Некролог георгию свиридову. Георгий васильевич свиридов биография Свиридов вокальные произведения

Георгий Васильевич Свиридов (3 декабря 1915 – 6 января 1998) – российский композитор и пианист, обладатель множества различных государственных наград. Одно из его наиболее известных произведений украшает повесть Александра Сергеевича Пушкина «Метель».

Детство

Георгий Васильевич родился 3 декабря в городе Фатеж, который на нынешний момент располагается в Курской области. Его отец всю жизнь проработал на почте и был активным сторонником большевиков, поддерживая их движение в годы Гражданской войны. Мать Георгия работала учителем в школе и была либерально настроенной личностью, поэтому никогда не понимала страстное политическое стремление своего мужа.

Когда мальчику было четыре года, его отца убивают в одной из стычек большевиков с оппозицией. С этого времени мать и ребенок остаются в полном одиночестве, без кормильца и средств к существованию, поэтому решают переехать в Курск, к дальним родственникам по материнской линии. Там же Свиридов идет в начальную школу.

С самого раннего возраста проявляется талант и страсть ребенка к литературе. Благодаря школьным кружкам, Свиридов участвует во многих постановках и даже пытается сочинять стихи.

В отличие от своих одноклассников, уже в восемь лет он знает множество отечественных и зарубежных авторов и способен даже назвать особенности их творчества. Однако литература была вовсе не единственным увлечением юного Георгия.

Как-то раз ему предстояла роль в школьном спектакле, где главный герой должен был исполнить короткую мелодию на балалайке. Свиридов выступил с инициативой обучиться игре на этом русском народном инструменте, который и привил мальчику любовь к музыке. Именно благодаря ему Свиридов начал сочинять собственные мелодии и пытаться подобрать на слух известные мотивы.

Юность

В 1936 году Свиридов поступает в Ленинградскую консерваторию, где обучается азам музыкального искусства у Шостаковича и Рязанова, двух видных педагогов того времени. Спустя год, видя талант юного Свиридова и его любовь к музыке, Рязанов дает ему рекомендацию в Союзе композиторов, и парня с удовольствием зачисляют в ряды наиболее одаренных представителей России.

К началу Второй мировой войны Георгий идет в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), но из-за непригодности и плохого состояния здоровья он был вынужден переехать в Новосибирск, где такие же эвакуированные, как он сам, композиторы старались подбодрить солдат, сочиняя песни и мелодии военных лет.

Одной из первых композиций стала «Песня смелых», стихи для которой сочинил Сурков. Адаптировавшись на новом месте, Свиридов начал даже писать произведения для эвакуированных в Новосибирск театров, участвуя во многих местных постановках.

Творчество композитора

Поскольку сам Георгий Свиридов на протяжении всей своей жизни любил и боготворил Пушкина, считая его лучшим в своём деле, первые произведения композитора были созданы специально для стихотворений этого великого поэта. Ими стали несколько симфоний и романсов. Самым известным произведением считается «Метель».

По мнению музыкальных критиков, стиль Свиридова менялся на протяжении всего периода его творчества. Так, до поступления в Ленинградскую консерваторию, он создавал в основном классические и романтические композиции, которые были очень похожи на произведения немецких композиторов. Однако с появлением в его жизни педагога Шостаковича Георгий стал писать преимущественно русские композиции, которые с первых же нот проявляли самобытность и настрой автора по отношению к своей родине.

Все написанные Свиридовым произведения трудно пересчитать. Сюда входят и 7 маленьких пьес для фортепиано, и 7 романсов, посвященных стихотворениям Лермонтова, и знаменитая соната для скрипки (к слову, долгое время произведение не удавалось восстановить из-за отсутствующих фрагментов в кульминации), и фортепианный квинтет, и многие другие. По мнению критиков и библиографов, Георгий Свиридов оказал поистине огромное влияние на русскую классическую музыку того времени. Он, как никто другой, умел подчеркнуть самобытность и культуру русской души, обычаи и традиции народов России.

Личная жизнь

Георгий Свиридов был женат один-единственный раз. Его супругой стала очаровательная Эльза Густавовна, женщина, которая покорила его не только своей красотой, но и хорошим вкусом в музыке. Они познакомились на одном из концертов, где исполнялись композиции Георгия. После окончания мероприятия Эльза подошла к нему, чтобы выразить восторг по поводу его творчества и, увидев молодого и талантливого Свиридова, влюбилась с первого взгляда. А спустя несколько месяцев они официально узаконили свои отношения и прожили вместе долгую и счастливую жизнь.

Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеже, ныне Курской области России. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года.

В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. По совету последнего в 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у Исайи Браудо и по классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году.

С 1936 по 1941 год Свиридов учился в Ленинградской консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича (с 1937 года). В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.

Свиридов Георгий Васильевич

Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья.

До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он писал военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы. C 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962-1974 годах секретарь, в 1968-1973 - первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов. За подписью Свиридова 17 сентября 1958 года в «Правде» опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», положившая начало травле Марка Бернеса.

В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов».

Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа

Свиридов Георгий Васильевич

В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Творчество

Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году - ставший знаменитым цикл лирических романсов на слова Пушкина.

Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936-1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных (1940).

Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита.

Свиридов Георгий Васильевич

Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер.

Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания.

Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время - и современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

Награды и премии

  • Народный артист РСФСР (1953)
  • Народный артист СССР (1970)
  • Герой Социалистического Труда (1975)
  • Ленинская премия (1960) - за «Патетическую ораторию» на слова В. В. Маяковского
  • Сталинская премия первой степени (1946) - за трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945)
  • Государственная премия СССР (1968) - за «Курские песни» для хора и оркестра
  • Государственная премия СССР (1980) - за концерт для хора «Пушкинский венок»
  • Государственная премия Российской Федерации (1994)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (10.12.1995)
  • Четыре ордена Ленина (16.12.1965; 2.07.1971; 18.12.1975; 13.12.1985)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Орден Свободы 2-й степени (Албания, 1954)
  • Ордена и медали иностранных государств
  • Почётный гражданин Курска (1982)
  • Почётный гражданин Москвы (1997).

Память о Свиридове

Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным

Свиридов Георгий Васильевич

  • 23 сентября 2005 года в Курске был открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».
  • В родном городе Георгия Свиридова Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора.
  • В Санкт-Петербурге на улице Есенина была открыта школа искусств его имени.
  • В подмосковной Балашихе школе искусств № 1 было присвоено имя композитора.
  • Общественное движение «Россия Православная» учредило памятную медаль «Наше наследие» имени Георгия Васильевича Свиридова для награждения за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры.
  • В Москве несколько детских музыкальных школ носят его имя.
  • Имя «Георгий Свиридов» носит Airbus A320 Аэрофлота (б/н VP-BDK).

Сочинения

Величие художника – это величие души (величие духа) художника. Величие Мусоргского и Бородина – это величие христианина

Свиридов Георгий Васильевич

  • 7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935)
  • 6 романсов на слова А.Пушкина (1935)
  • 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1936-1939)
  • Камерная симфония для струнных (1940)
  • 3 романса на стихи А.Блока (1941)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1942)
  • Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)
  • Соната для фортепиано (1944)
  • Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60)
  • Квинтет для фортепиано и струнных (1945)
  • Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946)
  • Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)
  • Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)
  • Оратория «Декабристы» на слова Александра Пушкина и поэтов-декабристов (1954-55, не окончена)
  • Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955)
  • Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956)
  • Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956)
  • «Патетическая оратория» на слова Владимира Маяковского ([; Ленинская премия, 1960)
  • Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырёх певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961-69)
  • Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных 1964)
  • «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964; Государственная премия, 1968)
  • Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964)
  • Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина (1964)
  • «Маленький триптих» (1964)
  • Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака (1965)
  • Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи Александра Блока (1965)
  • Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965)
  • Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера - тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час.
  • «Весенняя кантата» для хора и оркестра (1972)
  • Музыка к спектаклю Малого театра «Царь Фёдор Иоаннович» (1973)
  • Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973)
  • Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)
  • Кантата «Ода Ленину» на слова Роберта Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976)
  • «Отчалившая Русь», цикл для голоса и фортепиано на слова Сергея Есенина (1977)
  • Гимны Родины для хора (1978)
  • 25 песен для баса и фортепиано (1939-1979)
  • «Пушкинский венок» для хора с оркестром (1979)
  • «Ночные облака», кантата на слова Александра Блока для смешанного хора a cappella (1979)
  • 10 романсов на слова А.Блока (1972-1980)
  • «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
  • «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока (1980-1981)
  • «Петербург», вокальная поэма (1995)
  • «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)

Фильмография

Искусство – не только искусство. Оно есть часть религиозного (духовного) сознания народа. Когда искусство перестаёт быть этим сознанием, оно становится «эстетическим» развлечением. Люди, которым не близко это духовное сознание народа, не понимают сущности искусства, его сакраментального смысла

Свиридов Георгий Васильевич

  • 1940 - Поднятая целина
  • 1946 - Дон Сезар де Базан
  • 1951 - Пржевальский
  • 1952 - Римский-Корсаков
  • 1953 - Великий воин Албании Скандербег
  • 1956 - Полюшко-поле
  • 1960 - Красная площадь
  • 1961 - Воскресение
  • 1964 - Русский лес
  • 1964 - Метель
  • 1966 - Время, вперёд!
  • 1976 - Доверие
  • 1982 - Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира
  • 1996 - «Время Георгия Свиридова» - документальный фильм, 52 мин., режиссёр Никита Тихонов

Георгий Васильевич Свиридов - цитаты

Искусство нашего века несет большую ответственность за то, что оно настоятельно и талантливо проповедовало бездуховность, гедонизм, нравственный комфорт, кастовую, интеллигентскую избранность, интеллектуальное наслажденчество и еще того хуже: упоенно воспевало и поэтизировало всякого вида зло, служа ему и получая от этого удовлетворение своему ненасытному честолюбию, видя в нем освежение, обновление мира. Все это, несомненно, нанесло огромный вред человеческой душе...

Дело добра могло бы казаться совершенно безнадежным, ибо души, подвергшиеся столь сильной обработке и омерщвлению, воскресить, пожалуй, уже невозможно. Но мудрость жизни заключена в ней же самой: новые поколения приходят в мир вполне чистыми, значит, дело в том, чтобы их воспитать в служении высокому добру...

Моя музыка - некоторая маленькая свеча «из телесного воска», горящая в бездонном мире преисподней».

Водораздел, размежевание художественных течений происходит в наши дни совсем не по линии «манеры» или так называемых «средств выражения». Надо быть очень наивным человеком, чтобы так думать. Размежевание идет по самой главной, основной линии человеческого бытия - по линии духовно-нравственной. Здесь - начало всего - смысла жизни!

Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть - вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне - есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории...

Биография и эпизоды жизни Георгия Свиридова. Когда родился и умер Георгий Свиридов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, фото и видео.

Годы жизни Георгия Свиридова:

родился 3 декабря 1915, умер 6 января 1998

Эпитафия

«Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».
Надпись на первом памятнике Георгию Свиридову в Курске

Биография

Композитор Георгий Свиридов получил всенародное признание и любовь за малые формы музыкальных произведений - романсы, песни, пьесы. Самыми знаменитыми из написанных им вещей стали две: «Время, вперёд!» и вальс к фильму по повести Пушкина «Метель». За свою творческую жизнь композитор был удостоен множества престижных премий и навсегда вошёл в историю советской музыки, став достойным учеником Дмитрия Шостаковича.

Свиридов родился в нынешней Курской области, в семье работника почты и учительницы. Со школьной скамьи Георгий увлекался литературой и музыкой: его первым музыкальным инструментом стала балалайка. Он был принят в народный ансамбль и отучился в музыкальной школе меньше трёх лет, после чего педагог, заметивший его необыкновенный талант, посоветовал ему ехать в Ленинград.

В Ленинграде юноше приходилось не слишком легко, и ради денег он играл вечерами на киносеансах и в ресторанах. Поступив в консерваторию, он через год перевёлся в класс Д. Шостаковича, и последний остался любимым наставником и другом Свиридова на всю жизнь.

Свиридов окончил Ленинградскую консерваторию и после войны вернулся в Ленинград, но затем поселился в Москве. В это время композитор начал работать над музыкальным жанром, который сам называет «музыкальной иллюстрацией» - в современном мире его бы назвали саундтреком к книге. Свиридов пишет хоровые циклы на стихи Пушкина, Есенина, Маяковского, Блока. Его «Курские песни» определяют новое направление в отечественной музыке: «новая фольклорная волна», которую впоследствии поддерживают многие композиторы.

За свою продуктивную творческую жизнь Свиридов был отмечен множеством премий; трижды становился лауреатом Государственной премии СССР. В последние годы жизни он работал над церковнославянскими произведениями, большая часть из которых осталась не изданной. Композитор скончался от инфаркта в возрасте 82 лет. Свиридов был отпет в храме Христа Спасителя. Прощание с композитором прошло скромно, в его квартире на Большой Грузинской. Супруга Свиридова, Эльза, пережила мужа всего на четыре месяца.

Линия жизни

3 декабря 1915 г. Дата рождения Георгия Васильевича Свиридова.
1924 г. Переезд семьи Свиридова в Курск.
1929-1932 гг. Обучение в Курской музыкальной школе.
1932 г. Переезд в Ленинград, учёба в Центральном музыкальном техникуме.
1936-1941 гг. Обучение в Ленинградской консерватории.
1935 г. Создание первого цикла романсов на стихи Пушкина.
1937 г. Вступление в Союз композиторов СССР.
1950 г. Присуждение Свиридову Ленинской премии.
1956 г. Переезд в Москву.
1957 г. Вступление в правление Союза композиторов СССР.
1965 г. Создание сюиты «Время, вперёд!».
1968-1973 гг. Работа в должности первого секретаря правления Союза композиторов СССР.
1970 г. Получение звания народного артиста СССР.
1980 г. Вторичное получение звания Героя Социалистического Труда.
6 января 1998 г. Дата смерти Георгия Свиридова.
9 января 1998 г. Похороны Георгия Свиридова на Новодевичьем кладбище в Москве.

Памятные места

1. Фатеж, Курская область (ранее - Курская губерния), где родился Георгий Свиридов и где находится его дом-музей.
2. Курск, где Свиридов жил с 1924 по 1932 год.
3. Санкт-Петербургский музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского (ранее - Центральный музыкальный техникум в Ленинграде), где Свиридов учился с 1932 г. по 1936 г.
4. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Римского-Корсакова (ранее - Ленинградская консерватория), где Свиридов учился с 1936 г. по 1941 г.
5. Новосибирск, где Свиридов жил в эвакуации в 1941-1944 гг.
6. Дом № 36 по ул. Большая Грузинская в Москве, где Свиридов жил с 1956 г.
7. Храм Христа Спасителя в Москве, где происходило отпевание Свиридова.
8. Новодевичье кладбище, где похоронен Георгий Свиридов.

Эпизоды жизни

В своём творчестве Свиридов значительно вырос с годами: сперва его произведения копировали романтический немецкий стиль, позднее - были похожи на сочинения Шостаковича, у которого Свиридов учился в консерватории. Но где-то с середины века творчество Свиридова, часто обращавшегося к народной традиции, стало совершенно особенным и несомненно русским.

Во время Великой Отечественной войны композитор был мобилизован (это произошло сразу после окончания консерватории), но затем его комиссовали по состоянию здоровья. До 1944 г. Свиридов находился в эвакуации в Сибири, где писал патриотические песни и музыку для спектаклей эвакуированных театров. Композитор был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Фрагмент сюиты «Время, вперёд!» стал заставкой для новостного выпуска программы «Время» в 21:00. В этом качестве его знала вся страна. В послеперестроечные годы заставку сняли, так как она напрямую ассоциировалась с советским режимом.

Могила Георгия Свиридова и его жены на Новодевичьем кладбище в Москве

Заветы

«Искусство нашего века несет большую ответственность за то, что оно настоятельно и талантливо проповедовало бездуховность, гедонизм, нравственный комфорт, кастовую, интеллигентскую избранность, интеллектуальное наслажденчество и еще того хуже: упоенно воспевало и поэтизировало всякого вида зло, служа ему и получая от этого удовлетворение своему ненасытному честолюбию, видя в нем освежение, обновление мира. Все это, несомненно, нанесло огромный вред человеческой душе».

«Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным».

«Мне поэтическое слово кажется исключительно ценным, весомым. Оно весит в сто или тысячу раз больше, чем слово прозаика. Это слова, которые отобраны поэтом, гением. Они поставлены одно около другого с какой-то… Ну, вот дано ему было поставить эти слова. И они производят на меня сильнейшее впечатление. Россия богата словесным искусством. Это страна Слова. Страна песни. Страна просторов. Страна Христа».

«Я вижу сейчас молодых людей, которые наполняют меня верой в будущее. Я вижу, что есть живые, пытливые, умные люди.
Самое главное, чтобы человек русский перестал обезьянствовать. Вот это главная наша беда. Вечно жить чьим-то чужим примером. Что у соседей или за морем… Вот это чепуха. Надо жить своей жизнью. Жить своей традицией, продолжать свой, накопленный веками, опыт, отбрасывая из него дурное и продолжая хорошее».


Вальс Г. Свиридова из к/ф «Метель»

Соболезнования

«Мне хочется сравнить Свиридова с чем-то очень простым и удивительным. Пусть он будет у меня - не океан, куда впадают реки с громкими именами. Пусть он будет лесной ручей, питаемый безвестными подземными ключами. И если какой-нибудь усталый путник, случайный прохожий набредёт на него, ручей доставит жаждущему нечаянную радость и напоит его влагой, какую он не будет пить ни в каком другом месте…»
Валерий Гаврилин, композитор

«Как бы ни был масштабен мир образов Свиридова, их сущность в пронзительности и нежности чувства. Он создал свою лирическую Вселенную, и я уверен, что мир обречен на его музыку в самом лучшем смысле этого слова. Ее бессмертие заключается не в том, насколько востребована она и популярна. Она внутри устроена как бессмертная. Она бессмертна в сердце своем».
Михаил Аркадьев, композитор, доктор искусствоведения

«Потому что эта музыка - навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы, историческим катастрофам и непоправимым потерям продолжается вечно».
Михаил Швейцер, кинорежиссёр

6.01.1998. Умер композитор Георгий Васильевич Свиридов.

Георгий Васильевич Свиридов (3.12.1915-6.1.1998), выдающийся русский композитор. Родился в Фатеже (Курская губерния) в семье почтового служащего. Отец погиб во время гражданской войны. После окончания музыкальной школы в Курске учился в ленинградском 1-м музыкальном техникуме, а с 1936 г. – на композиторском факультете Ленинградской консерватории, которую окончил в 1941 г. по классу Д.Д. Шостаковича. С 1956 г. жил в Москве; работал в театре и кино, в 1968–1973 гг. руководил Союзом композиторов РСФСР.

В первых произведениях Свиридова было заметно влияние Шостаковича. Но с середины 1950-х годов определился его собственный стиль, являвший собой скорее противоположность школе Шостаковича. Прежде всего, Свиридов сосредоточился на жанрах, связанных с русским поэтическим словом, – кантате, оратории, вокальном цикле (грани между жанрами у него часто стираются), и все его высшие достижения связаны именно с этой областью творчества, хотя и среди немногочисленной инструментальной музыки композитора есть настоящие шедевры, среди них – "Маленький триптих" для оркестра (1966) и "Метель" (музыкальные иллюстрации к повести , 1974).

Кроме того, с именем Свиридова связано характерное для 1960-х гг. движение в отечественной музыке, которое иногда называют "новой фольклорной волной". Главными его произведениями в этом направлении стали "Поэма памяти ", вокальный цикл "У меня отец – крестьянин" (1957), кантата "Деревянная Русь" (1964) и поэма "Отчалившая Русь" (1977) на стихи Есенина, а также – в очень большой мере – кантата "Курские песни" (1964) на подлинные народные напевы и тексты и ряд произведений на стихи Блока (в частности, вокальные циклы "Петербурские песни", 1964, и "Шесть песен", 1977), ("Весенняя кантата", 1972), Пушкина ("Пушкинский венок", 1979).

Основной чертой творчества композитора можно считать национальную направленность (почти во всех его произведениях так или иначе прослеживается песенная основа), в этом смысле Свиридов – продолжатель ; далее можно говорить о лаконизме и мудрой простоте форм, прозрачности фактуры и т.д. "Свиридовская простота", не имеющая ничего общего с упрощением, – на самом деле сложное явление; в том же ключе – обретения корней – может рассматриваться и свиридовский "неофольклоризм". Можно говорить о национальной ностальгии в связи с образным міром его музыки, которая нередко звучит как прощание с ушедшей («отчалившей») Россией.

Пронзительность свиридовской музыки своеобразно проявляется в том пласте его творчества, который связан с духовными мотивами. В 1973 г. он создал три замечательных хора к трагедии "Царь Федор Иоаннович" и "Хоровой концерт памяти А.А. Юрлова" (рано умершего замечательного хормейстера, одного из лучших исполнителей музыки Свиридова). В последнее десятилетие своей жизни Свиридов постоянно работал над хорами на церковнославянские тексты: некоторые из них вошли в хоровой цикл "Песнопения и молитвы", но большая часть написанного им пока не издана и не исполнена.

Однако пришедшие коммунистам на смену правители и их откровенно циничная идеология разложения народа переполнили чашу терпения Георгия Васильевича. Он неоднократно ставил подпись под патриотическими воззваниями, участвовал в мероприятиях оппозиционного Союза писателей России. У него было точное чутье зла в развязанных разрушительных процессах. Президент Национального Свиридовского фонда А.С. Белоненко говорит о нем:

«Георгий Васильевич часто говорил о том, как зло проявляется в современной музыке. По его мнению, сейчас мір оброс недостатками и пороками гораздо больше, чем в дни молодости композитора. Распространилась музыка невысокого разбора, пустая, не связанная с высокими помыслами. Свиридов считал, что такая музыка творит тяжелое, черное дело. Она не только не обогащает людей, как музыка великих композиторов прошлого, но и отупляет их. К тому же музыка лёгкая, – особенно часто подчёркивал Свиридов в любой беседе о современном состоянии искусства, – она сознательно насаждается. Причины такому положению музыкальных дел композитор называл откровенно подлыми. Он обвинял власть, и не только нашей страны, в том, что она зомбирует людей звуковой отравой. Властителям-кукловодам, утверждал Свиридов, одурение музыкальными средствами помогает управлять людьми».

В вышедшей посмертно книге Свиридова "Музыка или судьба" читаем:

«В наше время Россия духовно опускается еще на один порог преисподней. Культура ее уже невосстановима. Она уже не нужна большинству населения. Так называемый "культурный слой" населения… не состоит или состоит в малой степени из представителей коренного населения страны. Это… общество, глубоко враждебное русской нации, русской культуре, русской истории и искусству. Этот культурный слой не может двигать далее культуру вперед, т.к. у него нет контакта с фундаментом жизни, нет контакта с землей, рождающей все, в том числе и культурный фонд. Нет гения безпочвенного. Вот причина "войны" против почвенников… Высказанное вслух чувство национального достоинства русского художника, его тревога за судьбу преследуемой и истребляемой русской культуры становились, да и сейчас становятся равносильными государственному преступлению... В России как раз царят антинациональные, антирусские тенденции или, как их называют, "русофобские". Выразителями национальных настроений России служат люди, наподобие некоей m-m Боннэр…»

Наблюдая преобладающую национальность русофобов-разрушителей, Свиридов откровенно затрагивал и эту "запретную тему", из-за чего издатели не осмелились опубликовать его записи полностью. Однако в книге оставлены и многие побочные замечания, например: «Большой театр перестал быть театром прежде всего национальной оперы… Чего стоят некоторые оперы или балеты, в которых великие, глубочайшие произведения русской и зарубежной литературы обращены в рыночную дешевку? Кто же пойдет работать в этот еврейский лабаз?..». Немало и таких метких констатаций: «Евреи… возненавидели Революцию, как любовницу, которая их разлюбила».

«Мы переживаем эпоху третьей міровой войны, которая уже почти заканчивается и происходит на наших глазах. Страна уничтожена, разгрызена на части. Все малые, а отчасти и большие народы получают условную независимость, безоружные, нищие, малообразованные. Остатки бывшей России будут управляться со стороны – людьми, хорошо нам известными. Русский народ перестаёт существовать как целое, как нация… Падение России как смерть Христа, убитого римлянами и евреями на наших глазах».

«Потеряна Россия, прекратилась её история, потеряна Русская земля, потерян (и это – главное) народ русский. Русских в стране как будто и нет. Татары населяют Татарстан, узбеки – Узбекистан… Русский же народ, давший свое имя (Россы) стране, ныне уравнен в правах по названию: все – Россияне. Но россияне – это не национальность, это всего лишь знак проживания в определенном месте. Таким образом, народ наш, уже во второй раз в нашем столетии, лишен национального признака. В первый раз это было после октябрьского переворота, ныне отвергаемого теми, кто на деле совершил его вновь, выполняя замысел уничтожения России как государства и истребления нас как нации, целиком. И выродившиеся русские поощряют самоистребление в своей тупости, низости и слепоте»...

Музыку Георгия Свиридова несколько десятилетий ежедневно слушает вся страна. Именно его мелодии «Время, вперед!» было суждено стать предвестником и символом всех главных новостей за последние полвека. Наверное, в этом и есть прозорливость судьбы – в прошедшем столетии не было композитора, творчество которого настолько сильно связанно с Россией, ее исконной культурой и духовными основами. Его музыка, наполненная нравственной чистотой, очень сильно воздействует на чувства слушателей, просветляя их, но самое главное она побуждает человека поверить в свои силы.

Краткую биографию Георгия Свиридова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Свиридова

3 декабря 1915 года в уездном городе Фатеж Курской области в семье телеграфного служащего и учительницы появился на свет первенец. Родители имели крестьянские корни и не могли себе даже представить, что их сын, Георгий Васильевич Свиридов, станет одним из самых знаменитых композиторов России. Через несколько лет у него родились брат и сестра. В 1919 младший сын Свиридовых погиб от испанки, тогда же не стало и отца. Семья перебралась в Курск, где маленький Юра, как в детские годы называли будущего музыканта, начал играть на балалайке, а затем способного ребенка приняли в оркестр народных инструментов.


Педагоги музыкальной школы порекомендовали юноше продолжить образование в Ленинграде. Согласно биографии Свиридова с их легкой руки в 1932 году Юра поступает в музыкальный техникум. После – в консерваторию, где ему посчастливилось стать учеником Д.Д. Шостаковича . Однако взаимоотношения Свиридова со своим великим учителем были далеко не безоблачными. Он даже бросил консерваторию на последнем курсе, не вернувшись на занятия после разгрома, который Шостакович учинил его шести песням на слова А. Прокофьева. Общение между композиторами возобновилось только несколько лет спустя.

Летом 1941 Свиридов попадает из музыкантов в солдаты, но к концу того же года слабое здоровье не позволяет продолжать службу. Вернуться в осажденный Ленинград, где остались мать и сестра, невозможно, и до снятия блокады он работает в Новосибирске. В 1956 году Свиридов переезжает в столицу. В Москве он ведет насыщенную общественную жизнь, занимая руководящие посты в Союзе композиторов.


Еще будучи студентом, композитор женится на пианистке Валентине Токаревой, в 1940 у них рождается сын Сергей. Брак продлился недолго, уже в 1944 году Свиридов уходит из семьи к юной Аглае Корниенко. Через 4 года он снова становится отцом сына, Георгия-младшего, сразу после рождения которого переезжает к своей третьей жене Эльзе Густавовне Клазер. Георгий Васильевич пережил обоих своих сыновей. Сергей покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у Свиридова случился первый инфаркт. Георгий Георгиевич скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания. Эту трагическую новость композитор так и не узнал – супруга собиралась сообщить ему о ней тогда, когда он окрепнет после недавнего инфаркта. Этого так и не произошло – через неделю после смерти младшего сына, 6 января 1998 года Свиридова не стало.



Интересные факты о Свиридове

  • У композитора не осталось прямых потомков. Эльза Густавовна скончалась через четыре месяца после него. Всем творческим наследием Свиридова занимается сын его сестры, искусствовед Александр Белоненко. Он создал Национальный свиридовский фонд и Свиридовский институт. Им была опубликована книга «Музыка как судьба», составленная на основе дневников, которые композитор вел с конца 60-х годов. В 2002 это издание было объявлено книгой года. В 2001 составлен первый полный нотогафический справочник произведений Свиридова, восстановлены неиздававшиеся нотные тексты. В 2002 начато издание Полного собрания сочинений Г.В. Свиридова в 30 томах.
  • Старшего сына Свиридов назвал в честь Сергея Есенина. Младший сын Георгий Георгиевич был крупнейшим специалистом по средневековой японской прозе. В 1991 году его пригласили работать в Японию. Для него это стало в прямом смысле спасением – из-за хронической почечной недостаточности он нуждался в регулярном гемодиализе, который в Японии делали бесплатно.
  • Василий Григорьевич Свиридов, отец композитора, погиб при трагических обстоятельствах. Во время Первой мировой его по ошибке зарубили шашкой красноармейцы, приняв форму почтового служащего за белогвардейскую. Младшая сестра Тамара родилась уже после смерти отца.
  • Георгий Васильевич, в отличие от многих своих коллег-современников, не был обеспеченным человеком. Например, он не имел своей дачи, живя на государственной, а рояль, стоявший у него дома, арендовал у Союза композиторов.
  • Георгий Васильевич был энциклопедически образованным человеком. Его домашняя библиотека насчитывала более 2,5 тысяч книг – от античных драматургов до советских писателей. Он прекрасно разбирался в живописи и скульптуре. Существуют воспоминания очевидцев, как он провел экскурсию в залах с полотнами Тернера в лондонской художественной галерее.




Творчество Георгия Свиридова

В отличие от своего учителя и кумира, Д.Д. Шостаковича , Георгий Васильевич отнюдь не был «вундеркиндом». Из биографии Свиридова мы узнаём, что его первые сочинения датируются 1934-1935 годами – это пьесы для фортепиано и романсы на стихи А.С. Пушкина. Великому поэту суждено будет на долгие годы стать спутником творчества композитора. Именно музыка к пушкинской «Метели » станет самой известной из его работ. Она же станет и его «капканом» - никакие более поздние сочинения не исполнялись столь же часто, именно ее предпочитали и слушатели.

Для композитора, исповедующего классические музыкальные формы, нетрадиционным был и выбор основного творческого направления – вокальная музыка, песня, романс. Хотя были написаны и сонаты, и Фортепианное трио, удостоенное Сталинской премии, и музыка к драматическим спектаклям, и даже единственная симфония. Но изменили жизнь 19-летнего начинающего композитора именно пушкинские романсы . Свиридов писал их и в шумном общежитии музыкального техникума, и в родном доме, больной и голодный в Петербурге, окрепший и обласканный материнским теплом в Курске. Романсы сразу же были изданы, а в год столетия смерти поэта исполнены многими выдающимися певцами.


Композитора вдохновляли поэты первой величины – Лермонтов, Тютчев, Пастернак, Р. Бернс, Шекспир. Он положил на музыку и слог Маяковского, и даже прозу Гоголя. Пожалуй, самыми любимыми и близкими ему были Сергей Есенин и Александр Блок. Начиная с вокального цикла «У меня отец крестьянин » и вокально-симфонической поэмы «Памяти С.А. Есенина », написанных в 1956 году, Свиридов постоянно использует есенинские стихи для создания своих произведений. Почти так же часто он обращается и к поэзии Блока, которого считал пророком своей страны. Среди произведений: «Голос из хора », цикл «Петербургские песни », кантата «Ночные облака » и последняя масштабная работа, на создание которой ушло 20 лет – вокальная поэма «Петербург ». Это сочинение композитор заканчивал, зная, что доверит его первое исполнение молодому баритону Д. Хворостовскому. Премьера состоялась в Лондоне в 1995 году. В 1996-2004 годах певец выпустил два диска свиридовских произведений. Многие годы музой Свиридова была Е. Образцова, с которой были сделаны несколько романсовых концертов, где композитор лично аккомпанировал певице, записаны пластинки.

Заметным направлением творчества Свиридова была хоровая музыка. Это и «Пять хоров на слова русских поэтов », и кантата «Курские песни » на основе фольклорных источников, удостоенная Госпремии, и известнейший «Пушкинский венок ». Жанр этого произведения автор обозначил как хоровой концерт. Венок – это один и символов самой жизни с ее круговоротом времен года, цикличности рождения и смерти. В нем сплетены мысли и чувства, внешнее и внутреннее. Из творческого наследия поэта Свиридов выбрал 10 стихотворений – написанных в разное время, от 1814 до 1836 года, различных по темам, настроению, известных и почти забытых. Каждая из частей концерта, стремясь соответствовать поэтической первооснове, имеет собственное звучание. Автор не ограничивается хором, он вводит инструментальное сопровождение, колокольный звон, использует звучание второго камерного хора.

В 1958-1959 годах Свиридов создает семичастную «Патетическую ораторию » на стихи В. Маяковского. Эта работа стала символом нового этапа в жизни композитора. Оратория была необычна многим – литературным источником (ведь поэзия Маяковского считалась антимузыкальной), расширенным составом оркестра и хора, смелой музыкальной формой. Произведение было удостоено Ленинской премии.

За редким исключением, как, например, кантата «Ода Ленину » на слова Р. Рождественского, Свиридов не изменял своему призванию - воспевать Россию, ее людей, природу, культуру, духовность. Одним из последних произведений мастера стало хоровое сочинение «Песнопения и молитвы», написанное на темы псалмов Давида.

Музыка Свиридова в кино

С 1940 года Георгий Васильевич 12 раз работал для кино. Музыка к двум фильмам превзошла славу самих картин. В 1964 году Владимир Басов снимал «Метель» по одноименной повести Пушкина и предложил Свиридову написать музыку. На свет появились лирические мелодии, великолепно отражающие патриархальную жизнь провинции пушкинской эпохи. В 1973 году композитором были составлены «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель ». Год спустя на экраны вышел фильм «Время, вперед!» о строителях Магнитки. В главных ролях снимались лучшие актеры своего времени. Музыка Свиридова ярко выразила энтузиазм и эмоциональный подъем советской молодежи.


Среди других киноработ композитора: «Римский-Корсаков» (1952), «Воскресение» (1961), «Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира» (1982). В 1981 году была экранизирована оперетта «Огоньки» (фильм «Это было за Нарвской заставой»).

Музыка Свиридова крайне редко используется в саундтреках к фильмам. Одними из немногих можно назвать: «Масло Лоренцо» (1992), «Мертвец идет» (1995), «Таннер Холл» (2009).

Своей основной формой творчества выбрал песню. Он черпал вдохновение в том, чем живет народ, считая, что искусство должно быть простым и понятным. Будучи человеком религиозным, он помнил, что вначале было слово. Именно слово композитор ставил превыше всего. Поэтому и посвятил свою жизнь соединению слова и музыки. Сегодня, спустя два десятилетия после ухода творца, его музыка по-прежнему живет – популярная, актуальная и востребованная слушателями.

Видео: смотреть фильм о Свиридове