Учебный проект по русскому языку «путешествие с причастием. Проект "Занимательный русский язык" (пособие-практикум) Лучшие учебные проекты по русскому языку

Темы ПРОЕКТОВ:

  • Зачем нужны псевдонимы? /или Кто и зачем скрывается под маской?/
  • Литературные места нашего города
  • Что читают в нашем классе?
  • Какие существуют литературные премии сегодня
  • Литературные сообщества в Интернете
  • Книга вчера, сегодня, завтра
  • Завтрашний день книги
  • Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии
  • Место русского языка среди других предметов в нашей школе
  • Языковой портрет ученика нашей гимназии
  • Искусственные языки
  • Как интернет влияет на язык?
  • Невербальные средства общения
  • Как влияют социальные сети на язык?
  • Особенности языка СМС сообщений
  • Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий
  • Говорящие фамилии в произведениях писателей
  • Имена, фамилии, отчества в разных языках мира

Проектная деятельность по русскому языку (темы проектов)

(по учебнику Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирской Русский язык. «Мнемозина». Москва. 2012)

Проект 1

Составьте мини-сборник пословиц, сгруппировав их по темам («О родине», «О семье», «О дружбе», и т.п.). Подберите такие пословицы, в которых есть глаголы с безударными личными окончаниями. В каждом разделе выберите несколько пословиц, для которых сформулируйте «ядрышки»-мысли. Собранным тренировочным материалом вы сможете в дальнейшем пользоваться на уроках.

Проект 2

Выпишите из знакомых вам литературных произведений отрывки или отдельные предложения, которые помогают определить: 1) профессию персонажа; 2) его возраст; 3) характер. Соберите все примеры вместе. «Конечным продуктом» вашей проектной деятельности будет мини-сборник дидактических материалов, которыми могут воспользоваться ученики вашего класса.

Проект 3

Выберите один из творческих проектов: 1) «Сборник сочинений нашего класса о животных», 2) «Сборник стихов и рассказов о животных».

Включите в ваш сборник не только самостоятельно подобранные тексты, но и тексты «о братьях наших меньших» из учебника. Материалы оформите в виде рукописного или электронного журнала.

Проект 4

Вам нужно подготовить для учеников 3-го класса занятие кружка по русскому языку, посвящённое истории нашей письменности. Посмотрите главу «Дорога к письменности», найдите дополнительный материал и подберите для третьеклассников интересные задания. При подготовке проекта вы можете пользоваться мультимедийной детской энциклопедией «Русский язык. Незаменимое пособие для любознательных школьников».

Проект 5

Подготовьте устный лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита». Выберите букву, которую вы будете представлять на этом параде. Расскажите её историю, придумайте наглядный образ, подберите интересные факты. (Вашими незаменимыми помощниками при подготовке проекта станут книги Льва Успенского «Слово о словах», «По закону буквы» и др. Их можно найти во Всемирной паутине.

Проект 6

Какой словарь интересно было бы составить вам? Может быть, это будет словарь цветов, или словарь запахов, или словарь весёлых слов, или словарь футболиста, или… Попробуйте составить свой личный словарь на любую тему. Рукописный или электронный - не имеет значения.

Проект 7

Подготовьте для учащихся младших классов устный журнал по русскому языку на тему «Какая наука изучает происхождение слов?»

Проект 8

Подготовьте для учащихся других школ иллюстрированный а»Альбом правил русского языка» по теме «Кто командует корнями? Правописание чередующихся гласных в корне. Включите в свой альбом самоинструкции, таблицы, рисунки, интересные тексты и задания.

Проект 9

Составьте список греческих и латинских словообразовательных элементов: АНТИ, ТЕЛЕ, ДРОМ, ТЕКА и др. Обратитесь за помощью к следующим словарям: «Школьный словарь иностранных слов», «Школьный словарь строения слов русского языка» и другие. Выясните значение греко-латинских элементов, их происхождение, подберите примеры их детской классики или детских познавательных журналов. Результат вашей проектной деятельности оформите в виде рукописного или электронного этимологического словаря.

Проект 10

Сочините лингвистическую сказку о приставках ПРИ- и ПРЕ-. Проведите в классе конкурс на лучшую сказку, выберите самые интересные работы, проиллюстрируйте их. Результат проекта оформите в виде электронной газеты или журнала.

В начальной школе дети по русскому языку изучают много тем связанных с описанием слова. Обобщая и систематизируя полученные знания в некоторых программах детям предлагают в качестве домашнего задания подготовить проект "Рассказ о слове". Формы проекта разнообразны: сообщение, презентация, исследовательская работа и др.

Самый популярный вид проекта - презентация, но и письменная работа в тетради или сообщение по заданной теме зачастую заслуживают оценки 5.

Так что же из себя представляет проект "Рассказ о слове"? Какие моменты он должен учитывать, какие разделы содержать? В 3 классе рассказ о слове учитывает, то как дети освоили изученный ранее учебный материал.

Как составить рассказ о слове в 3 классе план:

  • Орфография или правописание слова
  • Лексическое значение
  • Однокоренные слова
  • Синонимы
  • Антонимы
  • Фразеологизм
  • Сочетаемость слова
  • Пословица
  • Загадка
  • Предложение с этим словом

Не обязательно все пункты должны входить в ваш проект, вы можете добавить что то интересное от себя. Работа над таким проектом подразумевает поиск материалов в различных словарях. Популярным источником информации стал интернет. На нашем сайте можно найти много материалов для проекта "Рассказ о слове"

Самая простая форма проекта про слово солнце - письменное сообщение. Приводим пример ГДЗ такого вида:

Проект по русскому языку 3 класс "Рассказ о слове собака"

Уже в 1 классе дети знакомятся с темами, связанными с правописанием слов. Этот процесс ознакомительный, но ученики начинают понимать, что в русском языке есть слова написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова правописание букв в которых можно проверить и научиться этому задача всей начальной школы.

Во 2 классе обучающиеся знакомятся с лексическим значением слова, его этимологией, подбирают родственные слова, однокоренные; учатся подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогащает кругозор детей, их речь, формирует богатый словарный запас.

В 3 классе работа на словом усложняется. Ученики начинают понимать природу фразеологизмов, исследуют слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появляется задание создать проект по русскому языку "Рассказ о слове". С его помощью систематизируются, обобщаются знания детей.

Для создания проекта широко используется фольклор русского народа. Это загадки, пословицы, поговорки. Можно поработать и с произведениями классиков: найти предложения, где автор использует данное слово. Привлечение живописи в проект поможет воссоздать общую картину природы исследуемого слова.

Создавая презентацию ученик закрепляет навыки работы на компьютере, осуществляется взаимосвязь всех учебных предметов начальной школы.


Цель проекта. · восприятие русского языка, как явления национальной культуры; · пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; · воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; · осознание языка как основного средства человеческого общения, основного признака по которому мы узнаем народ; · понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.




Среди современной молодежи использование языка сводится к минимальному набору слов. Практикум учит выражать мысли и чувства классическим русским языком. Поговорить на классическом русском языке - словно воды чистой напиться. На примерах из Русской литературы и поэзии развивать красноречие и свободное владение языком. Как будто целый мир тебе знаком, Когда владеешь русским языком … Вот почему всем близок чистый, ясный, Народа русского язык прекрасный. И. Гришашвили


Речь выдает нас с головой. Это наша визитная карточка. И так было, есть и будет всегда. Помните у Пушкина: « Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали ». А что та сказала - то? Да ничего особенного:. « В пояс низко поклонилась, закрасневшись, извинилась, что - де в гости к ним зашла, хоть звана и не была ». Тем не менее, за это время у слушающих ее семи богатырей создалось о ней самое благоприятное впечатление. Почему? Говорила красиво, правильно и вежливо. Сказка ложь, да в ней намек. На правильное речевое поведение.





Попробуем посмотреть на привычные вещи с другой стороны. Обратимся к истории слов, называющих предметы нашей одежды. Каждое утро вы надеваете брюки, рубашку, пиджак или юбку, блузку, жакет, думаете о своём внешнем виде, но не задумываетесь, как в нашем быту появились эти предметы одежды, а в русском языке – их названия. Собственно русское слово только одно из всех: рубашка – образовано от русского слова рубаха с помощью суффикса -к-, а слово рубаха, в свою очередь, от слова руб «плохая, грубая одежда» (сейчас говорят рубище). Одежду называли руб, потому что её рубили, то есть ткань обрывали, резали, делали край. Сарафан было заимствовано из персидского языка, где оно звучало как serāpā и означало «длинная одежда, почётная одежда». Завершает наряд галстук. Немецкое Halstuch «шейный платок» появилось в русском языке в ХVIII веке. Вначале слово звучало как галздук (в эпоху Петра I), потом галстух (в эпоху Пушкина). Слова брюки, юбка, жакет, пиджак, жилет, костюм имеют свою интересную историю…. Итак, наша одежда– это результат длительного развития моды, которое можно установить по истории названий отдельных и таких привычных для нас вещей.


Этот миленький удмурт, Съел с прилавка весь йогУрт. Запомнить ударный слог легко, если придумать к нему считалку или стихотворение. Любопытные близи? Закрывайте жалюзИ! Не влезаешь в шорты? Виноваты тОрты! В огороде Фёкла Вырастила свЁклу Холостяк свои носки Постирает мастерскИ. Тот из нас счастливее, В ком душа красИвее!


О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! К словам И. С. Тургеньева можно добавить многогранный. Русским языком можно выразить любые мысли и чувства, охарактеризовать любые действия и события. Зачем тогда « заменяшки »? Это не заимствованные слова, а слова которыми мы заменяем вполне емкие и понятные русские: превышение на профицит, избиратели на ректорат, подбор на кастинг. Слово менеджер заменило в нашем языке и продавцов, и консультантов, и обычных рабочих, и т. д. « Нецелевое использование бюджетных средств » - казнокрадство. Можно привести еще множество примеров. Но нужно ли заменять и в каких случаях? Может лучше, как раньше заимствовать и обогащать, развивать наш язык.


«Тише воды,ниже травы», так произносят эту поговорку. А меж тем подлинная народная поговорка звучит иначе: «Тише травы, ниже воды». Высокая трава при ветре издает едва слышный шелест, поэтому «тише травы» быть трудно. Быть «ниже воды»-невозможно (не рискуя захлебнуться). «Суть да дело». Первоначально «Суд да дело» про волокиту старинного судопроизводства. Мы говорим "Париж", хотя французы именуют свою столицу "Пари". Мы говорим "Стамбул" про тот город, который по-турецки называется "Истанбул. На своем историческом пути каждый язык встречает такие опасности. Приходится бороться с ними и нашему языку. Некоторые неправильности речи объясняются очень благородными причинами, стремлением людей, не слишком хорошо владеющих литературной речью, как можно точнее и лучше подражать ей. Они чересчур стараются. Вместо давно обрусевшего слова " рельсы " начинают говорить " рэльсы "; слово " пионер " произносят как " пионэр "; даже простую " шинель " заменили " изящной " " шинэлью.


Попробуйте объяснить иностранцу фразу " Руки не доходят посмотреть " Фраза « Профессор завалил студента на экзамене » не вызывает такого леденящего ужаса, как фраза « Студент завалил профессора после экзамена ». Законченное предложение из пяти глаголов без знаков препинания и союзов: " Решили послать сходить купить поесть ".


Логогриф - это усложнённая шарада на основе метаграммы (слова с различием в одну букву). В каждой строчке от предыдущего слова отнимают по одной букве. На корабле " Победа " Не было обеда. Случилась большая беда - Пропала вся еда! Спросили кока: Ты съел? - Да! - А! Держи вора! Палиндромы. (от гр. palindromos " бегущий обратно ") слово, или, шире, некоторое словесное построение, которое одинаково (или приблизительно одинаково, с некоторыми допущениями) читается по буквам слева направо и справа налево. Автор палиндрома « А роза упала на лапу Азора » - Афанасий Фет. А « Я иду с мечем судия » - Гаврила Державин. Анаграмма такая перестановка букв в слове, в результате которой получается другое слово: старорежимность – нерасторжимость, апельсин – спаниель, вертикаль – кильватер.


Русский язык - мой родной язык. Я отношусь к нему с большой любовью и теплотой. На нем звучит родной голос мамы. Все, что приносит радость, делает меня счастливым, звучит на русском языке. Этот язык дан мне с рождения как дар, как подарок, как связующее звено настоящего с прошлым. Думаю, что недаром язык называют душой народа. Как и всякую душу, его надо уметь сохранить чистым и красивым. И он, как и душа, только один, один для каждой нации. Мне бы хотелось знать родной язык в совершенстве.


Своеобразным завещанием звучат строки из стихотворения Анны Ахматовой: Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки. 23 февраля грозного 1942 года. Эти слова сегодня по-особому актуальны в условиях дефицита правильной, ясной, «экологически чистой» речи, когда язык классической литературы уже воспринимается как своеобразный заповедник, прекрасный, чистый, и далеко не всегда соответствующий языку современной эпохи. Проводимый фестиваль помогает воспитанию истинных ценителей и хранителей языка.


Список литературы: 1. oblema/ Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., Статья «РУССКИЙ ЯЗЫК: ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ» Ю. Л. Воротников 4. %80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE 5. "Слово о словах". Глава 8. Лев Успенский Ахматова А.А. Из Ленинградского цикла: () // Ахматова А.А. Я стала песней и судьбой… - Саратов: – С Особая благодарность за создание проекта «Современный Русский» А. С. Пушкин. Собрания сочинений в 10 томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, Т. 3. Поэмы. Сказки.

Тарико Татьяна Михайловна
Творческий проект по русскому языку «Лексикон учащихся 8–11 классов»

Учебный предмет : русский язык .

Возраст участников : 13-16 лет.

Продолжительность : длительный (месяц, четверть, учебный год) .

Цель : изучение лексикона учащихся 8-11 классов и определение путей пополнения словарного запаса школьников.

Необходимые материалы :

1. Волина, В. В. Я познаю мир, русский язык / В . В. Волина. -М : АСТ, 1998.

2. Скворцов, Л. И. Жаргоны // Русский язык : Энциклопедия. -М., 1979.

3. Соболева, О. Л. Справочник школьника. 5-11 классы . Рус-; ский язык / О . Л. Соболева. - М.: АСТ, 2003.

4. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения /: В. В. Соколова. -М : Просвещение, 1995. \

5. Ожегов, С И. Словарь русского языка / С . И. Ожегов. -, М : Русский язык , 1994. 6. Текучее, А. В. Методика русского языка в средней школе Ц А . В. Текучев. - М : Просвещение, 1980.

Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. При работе над данным проектом предполагается организовать учащихся в следующие группы :

Техническую (3-5 человек) ;

Информационную (5-6 человек) .

Техническая группа будет заниматься набором текстов на компьютере, сканированием фотографий, пересылкой материалов по е-mail.

Информационная группа будет заниматься поиском и представлением необходимой информации.

Ход проекта

1. Определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся .

2. Изучить специальные слова в речи учащихся .

3. Изучить жаргонную лексику школьников .

4. Изучить сленг школьников 8-11 классов .

Итоговый продукт.

1. Русский язык - национальный язык русского народа . Кроме того, он является государственным или официальным языком некоторых республик , входящих в Российскую Федерацию, наряду с родным национальным языком их коренного населения.

На русском языке говорят свыше 250 млн человек, в том числе в России - 143,7 млн, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, а также 88,8 млн в других государствах, ранее входивших в СССР.

Лексика - это словарный состав языка . Раздел науки о языке , который изучает-лексику , называется лексикология .

Современной наукой накоплен большой материал об употреблении учащимися слов отдельных тематических и лексико-семантических групп . Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому нами была предпринята попытка изучения тематических групп слов учащихся 8-И классов современной общеобразовательной школы.

Объект исследования - устная речь учащихся 8-11 классов .

Гипотеза : мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика : сленг, жаргонизмы -это часто употребляемая лексика молодежи , а диалектизмы и специальные слова - к сожалению, нет, в речи современной молодежи они встречаются очень редко.

Методы и приемы : анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики , математические расчеты.

1. Диалектная лексика

К диалектной лексике относятся слова , распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику .

Например, возьмем диалектную лексику , сочетающую в себе русский и украинский языки . Сложившиеся на Украине говоры настолько своеобразны по сравнению с простыми русскими диалектами , что скорее напоминают уникальный язык , способный обслуживать и русское , и украинское население и одинаково понятный ему. Каждый населенный пункт обладает своей частной диалектной системой.

Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке , а среди «своих» переходит на диалект. Вообще семья является наиболее сохранной сферой функционирования диалекта.

Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивает словарь учащихся , но и качественно обогащает его : учащиеся , понимая значение диалектных слов, тем самым расширяют свое представление о системных связях; в лексике и о выразительных возможностях слов, различных с точки зрения сферы употребления.

В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень и очень редко в лексиконе учащихся 8-11 классов .

Мы попытались выделить несколько причин очень редкого употребления диалектов :

Одни утверждают, что диалектизмы чаще всего встречаются в речи людей пожилого возраста;

Другие считают, что в наши дни это не актуально;

Некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы. По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит"

какой-то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях. И если кому-то интересно, он может открыть такой словарь и все подробно узнать, про каждый из русских диалектов .

2. Профессиональные слова в лексиконе учащихся

К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.

Профессионализмы - слова и выражения, свойственные" речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.

Термин - это научное обозначение понятия, а профессионализм - полуофициальное слово, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.

В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.

Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей . В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 8-11 классов .

Профессионализм Что означает

Медикаменты Лекарства

Педиатр Детский врач

Мировоззрение Точка зрения

Дискуссия Спор

Значение многих слов в процессе развития языка может существенно изменяться. Одни значения развиваются, другие утрачиваются, В связи с этим первоначальное значение может «забываться» .

3. Русский молодежный сленг

Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.

Он представляет собой только лексикон , который питается соками общенационального языка , живет на его фонетической и грамматической почве.

Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным. Это связано, разумеется, с историческим фоном на котором развивается русский язык . Молодые люди создала свой «системный» сленг как языковый жест противостояние официальной идеологии.

Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными пространственными рамками.

На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга.

Молодежный сленг Что означает

Здорово Здравствуй

Клава Клавиатура

Зеньки Глаза

Чувак Человек

Супер, класс Отлично

Чел Человек

Пацик Юноша

Деваха Девушка

Краб Рука

Бабло Деньги

Перчики Юноши

Локаторы Уши

В отличие от диалектной и специальной лексики , сленг употребляется чаще всего.

4. Жаргонная лексика

Жаргонная лексика , как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.

Жаргонная лексика является принадлежностью социальной 4 или иной группы людей, объединенной общностью интересов, | занятий.

В данном исследовании рассмотрим школьный жаргон учащихся 8-11 классов .

Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить, в разговорно-бытовую речь, в просторечии.

Источники образования жаргонной лексики различны . Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переосмысления значений слов.

Жаргонная лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичны сокращения.

Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.

Так же на основе анкетирования была составлена небольшая таблица (указано не все) часто употребляемого жаргона.

Жаргонная | лексика Что означает

Балдеж Веселье

Башка Голова

Дивидишка Проигрыватель

Домашка Домашняя работа

Камп Компьютер

Малявка Тот, кто младше

Мобила Мобильный телефон

Музон Музыка

Предки Родители

Смыться Удрать

Тачка Машина

Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие

появляются.

Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подрост-ков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.

5. Классификация словарного состава

Принципы классификации словарного состава

По происхождению

Исконно-русская Заимствованная По степени употребления

Пассивный

Активный

Сфера употребления

Общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально

Мы видим, что словарный состав классифицируется по следующим принципам : по происхождению, по степени употребления и по сфере употребления.

Тем временем, по происхождению лексика бывает исконно- русская и заимствованная . По степени употребления : пассивная, активная. По сфере же употребления - общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.

Заключение

Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников : в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь.

Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга , диалектной, профессиональной, жаргонной лексики . Нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики , надо хорошо знать нормы русского литературного языка - нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания.

Мы хотели бы вновь вернуться к своей гипотезе. Она оказалась верна, потому СТО сленг занимает 1-е место по употребляемости среди учащихся 8- 11класеов ; 2-е место, к сожалению, занимает жаргонная лексика . И где-то позади них идут диалектизмы и профессионализмы.

Возможные перечни критериев оценки проектных работ

Вариант 1. ";

1) Самостоятельность работы над проектом ;

2) актуальность и значимость темы;

3) полнота раскрытия темы;

4) оригинальность решения проблемы;

5) презентация содержания проекта ;

6) использование средств наглядности, технических средств;

7) ответы на вопросы.

Вариант 2.

1) Важность темы проекта ;

2) глубина исследования проблемы;

3) оригинальность предложенных решений;

4) качество выполнения продукта;

5) убедительность презентации.

Экспертный лист для оценки проектов

1. Название проекта___

3. Система оценки.

Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах :

1. Наиболее полно соответствует данному критерию - 3 балла.

2. Достаточно полно соответствует данному критерию -2 балла. >

3. Частично соответствует данному критерию - 1 балл.

4. Не соответствует данному критерию - 0 баллов.

Первая часть. Экспертиза текста проекта

Критерии оценки разработанного проекта Баллы

1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы

2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в про-блему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики

3. Полнота и содержательность представленного проекта

4. Оригинальность решения проблемы

5. Оформление проекта

Общая сумма баллов "

Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта

Критерии оценки процесса реализации Баллы

1. Соответствие реализации задуманному проекту

2. Умение внести коррективы в реализацию проекта

3. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации

Общая сумма баллов

Третья часть. Экспертиза защиты проекта

Критерии оценки защиты проекта Баллы

1. Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты

2. Форма представления проекта

3. Умение отвечать на вопросы : лаконичность и аргументи-рованность "

Общая сумма баллов

Главные достоинства проекта :

Слабые стороны проекта :

Основной вывод эксперта :

Заключение.

Конечно, примерно треть обучаемых хотят учиться, но хотят делать это в знакомой им манере, они умеют учиться, но предпочитают это делать с помощью известных им средств и способов. Такая позиция обучающихся вполне объяснима, т. е. они субъективно трактуют эффективность обучения через безопасность, они хотят предсказуемости учебных действий. Познавательная мотивация в этом случае бывает высокой. В современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы ученик испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Ученик же, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем. Именно этому способствует метод проекта .

Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами :

Для чего (кого?

Первое требование – это наличие либо субъективно, либо социально значимой для ученика проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается ученикам в готовом виде, как это часто бывает в проблемных методах, а с помощью различных приемов, средств наглядности учащиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы – это и есть ответ на вопрос “зачем?”.

Второе требование : необходима практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов, т. е. ученик должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением. Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Третья важная характеристика метода проектов – его самостоятельность, которая определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта .

Каждый новый проект не только опирается на опыт работы учащихся над предыдущим проектом , на сформированные навыки, но и способствует приращению новых знаний и умений.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т. к. она

Личностно ориентирована;

Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

Приносит удовлетворение ученикам , видящим продукт собственного труда.

В качестве заключения заметим, что невозможно заставить человека творить . Как писал фантаст А. Азимов в своем замечательном рассказе “Профессия”, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить , способен на настоящее творчество , задача же учителей русского языка - мотивировать учащихся на это творчество , помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает) и большие открытия.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вавожская средняя общеобразовательная школа
МО «Вавожский район» Удмуртской Республики

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ПУТЕШЕСТВИЕ С ПРИЧАСТИЕМ»

Вавож, 2015

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Данный учебный проект предназначен для проведения уроков и подготовке к экзаменам по теме «Причастие», которая является одной из самых сложных тем в курсе 6 класса по программам М.М.Разумовской или С.И.Львовой, в курсе 7 класса по программе Т.А.Ладыженской. Усвоение данной темы необходимо для успешного изучения темы «Обособление определений» в 8-м классе, а в 9 и 11 классах для успешной сдачи экзамена по русскому языку.
Выбор темы проекта обусловлен актуальностью проблемы и необходимостью изучения темы «Причастие». При изучении данной темы школьники обычно испытывают трудности, связанные с усвоением орфографических и пунктуационных правил, употреблением причастий в речи.
Тема проекта: «Путешествие с причастием».
Предмет: русский язык.
Цели:
Образовательные:
- формировать знания по причастию как особой форме глагола;
- формировать умение составлять алгоритм правил;
- вовлечь участника в активный познавательный процесс.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету «Русский язык»;
- способствовать развитию творческого подхода к решению задач и формированию умений поиска и выбора оптимального их решения;
- формировать навыки проектно-исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать эстетические взгляды, стремление к совершенствованию своих знаний;
- воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу.
Форма работы: внеурочная.
Характеристика учебного проекта (по типологическим признакам):
по типу - практико-ориентированный;
по характеру предметно-содержательной области - монопредметный;
по характеру координации – с открытой, явной координацией;
по характеру контактов – внутренний;
по количеству участников проекта - индивидуальный;
по продолжительности – среднесрочный.
ЗУН и общеучебные навыки: владение устной и письменной речью; владение определенными знаниями по русскому языку; умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой, вести поиск нужной информации; умение анализировать имеющийся материал, умение делать выводы, выделять главное в исследуемом материале; умение составлять схемы-алгоритмы запоминания правил; умения и навыки работы с компьютером (в том числе в сети Интернет); умение определять цели и задачи работы, определять её этапы, прогнозировать результаты работы и анализировать готовый продукт, демонстрировать публично результаты своей деятельности (организовать и провести презентацию).
Развитие навыков:
- самостоятельной работы с дополнительной литературой, информационными технологиями;
- самостоятельного принятия решения;
- коммуникативности при передаче информации;
- мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
- самоанализа и рефлексии.
Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащегося, самореализация.
Информационно-техническое обеспечение: компьютер с доступом в Интернет, сканер, учебная и учебно-методическая литература, мультимедийный проектор.
При выполнении проекта использованы программы:
MS Word,
MS PowerPoint,
MS Publisher,
Internet Explorer,
ABBYY Fine Reader 8.0

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА
Над осуществлением проекта работа велась в течение двух недель во внеурочное время.
I этап работы – погружение в проект
Учебный проект начинается с проблемы. Формулирование проблемных вопросов и основного вопроса проекта - дело крайне важное и, как показывает практика, непосредственно влияет на исход проведения проекта.
На этом этапе учитель пробуждает интерес к теме проекта, предлагает тот или иной ракурс рассмотрения темы. Определяются цели и задачи проекта, поиск способов решения проблемы проекта, проводится обмен мнениями и согласование с учащимся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний.
II этап работы – организация деятельности (или планирование деятельности)
На этом этапе организуется деятельность учащегося, определяются цель и задачи, составляется план работы по решению задач проекта, определяются источники информации, способы сбора и анализа информации (то есть решается вопрос о справочной, дополнительной литературе и иллюстрациях и т. д.); формы и способы презентации предполагаемых результатов.
Выбирается пять направлений, по которым будет осуществляться проект:



III этап работы – осуществление деятельности
Учащийся осуществляет активную самостоятельную деятельность в соответствии с направлениями: собирает информацию, решает промежуточные задачи, анализирует и систематизирует собранную информацию, составляет схемы.
По каждому направлению намечаются промежуточные цели и задачи, составляется план работы, ведётся корректировка деятельности, учащийся пишет письменный отчёт (Приложение).
Подводятся промежуточные итоги. Идёт предварительное прослушивание и оценка подготовленной информации.
Проводится обобщение и оформление результатов, формулировка выводов.
IV этап работы – презентация (защита)
Учащийся публично, наглядно предъявляет результат и продукты своей проектной деятельности.
Учитель принимает максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяя самостоятельную работу обучающегося.
В результате работы над проектом был создан продукт - буклет по теме «Причастие». Данный буклет включает основные правила темы «Причастие», представленные в виде схем-алгоритмов. Вторым продуктом является игра по русскому языку «Причастие». В основе игры – форма телевизионной передачи «Своя игра».

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

В целом работа по проекту прошла успешно, учащийся был вовлечён в активную познавательную деятельность по данной проблематике, приобрёл новые знания и умения путём самостоятельной работы.
Самостоятельность проявилась в отборе информации, выборе формы её изложения, в оформлении продуктов. Учитель помогал учащемуся подобрать информацию, выбрать визуальную форму подачи материала, определить логику его изложения. А во время защиты проекта педагог явился координатором.
Продукты имеют практическую значимость: их можно использовать при проведении уроков по теме «Причастие», уроков-повторений, подготовке к экзаменам.
Работа с практическим материалом буклета была апробирована на уроках по русскому языку в 6 классе, а задания игры по русскому языку «Причастие» были использованы при подготовке к экзаменам в 9 - 11-м классах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 1994.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учеб. для 7кл. общеобразоват. учреждений. - 29-е изд.- М.: Просвещение, 2007.
Львова С.И. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч.2/С.И.Львова, В.В.Львов. – 11-е изд., испр. – М.:Мнемозина, 2013.
Нарушевич А.Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 13-е изд.- М.: Дрофа, 2009.
Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. - М.: Просвещение, 1990.
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2014.

Приложение
Отчёт о работе учащегося

Введение
Тема моего проекта «Путешествие с причастием».
Я выбрал эту тему, потому что тема «Причастие» является сложной темой в курсе 6 класса. Кроме того, данная тема необходима для изучения русского языка в последующих классах. При изучении данной темы учащиеся обычно испытывают трудности, связанные с усвоением орфографических и пунктуационных правил, употреблением причастий в речи.
Цель моей работы – составление различных схем по теме «Причастие».
Проектным продуктом будет буклет-справочник.
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как он будет содержать схемы по основным разделам темы.
План моей работы:
1. Выбор темы и уточнение названия.
2. Сбор информации.
Информацию искал в учебной литературе и в интернете.
3. Изготовление продукта.
Сначала я составил схемы по пяти направлениям. После сбора основной информации я приступил к составлению буклета-справочника, используя программу MS Publisher. После изготовления данного продукта было решено сделать ещё один продукт игру. Данный продукт был изготовлен с использованием программы MS Power Point.
4. Написание письменной части.
Отчёт о работе я составил, используя рекомендации в брошюре Ступницкой М.А. «Что такое учебный проект?» (стр.32 - 33).
Основная часть
Я начал свою работу с того, что выбрал тему проекта, определил цели и задачи, наметил план работы, выбрал проектный продукт.
Потом я приступил к выполнению проекта по намеченному плану. В ходе работы я вёл дневник, который приводится ниже.
12.01.2015 г.
Обсуждение с руководителем проекта проблемных вопросов и основного вопроса проекта. Определение цели и задач проекта, поиск способов решения проблемы проекта.
Целью работы стало составление схем-алгоритмов по теме «Причастие».
Для этого предстояло:
изучить информацию по данной теме;
систематизировать отобранный материал;
продумать формы запоминания правил.
Было решено проводить работу по пяти основным направлениям:
1) «Причастие как особая форма глагола».
2) «Образование причастий».
3) «Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание НЕ с причастиями».
4) «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание Н-НН в причастиях».
5) «Правильное употребление причастий».

13.01. 01.2015 г.
Первое направление - «Причастие как особая форма глагола».
Цель: выяснить, почему причастие называют особой формой глагола.
Задачи:
1)
2)
3) составить схему основных признаков причастия как особой формы глагола.
План работы:
поиск информации,
анализ информации,
сжатие информации,
составление схемы.
Описание деятельности.

Я начал свою работу с того, что проанализировал информацию из разных источников. Затем я систематизировал всю информацию, записал её в сжатом виде. После консультации с руководителем составил схему-алгоритм. Я завершил работу тем, что напечатал всю информации кратко в электронном виде.
Судя по тому, что я узнал, можно с уверенностью согласиться с учёными, что причастие - это особая форма глагола.

14.01. - 15. 01.2015 г.
Второе направление - «Образование причастий».
Цель: научиться правильно образовывать причастия.
Задачи:
изучить особенности образования причастий,
систематизировать отобранный материал,
составить схему-алгоритм образования причастий.
План работы:
1) поиск информации,
2) анализ информации,
3) выделение главной информации,
4) составление схемы-правила.
Описание деятельности.
Сбор информации: информацию искал в библиотеке, интернете, учебной литературе.
Я начал свою работу с того, что изучил информацию по данной теме. Затем я выделил главную информацию, составил план образования причастия. После консультации с руководителем составил схему-алгоритм. Я завершил работу тем, что напечатал всю информации кратко в электронном виде. Данная схема-правило включает все особенности образования причастий.

16.01. - 17. 01.2015 г.
Третье направление - «Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание НЕ с причастиями».
Цель: знать правила постановки знаков препинания при причастном обороте, правописание НЕ с причастиями.
Задачи:
изучить информацию по данной теме,
систематизировать отобранный материал,
составить схему-алгоритм.
План работы:
1) поиск информации,
2) анализ информации,
3) составление схемы-правила.

Описание деятельности.
Я начал свою работу с того, что обратились за информацией к учебной литературе. Потом проанализировал информацию в интернете. Затем я систематизировал всю информацию и после консультации с руководителем выбрал наиболее подходящие схемы- правила. В ходе работы по данной теме, было принято решение использовать готовые схемы.

18.01. - 19. 01.2015 г.
Четвертое направление - «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание Н-НН в причастиях».
Цель: узнать отличительные признаки причастий от отглагольных прилагательных, правила правописания Н-НН в причастиях.
Задачи:
изучить информацию по данной теме,
систематизировать отобранный материал,
составить схему-алгоритм.
План работы:
1) поиск информации,
2) анализ информации,

Описание деятельности.
Я начал свою работу с поиска информации по данной теме. Затем приступил к компоновке найденной информации. После консультации с руководителем проекта составил схему-алгоритм отличия причастия от отглагольного прилагательного и схему-правило правописания Н-НН с причастиями.

20.01. - 21. 01.2015 г.
Пятое направление - «Правильное употребление причастий».
Цель: узнать особенности употребления причастий в речи.
Задачи:
изучить информацию по данной теме,
систематизировать отобранный материал,
составить схему-алгоритм правильного употребления причастий в речи.
План работы:
1) поиск информации,
2) анализ информации,
3) составление схемы-алгоритма.
Описание деятельности.
Я начал работу со сбора информации по данной теме. Потом приступил к анализу данной информации. После этого составил схему-алгоритм, которая поможет учащимся правильно употреблять причастия в своей речи, а одиннадцатиклассникам поможет при подготовке к экзамену.

22. 01.2015 г.
После проведённой подготовительной работы я начал составлять буклет, в который вошли все схемы, составленные мною. Для составления буклета я выбрал программу MS Publisher. В данный продукт я вносил как отдельные части схем, так и отсканированные модели схем.
Составляя буклет, я пришёл к выводу, что можно создать игру, которая позволит проверить знания учащихся по теме «Причастие». Так родилась идея создания игры по русскому языку «Причастие». В основе игры – форма телевизионной передачи «Своя игра».

23. 01.2015 г.
Обсуждение игры с руководителем проекта. Решили, что игра будет проходить в форме телевизионной передачи «Своя игра». Описаны правила игры. Выбраны разделы для игры. В 1-м раунде - «Основные признаки» и «Образование», во 2-м - «Правописание» и «Причастный оборот». Составление вопросов для розыгрыша права хода и для разделов.

24. 01.2015 г.
Обсуждение составленных вопросов с руководителем проекта. Оформление игры в электронном виде.

25. 01.2015 г.
Консультация с руководителем проекта по выполненной работе. Исправление недочётов в работе. Оформление письменной части проекта. В течение всего периода я вёл записи по выполнению проекта. Данные записи я систематизировал и привёл в соответствие с рекомендациями, прописанными в брошюре Ступницкой М.А. «Что такое учебный проект?» (стр.32-33).

В ходе работы я принял решение изготовить второй продукт.
Я завершил работу тем, что изготовил два продукта: буклет-справочник и игру по русскому языку.
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами, как постановка целей и задач проекта, выбор главной информации для буклета, написание письменной части проекта. Чтобы справиться с возникшими проблемами, я консультировался со своим руководителем.
Мне удалось достичь цели продукта, потому что я не отходил от намеченного плана, постоянно держал связь с руководителем.
Заключение
Закончив наш проект, я могу сказать, что всё, что было задумано, получилось. Всю информацию по теме «Причастие» удалось сжать и представить в виде схем, схем-алгоритмов и схем-правил, которые помогут учащимся запомнить основные правила образования, правописания и употребления причастий.
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как созданный в ходе проекта буклет будет хорошим справочным материалом по теме «Причастие». Данный материал могут использовать не только учащиеся для повторения темы и подготовке к экзаменам, но и учителя для проведения уроков. Проведение уроков в игровой форме всегда привлекает учащихся. Поэтому второй продукт-игру можно проводить на этапе повторения.
Работа над проектом показала мне, что я недостаточно хорошо помнил правила, изученные мною в 6-м классе по теме «Причастие». В ходе работы я ещё раз обратился к правилам. Систематизация данных правил позволила мне их запомнить.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315

Заголовок 1Заголовок 215



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
МБОУ «Вавожская СОШ»Учебный проект «Путешествие с причастием»Автор: Шутов Иван, ученик 7Б классаРуководитель: Сулимова Екатерина Николаевна, учитель русского языка и литературыВавож, 2015 год Буклет. Страница №1 Буклет. Страница №2 Апробация проекта Урок с использованием буклета На школьном фестивале проектов Подготовка к экзаменам (решение заданий игры по русскому языку «Причастие»)