Соната. части сонаты. развитие музыки, построенной в сонатной форме. классический сонатный цикл. фортепианная соната. Что такое соната? Современное восприятие «Лунной сонаты» Бетховена

Если сравнивать сонату с литературным жанром, то больше всего подойдет сравнение с романом или повестью. Подобно им, соната делится на несколько «глав» - частей. Обычно их три или четыре. Подобно роману или повести соната населена различными «героями»: музыкальными темами. Темы эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.
Наибольшей напряженностью и остротой отличается первая часть сонаты. Поэтому в ней и сложилась своя, особая форма, которая называется сонатной. Развитие музыки, построенной в сонатной форме, можно сравнить с действием в драматической пьесе. Вначале композитор знакомит нас с основными действующими лицами - музыкальными темами. Это как бы завязка драмы. Затем действие развивается, обостряется, достигает вершины, после чего наступает развязка. Таким образом, сонатная форма состоит из трех разделов - завязки или экспозиции, в которой основные темы появляются (экспонируются) в разных тональностях, собственно действия - разработки - и итога - репризы. Каждому из них посвящен в этой книжке отдельный рассказ. Разработка - средний раздел сонатной формы - раздел наиболее конфликтный, наименее устойчивый. Темы, прозвучавшие впервые в экспозиции, показываются здесь с новых, неожиданных сторон. Они расчленяются на короткие мотивы, сталкиваются, переплетаются, видоизменяются, борются одна с другой. В конце разработки состояние неустойчивости, борьбы, достигает высшей точки - кульминации - и требует разрядки, успокоения. Их приносит реприза. Ей также посвящен отдельный рассказ. В репризе и происходит повторение того, что было в экспозиции, но с изменениями, вызванными событиями разработки.
Все музыкальные темы сонаты в репризе появляются в одной, основной тональности. Иногда завершает первую часть сонаты кода. В ней проходят отрывки наиболее важных тем части, еще раз утверждается основная, «победившая» тональность. Вторая часть, в отличие от первой, сочинена, как правило, в медленном движении. Музыка передает неторопливое течение мысли, воспевает красоту чувств, рисует возвышенный пейзаж. Финал сонаты выдержан обычно в быстром, подчас даже стремительном движении. Это - итог, выводы из предшествующих частей: он может быть и оптимистическим, жизнеутверждающим, но иногда бывает и драматическим и даже трагедийным. Классический сонатный цикл сложился в одно время с симфонией, во второй половине XVIII века. Однако термин «соната» возник еще в XVI веке. Он произошел от итальянского слова sonare - звучать. Первоначально так называли любое инструментальное произведение в отличие от кантаты (cantare - петь). И лишь с возникновением нового жанра инструментальной музыки это название стало принадлежать только ему одному безраздельно.
Сонаты писали и пишут многие композиторы, начиная с Корелли (XVII век) и до наших дней. Эпоху в инструментальном творчестве составили сонаты Д. Скарлатти, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана. Замечательны по своим художественным достоинствам сонаты русских и советских композиторов: Рахманинова, Скрябина, Метнера, АН. Александрова, Мясковского, Прокофьева. Кроме сольных фортепианных сонат, существуют сонаты для большего числа инструментов: сонаты для скрипки или виолончели и фортепиано, инструментальные трио и квартеты - они, как правило, тоже являются по своей форме сонатами. Сонатой для сольного инструмента и оркестра можно назвать инструментальный концерт. Тем, кто начинает учиться музыке, приходится иметь дело не с сонатами, а с сонатинами. В дословном переводе слово «сонатина» означает «маленькая соната». Она меньше настоящей сонаты по размерам, а кроме того значительно легче технически, более проста по содержанию.


Смотреть значение Соната в других словарях

Соната — ж. музыкальное, фортепьянное сочинение своего рода. Сонет м. стихотворение из двух четырестиший, и двух трестиший. Сонетка ж. звонок, колокольчик, позвонок, с проводом........
Толковый словарь Даля

Соната Ж. — 1. Музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее из нескольких различных по характеру и темпу частей, объединенных общим художественным замыслом.
Толковый словарь Ефремовой

Соната — сонаты, ж. (ит. sonata) (муз.). Инструментальное музыкальное произведение из трех или четырех различающихся своим содержанием частей, из к-рых одна или две написаны в форме........
Толковый словарь Ушакова

Соната — -ы; ж. [итал. sonata] Инструментальное музыкальное произведение, состоящее обычно из трёх-четырёх различных по темпу и характеру частей, объединённых общим замыслом. Крейцерова........
Толковый словарь Кузнецова

Соната — - звучать - музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла. Классический тип сложился в конце XVIII в. в творчестве........
Исторический словарь

Появление сонаты

Соната появилась в печати с посвящением Р. Шуману в ответ на посвящение последним Ф. Листу своей Фантазии до мажор (англ. Fantasie in C ), которую Лист любил, исполнял на дружеских встречах с самим Шуманом, и включил в свой преподавательский репертуар. Однако, Лист никогда не исполнял её публично.

История исполнения

Критика

Музыкальный критик Эдуард Ганаслик отрицательно отозвался о сонате. Й. Брамс заснул во время исполнения. Немецкая «Nationalzeitung» подытожила: «Соната - приглашение к свисту и топоту».

Антон Рубинштейн критически отнесся к новому произведению, однако впоследствии включил его в свой репертуар. Он прокомментировал исполнение сонаты в одной из лекций своего огромного цикла по истории фортепианной литературы: «Соната - самое его серьезное фортепианное сочинение, по крайней мере по названию. Соната требует признания формы, нуждается в известном классицизме, а ничего подобного в сонате Листа нет. В ней чувствуется «новое веяние, стремление к новым формам», которое заключалось в том, чтобы всю сонату, всю симфонию написать на одной, а всю оперу - на трёх темах. Правда, тема видоизменяется; она представляется то грандиозной, то грациозной, то серьёзной, то шутливой, то драматической, то лирической, то сильной, то мягкой; но от этого общее настроение и цельность впечатления теряются, и сочинение превращается в более или менее интересную импровизацию. «Более же или менее, - прибавил г. Рубинштейн не без некоторого ехидства, - предоставляю судить вам».

Сонату си-минор часто называют «фаустовской», противопоставляя более ранней «дантовской» (из 2-го «Года странствий»). Содержание сонаты раскрывается в одночастно-циклической форме. Это одна из разновидностей романтических свободных форм: отдельные сонатные разделы здесь как бы «сжимаются» в одну часть. Сложность формы обусловлена философской насыщенностью содержания сонаты.

Строение сонаты

Экспозиция

Тема вступления ассоциируется с излюбленными романтиками образами судьбы, рока. В первом своем проведении она звучит мрачно, сурово; далее, неоднократно возвращаясь, эта тема неоднократно трансформируется. Изложена в ниспадающем движении две увеличенные секунды. В музыке главной партии воплощен противоречивый, сложный внутренний мир «героя» сонаты - его героические порывы, высокие стремления («фаустовское» начало) и, вместе с тем, глубокие сомнения, ирония («мефистофельское» начало). Главная партия дана в конфликтном единстве двух элементов: ГП1 характеризуется волевым характером (передает острый ритм, унисонные возгласы в широком диапазоне); ГП2 – сохраняется энергия и неустойчивость, но она отличается большей зловещностью и мрачностью.

Обе темы главной партии получают в экспозиции широкое развитие.

ПП также контрастна. Состоит из двух тем. Первая (ПП1) - торжественная, гимническая, просветленная, в мощных аккордах устремляется ввысь; вторая (ПП2, резко трансформированная ГП2) - лирическая, певучая, трепетная, родственная любовным образам Листа.

Заключительная партия отличается уверенной маршевостью, компактным аккордовым изложением; активна и энергична. Необычная её особенность – основная тональность си-минор, которая объясняется внутренней цикличностью сонаты (завершилась как бы «I часть» цикла).

Разработка

Присутствуют несколько самостоятельных разделов:

I – вступительный – строится на новом проведении темы вступления и ГП1 (обе темы звучат очень грозно, устрашающе);

II – диалог омрачённой, драматизированной ПП1, которая утратила прежнюю величавую размеренность, и взволнованного речитатива, подобного мольбе. Постепенно поочередный диалог переходит в контрастную полифонию – одновременно звучат обе темы главной партии;

III – центральный раздел разработки – эпизод Andante sostenuto, замещающий медленную часть цикла. Andante наделено самостоятельной формой – это миниатюрная соната («соната в сонате»). Её главная тема является абсолютно новой, а в качестве побочной используется близкая ей по духу ПП2 «тема Маргариты».

IV – заключительный раздел разработки – фугато в си-бемоль миноре, передано негативное начало. В основе фугато – обе темы главной партии, которые проводятся без контраста. Фугато выполняет функцию скерцо. От Andante оно отделено опять-таки темой вступления. Последние такты фугато на большой динамике вливаются в репризу сонаты.

Реприза

Все темы представленны в измененном виде. С заключительной партии начинается гигантский подъём - готовится генеральная кульминация всего произведения.

Кода

Кульминация строится на нескольких темах. Сначала - ПП1, проходит в аккордовом изложении, передает удары молота. Возникает мечтательная тема Andante (си-мажор). Далее проходят обе темы главной партии, причём в ГП1 («фаустовской»), уже не слышно ни порывов, ни стремлений. Проходит роковая тема вступления, которая обрамляет всю сонату, символизируя чувство безысходности.

Напишите отзыв о статье "Соната си-минор (Лист)"

Ссылки

  • - Архив классической музыки

Отрывок, характеризующий Соната си-минор (Лист)

Князь очень постарел в этот год. В нем появились резкие признаки старости: неожиданные засыпанья, забывчивость ближайших по времени событий и памятливость к давнишним, и детское тщеславие, с которым он принимал роль главы московской оппозиции. Несмотря на то, когда старик, особенно по вечерам, выходил к чаю в своей шубке и пудренном парике, и начинал, затронутый кем нибудь, свои отрывистые рассказы о прошедшем, или еще более отрывистые и резкие суждения о настоящем, он возбуждал во всех своих гостях одинаковое чувство почтительного уважения. Для посетителей весь этот старинный дом с огромными трюмо, дореволюционной мебелью, этими лакеями в пудре, и сам прошлого века крутой и умный старик с его кроткою дочерью и хорошенькой француженкой, которые благоговели перед ним, – представлял величественно приятное зрелище. Но посетители не думали о том, что кроме этих двух трех часов, во время которых они видели хозяев, было еще 22 часа в сутки, во время которых шла тайная внутренняя жизнь дома.
В последнее время в Москве эта внутренняя жизнь сделалась очень тяжела для княжны Марьи. Она была лишена в Москве тех своих лучших радостей – бесед с божьими людьми и уединения, – которые освежали ее в Лысых Горах, и не имела никаких выгод и радостей столичной жизни. В свет она не ездила; все знали, что отец не пускает ее без себя, а сам он по нездоровью не мог ездить, и ее уже не приглашали на обеды и вечера. Надежду на замужество княжна Марья совсем оставила. Она видела ту холодность и озлобление, с которыми князь Николай Андреич принимал и спроваживал от себя молодых людей, могущих быть женихами, иногда являвшихся в их дом. Друзей у княжны Марьи не было: в этот приезд в Москву она разочаровалась в своих двух самых близких людях. М lle Bourienne, с которой она и прежде не могла быть вполне откровенна, теперь стала ей неприятна и она по некоторым причинам стала отдаляться от нее. Жюли, которая была в Москве и к которой княжна Марья писала пять лет сряду, оказалась совершенно чужою ей, когда княжна Марья вновь сошлась с нею лично. Жюли в это время, по случаю смерти братьев сделавшись одной из самых богатых невест в Москве, находилась во всем разгаре светских удовольствий. Она была окружена молодыми людьми, которые, как она думала, вдруг оценили ее достоинства. Жюли находилась в том периоде стареющейся светской барышни, которая чувствует, что наступил последний шанс замужества, и теперь или никогда должна решиться ее участь. Княжна Марья с грустной улыбкой вспоминала по четвергам, что ей теперь писать не к кому, так как Жюли, Жюли, от присутствия которой ей не было никакой радости, была здесь и виделась с нею каждую неделю. Она, как старый эмигрант, отказавшийся жениться на даме, у которой он проводил несколько лет свои вечера, жалела о том, что Жюли была здесь и ей некому писать. Княжне Марье в Москве не с кем было поговорить, некому поверить своего горя, а горя много прибавилось нового за это время. Срок возвращения князя Андрея и его женитьбы приближался, а его поручение приготовить к тому отца не только не было исполнено, но дело напротив казалось совсем испорчено, и напоминание о графине Ростовой выводило из себя старого князя, и так уже большую часть времени бывшего не в духе. Новое горе, прибавившееся в последнее время для княжны Марьи, были уроки, которые она давала шестилетнему племяннику. В своих отношениях с Николушкой она с ужасом узнавала в себе свойство раздражительности своего отца. Сколько раз она ни говорила себе, что не надо позволять себе горячиться уча племянника, почти всякий раз, как она садилась с указкой за французскую азбуку, ей так хотелось поскорее, полегче перелить из себя свое знание в ребенка, уже боявшегося, что вот вот тетя рассердится, что она при малейшем невнимании со стороны мальчика вздрагивала, торопилась, горячилась, возвышала голос, иногда дергала его за руку и ставила в угол. Поставив его в угол, она сама начинала плакать над своей злой, дурной натурой, и Николушка, подражая ей рыданьями, без позволенья выходил из угла, подходил к ней и отдергивал от лица ее мокрые руки, и утешал ее. Но более, более всего горя доставляла княжне раздражительность ее отца, всегда направленная против дочери и дошедшая в последнее время до жестокости. Ежели бы он заставлял ее все ночи класть поклоны, ежели бы он бил ее, заставлял таскать дрова и воду, – ей бы и в голову не пришло, что ее положение трудно; но этот любящий мучитель, самый жестокий от того, что он любил и за то мучил себя и ее, – умышленно умел не только оскорбить, унизить ее, но и доказать ей, что она всегда и во всем была виновата. В последнее время в нем появилась новая черта, более всего мучившая княжну Марью – это было его большее сближение с m lle Bourienne. Пришедшая ему, в первую минуту по получении известия о намерении своего сына, мысль шутка о том, что ежели Андрей женится, то и он сам женится на Bourienne, – видимо понравилась ему, и он с упорством последнее время (как казалось княжне Марье) только для того, чтобы ее оскорбить, выказывал особенную ласку к m lle Bоurienne и выказывал свое недовольство к дочери выказываньем любви к Bourienne.
Однажды в Москве, в присутствии княжны Марьи (ей казалось, что отец нарочно при ней это сделал), старый князь поцеловал у m lle Bourienne руку и, притянув ее к себе, обнял лаская. Княжна Марья вспыхнула и выбежала из комнаты. Через несколько минут m lle Bourienne вошла к княжне Марье, улыбаясь и что то весело рассказывая своим приятным голосом. Княжна Марья поспешно отерла слезы, решительными шагами подошла к Bourienne и, видимо сама того не зная, с гневной поспешностью и взрывами голоса, начала кричать на француженку: «Это гадко, низко, бесчеловечно пользоваться слабостью…» Она не договорила. «Уйдите вон из моей комнаты», прокричала она и зарыдала.

{fde_message_value}

{fde_message_value}

Соната


Соната , музыкальная композиция для одного или нескольких инструментов. В классическом понимании термин относится к произведению для фортепиано соло либо для струнного или духовного инструмента с фортепиано, состоящему из нескольких самостоятельных частей. План составной многочастной сонаты и ограничение в употреблении термина только сольными произведениями сформировались во второй половине XVIII в.

Слово «соната» часто употребляется также в составе термина «сонатная форма»: в этом случае оно относится не к многочастному произведению, а к формальной структуре одной части сонаты. Сонатная форма встречается также в симфониях, концертах, трио, квартетах, квинтетах, даже в увертюрах и т.д

Слово «соната » образовано от итальянского глагола «сонаре » - «звучать ».

Впервые так стали называть свои произведения испанские композиторы XVI в. Ранние сонаты были полифоническими, например трио-сонаты для 3 инструментов - скрипки (или флейты), виолы да гамба и клавесина. Когда на смену полифоническому стилю пришел гомофонный (ведущую роль стал играть главный голос с яркой мелодией, а остальные приобрели сопровождающий, аккомпанирующий характер), то первенствующее значение приобрела соната для сольного инструмента с сопровождением, в первую очередь для скрипки. В XVII- XVIII вв. скрипичные сонаты сочиняют крупнейшие итальянские композиторы - Дж. Витали, Дж. Тартини, А. Корелли, А. Вивальди. Клавишный инструмент выполнял в них чисто аккомпанирующую функцию.

Г. Ф. Гендель и особенно И. С. Бах уже создают сонаты для клавишного инструмента. К этому времени соната оформилась как многочастная инструментальная пьеса с богатым образно-эмоциональным содержанием. Наиболее типичен был такой порядок частей: медленно - быстро - медленно - быстро. Первая часть чаще всего имела импровизационно-вступительный характер; третья, медленная, строилась на ритмах сарабанды или сицилианы - испанского и итальянского народных танцев.

С конца XVIII в. на первый план по своему значению выдвигается фортепьянная соната. Фортепьяно пришло на смену клавесину и принесло с собой все богатство оттенков громкой и тихой игры; оно способно было и на стремительную беглость, и на оркестровое громогласие. Все эти качества с особой силой проявились в фортепьянных.сонатах Л. Бетховена, хотя многое в этом направлении сделали его предшественники - Й. Гайдн, В. А. Моцарт, М. Клементи. Бетховен придал сонатам симфонический размах, масштабность («Аврора», «Аппассионата»). Соната - один из основных жанров камерно-инструментальной музыки. Она существует не только как жанр, но и как форма. Сонатная форма - одна из самых развитых форм инструментальной музыки. Она типична для первых частей сонатно-симфонического цикла (в это понятие входят сонаты, симфонии, квартеты и многие другие крупные произведения;).
Композиторы-романтики Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс в своих сонатах по-новому раскрыли беспокойный, мятежный, изменчивый внутренний мир человека.

Значительное развитие у Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса получила соната-дуэт для сольного инструмента (скрипки, виолончели, кларнета, валторны) и фортепьяно.

Наибольшее количество сонат написано в 3 частях, но встречаются сонаты двухчастные и четырехчастные. Первая часть сонаты писалась обычно в сонатной форме, но иногда на ее месте можно найти форму вариаций (Моцарт, Бетховен). Вторая часть - медленная, она писалась либо в сонатной форме, но без разработки, либо в сложной трехчастной; третья (менуэт, скерцо) - в сложной трехчастной, а быстрый финал - в форме рондо, рондо-сонаты, реже - вариаций. В сонатах Шопена медленная часть и скерцо меняются местами. Лист создает одночастные сонаты типа музыкальной поэмы (соната «По прочтении Данте»). В их основе лежит очень широко развитая сонатная форма с многими темами, их преобразованиями и контрастными эпизодами.

В русской музыке фортепьянная соната достигает своего расцвета в конце XIX - начале XX в. (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер). Сонаты для самых разных инструментов создали советские композиторы С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, А. Н. Александров, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, М. С. Вайнберг, Р. К. Щедрин и другие. Все более сложными и разнообразными становятся в них и музыкальный язык, и принципы построения, и содержание.

Жанровые особенности сонаты

Если сравнивать сонату с литературным жанром, то больше всего подойдет сравнение с романом или повестью. Подобно им, соната делится на несколько «глав» - частей. Обычно их три или четыре. Подобно роману или повести соната населена различными «героями»: музыкальными темами. Темы эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.

Наибольшей напряженностью и остротой отличается первая часть сонаты. Поэтому в ней и сложилась своя, особая форма, которая называется сонатной.

Развитие музыки, построенной в сонатной форме, можно сравнить с действием в драматической пьесе. Вначале композитор знакомит нас с основными действующими лицами - музыкальными темами. Это как бы завязка драмы. Затем действие развивается, обостряется, достигает вершины, после чего наступает развязка. Таким образом, сонатная форма состоит из трех разделов - завязки или экспозиции, в которой основные темы появляются (экспонируются) в разных тональностях, собственно действия - разработки - и итога - репризы.

Разработка - средний раздел сонатной формы - раздел наиболее конфликтный, наименее устойчивый. Темы, прозвучавшие впервые в экспозиции, показываются здесь с новых, неожиданных сторон. Они расчленяются на короткие мотивы, сталкиваются, переплетаются, видоизменяются, борются одна с другой. В конце разработки состояние неустойчивости, борьбы, достигает высшей точки - кульминации - и требует разрядки, успокоения. Их приносит реприза. В репризе и происходит повторение того, что было в экспозиции, но с изменениями, вызванными событиями разработки. Все музыкальные темы сонаты в репризе появляются в одной, основной тональности. Иногда завершает первую часть сонаты кода. В ней проходят отрывки наиболее важных тем части, еще раз утверждается основная, «победившая» тональность.

Вторая часть, в отличие от первой, сочинена, как правило, в медленном движении. Музыка передает неторопливое течение мысли, воспевает красоту чувств, рисует возвышенный пейзаж.

Финал сонаты выдержан обычно в быстром, подчас даже стремительном движении. Это - итог, выводы из предшествующих частей: он может быть и оптимистическим, жизнеутверждающим, но иногда бывает и драматическим и даже трагедийным.

Классический сонатный цикл сложился в одно время с симфонией, во второй половине XVIII века. Однако термин «соната» возник еще в XVI веке. Он произошел от итальянского слова sonare - звучать. Первоначально так называли любое инструментальное произведение в отличие от кантаты (cantare - петь). И лишь с возникновением нового жанра инструментальной музыки это название стало принадлежать только ему одному безраздельно.

Сонаты писали и пишут многие композиторы, начиная с Корелли (XVII век) и до наших дней. Эпоху в инструментальном творчестве составили сонаты Д. Скарлатти, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана. Замечательны по своим художественным достоинствам сонаты русских и советских композиторов: Рахманинова, Скрябина, Метнера, Ан. Александрова, Мясковского, Прокофьева.

Кроме сольных фортепианных сонат, существуют сонаты для большего числа инструментов: сонаты для скрипки или виолончели и фортепиано, инструментальные трио и квартеты - они, как правило, тоже являются по своей форме сонатами. Сонатой для сольного инструмента и оркестра можно назвать инструментальный концерт.

Тем, кто начинает учиться музыке, приходится иметь дело не с сонатами, а с сонатинами. В дословном переводе слово «сонатина» означает «маленькая соната». Она меньше настоящей сонаты по размерам, а кроме того значительно легче технически, более проста по содержанию.


Постоянный адрес статьи: Соната. Что такое соната

За три века существования сонаты эта музыкальная форма претерпела такие существенные изменения и предстает теперь в таком богатстве вариантов, что невозможно дать ее однозначное определение. Единственное, что присуще любой сонате, – по музыкальному содержанию это самая сложная и многосоставная музыкальная форма, к какой бы эпохе ни относилась данная конкретная соната.

И это, пожалуй, все...

Александр Майкапар

Музыкальные жанры: Соната

Необычайное разнообразие

Если мы, желая уяснить, что представляет собой соната как музыкальный жанр, обратимся к «Музыкальной энциклопедии», то найдем там большую статью, занимающую тринадцать колонок. (Для сравнения: статья о симфонии - 4 колонки, о кантате - около 3; самая большая об опере - 31 колонка.) Объяснить это можно тем, что внутри жанра сонаты выкристаллизовалась музыкальная форма - форма сонатного Allegro, - которая стала основой для огромного числа произведений инструментальной музыки; не только таких, на титульном листе которых указано: «Соната», но и всевозможных трио, квартетов, инструментальных концертов, симфоний. Кстати, в очерке о симфонии мы уже коснулись этой формы, но сейчас должны глубже вникнуть в ее особенности.

Л. Бруннинген. Адажио. Фрагмент (1890-е)

Трудность состоит в том, что за три века существования сонаты эта музыкальная форма претерпела такие существенные изменения и предстает теперь в таком богатстве вариантов, что невозможно дать ее однозначное определение. Единственное, что присуще любой сонате, – по музыкальному содержанию это самая сложная и многосоставная музыкальная форма, к какой бы эпохе ни относилась данная конкретная соната. И это, пожалуй, все. Дальнейшая конкретизация деталей возможна только относительно образцов того или иного музыкального стиля и времени. Так, если мы скажем, что соната - это многочастное произведение, то нам непременно возразят, что у Доменико Скарлатти 555 сонат и все они одночастные. Если мы скажем, что соната - это произведение, в котором первая часть написана в форме сонатного Allegro , что справедливо для огромного числа сонат классического и романтического периода, то нам тут же укажут на «Лунную сонату» Бетховена или на его же фортепианную сонату № 12 ля-бемоль мажор, соч. 26, в которой первая часть написана в форме темы с вариациями.

Конечно, как было бы удобно иметь ясное и четкое определение того, что есть соната, и при этом указать в скобках несколько случаев отклонений от строгого канона. На деле же оказывается, что можно назвать лишь несколько образцов, полностью укладывающихся в школьную схему конструкции сонаты, тогда как десятки страниц заняли бы списки замечательных творений в этом жанре, отклоняющихся от строгой схемы.

Можно с уверенностью сказать, что все 32 сонаты великого бетховенского цикла фортепианных сонат заняли бы свои места в этом списке «исключений из правил». И это - вот парадокс! - при том, что Бетховен - законодатель в сфере классической сонаты. Можно смело переадресовать к сфере сонатной формы знаменитые слова Бетховена, произнесенные им в ответ на упрек в прегрешении против законов гармонии (он употребил запрещенные правилами так называемые параллельные квинты): «Так вот, я их разрешаю!»

Очевидно, по причине необычайного разнообразия образцов сонаты «Музыкальная энциклопедия» дает определение, которое в силу его широты мало что определяет и даже, можно сказать, не является определением: «Соната (итал. sonata , от sonare - звучать) - один из основных жанров сольной и камерно-ансамблевой инструментальной музыки. Классическая соната, как правило, многочастное произведение с быстрыми крайними частями (первая - в так называемой сонатной форме ) и медленной средней; иногда в цикл включается также менуэт или скерцо…»

О барочной сонате у нас уже шла речь в очерке «Музыка барокко», («Искусство» № 22/2005). Поэтому сейчас сосредоточим внимание на сонате классического и романтического периодов.

Но сначала приведем небольшую рецензию Бернарда Шоу на одно из произведений, написанных в сонатной форме. Ценность этой рецензии, во-первых, в том, что в ней кратко и очень точно сформулирована главная проблема для композитора в использовании этой формы, во-вторых, она дает яркое представление о таланте Б. Шоу как музыкального критика.

На одном из вечеров цикла «Популярные концерты» нам представили фортепианный квинтет Джованни Сгамбати - римского композитора, довольно хорошо известного здесь. Мои критические замечания в его адрес сводятся к следующему: хотя Сгамбати римлянин, но поступает не как римляне - он пишет академическую музыку в сонатной форме, как немцы или англичане, которые, несмотря на мои увещевания, упорно продолжают это делать. Опыт показывает, что музыканты не видят истинные невероятные трудности сонатной формы из-за того, что их учителя позволяют, чтобы все их внимание было поглощено ее невероятными формально-техническими сложностями. Но в конце концов этими трудностями овладевает даже глупец. Кто угодно может обратить череду тактов в форму сонаты, точно так же как из набора строчек можно слепить сонет или пятиактную трагедию с нерифмованными строфами. Отнюдь не форма сама по себе делает Шекспира бессмертным, а то совершенно изумительное содержание, для которого эти формы, собственно, и потребовалось создать... Перво-наперво, вы должны иметь что сказать собеседнику, если надеетесь, что он позволит вам крутить пуговицу и в течение двадцати минут заставлять его слушать вашу сонату, или - еще ужаснее - в течение целого вечера - в случае, если бы вы вознамерились задушить его трагедией.

У Сгамбати достаточно музыкального материала, чтобы минут восемь-девять развлекать публику. Но, попытавшись смастерить из этого целый квинтет (в сущности, та же соната, только для пяти инструментов. - А.М. ), он вынужден был невероятно разжижить его, все разгладить и стушевать с удручающей банальностью, достигшей своей кульминации в фугато - последнем средстве избежать музыкального банкротства. Здесь провалились все его попытки доставить нам удовольствие… Общее чувство (я всегда говорю о моих собственных ощущениях как об общем чувстве) можно сформулировать так: «Скорей бы это кончилось!»

Суровый приговор! Что же все-таки представляют собой эти «невероятные трудности сонатной формы»?

Сонатное Allegro: общие принципы конструкции

Как правило, первая часть классической сонаты пишется в форме так называемого сонатного Allegro. Для нее характерно несколько особенностей:
1) деление всей части на три главных раздела: экспозицию, разработку и репризу;
2) построение экспозиции (а часто и остальных разделов формы) на сопоставлении или даже столкновении двух основных образов, чаще всего энергичного, мужественного и лирического, мягкого.

Уже сами названия разделов ясно говорят об их назначении. Кроме них в сонатном Allegro могут быть вступление и заключение (кода). Вероятно, процентов восемьдесят классического музыкального наследия - сонаты, симфонии, квартеты, трио - используют эту музыкальную форму. И что самое поразительное – нет двух одинаковых! Из этого следует, что вышеприведенные характеристики указывают лишь на самый общий абрис этой музыкальной формы.

Почему форма сонатного Allegro так часто используется? Потому что она самая богатая из форм инструментальной музыки по своим драматическим возможностям. Начать с того, что здесь непременно должно быть несколько разнохарактерных тем (музыкальных партий). Между ними происходит столкновение и множество коллизий. Партии эти имеют условные обозначения, чтобы яснее было, о каком эпизоде идет речь. Они называются главная, связующая, побочная и заключительная. Что касается связующей и заключительной , то здесь все более или менее ясно. О двух других - главной и побочной - следует сказать подробнее.

Обычно главная партия представляет, условно говоря, энергичный образ, а побочная - более лирический. Перед композитором открываются безграничные возможности сопоставления разнохарактерных образов, их борьбы, сближения и даже порой слияния. Коль скоро допустимо сравнение главной и побочной партий с мужским и женским началом, то естественно предположить возможность отражения в этой музыкальной форме всех оттенков человеческих чувств и страстей, всего того, что нашло выражение во всей мировой культуре и искусстве, того, что принято определять понятием «основной инстинкт». Более того, это может быть - и часто так и происходит, особенно у Бетховена, - не только в сфере личного чувства, но и в общечеловеческом плане. Вот источник богатства классической музыки. И это лишь самая общая констатация, только одна - главная - идея. Но сколько при этом самых разнообразных способов выражения!

Экспозиция

Главная партия (ГП) -> Основная тональность (по форме обычно период);
Связующая партия (СП) -> Переход в тональность побочной партии;
Побочная партия (ПП) -> Побочная тональность;
Заключительная партия (ЗП) -> Завершение экспозиции приводит к тональности, в которой начинается разработка.

Разработка

Разрабатываются и развиваются партии экспозиции (преимущественно ГП). Используются различные тональности, чаще субдоминантовой сферы. Избегается основная тональность произведения; разработка в сонатах венских классиков чаще завершается остановкой на доминанте основной тональности, в которой начинается реприза. Если композитор в этом разделе вводит совершенно новый музыкальный материал, не основанный на партиях экспозиции - что тоже встречается, - то тогда этот раздел называется не разработкой, а эпизодом.

Реприза

ГП -> Начинается в основной тональности, но затем модулирует в побочную тональность, чтобы избежать слишком долгого пребывания в основной тональности во всей репризе;
СП -> Утверждение тональности побочной партии;
ПП -> Либо вся в основной тональности, либо обязательно заканчивается в ней;
ЗП -> Окончательное утверждение основной тональности.

Мировые шедевры жанра сонаты

Людвиг ван Бетховен. Соната № 8 до минор «Патетическая», ор. 13

«Патетическая» соната - одна из всего лишь двух фортепианных сонат Бетховена, озаглавленных самим композитором (или, во всяком случае, с одобрения композитора). Вторая - № 26 ми-бемоль мажор, оp. 81a, «Прощание». Все остальные названия - «Лунная» (№ 14, ор. 27), «Пасторальная» (№ 15, ор. 28) «Аврора», или «Вальдштейн» (№ 21, ор. 53), «Аппассионата» (№ 23, ор. 57), «Соната Терезы» (№ 24, ор. 78) - не авторские.

Соната состоит из трех частей:
1. Grave. Allegro di molto e con brio
2. Adagio cantabile
3. Rondo. (Allegro)

Вот первый печатный отклик на сонату: «Замечательная соната справедливо названа «Патетической», так как она в самом деле глубоко страстная по характеру. Благородная грусть возвещает о себе в эффектном, прекрасно и плавно модулирующем Grave до минор, которым время от времени прерывается пламенный раздел Allegro, выражающий сильное возбуждение серьезного ума. В Adagio ля-бемоль мажор (II часть. - А.М.) настроение покоя и утешения; однако прекрасные певучие мелодии, модуляции и приятное движение требуют, чтобы эта часть не была растянутой. С началом рондо (III часть. - А.М.) пробуждается тон первого Allegro, в двояком смысле слова, так что на протяжении всей Сонаты основное чувство сохраняется, придавая ей единство, внутреннюю жизнь и настоящую эстетическую ценность. Примерно так можно говорить о какой-либо сонате при условии, что все остальные требования музыкального искусства явно показывают ее красоту так же, как здесь. Единственное, что критик мог бы высказать насчет Бетховена, который, вероятно, может быть оригинальным и новым (и, возможно, это менее упрек, чем желание нового совершенства), - это то, что у темы рондо самой по себе слишком знакомое звучание. Сам критик не может сказать точно, где он слышал ее прежде, но тема, по крайней мере, не новая».

Страстность «Патетической» сонаты - это не любовная страсть, а выражение отваги, смелости, храбрости. Средняя часть сонаты нежная, какой только может быть нежность. Но эта нежность абсолютно лишена какого бы то ни было эротического оттенка. Порой сталкиваешься с суждением, что Бетховен при всей своей гениальности не мог написать подлинную мелодию. Те, кто говорит так, должны послушать эту часть, начинающуюся с великолепной мелодии - успокоительной, широкого дыхания.

Вопрос, что, собственно, означает музыкальная пьеса, о чем ее музыка, часто оказывается очень сложным, но в данном случае совершенно очевидно, что музыка действительно что-то означает. Это не просто нечто красиво звучащее, здесь звуки передают волнение, возбуждение, утрату душевного равновесия.

Ференц Лист. Соната си минор

Соната появилась в печати с посвящением Р. Шуману в ответ на посвящение последним Ф. Листу своей Фантазии до мажор (1836), которую Лист очень любил, часто исполнял в концертах и сделал транскрипцию для фортепиано с оркестром.

Примечательно, что первым исполнителем сонаты был не автор, сам гениальный пианист, а его зять, выдающийся дирижер и пианист Ганс фон Бюлов. Причем произошло это спустя четыре (!) года после создания сонаты - 27 января 1857 года в Берлине. Мнения музыкантов резко разделились. Отрицательно отозвался о сонате крупный музыкальный критик того времени Эдуард Ганаслик. Й.Брамс на глазах у публики заснул во время исполнения. Немецкая «Nationalzeitung» зло подытожила: «Соната - приглашение к свисту и топоту».

Антон Рубинштейн критически отнесся к новому произведению, однако впоследствии включил его в свой репертуар. Да и как могло быть иначе! Тем не менее вот как он прокомментировал исполнение сонаты в одной из лекций своего огромного цикла по истории фортепианной литературы: «Соната - самое его серьезное фортепианное сочинение, по крайней мере по названию (?! - А.М .). Соната требует признания формы, нуждается в известном классицизме, а ничего подобного в сонате Листа нет. В ней чувствуется «новое веяние, стремление к новым формам», которое заключалось в том, чтобы всю сонату, всю симфонию написать на одной, а всю оперу - на трех темах. Правда, тема видоизменяется; она представляется то грандиозной, то грациозной, то серьезной, то шутливой, то драматической, то лирической, то сильной, то мягкой; но от этого общее настроение и цельность впечатления теряются, и сочинение превращается в более или менее интересную импровизацию. «Более же или менее, - прибавил г. Рубинштейн не без некоторого ехидства (пояснение автора конспекта лекции. - А.М. ), - предоставляю судить вам».

Мы видим, что Рубинштейн отметил важнейшие особенности формы сонаты, но не как замечательные находки композитора, а скорее как его просчеты. Между тем нельзя не поражаться, с каким мастерством Лист выстраивает монументальную форму, беря в основу, в сущности, одну тему. Этот принцип получил название монотематизма. При этом музыкальное содержание сонаты очень разнообразно, и, хотя у нее нет авторской литературной программы (или, быть может, Лист ее не обнародовал), сонату с полным основанием можно назвать «фаустовской». Замечательный французский пианист А. Корто признавался: «За подлинно симфоническим развитием сонаты мне представляется «Фауст» Гёте, который наряду с «Божественной комедией» всегда волновал воображение Листа. Это как бы набросок симфонии «Фауст», воплощение взволнованной человеческой души, ищущей в действии, в любви, в вере опоры и обретающей их в философской концепции».

Фридерик Шопен. Соната № 2 си-бемоль минор (с Траурным маршем)

Соната Фридерика Шопена сочинена в 1839 г., впервые опубликована в 1840-м. Одно из самых выдающихся произведений романтизма в музыке. Ее третьей частью является знаменитый Траурный (Похоронный) марш, написанный сначала как отдельная пьеса, когда у композитора еще не было замысла сонаты.

Соната состоит из четырех частей:
I. Grave. Doppio movimento
II. Scherzo
III. Marche funebre: Lento
IV. Finale: Presto

Первая часть открывается кратким вступлением. Затем стремительно появляется первая тема (главная партия). Роберт Шуман писал о ней, что «так может начать только Шопен и только он может так закончить: от диссонансов через диссонансы к диссонансам». Эта тема бурная, страстная, порывистая, с сильными контрастами - постоянной сменой forte и piano . Затем она повторяется, но со смещенными акцентами. Вторая тема (побочная партия) вносит новое настроение. И хотя кажется на первый взгляд противоположной главной партии, она неразрывно с ней связана. Середина этой части (разработка) основана по преимуществу на теме главной партии. Вначале тема звучит в нижнем регистре, что придает ей чрезвычайно мрачный оттенок. В среднем регистре в это время повторяются мотивы вступления, которые затем переходят в бас, где звучат уже fortissimo . Две эти темы развивают картину драматичной борьбы, рисуемую в сонате. После такой разработки, где господствовала главная партия, в репризе она пропущена (если бы Шопен опять ее использовал, получилось бы однообразно; стоит отметить, что этот прием он использовал и в других своих фортепианных сонатах). В коде вновь появляются в басах фразы главной партии, в то время как в правой руке мощные аккорды устремляются в верхний регистр.

Вторая часть сонаты озаглавлена Шопеном Скерцо и относится к самым драматическим произведениям этого жанра, написанным композитором.

Третья часть - средоточие скорбных эмоций. Траурный марш - по популярности и по своей музыкальной судьбе - сродни другому знаменитому маршу другого композитора, современника Ф. Шопена, - Свадебному маршу Ф. Мендельсона из его музыки к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь»: их, как теперь говорят, рейтинг одинаковый, поскольку все люди (или почти все) женятся и все, к сожалению, умирают, и каждый раз звучит либо этот свадебный , либо этот траурный марш. В том и в другом жанре музыки эти два марша стали главными для всего христианского мира. И оба в своем прикладном употреблении подверглись одинаковому уродованию.

Дело в том, что оба марша написаны в трехчастной форме, где в среднем разделе праздничное настроение в одном случае и трагическое в другом оттеняются некой новой эмоцией: в Свадебном марше звучат грустные ноты (а как же может быть без этого в реальном обряде бракосочетания?), а в Траурном - просветленные. И в своих изначальных версиях - оркестровой у Мендельсона и фортепианной у Шопена - оба эти произведения являются шедевром и отражают глубочайшие особенности психологии. Однако в обычных житейских ситуациях - на свадьбах и на похоронах - эти музыкальные творения исполняются в усеченном виде: как правило, в обоих случаях звучат только первые части того и другого марша. Все это, к величайшему сожалению, создает совершенно неверное представление об истинных достоинствах этих сочинений. По достоинству их можно оценить только слушая в исполнении выдающихся музыкантов. Что касается марша из сонаты Шопена, то одной из вершин является его интерпретация великим пианистом Владимиром Горовицем.

Финал сонаты неразрывно связан с Маршем. Антон Рубинштейн так охарактеризовал сонату в целом и эту часть: соната - «целая драма, последнюю часть которой (после столь необыкновенно типичного похоронного марша) я называю «Ночное веяние ветра над могилами на кладбище».

Ф. Шопен умер 17 октября 1849 г. в Париже. Он был похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез. При его погребении звучал Траурный марш в оркестровке Наполеона Анри Ребера. В XX веке была создана другая оркестровка. Ее автор - английский композитор Эдуард Элгар. Она была сделана в 1933 году, и спустя год эта версия впервые была исполнена на похоронах самого Элгара. Именно она стала международным траурным гимном.

По материалам журнала «Искусство» №9/2009

На постере: Золотой рояль «Карл Бехштейн» производства старинной немецкой мануфактуры C. Bechstein. Фотография Алексея Скобкина (2013)

Это романтическое название сонате дал не сам автор, а музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 г., уже после смерти Бетховена.

А у композитора соната имела более прозаичное наименование: Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, оп. 27, № 2. Затем к этому названию в скобках стали добавлять: «Лунная». Причем это второе название касалось только первой её части, музыка которой показалась критику похожей на лунный свет над Фирвальдштетским озером – это известное озеро в Швейцарии, которое ещё называют Люцернским. С именем Бетховена это озеро никак не связано, просто такая вот игра ассоциаций.

Итак, «Лунная соната».

История создания и романтический подтекст

Соната № 14 была написана в 1802 г. и посвящена Джульетте Гвиччарди (итальянка по происхождению). Этой 18-летней девушке Бетховен давал уроки музыки в 1801 г. и был в неё влюблён. Не просто влюблён, а имел серьёзные намерения жениться на ней, но она, к сожалению, полюбила другого и вышла за него замуж. В дальнейшем она стала известной австрийской пианисткой и певицей.

Искусствоведы считают, что он даже оставил некое завещание, в котором называет Джульетту своей «бессмертной возлюбленной» – он искренне верил в то, что его любовь взаимна. Это видно из письма Бетховена от 16 ноября 1801 г.: «Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною».

Но когда слушаешь третью часть этой сонаты, понимаешь, что во время написания произведения Бетховен уже не испытывал никаких иллюзий в отношении взаимности со стороны Джульетты. Но обо всём по порядку…

Форма этой сонаты несколько отличается от классической сонатной формы. И это подчеркнул Бетховен в подзаголовке «в духе фантазии».

Сона́тная фо́рма – это такая музыкальная форма, которая состоит из 3 основных разделов: первый раздел называется экспозицией , в нёмпротивопоставляются главная и побочная партии. Второй раздел – разработка , в нём эти темы развиваются. Третий раздел – реприза , повторяется экспозиция с изменениями.

«Лунная соната» состоит из 3 частей.

1 часть Adagio sostenuto – медленный музыкальный темп. В классической форме сонаты этот темп обычно используется в средней части. Музыка медленная и довольно скорбная, её ритмическое движение несколько однообразно, что не очень соответствует музыке Бетховена. Но басовые аккорды, мелодия и ритм удивительным образом создают живую гармонию звуков, которые так завораживают любого слушателя и напоминают о волшебном лунном свете.

2 часть Allegretto – умеренно оживлённый темп. Здесь чувствуется какая-то надежда, душевный подъём. Но он не приводит к счастливому исходу, это покажет последняя, третья часть.

3 часть Presto agitato – очень быстрый, взволнованный темп. В отличие от задорного настроения темпа Allegro , Presto обычно звучит дерзко и даже агрессивно, а его сложность требует виртуозного уровня владения музыкальным инструментом. Интересно и образно охарактеризовал последнюю часть сонаты Бетховена писатель Ромен Роллан: «Человек, доведенный до крайности, умолкает, дыхание пресеклось. И когда через минуту дыхание оживает и человек поднимается, кончены тщетные усилия, рыдания, буйства. Все сказано, душа опустошена. В последних тактах остается только величественная сила, покоряющая, укрощающая, принимающая поток».

Действительно, это сильнейший поток чувств, в которых отчаяние, надежда, крушение надежд и невозможность выразить ту боль, которую испытывает человек. Потрясающая музыка!

Современное восприятие «Лунной сонаты» Бетховена

«Лунная соната» Бетховена является одним из самых популярных произведений мировой классической музыки. Её часто исполняют на концертах, она звучит во многих кинофильмах, спектаклях, её используют для своих выступлений фигуристы, она звучит фоном в видеоиграх.

Исполнителями этой сонаты были известнейшие пианисты мира: Гленн Гульд, Владимир Горовиц, Эмиль Гилельс и многие другие.