 Псалма - Господь охраняет и защищает человека

Считается, что написал его царь Давид во время своего бегства из Иерусалима от восстания, которое устроил его сын Авессалом. По этому поводу написано было несколько песней царем, в частности, четвёртая и сороковая. Пребывая в бегстве, царь и его приближенные много страдали, нуждаясь в крове и пище.

Исследователи утверждают, что песня была написана Давидом после того, как его слуги Махир и Верзеллий принесли пищу для всего общества царя и накормили людей. Именно поэтому Давид называет Господа Пастырем тут, в виду того, что Небесный Отец всегда заботится о своем стаде. А царю, который ранее пас овец, хорошо понятно, какую работу пастух выполняет и как он заботится об овцах.

На заметку! Это первая песнь, в которой Господь называется Пастырем, как позже будет изображен Христос (Который часто сравнивал Бога с пастухом в Своих притчах).

Тут же, несмотря на восхищение и благословение Господа, царь выражает некую вину перед Ним, как и во всех псалмах, которые были написаны в то время.

Считается, что болезнь царя, которая мучила его в то время, была дана ему в качестве наказания за некий грех и именно поэтому псалмы того периода отражают вину Давида, хотя прямо о ней конкретно в этой песне не говорится.

1 Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:

2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,

3 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня.

5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.

6 Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

Толкование псалма

Толкование Псалтири часто затруднительно и для богословов, а простому человеку и вовсе бывает трудно разобрать некоторые слова и понять их значение. Именно поэтому важно параллельно с Писанием читать и толкование. Трудность толкования псалмов заключается в том, что некоторые исторические события невозможно восстановить, но именно они повлияли на создание того или иного текста.

Главная идея псалма 22 заключается в простом сравнении Господа с Пастырем . Исходя из него человек понимает, что независимо от того, что происходит в жизни - Господь заботится о нем. Он является охранником и кормильцем, слушателем и советчиком - Он скала и опора для человека. Господь всегда предоставляет Своим детям то, что им необходимо, будь то хлеб, вода или кров, а может и испытания, чтобы вернуть человека обратно к Пастырю.

Стоит также посмотреть на каждый стих псалма в отдельности:


В псалме также присутствует образ опасности и смерти, но лишь как контрастное сравнение с надежной защитой, которую человек имеет в Господе. Читая данную песнь, человек может быть спокоен - Пастырь с ним.

Правила чтения

Псалом 22 используется при богослужениях и во время множества обрядов в православии и иудаизме.

В православной церкви он обязательно читается перед Причастием и во время покаяния . Красота слога и яркость образов сделало псалом привлекательным для режиссёров, поэтому его звучание можно услышать во многих фильмах («Терминатор», «Город грехов», «Титаник»).

Внимание! Среди народа существует ряд суеверий, которые утверждают, что псалом необходимо читать 40 раз для исцеления или решения какой-либо проблемы. Это всего лишь суеверия.

Следует помнить, что читать псалом можно в моменты утренних и вечерних молитв, когда хочется прославить и восхвалить Бога или, когда страх объял душу. Сколько раз читается этот текст совершенно неважно, важно лишь искреннее сердце человека.

Псалтирь. Псалом 22

Псалом 22 — это один из самых сильных и мощных псалмов, которые были написаны. Он действует настолько быстро и мощно, что после его прочтения вы сразу же почувствуете изменения! Единственное условие: читать надо вдумчиво, как бы пропуская через себя все слова.

Псалом 22 творит невероятные вещи! Он помогает тем, кто очень сильно нуждается в защите и поддержке. Многие люди, которые читали его в самые страшные моменты своей жизни рассказывали, что помощь приходила волшебным образом, из ниоткуда.

Это перевод псалма с древнеарамейского языка. Мы искренне надеемся, что Псалом 22 поможет вам в преодолении всех трудностей.

Псалом 22

Я — твой Пастырь. Ты никогда не будешь иметь нужду в чем-то, что Я хочу тебе дать. Если ты будешь уповать на Меня и на самом деле позволишь Мне быть Пастырем твоей жизни, то Я дам тебе такой огромный мир ума, что это будет как отдых в прохладной зеленой траве на весеннем лугу.

И пока ты учишься более глубокой любви и упованию, покой будет сходить на твою душу, как безмятежное тихое озеро. Это будет большое освежение для твоего внутреннего человека.

Идет подготовка к выполнению многих задач, какие Я поставил перед тобой. И не преуменьшай никакие задания, данные тебе Мною. Ибо это для Моей славы и чести, а не для твоей. Будут времена, когда из-за Моей любви к тебе, Мне будет необходимо повести тебя в сильную тьму.

Она будет настолько огромной, что ты почувствуешь, будто стоишь на самом краю земли, и смерть поджидает тебя внизу. Но всегда помни, что Я по прежнему твой Пастырь. В темноте ты, возможно, не сможешь увидеть Меня, но у тебя есть Мое вечное обещание, что я никогда не оставлю и не покину тебя.

Если ты продолжишь уповать на Меня, даже пройдя через времена тьмы, Я вновь затоплю твое сердце таким миром, что ты сможешь сесть даже посреди своих врагов. Твоя радость будет настолько большой, что будет переливаться в жизни других людей. И в качестве твоей награды, Я дам великие и важные вещи в твою жизнь.

И когда ты совершишь все, что Я запланировал тебе сделать, Я хочу чтобы ты пошел и жил со Мной во веки веков!