Короткие мифы на татарском языке. Мифы сибирских татар. О Казанской иконе Божьей матери

Существует огромное количество мнений о том, откуда появилось название города «Казань». Самая известная говорит, что от булгарского слова «котёл», которое на родном наречии звучало как «казан». Вы ведь слышали, что настоящий плов готовят в казане ?

Если верить этой легенде, хан Алтынбек, будучи одним из нескольких сыновей правителя древней Булгарии, спасался от монголов, которые преследовали его уже много дней. Остановился на берегу неизвестной ему реки и приказал слуге набрать воды для утоления жажды. Котёл был из золота - драгоценный котёл, достойный сына хана. Слуга был крайне неаккуратным человеком, да и берег был скользким - котёл выпал у него из рук, а быстрое течение реки и глубина не позволили вытащить сосуд обратно.

На удивление, Алтынбек не покарал слугу за оплошность, а решил, что это знак с небес, который говорил поселиться здесь. Чтобы этот случай не исчез в летах истории реку назвали «Казан», уже в дальнейшем в конце слова появился мягкий знак. То же название дали сторожевой крепости, вокруг которой начал расти и возвышаться большой город…

Согласно другой легенде, правители Булгарии хотели построить новый город, но никак не могли выбрать для него подходящего места. Тогда они пришли к известному на тот момент колдуну, он поколдовал на костях и, впав в мистический транс, сказал им основать город на том месте, где без огня закипит полный воды котёл (казан). Также он приказал зарыть на том же месте первого человека, который там встретится.

Проведя в поисках около года, слуги хана наконец увидели, что вода кипит - на берегу реки, которая в наши дни разделяет Казань на две части. А первым человеком, пришедшим на это место, стал сын хана, который шёл к ним по просьбе отца.

Но слуги хана из жалости убили его, а поймали собаку, бегающую поблизости и зарыли её вместо сына.

Когда хан спросил, всё ли они сделали, они не стали лгать и рассказали про сына хана и труп собаки. Хан одновременно и обрадовался, что сын остался жить, и огорчился - ведь город, построенный на трупе собаки, по его убеждению, не мог простоять слишком долго.

Был собран учёный совет, на котором решалась судьба города. Учёные мужи, посовещавшись, решили, что подобный поворот событий ничего плохого не предвещает, а живой сын стал хорошей приметой того, что город ждёт большое и счастливое будущее. Обрадованный хан построил мечеть, чтобы отпраздновать эту благую весть.

Есть и третья легенда, которая прямо проистекает из второй: согласно ей, сын всё же был убит слугами и зарыт глубоко под землёй, в недрах нынешнего кремля. Говорят, что сын был настолько чист душой, что сейчас из его черепа бьёт святой родник. При этом возможно, что речь идёт о водяном ключе, который тёк у Тайницкой башни в казанском Кремле. Из него брали омовение мусульмане с самого начала основания Казани и вплоть до XX века, до того момента, как он оказался затоплен в 1956 году, когда активно шло строительство Куйбышевского водохранилища.


егенда о барсе

В наших краях никогда не водились белые (а уж тем более - крылатые) барсы. Символ же города был взят древней легенды, согласно которой мальчик-сирота, родившийся в Казани, заблудился в далёких лесах и горах. А после - его нашёл и вырастил, воспитал Белый барс. После мальчик вернулся в Казань и поражал своей силой, ловкостью и хитростью. Его так и прозвали: Белый Барс.


егенда о Зиланте


С происхождением крылатого дракона Зиланта связано несколько легенд. Первая из них затрагивает процесс постройки казанской крепости. Говорят, после постройки крепости, в место стройки наползли гигантские змеи, головы которых были по размеру сторожевых псов. И вызвался парень, чтобы на коне со снопом подожжённой соломы подъехать к стройке и поджечь сваленные там сухие деревья. Так строители хотели прогнать змей.

Парень задачу выполнил, но особо большая змея, взяв в зубы свой хвост (не спрашивайте), выбила мальчика из седла, и до смерти его отхлестала. Тем не менее, змей в крепости более не было и она стала использоваться людьми.

Как рассказывает другая легенда, в месте основания казанского Кремля, по несчастливой случайности, оказалось огромное змеиное гнездо, в котором жило большое количество крупных толстых змей. И был у змей собственный царь, которого они сами нарекли Зилант - он уже несколько раз нападал на строителей и даже утаскивал некоторых под землю. Змеиная нора наводила ужас на всю округу, стройку даже думали завершить и искать другое место для строительства. Но в самый решающий момент нашёлся татарский батыр, который взял свой меч, отправился в самое логово змей и бросил Зиланту вызов. А после - победил его. Но в самый последний момент оказался укушен и умер от яда. Но память об этом бесстрашном подвиге живёт и по сей день, а в назидание будущим врагам змей Зилант изображён на гербе Казани - уже побеждённый и вздёрнутый на флагштоке.


егенда о сокровище


Вы знали, что в Казани можно сказочно разбогатеть? Нужно лишь найти утерянное сокровище царя ханов, которое тот сбросил в озеро Кабан, когда к городу подошли войска Ивана Грозного. Как мы знаем из истории, город был взят, а вот сокровище так и не нашли, и только несколько соучастников сокрытия сокровища, которых пытали, но не смогли выпытать место сброса богатства в озеро знали место - но их уже давно нет в живых.

Поиски сокровища продолжаются до сих пор. Кто знает, быть может, сокровище уже нашли, просто не сказали об этом... А может быть, вы его найдёте?

Во время осады города погибли все, кто знал о сокровище, кроме одного слуги - но он молчал даже под долгими пытками, и унёс тайну о сокровище с собой в могилу.

Тем не менее, примерные приметы места, где на дне лежат сокровища, известны, слуга оказался не слишком стойким:

1. Нужно встать у истока ручья, впадающего в озеро Булак.

2. Отмерить расстояние, равное двум полётам стрелы, в направлении к центру озера.

3. Теперь самый спорный пункт - необходимо отыскать на противоположном берегу некое особо приметное место, именно совсем неподалёку от него и находятся сокровища

4. И четвёртая примета, без которой сокровища не найти... неизвестна - слуги Ивана Грозного перестарались и тот, кого пытали, умер, так и унеся тайну сокровища с собой в могилу. Так что оно никому не известно.

Что же такое находится в сокровище, из-за чего его одно время искали все, кому не лень?

Большое количество золотых слитков, основная часть всех ханских запасов.

Огромное количество монет: монеты из серебра и золота, различных происхождений: от Египта и до Персии.

Золота в сокровищнице насчитывалось порядка нескольких тонн и остаётся большой загадкой, как его сумели доставить за пределы Кремля за такой короткий срок - всего часть ночи.


егенды о подземных катакомбах.

Не меньше таинственных слухов ходит о подземных ходах, в которых обитал тысячелетний дракон, способный выдыхать клубы пламени. А согласно особо легендарным слухам, он живёт там и сейчас…

Но, даже если не принимать во внимание огнедышащее существо, то сеть подземных туннелей - это действительный факт, существующий и подтверждённый. Впервые о подземельях говорится в слухах о подземных подкопах, которые делал Иван Грозный, осаждая Казань. Подкопанная галерея, которая велась со стороны Даировой бани на краю Булака вдруг наткнулась на другой подкоп - через него шла череда жителей, которые скрытно выходили из города в поисках воды и еды. В подкоп, недолго думая, бросили бочку с порохом и подожгли, тем самым обрушив подземные своды на несчастных жителей и засыпав подкоп.

Историки не раз подмечали, что холм, на котором стоит Кремль, целиком изрезан подземными проходами. Некоторые адреса и вовсе известны точно: подземная часть Гостинодворской церкви и крупное подземелье улицы Чернышевского. Также известно, что большая часть катакомб ведёт из усадьбы Боратынских.


егенды о башне Сююмбике

Главный символ Казани, прямо с ней ассоциирующийся - это, разумеется, башня Сююмбике - собственная Пизанская башня Казани. Многоярусное здание 58 метров высотой, макушка которого также неуклонно стремится к земле, полно легенд касаемо своего происхождения.

Точный год постройки неизвестен. Говорят, что она была возведена в XVII веке. В военных целях потребовалось следить за горизонтом - дозорные башни существенно расширяли территорию обзора, в качестве неё и выступила Сююмбике. Другие историки говорят, что она служила мавзолеем для покойного мужа Сафа-Гиреи. Есть принципиально иное мнение согласно которому башня Сююмбике - всего лишь один из минаретов разрушенной мечети, которая звалась Муралеевой. Достоверность этого стоит под сомнением, так как стоит только сравнить минареты мечетей и башню Сююмбике и понять, что принципы их постройки совершенно разные.

Есть очень поэтический вариант, который наиболее любим казанскими экскурсоводами, вы и сами лично услышите эту историю, если решите посетить Казань. Согласно ему, башня построена для исполнения последней воли царицы Сююмбике, в которую влюбился и хотел взять себе в жёны Иван Грозный. Именно отказ царицы и называют причиной похода на Казань и её последующее взятие. После этого царица была вынуждена согласиться, но выставила условие: за неделю выстроить высокую башню, которая по красоте была бы подобна ей.

7 дней трудились русские мастера, за удачное завершение стройки которых им было обещано богатство, за невыполнение - казнь. А что поделать? Времена такие!

С потрясающей скоростью возводя башню, в день закладывали по одному ярусу. И архитекторы успели, в конце назначенной недели башня возвышалась, во всей своей прекрасной стройной красоте.

Царица же, увидев башню, исполнила то, ради чего попросила её воздвигнуть: забралась на самый верх, окинула взглядом родные земли и свой народ, стоящий внизу, пустила слезу и бросилась на острые камни, которые лежали внизу башни.

Легенда очень поэтичная, но отчего-то не учитывает строения башни - каждый следующий ярус ступенькой стоит на предыдущем. Чтобы долететь до земли, царица Сююмбике должна была иметь мощные ноги подлинной баскетболистки, чтобы совершить мощный прыжок и улететь дальше площадки последнего яруса, на землю.

В реальности история царицы была куда прозаичнее: Сююмбике родилась в семье Юсуфа, ногайского мурзы. Впервые она вышла замуж за хана Джан-али, но из-за крупных амбиций мужа в политике, из-за которых последовало удачное покушение на него, брак не принёс ей счастья. Второй муж царицы был хан Сафа-Гирей. От него она родила сына - Утямы-Гирея, который впоследствии был взят в качестве почётного заложника в русское войско, при дворе Ивана Грозного крещён и получил имя Александр.

Судьба почётных заложников была достаточно завидной - их присутствие при дворе гарантировало лояльность со стороны той ханской семьи, у которого они были взяты. Им давали образование, хорошо с ними обращались, женили - они вели жизнь куда лучше тех, что их охраняли. Так случилось и с Александром - он получил лучшее образование в Москве, но умер в 20 лет из-за плохого здоровья.

Вскоре Сафа-Гирей был изгнан из Казани, на престол сел Шах-Али, бран Джон-Али, за которого Сююмбике впервые вышла замуж. Именно Шах-Али стал последним мужем Сююмбике, который увёл её в город Касимов, где она спокойно дожила жизнь.

Описанные события имели место ещё до взятия Казани, так что легенда о башне и Сююмбике действительно лишь красивая легенда.


егенды об Иконе Казанской Божьей Матери

Каждый человек в России, вне зависимости от национальности или вероисповедания знает про икону Казанской Божией Матери. Мало того, что это произведение русского иконописного искусства имеет поистине мировое значение, так и её списки находятся в самых разных, порой неожиданных местах земного шара. К примеру, одна из копий, хранится на маленьком венецианском острове, где население - рыбаки, да рыбачьи жёны.

Но сам факт того, что на сегодняшний день оригинал иконы утерян и образ её существует лишь на многочисленных списках, не столь известен. Судьба иконы находится в центре чудесных событий, а сама же она испарилась в одну из ночей начала XX века.Она был обретена в пламени, в нём же и погибла - так люди говорят. Истина, как и обычно бывает в истории, находится где-то за пределами человеческого восприятия. Но именно к ней взывают христиане для обретения милости и помощи в трудных жизненных ситуациях. Говорят о ней... много чего о ней говорят, давайте уже рассмотрим её историю!

23 июня 1579 года в Казани начался страшный пожар, который разросся до размеров всего города. Начался он в доме стрельца Даниила Онучина. По легенде, дочери стрельца в ночь после пожара было видение: пришла Богородица и сказала, что на месте их сгоревшего дома находится Её Пречистый Образ и что его непременно нужно отыскать. Девочка побежала на руины, собственными руками начала копаться в остывших углях и нашла - в том месте, где прежде стояла печь, оказалась спрятана знаменитая ныне икона, завёрнутая в вишнёвую ткань. Её краски нисколько не потускнели ни от времени, ни от пожара - икона была словно написана вчера.

Весть об этом фантастичном случае немедленно облетела всю Казань. Первым принял и признал икону священник Ермолай, который (неизвестно, с её ли помощью, или по собственной удачливости и воле) дослужился до Московского патриарха.

Образ доставили в храм имени святого по имени Никола Тульский, после в собор. Довольно скоро обнаружили большое влияние иконы на людей, к ней обращающихся.

Икону несколько раз списывали, один список отправили Ивану Грозному, который тут же велел на месте, где была найдена икона, заложить церковь, а стрельцу выдать новый дом, взамен сгоревшего. Так и поступили, при иконе был основан девичий монастырь, и именно Матрёна, которая нашла икону, стала первой из тех сорока служительниц, которые стали жить в монастыре. Позже она же и стала настоятельницей этого монастыря.

Не толькоИван Грозныйсумел увидеть чудесном изображении Богоматери образ, достойный глубокого почитания. Его сын, Фёдор, дал указ основать новую церковь, построенную не из дерева, а из камня, увеличил число служительниц-инокинь с 40 до 64. Также пожертвовал из казны на икону большое количество драгоценных камней, на изготовление двух рис: будничной и праздничной. Обе были драгоценными: будничную украшали жемчуга, праздничная сияла от золота и бриллиантов, которые были вкраплены в драгоценный металл.

В начале XIX века икону перенесли в собор из камня, выделив ей отдельную комнату. Примерно через 100 лет здесь разыгралась трагедия.

Игуменья монастыря заметила, что кто-то начала активно охотиться за иконой - взламывались замки, обнаруживались царапины на ставнях окон, через которые можно было попасть в помещения к иконе. Обращения в полицию и к властям ничего не дали, так как никто не верил, что икону кто-то хочет украсть.

В итоге она пропала. Некоторое время спустя был арестован Федор Чайкин, он же Стоян Варфоломей, известный в городе вор. Он признался, что икону ему заказала группа неизвестных лиц. Его сослали на каторгу, на которой он сошёл с ума и скончался.

Однако игуменья монастыря вела себя удивительным образом: нисколько не взволновалась фактом кражи иконы. И часто сёстры по служению слышали от неё: «Верьте мне сестры, Божья Матерь с нами».

Некоторый свет на эту тайну пролила помощница игуменьи, когда вернулась из заключения в ГУЛАГе. Она рассказала, что игуменья, опасаясь кражи иконы, придумала тонкий выход: меняла на фальшивку оригинал, заменяя его обратно утром. Так что Чайкин, придя ночью, не сумел похитить картину.

Что в этом правда, а что вымысел - сложно сказать. Однако, само предположение о том, что игуменья подменяла икону, видя, что её хотят похитить, вполне логично. Так что очень может быть, что это творение, появившееся при крайне загадочных обстоятельствах, хранится где-то, готовясь выйти на свет.

Как и у любого древнего города с богатым прошлым, историю Казани кроме скучных фактов. Описанных в летописях и занесенных в пыльные архивы есть множество тайн, легенд и загадок, скрытых от нас туманом времени. Конечно, подавляющее большинство из нас скажет, что все эти легенды – вымысел, уж слишком они красивы и неправдоподобны. Но кто знает, ведь каждая история основывается даже на малом зерне истины. Рассказывают в Казани древние легенды о самом городе, о том, как появилось название у башни, что подобна Пизанской, и, конечно, о сокровищах. Ведь в каком городе России не найдётся уголка, где бы не существовало преданий о тайном кладе, а заодно и надежды этот клад отыскать. Давайте окунемся в легендарную и таинственную историю Казани вместе!

Легенда о сокровищах старого озера

За много лет обросло народными легендами озеро Кабан в Казани. Известно с давних пор, что на дне этого озера еще со времен царя Ивана Васильевича захоронены несметные богатства – ханская казна.

И вот что рассказывает легенда. Узнав, что войско московского царя подходит к стенам Казани, Казанский хан велел вывезти свою казну и затопить ее в потаенном месте. Старики рассказывают, что были там золотые и серебряные слитки, монеты разного достоинства и происхождения: турецкие, персидские, русские, западноевропейские.

И сокровища невиданные. Подарки от заморских гостей, разные самоцветы: изумруды с орех грецкий величиною, бриллианты редчайшие да кальяны золотые. Всех богатств хана казанского было не перечесть. С тех пор так и покоится этот клад на дне озера Кабан, среди воды да ила. Так хорошо спрятали его слуги хата, что даже рыбам не ведомо, где искать его. Много было смельчаков, многие отправлялись на поиски заветных сокровищ, но найти их никому не посчастливилось. Легенда говорит, чтобы найти казну, нужно знать секреты. Сначала нужно встать у ручья, который впадал в Кабан у самого истока Булака, затем отмерить расстояние, равное паре выстрелов из лука, найти приметное место на берегу и такое же - на противоположном. Там-то и спрятаны сокровища. Но даже если отыскать это место,без особого секрета сокровища всё равно не достать. Потому и лежат они на дне Кабана до этих самых пор…

Легенда о Сююмбике

Легенда рассказывает о татарской царице Сююмбике, которая славилась своею красотой далеко по всей округе. Вот и решил царь Иван Грозный посвататься к казанской царице, но отказала ему гордая красавица. Не мог простить царь такой дерзости, собрал войско, пошёл на Казань и осадил город. Чтобы спасти от верной гибели своих людей, цариц ничего не оставалось, как выйти замуж за него. Но мудрая Сююмбике поставила русскому царю одно условие: чтобы за семь дней башню высокую в Казани построил. К назначенного срока башня была готова. Тогда прекрасная царица поднялась на самый ее верх и бросилась вниз. Так мудрая царица спасла свой народ, но и гордости своей не изменила – не покорилась ненавистному царю Ивану Грозному. И в память о прекрасной Сююмбике казанский народ дал башне ее имя. Но так горевали люди о царице своей, что не выдержала башня плача и причитаний, согнулась она от людской печали. Так и по сей день наклонена та башня Сююмбике.

Легенда о происхождении названия «Казань»

Легенд о происхождении города ходит по Казанской земле несметное множество. И одна другой причудливее. Старики рассказывали, что выбирая место для города, татарский народ обратился к колдуну мудрому за советом. Ответ его удивил их, сказал колдун: «там граду быть, где котел с водой в землю врытый сам собою закипит». Долго место такое искали, и там, где впадала в Казанку Булак-речка, без огня котел и закипел. Тут и заложили люди град, и название дали в честь этого котла - Казань: казан по-татрски значит «котел». По другой же легенде, название дали по упавшему в реку золотому казану (котлу). И тут была другая история.

Один из сыновей хана булгарского Габдуллы Алтынбек спасался от преследующих его ненавистных монголов. После долгих скитаний он оказался на берегу одной реки и решил разбить здесь лагерь. Как и положено ханскому сыну, послал Алтынбек за водой своего слугу, но не с пустыми руками, а с золотым котлом. Берега реки той очень круты были, и слуга, естественно, не удержал казана, уронил его в воду. Так, спустя годы, и речку ту, и город, что на берегах ее возвели, Казанью стали называть. Почему так? А потому что у кочевых племен котел являлся символом власти. И то, что он в реку упал, значило, что тут придется теперь этому народу жить.

Тайна белого барса

Одним из главных символов республики является белый барс (или «ак барс» по-татарски). Его изображение можно увидеть на гербе Татарстана, в его честь называют дворцы спорта, площади, монументы, спортивные клубы. Эти хищники никогда не водились в Поволжье, поэтому белый барс – животное вымышленное. Однако, как гласит легенда, один мальчик-сирота отправился в лес, но заблудился и неаверняка погиб бы, если бы его не нашел, защитил и выкормил именно белоснежный барс.

Легенда о Казанской Богоматери

Одна из величайших икон в истории страны – икона Казанской Богоматери - имеет полулегендарное прошлое. По преданию, у семьи стрельца сгорел дом. Маленькой дочери его несколько раз во сне являлась Богородица, говорившая, что ее Пречистый образ находится как раз на месте сгоревшего дома. Десятилетней Матрене не верили, и тогда она вместе с матерью стала искать святыню самостоятельно. На пепелище дома, в печи она нашла образ Богоматери с младенцем на руках, и выглядел он так, будто только что был завегшен мастером. Обретенная икона была перемещена в храм, а чуть позднее выяснилось, что казанская икона – копия (список) византийской иконы Одигитрии. Чудотворную святыню отправили в Москву, все тому же многострадальному царю Ивану IV Грозному, который повелел отстроить девичий монастырь для иконы. Однако в обители оставили лишь копию Богоматери, сама она по-прежнему находилась в Казани. В годы страшной Смуты в русской земле люди денно и нощно молились Казанской Богоматери избавить Родину от ляхов, оккупировавших Москву. Воодушевленные молитвами и бдениями русские войска выбили поляков из столицы. Позднее эта икона играла важнейшую роль в великих победах русского оружия: и в Северной войне, и во время Отечественной войны 1812 года. В начале XX века икону уничтожил вор, однако верующие и по сей день верят, что икона вновь вернется. Она ждет своего часа, чтобы вновь помочь людям.

Легенда о Зиланте

Так зовут крылатого дракона, изображенного на гербе Казани. По преданию, первые местные жители буквально не находили себе спокойного житья из-за чрезмерного количества гигантских драконоподобных змей, обитавших в округе. Люди заманили всех змей в ловушку и сожгли их, однако название места «Зилан тау» - «Змеиная гора» видоизменилось и стало нареченным именем символа города. По другой, более стройной версии, у гигантских змей был царь – Зилант, которого, ценой собственной жизни, в битве победил татарский багатур. В благодарность и память о победе и подвиге изображение поверженного Зиланта перенесли на герб и знамена Казани.

Posted ВС, 01/01/2017 - 11:30 by Кэп

Города, как и люди, имеют свою судьбу. И, как людям, им не всегда везет с летописцами. Казань в этом отношении - счастливый город. Биографии ее посвящено большое количество научных трудов.

В настоящее время известно шестнадцать версий происхождения названия Казань. Все они основаны на толковании того или иного значения широко употребляемого в тюркских языках вообще, и в татарском в частности, слова "казан".

Первая, по всей вероятности самая древняя, легенда гласит: когда выбирали место для города, обратились за советом к колдуну. Он сказал: "Постройте город там, где сам собой закипит врытый в землю котел с водой". Долго искали такое место. Наконец там, где в Казанку впадала Булак-речка, котел закипел сам собою, без огня. Здесь и основали город. Отсюда и пошло название Казань ("казан" по-татарски значит "котел").

Вторая легенда также связана со словом "котел" (казан). Повествует она о том, что старший сын последнего булгарского хана Габдуллы Алтынбек, спасаясь от преследования монголов, оказался на берегу неизвестной реки , текущей среди зеленых лугов и лесов, и решил разбить стоянку. Алтынбек послал слугу за водой с золотым котлом. Берег реки был очень крут, и слуга, пытаясь зачерпнуть воды, нечаянно уронил в неё котел. После этого случая и речку, и заложенный на берегу ее город назвали Казанью.

Литературный критик и писателъ Рафаэль Мустафин утверждает, ссылаясь на изыскания историков, что "у древних кочевых племен, в том числе и у кипчаков, котел, помимо своего прямого назначения, был своего рода символом власти. Попадание ритуального "золотого" котла в ту или иную местность означало этнографическое проникновение данного народа в этот регион. Таким образом, назвав реку "Казан ", первые тюркские кочевники тем самым обозначили границы своих владений.

Ряд учёных придерживается мнения, что название Казань связано с особенностями ландшафта местности, с наличием котловин (казан, казанлык - котловина) на месте расположения города. Однако как Новая (современная), так и Старая Казань никакими особыми котловинами не грешит. Более того, как правило, котловины присущи горному рельефу. Потому и названия населенных пунктов, связанные с географическим номенклатурным термином "казанлык" - котловина, отмечаются обычно в горных районах.

Более двухсот лет тому назад П.Рычков в своей работе "Опыт Казанской истории древних и средних времен" впервые высказал предположение, что название города Казань взято от названия реки Казан(ки ), а "ей придано оно, может быть, от многих котловин и омутов, то есть глубоких ямин, каких рек в здешних местах весьма много".

В XIX веке эту догадку разделили Н.Баженов, М.Пинегин, профессор С.Шпилевский, а в наши дни - профессор Е.Бушканец. Сторонники этой версии, возможно, правы, когда связывают возникновение названия Казани с названием реки Казанки. Однако объяснение происхождения названия наличием в реке омутов-котловин не совсем убедительно, ибо, как известно, подобный рельеф дна свойствен многим рекам, имеющим совсем иные названия.

В той же работе П.Рычков делится еще одним соображением, связывая название Казань уже с именем золотоордынского хана Казан-Солтана или другого татарского принца, носившего имя Казан и построившего город своего имени. Такого же мнения придерживались К.Фукс, А.Дубровин, Ш.Марджани, П.Загоскин.

царица Сююмбике

В архиве известного башкирского лингвиста Дж.Киекбаева, занимавшегося тюркской топонимикой, сохранилась запись, в которой происхождение названия Казан связывается со словом "каен" - береза. Для подтверждения своей гипотезы ученый ссылается на название деревни Казанлы в Башкирии, полагая, что оно осходит к слову "каенлы" - березовый (деревня расположена среди березовых рощиц). В некоторых диалектах хакасского языка слово "каен" действительно употребляется в форме "казын", фонетически близкой "казан". Однако этот факт не дает достаточных оснований для вывода о том, что название столицы Татарии происходит от слова казын - береза.

Известный татарский этнограф Г.Юсупов в статье "Антропонимы в булгаро-татарской эпиграфике" пишет, что топоним Казан широко распространен на Кубани, юге Украины, на северо-западном берегу Каспийского моря и даже в северо-восточной Турции. Происхождение его автор статьи связывает с туркменским племенем "казансалор". Он полагает, что в Северное Причерноморье и Приазовье племя казан попало из Туркмении, а на Среднюю Волгу пришло из Приазовья, впоследствии образовав Казанское княжество. Эта точка зрения высказывается Г.Юсуповым и в другой его статье "Булгаро-татарская эпиграфика и топонимика как источник исследования этногенеза казанских татар".

Любопытную версию выдвигает башкирский писатель Юсуп Гарай, утверждающий, что "Казан - это имя человека или название рода, а если нет, то хочется предположить, что это название травы". Действительно, слово "казан" в некоторых тюркских языках использовалось когда-то в значении "водная трава" (мать-и-мачеха или лебеда душистая). Однако примеров употребления в нашем регионе слова "казан" в значении названных трав автор версии не приводит.

Исходя из историко-лингвистического анализа географических названий края, некоторые исследователи, и в их числе автор данных строк, связывают название города с названием реки (гидронимом) "Казан", который, в свою очередь, возводят к названию племени (этнониму) "каз" - гусь, обитавшему в древности в бассейне этой реки. Гидроним "Казанка" состоит из составных каз-ан-ка. Первая часть - "каз", как уже было отмечено, относится к древнетюркскому этнониму "каз", вторая - "ан" - обозначает реку, а третья - "ка" - является суффиксом русского языка, который прибавился к гидрониму "Казан" в XVI веке.

По версии профессора А.Халикова, во времена булгар слово "каз" употреблялось только в значении "граница", "край", причем в его более древней форме - "каш". Полагая, что название Казань означает "пограничный город" (на границе Булгарского государства), автор версии не приводит веских историко-лингвистических данных, подтверждающих, что для обозначения понятий "граница", "край" волжско-камские булгары употребляли слово "каз" ("каш"). Не доказана также и возможность перехода "каш" в "каз" ("ш" в "з").

В. Егоров в статье "О времени возникновения Казани " полагает, что город был основан булгарским князем Хасаном и носит имя своего основателя. И.Добродомов и В.Кучкин, поддерживая эту версию, исходят из недостаточно обоснованных и проверенных историко-лингвистических данных развития языка булгаро-татар. Их объяснение сводится к следующему: "Этимологически булгарское название города Хазанг (и восходящее к нему название реки Казанка - Казан) может быть выведено из самого обыкновенного мусульманского личного имени Хасан (вернее, Хэсэн) арабского происхождения". Однако фонетические закономерности булгарского, чувашского и татарского языков не дают никаких оснований полагать, что в основу названия нашего города положено арабское имя Хасан.

В пестречинской районной газете "Алга" 13 января 1983 года выступил учитель истории средней школы села Шали Мухаммат Садыков. Он связал названия деревень Казиле, Казы, гидронима Казанка и название города Казань со словом бэла-каза - бедствие. Якобы река Казанка в древние времена считалась рекой бедствий, а территория по ту сторону реки (автор не указывает, какую именно сторону понимать под "той") считалась стороной бедствий.

Почему? Потому что чувашские, марийские, татарские племена, жившие в густых лесах, были язычниками, т. е. поклонялись лешим, чертям, змеям, волкам.

Кроме того, между племенами постоянно происходили ссоры. Все это и послужило причиной назвать эту местность стороной бедствий - "бэла-казалы як". Надо сказать, что соображения М.Садыкова невозможно доказать ни историческими, ни линвистическими фактами.

Как свидетельствуют многочисленные факты топонимии, названия рек (гидронимы) среди всех иных видов географических названий являются древнейшими. Поэтому в большинстве случаев прибрежные города и носили имена рек: Москва, Воронеж. Волхов, Тобольск - от гидронима Тобол и т. д. По этому же принципу, надо полагать, сложилось и название города Казань. Подтверждение тому находим в исторических летописях, в записках участника осады Казани князя Андрея Курбского, писавшего: "Стоит оный град... не на Волге, но речка под ним, Казань реченая, от нее же и нареченъ".

В "Казанской истории", в русских летописях и писцовых книгах XV-XVII веков отмечается, что река Казанка, возможно, называлась когда-то Казан или Казан-река.

В "Казанской истории" говорится: "по реке той же и град словет Казань".

Татарский историк Г.Ахмеров писал также: "По нашему мнению, название Казан было сначала названием реки и заимствовано из тюркского языка: если в конце названий рек имеется окончание (суффикс, формант) "зан", "сан", "шан", то они все ТЮРКСКОГО происхождения". Того же мнения придерживается и автор этой статьи.

Гидроним Казан состоит из корня "каз" и суффикса "ан", означающего страдательный залог причастия прошедшего времени. Известно, что слово "каз" в древнетюркском языке употреблялось в значении "рыть, копать, выкапывать". Проанализировав происхождение многочисленных гидронимов, начинающихся со слова "каз", приходим к выводу, что название реки Казан означает "прорывшая землю река", или "река, роющая землю". Это название имело некогда формы Казыган елга - Казган елга - Казан елга.

Претерпев ряд закономерных фонетических изменений, а также в результате постепенного усечения гидрогеографического термина "елга", данное название приобрело форму Казан.

Булгарскими предками татарского народа в XII веке на берегах впадающей в Волгу реки Казан в ее среднем течении был заложен город, названный по наименованию реки. Следовательно, название столицы Татарии происходит от гидронима Казан(ка).

(Г.Саттаров, профессор КГУ, председатель республиканской топонимической комиссии).

На современном гербе Республики Татарстан изображен крылатый барс, и связанная с этим гербом легенда рассказывает о мальчике - сироте, которого нашел, спас от врагов и выкормил крылатый Белый барс. Барс - символ плодородия, покровитель нашего народа и государства.

Есть еще одна красивая древняя легенда о «татарской Атлантиде», которая находится сейчас на дне озера Кабан . Когда полчища Тамерлана покорили древний Булгар, спастись удалось не многим. В том числе князю, которого звали Кабан, то есть Кабан - бек. Спасаясь от преследования, он бежал на север, где нашел свое убежище среди дремучих лесов на берегу большого и прекрасного озера. Пришедшие с ним люди и сказочный Алп - батыр, который одолел всех драконов и хищников вокруг озера, стали обживать этот край. Возникло селение с княжеским дворцом, что утопал в райском саду, который назывался Бустан. Озеро назвали по имени старейшины поселенцев - Кабаном. Но после покорения Казани город этот с мечетями, златоверхим дворцом, садом и каменными постройками - опустился на дно озера. И если в очень тихую и ясную погоду выплыть на лодке к середине озера, можно увидеть в глубине прекрасные строения и услышать азан с подводного минарета.

Коль пришлось уж к слову, дно я покажу,

О подводных тайнах вкратце расскажу.

Медные деревни там увидишь ты,

Города из злата - дивной красоты.

В царстве змей стоглавых стережет вода -

Мраморных оленей резвые стада….

Старики рассказывают, будто на дне казанского озера Кабан находятся несметные ханские сокровища , сокрытые от людских глаз слоем воды и донного ила. Незадолго до того момента, когда войска Ивана Грозного подошли к стенам Казани, ханская казна была вывезена на озеро и затоплена в потаенном месте. Чтобы найти его, согласно преданию, надо встать у ручья, впадавшего в Кабан неподалеку от истока Булака и отмерить расстояние в один или два лучных выстрела (точнее никто не знает). Сокровища лежат на такой глубине, что, даже зная место, но не зная еще одного секрета, их невозможно поднять. Многие смельчаки пытались найти ханские сокровища, но все бесполезно. Так они и покоятся на дне Кабана глубоко в иле, где даже рыбы их не видят.

Озеро Кабан - любимое место отдыха многих казанцев, хотя здесь нельзя купаться. Однако настолько оно широко известно совсем не благодаря этому. Самая главная тайна озера Кабан заключается в том, что по легенде на дне этого озера таится огромный клад . По преданию, когда войска Ивана Грозного были на подходах к Казани, ханскую казну спустили на дно озера ночью, примерно в северной части. Говорят, чтобы найти сокровища, нужно встать у ручья около истока Булака, отмерить расстояние в один, или два выстрела из лука. Затем нужно будет найти приметное место на земле, от него идти к другому приметному месту на другом берегу. Тут, по словам легенды на расстоянии в несколько связанных вожжей покоится золото. По преданию, казна состояла нескольких частей: 1) Содержимое монетного двора: (золотые и серебряные слитки), бруски из драгоценного металла и сами монеты.2) Денежная часть казны. Это были золотые и серебряные монеты самого разнообразного происхождения: арабские, турецкие, персидские, египетские, европейские, русские. 3) Сокровищница. Общий вес ханской казны был более тонны.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

http://gokazan.ru/page32.htm

http://kst.fatal.ru/leg/leg3.htm

http://yakazan.ru/jivopis.aspx

http://www.tattravel.ru/

www.photodreamstudio.ru

Казанские Ведомости.-1999 г.-№№6566,7071, 7677 .

М.Г. ХУДЯКОВ "Очерки по истории КАЗАНСКОГО ХАНСТВА"

http://drugoe-tours.ru/kazan/tour/legends/

http://www.kazeparhia.ru/

http://www.operaghost.ru/

Ильяз Файзуллин (картины)

http://www.liveinternet.ru/users/van-toi-ra/post178655464/

  • 35589 просмотров

Республика Татарстан - довольно большой регион нашей страны, включающий в себя множество районов, городов и поселений, которые ранее существовали вне Татарстана. У каждого из таких мест есть свои легенды и предания, которые ничуть не менее интересны, чем широко известные сказания о Сююмбике или Зиланте, и заслуживают того, чтобы мы с ними познакомились.

Сами татарстанцы любят таинственные истории и мифы о своей земле: недаром в Мамадышском районе объявили конкурс на лучшее предание о различных местах района.

Легенда о появлении татар

Этнографы наверняка смогут аргументировано рассказать об этом вопросе множество всего интересного, но нас интересуют именно полулегендарные времена, когда об этносах даже не помышляли.

Итак, жили два брата - Булгар и Буртас (от их имен пошли названия города на Каме и народа буртасов). Они, в свою очередь, были сыновьями мифического богатыря Алпа, брата самого Тюрка, давшего название многим азиатским народам. Вот такое непростое легендарное генеалогическое древо.

Собственно, никаких других драматических историй в этом вопросе нет: пришли в эти земли два брата со своими семьями-племенами и стали просто жить, дав начало современному татарскому этносу и культуре.

Что же касается собственно слова «татары», то жители республики считают, что это название идет с тех времен, когда их предки жили в монгольских и маньчжурских степях: у берегов Амура кочевало племя та-тань.

Оно вместе с воинственными монголами пошло на завоевание земель на западе, и осело в волжско-камских землях. А название племени со временем было искажено другими народами, да так и привязалось к племени та-таней, ставших татарами.

Предание о Биляре

Этот древний город существовал около 500 лет, со второй половины IX века. Это был очень богатый, развитый город, который был разрушен татаро-монголами практически до основания. Оттого до нас дошли лишь предания о том, как храбрые билярцы сопротивлялись захватчикам.

Монголы долгое время никак не могли захватить город - слишком уж крепки были его стены и стойки защитники. Тогда пошли татаро-монголы на хитрость: поймали множество голубей, повязали к ним горящие ветоши и отпустили в направлении Биляра.

Никаких преданий из истории Древней Руси этот сюжет не напоминает? Так или иначе, в городе начался страшный пожар (город в основном был деревянным), горожане бросились тушить бушующее пламя, ослабив оборону, а монголы воспользовались этим и взяли Биляр штурмом.

Легенда о змее-оракуле (Елабуга)

В восточной мифологии и татарской в частности очень много персонажей и существ, так или иначе похожих на змей или драконов. В этом можно убедиться просто посмотрев на символику Казани или познакомившись с мифологией народа.

Поэтому совсем не удивительно, что в местах, где сейчас расположена Елабуга до сих пор живет легенда о змее-оракуле, который обитал на месте сегодняшнего Чертова городища.

Впрочем, он был совсем неагрессивен, наоборот - люди приходили к нему, чтобы узнать о своей судьбе, своем будущем.Поговаривают, даже знаменитая царевна Сююмбике приезжала к змею-оракулу за провидением и предсказанием.

Почему один из городов Татарстана называется Заинском?


Не только Казань может похвастаться любопытной легендой о происхождении своего названии. Небольшой Заинск также располагает довольно симпатичной историей и драматичным легендарным прошлым.

Когда в эти земли пришли предки современных татар, они были чрезвычайно измучены долгой дорогой по сухим безводным степям и лесам. Потому, когда они увидели реку они от радости стали кричать «сай», что на их языке значило «вода». Потому и ранее безымянную реку стали звать Сай.

Со временем название чуть изменилось и стало звучать как Зай, а на берегах реки появился город - Заинек. Со временем он разросся и был очень богат. Однако на него напал злой дракон Барадж, разрушивший и сжегший весь город, уничтоживший почти все его население. Никто не смел селиться на этих землях. Оставшиеся в живых переселились чуть подальше от Зая, но и там не удавалось им наладить мирной жизни: постоянно селища беженцев разоряли воинственные соседи.

Тогда решил богатырь Йсхан-бек вернуть своему народу старое место, где им жилось спокойно и хорошо. Отправился он к старому селищу, порушенному Бараджей. Однако дракона там уже не было, богатырь вернулся к своему народу, сообщил им радостную весть и вернулись они на старое место.

Со временем город восстановили, но его, как и все татарские земли присоединили к Русскому царству, и название стало звучать более традиционно для славян - Заинск.

Предание о водяном быке (Высокогорский район)

К северо-западу от Казани находится озеро, которое называется в точности так же, как и аналогичный водоем в Средней Азии - Кара-Куль.


По преданию, с самых первых времен, что в районе Высокой горы поселились люди, почти еженощно в окрестностях озера раздается страшный рев, похожий на мычание быка.

Поскольку живьем это существо никто на суше не видел, то и принято считать, что бык живет под водой. Назвали его «су угезе» - «водяной бык».

Все описывали его по-разному: кто-то видел не то змея с головой быка, то крылатую рогатую рыбу.

Схожее существо живет и в другом озере - Елан-ер. По преданию, здесь также жил огромный змей, требовавший дани с тех, кто собирался ловить рыбу или промышлять в здешних лесах. Никто на протяжении веков не смел купаться в Ерлан-ер, из которого также звучали страшные звуки какого-то чудища. И по сей день пожилые жители местных деревень не купаются в водоеме.

Впрочем, геологи имеют свой ответ на вопрос, откуда берутся эти пробирающие до глубины души звуки: видимо, карстовые плиты и слои перемещаются, и в образовывающиеся проломы с шумом втягивается вода.

Свияжские русалки

Многие старожилы селений по берегам Волги и Свияги в районе города Свияжска утверждают, что в местных водах водятся русалки. Никаких причин или преданий их появления в этих местах нет, но жители рассказывают, что видели женщин-русалок, пусть и без хвостов, гуляющих по лесам.

Как считают те же местные жители, зимой русалки уходят в подводные пещеры и там пережидают непогоду и холода.

Казань Weekend Tour

Туристическая компания «Weekend Tour Казань» предложит Вам тур в Казань , и многие другие туры с экскурсиями в Казань и Татарстану. Вернётесь из путешествия переполненными положительных эмоций, ярких незабываемых впечатлений!

Наша компания с удовольствием организует многие другие туры и экскурсии, потому что нам очень важно, чтобы отдых был приятен и незабываем для вас и ваших близких!

 
 
Кроме домового, по поверью казанских татар, существует еще Абзар иясе -
хозяин хлева, обитающий на дворе или в хлеву. У русских нет
соответствующего названия для Абзар иясе, так как “обязанности” его несет
тот же домовой.
 
Абзар иясе по преимуществу - властелин скота. Иногда Абзар иясе
показывается людям в образе человека или животных, но только издали и
ночью. К скоту он имеет ближайшее отношение. У любимой лошади хозяин
хлева заплетает гриву, приносит ей корм. Лошадь, которую Абзар иясе
почему-либо невзлюбит, он всю ночь мучит, всю ночь на ней ездит, отнимает у
нее корм и передает любимой лошади. Опальные лошади делаются скучными,
худыми, их лучше всего скорее сбыть со двора, чтобы они не погибли.
 
Вот что рассказывали о действиях Абзар иясе.
 
Мы при отце держали гнедых лошадей. Лет через восемь, по смерти отца, я
одного гнедка зарезал, так как под старость он плохо работал, а вместо него
купил хорошую вороную лошадь. Но сколько ни кормил я эту новокупку, она у
нас все худела и худела. Грива у нее спервоначалу, как и у других лошадей,
была прекрасно завита, а потом день ото дня стала развиваться и совсем
окоротилась. Через год я продал эту лошадь уже лишь за полцены и купил
другого гнедка, который пришелся ко двору. Теперь я хорошо знаю, что на
нашем дворе нельзя заводить скотины черной масти - ни лошадей, ни коров,
ни овец. Скотину с черной мастью не любит Абзар иясе и губит ее.
 
Как и с домовым, с Абзар иясе нужно соблюдать хорошие отношения,
угождать ему и временами умилостивлять его.
 
 

 
Именем Албасты у татар называется сила или злое существо, живущее и
являющееся людям преимущественно в нежилых домах, на пустырях, полях и
в лугах. Является людям Албасты в обличье человека, а больше всего в виде
большого воза, копны, стога, скирды, елки и т. д. Опасен Албасты тем, что
может задавить человека насмерть, причем еще пьет иногда у него кровь.
 
Когда Албасты давит человека, тот чувствует сильное сердцебиение и удушье.
 
Однажды, рассказывал некогда ученик казанского медресе, в месяце Рамазан
ночью после ужина лег я спать. Во сне видел, что иду в мечеть на молитву.
Когда я вошел в мечеть, мулла и народ уже молились.
 
Вдруг вижу я здоровенного старика нищего, который подходит ко мне, грубо
хватает и начинает давить. Давил он так сильно, что нельзя было дышать. Я
задыхался и терял сознание. Хотел было закричать, но голос не выходил из
горла. Через некоторое время Албасты исчез и я, вскрикнув от ужаса,
проснулся измученным, усталым и на другой день захворал.
 
Впрочем, не всегда Албасты давит человека, иногда тот отделывается легким
испугом, и большого вреда таинственное существо не приносит.
 
Ехал мужик зимой от города Казани в свою деревню в ночное время. Не
доезжая до деревни каких-нибудь две-три версты, видит, что по обе стороны
от него движутся два стога сена, а возле этих стогов что-то светится.
 
Присмотревшись внимательнее, ужаснулся мужик, признав в стогах Албасты.
Начал он погонять лошадь, но сколько ни понукал ее, никак не может миновать
светящихся стогов. Убедился окончательно, что его преследует Албасты, и
принялся стегать лошадь еще сильнее. Но все без толку.
 
После двух-трех часов гонки подъезжает он к темному лесу, какого и не было
в этой местности. Слышит звуки музыки, отдаленные человеческие голоса,
мычание коров, ржание лошадей. Еще сильнее испугался мужик и с молитвой
поехал дальше. А светящиеся стога не отстают ни на шаг, все сопровождают
его. Посмотрел кругом - те же стога и тот же необыкновенный свет около них.
 
Потерял мужик всякую надежду на избавление. Нападет, думает про себя,
Албасты и задавит. “Ну, будь что будет!” Лег он в кошевку и отпустил
поводья.
 
Слышит, вдруг пропели петухи, и тотчас исчезли и оба стога, и свет возле них.
После этого лошадь, почувствовав облегчение, побежала уже не рысью, а
рванула прямо вскачь, так что нельзя было удержать ее. Наконец очутился
мужик в незнакомой деревне и никак не может понять, где он. Долго
соображал и догадался, что это та самая деревня, через которую он проезжал
еще днем.
 
Собрав последние силы, отправился мужик в свою деревню. Между тем уже
стало светло. Когда он ехал, все смотрел по сторонам, дивился на следы
своих саней и вспоминал о ночном путешествии. В конце концов оправился он
и, почувствовав освобождение от Албасты, благополучно приехал в родную
деревню.
 
Однако после этого случая мужик захворал и едва остался жив. Если бы в ту
темную ночь не пропели вовремя петухи, гибель его, верно, была бы
неминуема.
 
 

 
Бичура - то же, что у русских кикимора или “соседка”.
 
Это существо представляется в виде женщины - ростом от полутора до двух
аршин. На голове у нее ирнак, старинный татарский головной убор.
 
Бичура живет в жилых помещениях - на подволоке, в подполье и в банях, но не
у всех, а только у некоторых хозяев. Иные отводят для бичуры особую
комнату, где ее поят и кормят. На ночь оставляется тарелка с пищей и
несколько ложек. Наутро тарелка пуста, Бичура ничего не оставляет. А если
рассердится за что-нибудь на хозяина, то разобьет чашку, в которой ей
подается пища, и раскидает все, что попадает ей под руку.
 
Бичура нередко во сне давит человека, любит внезапно пугать его и вообще
озорничает над людьми. Вдруг откуда ни возьмись пролетит кирпич, полено.
Кто бросил полено, неизвестно. Из-за Бичуры иногда бросают дома, жить
бывает нельзя, особенно одиноким.
 
По давнишним рассказам, один мулла просто измучился с Бичурой: то
валенком в него пустит, то поленом с печки, то кирпичом из-за печки, проста
беда да и только. Что делать!
 
У муллы было ружье. Зарядил он его днем, а вечером положил к себе в
постель. Как только наступила полночь, летит с печки кирпич и прямо на
постель к мулле. Мулла, недолго думая, схватил ружье и выстрелил прямо в
печку. Сколько, однако, ни стрелял, а толку все было мало: валенки, ичиги,
старая шапка, лучины на муллу так и сыпались.
 
Так продолжалось не одну ночь. Но вот однажды лежит мулла в постели и
слышит будто голос с печки: “Мулла, ты - человек грамотный, прочитай
молитву, тогда и стреляй!” Мулла так и сделал, сотворил молитву и
выстрелил. Попал он в Бичуру или нет - неизвестно, но только послышался с
печки жалобный плач. С той поры мулла спал спокойно, никто не швырял в
него всякой дрянью.
 
Как давит Бичура человека, об этом передают следующую историю,
слышанную рассказчиком от отца.
 
В 1863 году мой отец служил мельником на мельнице у помещика Юнусова
близ деревни Мордвы. Однажды часов в одиннадцать ночи пришел он с
мельницы в рабочий дом, где спали двое рабочих - русский мужик со своим
пятнадцатилетним сыном. Ровно в двенадцать часов, когда мой отец еще не
уснул, вдруг с потолка падает женщина, ростом не более полуаршина, с
ирнаком на голове, и подходит к ногам отца. Отец не долго думая толкнул ее
ногой, и она упала со стуком, будто грохнулась на пол двухпудовая гиря.
 
Спустя несколько минут после этого спящий в доме мальчик вдруг начал
тяжело дышать и произносить во сне разные неясные звуки, будто привиделся
ему кошмар какой-то или давил его кто-то. Несомненно, тревожила мальчика
упавшая с потолка Бичура. Когда отец разбудил мальчика, то он сказал, что
его во сне кто-то сильно давил.
 
Но Бичура не только давит людей во сне и озорничает, она иногда бывает
очень полезна. Любезна она тем, что приносит хозяину дома деньги и многое
другое, в чем он нуждается. У кого живет Бичура, тот нередко богатеет, и
наоборот, изгнав Бичуру, он становится бедным.
 
Об этом тоже существует рассказ.
 
Некогда у указного муллы деревни Кискя Асты Лаишевского уезда жила
Бичура. Мулла богател с каждым днем. Денег и скота у него стало много, скот
был сытый и красивый. Оказалось, что Бичура приносила ему деньги ночью,
воруя их у соседей, а лошадей кормила овсом из житницы соседей.
 
Когда мулла достаточно разбогател, Бичура ему стала не нужна, надоела, и он
решил выпроводить ее из своего дома. Для этого мулла привез из одной
деревни ворожею, которая должна была нашептыванием удалить Бичуру. Как
только ворожея въехала во двор, загорелись у муллы надворные строения.
Через пять-шесть часов мулла стал нищим, все у него сгорело: и дом, и
имущество, и скот.
 
Дома соседей уцелели
 
 
 

Богатырь Идель и красавица Акбикэ

 
На берегу реки Ширбетле некогда стоял большой город, где в роскошном
дворце счастливо жил богатый хан. Жена его Фатыма слыла искусной
чародейкой.
 
Отрадой родителей была их единственная дочь красавица Акбикэ. Многие
юноши были тайно влюблены в нее, но обходили дворец стороной, страшась
чародейки Фатымы.
 
Дочери хана полюбился богатырь Идель. Однажды набрался он храбрости и
выкрал красавицу Акбикэ, чтобы всегда быть вместе с ней.
 
Фатыма потребовала возвратить дочь обратно во дворец. Но Идель и Акбикэ
не послушались ее. Разгневалась чародейка, дунула-плюнула на похитителя и
отогнала прочь со своих глаз Идель-Волгу, туда, где теперешнее русло реки.
 
С тех пор влюбленные никогда не разлучались.
 

 
 
В давние времена люди были совсем другие - высокие, могутные. Через
еловые леса пробирались как через большую траву, овражки и буераки,
озерца запросто перешагивали.
 
Как-то сын одного из таких великанов играл-резвился и увидел совсем
маленького человечка, пашущего землю. С конем, с плугом. Поставил мальчик
человечка вместе с конем и плугом себе на ладонь и долго дивился: откуда
такие диковинки? А потом положил их в карман и отнес домой.
 
Рассказывает отцу; - Когда я играл, нашел вот этого игрушечного человечка, -
и показал находку.
 
Взглянул отец и говорит:
 
- Сынок, ты его не повреди. Где нашел, туда и отнеси. Это один из тех людей,
что будут жить после нас.
 
Мальчик отнес человечка вместе с лошадью и плугом на прежнее место.
 
 
 
 

Девушка и водяная

 
Жила в одной крестьянской семье девушка, сирота от рожденья. Недобрая
мачеха не любила ее, заставляла работать от темна до темна.
 
Как-то рано утром, когда еще солнце не взошло, послала мачеха падчерицу за
водой. Делать нечего, пошла сиротка к спящему озеру. Черпает воду и плачет.
 
Увидела она в воде свое отражение. Будто похожа и непохожа: глаза - ее, а
волосы - до колен. Глядь - из воды руки к ней тянутся, а за ними - хвост рыбий!
 
Схватила девушка ведра и, не чуя под собой ног, ну бежать к дому. Слышит -
припустился за ней кто-то. Не отстает, догоняет. И уговаривает: “Постой,
ненаглядная, выслушай меня!”
 
От страха девушка закричала, да так, что всю деревню разбудила.
Повыскакивали из домов люди, видят: гонится за девушкой водяная.
 
Схватили непрошеную гостью, заперли на самый крепкий замок и стали судить
да рядить, что с ней делать. Долго решали, да так ничего не удумали. А
водяной будто и дела до людей нет: знай себе охорашивается, распускает по
зеленым плечам свои густые волосы да все расчесывает их
большим-пребольшим гребнем, И невдомек людям, что русалка свою
колдовскую силу так пробует.
 
Не смогла русалка сиротку у озера догнать, а против ее чар колдовских
девушка не устояла. Сама не поймет, что с ней происходит, а только влечет
ее к водяной, и все тут. Хочется смотреть-любоваться, как оглаживает она
роскошные волосы, и любо слушать ее вкрадчивый голос как самую красивую
песню. Чудится девушке, что зовет русалка, да так сладко звучат ее речи, так
нежен и певуч голос, что прежнего страха как не бывало, а только - тревога,
томление, грусть-тоска безотчетная и безграничная.
 
Подкралась девушка к дому, где заперли водяную, дрожит вся как лист на
ветру: боязно, словно воровке, что заметит ее кто из односельчан, а страсть
как хочется хоть одним глазком поглядеть на русалку. Нашла щелку в двери,
прильнула к ней и обомлела: русалка тут как тут прямо у двери, смотрит и
лукаво так улыбается. И - ни слова, только гребень в волосы воткнула да
рукой знак делает, будто зовет к себе.
 
Заколотилось у девушки сердце, заметалось, словно птаха в сетях. Ни жива,
ни мертва, отпрянула она от двери и прочь от страшного места. Не успела по
дому добежать, как чувствует - ноги словно онемели. А в ушах - голос
русалочий, жалобный такой, будто прощается она навсегда. Не в силах его
слышать, повернула девушка обратно, да снова бегом - теперь уж к
русалочьей обители. Глянула в дверную щель: водяная на том же месте, а
глаза печальные-препечальные.
 
Решила девушка во что бы то ни стало освободить пленницу. А как - не знает.
Ходит словно безумная вокруг дома, убивается. Жизнь ей стала не мила
оттого, что русалку вызволить из плена не может. Из глаз - слезы ручьем,
бегут - не остановишь.
 
Заметили в деревне, что с девушкой что-то неладно. Поглядели, как она
тайком к русалке бегает, и разгадали ее намерение освободить озерную
колдунью.
 
Посадили и девушку под замок вместе с русалкой. Да крепко-накрепко
наказали всем никуда ни под каким предлогом не выпускать. Как ни просила
девушка, чем ни клялась, что будет послушна, - никто не внял ее мольбам.
 
Тогда девушка то ли сказалась больной, то ли в самом деле занедужила. И
стала умолять своего старшего брата, который больше других любил и жалел
ее, отпустить их вместе с русалкой на свободу.
 
- Нет мне без нее жизни, - словно в бреду повторяла она. - В деревне я всем
теперь как чужая. Сжалься над бедной сестрой!
 
Что делать брату? Темной ночью отомкнул он замок, обнял сестру. Смотрит -
пленниц и след простыл.
 
Утром на берегу озера послышался голос девушки. Выводила она тихо,
протяжно. То ли здоровалась с односельчанами, то ли прощалась. Сбежалась
вся деревня к озеру, смотрят - никого.
 
Но с тех пор по вечерам и на утренней зорьке не умолкал девичий голос,
задумчивый и печальный. Шли год за годом, а он все звучал где-то на берегу,
смущая людские души, не давая им покоя.
 
Задумали односельчане избавиться от водяной и вызволить из неволи
девушку, Что только ни делали: и сети в озеро закидывали, и
плотины-запруды устраивали - все напрасно.
 
Долго думали-гадали в деревне, как же быть им с водяной, и порешили
наконец отравить воду в озере. Так и сделали.
 
Рано утром слышат: коровы не мычат - ревом ревут. Смотрят - у одной
мертвый теленок родился, у другой выкидыш. А молока и вовсе нет ни у
одной, будто подоил их кто.
 
Как ни обхаживали коров, сколько ни караулили по ночам - все без толку.
Мучается скотина, ни молока, ни приплода.
 
Так продолжалось и год, и другой. В конце концов собрались самые старые
мудрые люди в деревне и велели всем от мала до велика рыть новое русло
для воды из родников, которые наполняли озеро. Много пришлось
потрудиться, прежде чем образовалось новое озеро. Понравилось озеро
русалке, и перебралась она в его чистую воду. А у коров вскоре молоко
появилось - жирное, вкусное.
 
И вот однажды на берегу старого озера снова послышался девичий голос -
чистый, прозрачный, словно ключевая вода. Увидели односельчане бедную
сиротку, идущую им навстречу. Сколько ни расспрашивали - не сказывает, что
с ней было. Не знаю, отвечает, не ведаю.
 
Тихой стала девушка, молчаливой. Каждый вечер приходила она к озеру и
пела одну и ту же песню. Колыбельную. А ее старший брат в толк не мог
взять, откуда ведомы сестре слова этой песни, с которой баюкала его мать.
Ведь сестрице не довелось услышать нежного голоса матушки.
 
 
 

 
До человека на земле существовали Джинны, или гении. Так же, как и люди,
они рождались и умирали, однако подобно ангелам обитали и в воздухе.
Джинны стремились проникнуть в тайны неба, но всякий раз отгонялись
“охранительными пламенниками”.
 
Некогда именно Джинны господствовали на земле. Мы сотворили, говорится в
Коране, человека из брения, а гениев прежде того мы сотворили из огня
самума. По прошествии некоторого времени Джинны возгордились и вздумали
ослабить могущество Божие на земле, стали подвержены многим
заблуждениям.
 
Для наказания их Бог послал Иблиса с ангелами, которые разбили Джиннов в
сражении, оставшихся в живых выгнали с земли на острова и горы. После
изгнания Джиннов Бог обратился к ангелам за советом о сотворении человека.
 
По народным рассказам, Джинны не причиняют людям большого вреда. Но,
отличаясь навязчивостью и принимая резные обличья, они пугают человека, и
встреча с ними по крайней мере нежелательна.
 
Года три тому назад зимой отравился я ранним утром осматривать капканы,
поставленные на волка. Отойдя немного от деревни, оглянулся и вижу: идет за
мной черная кошка. Поначалу я не обратил на нее внимания и продолжал свой
путь. Снова оглянулся, и что же! - вижу уже не кошку, а черную собаку. И тут я
не придал этому значения и прошел еще часть пути. Когда оглянулся в третий
раз, увидел, что собака превратилась в человека, одетого в черный халат.
 
Тут я начал догадываться, что следует за мной ни кто иной, как Джинн. А
человек в черном халате уже близко от меня и, смотрю, хочет обойти.
Обогнал, подошел к одинокому пню и встал лицом ко мне. Остановился и я, не
зная, что делать.
 
В это время в ближайшей деревне прокричали азан. Приободрился я и,
вскинув ружье, выстрелил прямо в стоящего против меня Джинна. Он сразу же
исчез. А я подошел к пню: весь заряд попал в него.
 
Пошел я дальше и, осмотрев свои охотничьи приборы, благополучно
возвратился
 
 
 

 
Когда-то жила на свете девушка по имени Зухра. Была она пригожей, умной,
слыла большой мастерицей. Все вокруг восхищались ее умением,
расторопностью и уважительностью. Любили Зухру и за то, что она не
возгордилась своей красотой и трудолюбием.
 
Зухра жила с отцом и мачехой, которая завидовала падчерице, бранила ее за
любой пустяк, взваливала на девушку самую тяжелую работу по дому. При
отце злая женщина придерживала язык, но только он за порог, как начинала
изводить приемную дочь. Мачеха посылала Зухру за хворостом в страшный
дремучий лес, где водилось множество змей и свирепых зверей. Но они ни
разу не тронули добрую и кроткую девушку.
 
Зухра трудилась от зари до зари, старалась выполнить все, что ей прикажут,
пытаясь угодить отцовой жене. Да где там! Покорность и долготерпение
падчерицы и вовсе выводили из себя мачеху.
 
И вот однажды под вечер, когда Зухра особенно сильно устала от
беспрестанной работы, мачеха велела ей натаскать из реки воды в бездонную
посудину. Да пригрозила:
 
- Если до утренней зорьки не наполнишь до краев, чтоб ноги твоей в доме не
было!
 
Не смея перечить, Зухра взяла ведра с коромыслом и отправилась по воду.
Так уж сна намаялась за день, что ноги едва несли ее, руки отнимались, а
плечи сгибались даже под тяжестью пустых ведер.
 
На берегу Зухра решила хоть немного передохнуть. Сняла с коромысла ведра,
расправила плечи, огляделась.
 
Была чудная ночь. Луна лила на землю серебристые лучи, и все вокруг
нежилось в сладостном покое, осиянное ее лучами. В зеркале воды мерцали
звезды, соединяясь с их хороводом в небесном океане. Все было полно
таинственной пленительной красоты, и на какие-то мгновенья забылась Зухра,
ушли прочь печали и невзгоды.
 
Плеснула рыба в камышах, накатила на берег легкая волна. Вместе с ней
нахлынули воспоминания милого детства, будто вновь прозвучали ласковые
слова любимой матушки. И от этого еще горше стало несчастной девушке,
очнувшейся от минутного забытья. Горячие слезы покатились по ее щекам,
крупными алмазами падая на землю.
 
Тяжко вздохнув, наполнила Зухра ведра, и коромысло невыносимой тяжестью
легло не девичьи плечи. А еще тяжелее лег камень на сердце. Снова
взглянула Зухра на луну - она все так же вольно плыла по небесной дорожке,
сияя и маня. И так захотелось Зухре вновь забыться, подобно небесной
страннице не знать ни горя, ни забот и дарить доброту и ласку.
 
В это время с неба скатилась звездочка. А покуда она падала на землю,
становилось все светлее и светлее. На душе у Зухры вдруг полегчало, тяжкий
камень перестал давить на сердце девушки. Сладкая истома охватила ее,
стало отрадно, покойно. Зухра почувствовала, как ведра с водой становятся
почти невесомыми. Глаза ее сами собой закрылись. А когда Зухра вновь
распахнула свои длинные ресницы, то увидела себя на луне, в которую она
так долго вглядывалась. Ее окружил хоровод из множества звезд, одна из
которых засияла особенно ярко.
 
Оказывается, эта звезда всегда следила за Зухрой. Она видела ее страдания,
не ожесточившие девушку против злой мачехи. Эта самая звезда обняла
Зухру своими лучами и подняла ее ввысь, до самой луны. Никто на земле
этого не увидел, ничто не нарушило ее ночной покой. Лишь подернулась
рябью гладь реки у берега и вновь стала чистой, как зеркало. А с утренней
зорькой исчезли и луна, и звезды.
 
Пришел на берег отец Зухры, долго искал свою доченьку, звал - кликал ее
любимой и ненаглядной. Но увидел лишь два ведра, до краев наполненные
водой. И то ли почудилось ему, то ли вправду это было - будто вспыхнула и
исчезла в чистой воде маленькая ясная звездочка.
 
Потемнело, зарябило у отца в глазах. Тронул он ведра рукой - шелохнулась
вода, засверкала, заиграла. Словно не ей были полны ведра, а множеством
драгоценных алмазов.
 
Если ясной ночью вы вглядитесь хорошенько в луну, то увидите на ней силуэт
девушки с коромыслом на плечах. А рядом с луной заметите ярко светящую
звезду. Это и есть та самая звездочке, что вознесла добрую душу на небо. Ее
называют звездой Зухры.
 
 
 

 
Баснословные существа, по верованию казанских татар, живут повсюду - и в
домах, и в поле, и в лесу, и в воде. Среди обитающих в домах и во дворах,
рядом с человеком, почетное место занимает Ий иясе, или хозяин дома,
домовой.
 
Ий иясе жилищем своим обыкновенно избирает подполье, откуда и выходит по
ночам. Он представляется стариком, носящим довольно длинные волосы.
Домовой заботливый хозяин и даже полезная тварь: оберегает дом, в
предчувствии беды всю ночь ходит, беспокоится и вздыхает. Если ночью
случится какое-то несчастье, будит людей, трясет их за ноги или стучит.
 
Ночью домовой обыкновенно чешет голову, иногда сеет решетом муку -
хороший признак, сулящий богатство. Воет домовой не к добру - это означает
приближение бедности. Можно слышать иногда, как домовой прядет лен, но
самого его в это время не бывает видно. Домовой прядет только ту пряжу,
которая остается на прялке неоконченной. Если кто-нибудь будет прясть
после него, то непременно захворает, поэтому лучше всего не оставлять
пряжу, или уж, если надо оставить, перекинуть ее спереди назад на прялку.
Тогда домовой прясть не будет.
 
При хороших отношениях с людьми домовой бывает благодушным,
заботливым хозяином. Полезно его иногда умилостивлять. Чтобы умилостивить
домового, глава семьи должен давать милостыню, носящую название
“якшамбе садакасы”.
 
Когда домовой гневается, а хозяин ничем не пытается угодить ему, с
живущими в доме могут происходить разные несчастья, появляться чесотка,
чирьи и другие болезни. Случается и падеж скота, хотя виновником его
становится скорее другое существо, Абзар иясе. Домовой же бывает занят
только животными, обитающими в самом доме, например, кошкой.
 
Не любит домовой, когда ему перечат. Скажем, он имеет обыкновение
заплетать волосы на голове, бороду не только себе, но и живущим в доме
людям. Не стоит их расплетать, пока сами не расплетутся. Если же не
дождешься, расплетешь или, еще хуже, отрежешь, то непременно умрешь или
сделаешься уродом каким, или приключится другое несчастье.
 
Когда часть семейства выделяется для жительства в новый дом, необходимо
соблюсти по отношению к домовому некоторые обряды, умилостивить его или
как бы попрощаться. Тогда жизнь в новом доме будет спокойной и
благополучной.
 
Вот что делает для этого сын, отделяющийся от отца. В полночь он приходит с
хлебом в дом родителей, конечно, предварительно договорившись с ними, и
спускается в подполье. Там он, зажегши три свечи, берет горстку земли,
уносит ее домой и высыпает в подполье нового дома. При этом следует
наблюдать, чтобы на пути никто не встретился. Если встретится кто-нибудь,
проку от этого обряда не будет. Снова надо брать землю из подполья, чтобы
жизнь в новом доме была спокойной и счастливой.
 
* * *
 
Раньше про домовых рассказывали разные истории. Например, такие.
 
Однажды в лунную ночь, проснувшись, вижу я перед собой нечто похожее на
человека. Догадавшись, что это домовой, я постарался, чтобы он не заметил,
как за ним наблюдаю. Домовой нее сидит себе спокойно на скамье и прядет,
звук веретена разносится по всей комнате. Сам он белый как полотно, голова
покрыта будто бы длинными волосами, но черты лица я никак не мог
разобрать, потому что он сидел ко мне спиной. Потом домовой, должно быть,
почувствовал, что я не сплю, быстро встал, взял свою прялку и скрылся за
печкой.
 
А еще была у нас белая кошка, которой жилось хорошо и привольно. После
нее мы завели черную. Сколько ее ни кормили, она все была худая. Мы
постоянно удивлялись, почему кошка не поправляется. Потом начали
догадываться: наверное, ее мучит домовой. Подтвердилась эта догадка так.
Однажды, возвращаясь с поля, вхожу я в избу и слышу, кто-то шебаршит на
печи. Посмотрел я - нет никого. А кошка вся измучена и лежит на полу. Это ее
мучил домовой.
 
После этого мы черную кошку отдали соседу, а сами завели опять белую, и
она у нас была всегда сытая, жирная и веселая
 
 
 
 

 
 
Отец покойный рассказывал, что в нашей деревне жил человек по имени
Персиям Сатдин. Однажды он с двумя сыновьями заночевал в лесу и видел
шурале.
 
Они сторожили срубленные деревья. Вдруг слышат, как кто-то с треском
шагает по сучьям, идет прямо к ним. При лунном свете видно: длинный, худой,
весь покрыт шерстью.
 
- “Гав-гав” есть? - спрашивает.
 
- Нет, - отвечают ему.
 
- “Чух-чух” есть?
 
- Нет.
 
Один из сыновей прячет собаку за спиной. Рвется она, вот-вот прыгнет. А
шурале все ближе.
 
- Поиграем в щекотку? - говорит.
 
Тут уж отпустили собаку - у шурале откуда прыть взялась, рванул куда глаза
глядят.
 
Наутро встали, увидели: куда убежал шурале, там деревья полосой полегли.
 
Он, оказывается, боится собаки и кнута.