Конспект логопедического занятия на тему "дифференциация предлогов и приставок". Конспект логопедического занятия "Приставки и предлоги" план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему Дифференциация предлогов и приставок логопедическое занятие

Дифференциация предлогов и приставок

Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии

(для учащихся 2-х классов общеобразовательных школ)

Цели:

Коррекционно-образовательная

    Формирование полноценных представлений о морфемном составе слова (приставка – часть слова) и морфологической структуре языка.

    Закрепление навыка слитного написания приставок и раздельного написания предлогов.

Коррекционно-развивающая

    Работа над развитием связной речи учащихся.

    Развитие психических процессов (памяти, способности к переключению).

Воспитательная

    Формирование интереса к логопедическим занятиям.

    Развитие самостоятельности в процессе решения проблемных ситуаций.

Оборудование:

"Весёлый дом"(изображение дома с «человечками-предлогами»)

Карточки с предлогами

Карточка № 1

Карточка № 2

Карточка № 3

Ход занятия

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Какое сегодня число? Какой день недели был вчера? Какой месяц будет после текущего? Назовите время года между осенью и весной?

    Этап воспроизведения опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Ребята, с какими большими группами слов мы уже знакомы, умеем определять их в речи, в предложениях, ставить к ним вопросы.

    слова, обозначающие предмет, - существительные;

    слова, обозначающие действие предмета, - глаголы;

    слова, обозначающие признак предмета, - прилагательные;

(Учащиеся самостоятельно приводят соответствующие примеры)

Сегодня мы приглашены на новоселье. Посмотрите как много в этом доме жильцов. Давайте с ними познакомимся.

(работа с "Весёлым домом")

Отвечая на вопрос, составьте словосочетания.

(За верный ответ ученик получает карточку с предлогом и прикрепляет к «нужному» человечку-предлогу на макете.)

Парит где? парит над домом

Сидит где? сидит на крыше

Бежит по чему? бежит по крыше

Находится где? находится в доме

Выходит откуда? выходит из дома

Спрятался куда? спрятался за дом

Выглядывает откуда? выглядывает из-за угла дома

Подходит к чему? подходит к дому

Отходит от чего? отходит от дома

Стоит где? стоит около дома

Итак, какие слова живут в "Волшебном доме"?

Это предлоги.

Назовите предлоги, которые мы вспомнили.

Какие предлоги вы ещё можете назвать?

Для чего нужны предлоги?

Предлоги служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.

    Этап первичного закрепления. Типовые и конструктивные задания.

Итак, предлоги – это самостоятельные слова, следовательно, с другими словами они пишутся как: слитно или раздельно?

Правильно, раздельно.

Коллективная работа по карточке №1

Зимний день короткий. У птиц мало времени для поиска корма. Слабеют пернатые от голода и холода. Помогите птицам! Горстка семян с кусочками сала в кормушке спасёт птиц в студёное зимнее время. Наша забота поможет пернатым дожить до весны.


О ком этот рассказ?

Почему зимой птицам нужна помощь?

Чем мы можем помочь птицам?

Озаглавьте текст.

Устный анализ текста по предложениям, выделение предлогов.

(Учащиеся выделяют предлоги в своих карточках)

Письменный анализ словосочетания с предлогом из последнего предложения.

Приставка предлог

до жить до весны

Самостоятельный письменный анализ отрывка из стихотворения С. Маршака "Мяч".

До катился до ворот

Под катился под ворота

До бежал до поворота

Совместный вывод по итогам этого этапа:

Приставки и предлоги могут быть одинаковыми.

Приставки пишутся слитно, это часть слова.

Предлоги пишутся раздельно, это самостоятельные слова.

    Этап творческого применения знаний в новой ситуации. Выполнение проблемных заданий.

1) Работа по карточке № 2

Раскройте скобки. Слитно напишите приставки, раздельно предлоги .

Ученики (вы) ходят (из) школы.

Ребята (с) прятались (от) дождя (под) раскидистой елью.

Пчёлы (пере) летают (с) цветка (на) цветок.

(От) нового пальто (ото) рвалась пуговица


2) Письмо по памяти.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Кому принадлежат эти строки?

Из какого произведения?

Записать по памяти, выделить предлог, обозначить приставку.

3) Работа по карточке № 3

Вместо точек вставьте подходящие по смыслу предлоги и приставки .

Колобок …… катился ……. тропинке.

Всадник ….. вязал ….. лошадь ….. дерева и ….. скочил ….. седло.

Пастухи ….. пустились ….. гор ….. долину.


(После выполнения каждого задания этого этапа проводится его проверка.)

    Этап подведения итогов занятия. Рефлексия.

Что мы сегодня учились различать?

Как пишутся предлоги?

Как пишутся приставки?

Сегодня мы учились различать предлоги и приставки. Повторим, что предлог – это самостоятельное слово, пишется раздельно. Приставка – это часть слова и пишется слитно. Глаголы могут иметь в своём составе приставку, существительные могут употребляются с различными предлогами.

Дифференциация приставок и предлогов

Цель: 1. Закрепить у детей понятие о грамматической роли приставок и предлогов

2. Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики

3.Ознакомить с деловым письмом.

Оборудование: предметные картинки, тетради, ручки, карточки с индивидуальными заданиями.

Ход занятия.

    Организационный момент. Сегодня,ребята,мы с вами будем работать над различением предлогов и приставок. А каким словом мы можем заменить слово «различение»? («Дифференциация») Правильно.

Беседа по материалу прошлых занятий о составе слова, приставке, предлоге, правописании приставок и предлогов.

Учитель: Что такое предлог?

Учащиеся : это слово.

Учитель: Для чего нужен предлог?

Учащиеся: для связи слов в предложении.

Учитель: Как пишется предлог с другими словами?

Учащиеся : раздельно.

Учитель: Что такое приставка?

Учащиеся : приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Учитель : Как пишется приставка со словами?

Учащиеся : слитно

А теперь посмотрим, какую почту мы получили сегодня? Здесь телеграммы и письма. -Что будем смотреть в первую очередь?(телеграммы)- Почему?(потому что это срочные сообщения)

Задания: 1. Списать тексты телеграмм, определив предлоги и приставки:

Маша (за)шла (за) подругой. Полина (до)шла (до) магазина. Ребёнок (ото)шёл (от) плиты. Волк (на)бросился (на) бабушку.

2.А теперь откройте ваши конверты и читаем 1 задание. Работа со словосочетанием.

Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами.

(с)катился (с)горы

(по)бежали (по)дорожкам

(про)читал (про)машины

Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание. Назовите слова с приставками.

Учащиеся: скатился, побежали, прочитал

Учитель: Как записали приставки?

Учащиеся : слитно.

Учитель: Назовите слова с предлогами.

Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.

Учитель: Как записали предлоги со словами?

Учащиеся: отдельно.

Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

2.Прочитать те из записанных на доске предложений,в которых есть предлог или приставка. Было жаркое, летнее утро. Дул лёгкий ветерок. Журчал по камням прозрачный ручей. В тенистых кустах пели птицы. Слышалась звонкая песня соловья. Яркое солнце поднималось всё выше и выше.

3.Записать под диктовку предложения, рисуя вместо предлогов- а вместо приставок -

(В) тополиную метель

(По) терял дорогу шмель.

(Про) мелькнул (над) огородом,

(В) дом (на) кухню (за) летел

И (над) синей чашкой (с) мёдом

По-хозяйски (за) гудел. (Т. Белозёров)

Найдём глаголы. Что сделал? Потерял, промелькнул, залетел, загудел. Значит, по-, про-, за – это приставки, так как предлоги с глаголами не употребляются.

В метель (какую?) тополиную, в – это предлог, над (каким?) большим огородом, над – это предлог, в (какой?) деревянный дом, в – это предлог, на (какую?) солнечную кухню, на – это предлог, над (какой?) синей чашкой, над – это предлог, с (каким?) душистым мёдом, с – предлог.

Правильный ответ:

В тополиную метель

Потерял дорогу шмель.

Промелькнул над огородом,

В дом на кухню залетел

И над синей чашкой с мёдом

По-хозяйски загудел.

4.Потренируйтесь. Раскройте скобки в загадке о ветре.

Бывает он (в) холод, бывает он (в) зной, бывает он добрый, бывает он злой. (В) открытые окна нежданно (в) летит, то что-то (про) шепчет, то вдруг (за) гудит. (При) тихнет, (у) мчится, (при) мчится опять, то (вз) думает волны (по) морю гонять. (Н. Найдёнова)

Проверьте себя. В одном столбике слова с предлогами, в другом – с приставками.

в (какой?) зимний холод влетит

в (какой?) сильный зной прошепчет

в (какие?) открытые окна загудит

по (какому?) синему морю притихнет

умчится

примчится

вздумает

5. Спиши, раскрой скобки. Приставки выдели.

(С)неба сыпал лёгкий снег. Снежинки (до)летали (до)земли. Они садились (на)крыши, (на)деревья и скамейки. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки (с)летались, (раз)летались и кружились (в)танце.

Итог занятия: Итак, ребята,как отличить приставку от предлога? Ученики отвечают:- Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог. Писать его раздельно. Нельзя вставить слово, это приставка. Она пишется со словом слитно.

Тема. Дифференциация приставок и предлогов.

Цели:

    Закрепить знания детей о приставках и предлогах

Отметить словообразующую и смысловую роль приставки;

Развивать и уточнять пространственные представления, их выражение посредством предлогов;

Упражняться в раздельном написании предлогов; в слитном написании приставок;

Осуществлять профилактику дизорфографии;

Преодоление аграмматизмов импрессивной и экспрессивной речи.

Оборудование: дидактический материал на доске, схема-таблица предлогов, карточки, схемы –этапов занятий,презентация.Царица Грамматика,поезд,билеты –карточки,Светофорчики -оценщики

Оргмомент Актуализация

Дыхательные упражнения настроечные упражнения

Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Цель этапа: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.

Автоматизируем и дифференцируем плавный и быстрый вдох и выдох, быстрыми вдохами. Игра «Цветы»,»Ёжики»,» Собачки». Нюхаем воздух».

Учимся делать двойной быстрый вдох (нюх-нюх)

Выполнение быстрых вдохов при повороте головы вправо-влево

Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу

Развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы. Играем в солдатиков.

Тренируя шумный, короткий, активный вдох носом, дыхательная гимнастика в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание.

« Цветы». Глубокий вдох и на улыбке выдох.А поможет нам проконтролировать наши зеркала. Представьте,что вы лежите на лугу и вдыхаете ромашки, васильки, колокольчики, ноготки, клевер. Какие это цветы.

В саду: розы, гладиолусы, гиацинты, нарциссы,ромашки,георгины,астры. Какие это цветы?. Садовые.

Ребята, а что вы заметили, когда называли садовые и луговые цветы.

Ромашка садовый цвет и может быть луговым.

Правильно. Ромашку ещё называют лекарственным растением.

Серёжа. Я знаю,меня бабушка всегда лечит ромашковым чаем,когда заболит горло или я простыну. http://www.calend.ru/moon/ (о Ромашке)

А какой запас образуется в воздухе при заваривание ромашки. Ромашковый.

Игра « Ёжик». А теперь представьте,что мы ёжики и нашли ромашку и нюхаеи только носиком

Правильно. Из соцветий ромашки готовят настой, чай, отвар, настойку, используемые в народной медицине. Водный настой или настойку назначают при многих болезнях: как противовоспалительное, болеутоляющее, успокаивающее,пары ромашки вдыхают при гриппе. ревматизме, золотухе, подагре.

Игра « Ёжик». А теперь представьте,что мы ёжики и нашли ромашку и нюхаем только носиком. Выполняем быстрый вдохов при повороте головы вправо-влево

. «Играем в собачек».Собачки несёт цветы своему хозяину. Нюхаем воздух.

Пока мы с вами дышали к нам на занятие прилетела Царица Грамматика. Она принесла нам сундучок знаний. А в этом сундучке задания.

1.Определите,являются ли выделенные буквы приставками и предлогами.

Слова записаны на доске.

За …горой ,за …бежать, с.. вернула, с.. крыши, на ..конверте, на …резать, на …листе, на… чертили.

Логопед.

Если это приставка, то соедините её со словом и обозначьте крышечкой. Если это предлог подчеркните пробел и обведите предлог в треугольник.

Как мы делали на предыдущих занятиях.

Дети :. Выполняют устно,объясняют написание слова

Логопед.

Ребята,было трудно. А почему?

Дети. Не знаем как отличить приставку от предлога.

Логопед.

Что же мы будем на занятие изучать?

Дети :. Предлоги и приставки

Логопед.

Какую задачу нам предстоит решить на занятие?

Научится различать и правильно писать предлоги и приставки. Чтобы не делать ошибки в правописание предлогов и приставок в письменных работах, правильно употреблять в речи.

Логопед. А мы справимся с этой сложной задачей?

Дети выполняют игру- ауто-треннинг « Волшебные слова»

Делают вдох и говорят,лопают свой воображаемый шар.Он может быть большим или маленьким тяжёлым или лёгким и т.д.« У меня всё получится!».Затем потирают пальцы рук и тёплые руки прикладываю к ушам и шее, сохраняя положительную аффирмацию.

Логопед.

Наша гостья занятия расскажет вам сказку.В моей стране Грамматике у предлогов были всегда свои домики. Они были важными, строгими и очень самостоятельными.В предложении всегда имели своё место. Некоторые предлоги указывали место. Да,вы их знаете(дети называют) В,НА,ПОД,НАД,ЗА,У(схема квадратики) ,другие показывали куда двигаться К,ОТ,ДО,С(схема)

А приставки домики не имели. Они не умели жить самостоятельно, были очень беспомощными. И придумали они прицепляться к другим словам. Чтобы не прогнали, стали они придавать словам разные значения(подбежал,забежал,выбежал) и образовывать новые слова (выход,переход,подход).

Но многие приставки были похожи с предлогами и обратились они ко мне Царице Грамматике за советом. Пришли на помощь слова-признаки . Они предложили себя вставлять в слова. И главным словом назначили слово-признак « Красивый». Если это главное слово красный вставляется, то это предлог. Его пиши раздельно, а если нельзя вставить, то это приставка. Так приставки навсегда приклеились к словам, особенно к словам действиям, а предлоги стали дружить со словами –признаками.

Теперь и мы с вами научимся отличать приставки от предлогов и правильно их писать.

Ребята, всё ли понятно в этой сказке.

Повторение ранее полученных знаний

Давайте,вспомним, что мы знаем о предлогах и приставках (слайД) ТАБЛИЦА!!

Дети: Предлог это отдельно слово.

Логопед:. Для чего он нужен?

Дети:Он нужен для связи слов в предложении. Пишется отдельно

И мы обозначали его в треугольник.

Логопед:А что такое приставка?

Дети: Приставка- это часть слова,которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

Логопед: Как она пишется?

Дети: Пишется слитно со словами. И служит для образования новых слов.

А что, нового мы узнали о предлогах и приставках

Дети. От Царицы Грамматики мы узнали, что между предлогом и словом можно вставлять слово-признак.Главное слово признак- « красный». А перед словами –действиям никогда не пишутся предлоги, а только приставки.

    Запись числа, темы занятия.

Давайте выполним задание от Царицы Грамматики в тетрадях. Запиши слова правильно два столбика. Первое слово в столбике с какой буквы будем писать? Дети.С большой

Слова записаны на доске.

1 столбик

За …горой

с.. крыши

на ..конверте

на …листе.

За бежать

с вернула

на резать

на чертили.

Логопед: Как мы с вами рассуждали?

Дети: Алгоритм действий. Определяли, если это слово –действие,то смело пишем приставку, а если это не слово –действие, то вставляли слово признак « Красивый»,если слово вставляется.то это предлог, если не вставляется,то это приставка.

Проверка задания (слайд ПРОВЕРКА)

    А теперь используя знания Царицы Грамматики отправляется на поезде до станцию « Искатели » .Всем даю билеты.но чтобы поехать нужно найти слова с приставками и предлогами и обозначить их правильно. Приставки крышечкой- синей ручкой, а предлоги обозначить в треугольник- зелёной ручкой. Можно использовать и любые другие 2 цвета ручки

    Работа в парах.у каждого билет- карточка-

За (школой) На(мело)

На (льду)………….Во (дворе)

По(бежать)………….Под(снежник)

За(мёрзнуть) При (горок)

У(дороги) Под(сосной)

А теперь обменяйтесь билетами-карточками и проверьте. Взаимопроверка.Если слово обозначено правильно поставьте « +» над словом,если неправильно,то поставьте « --»

Проверка на СЛАЙДЕ

А теперь объясните,почему вы написали,так а не иначе.(Дети объясняют по несколько слов)

    Звучит музыка путешествия. Посмотрите в окошко нам светит «Заботливое солнышко»

    Игра покажи стихи руками.

Солнце с неба посылает (встают потягиваются, руки на вверх )

Лучик, лучик, лучик(поочередно подвимают правую и левую руку, разжимая пальцы сжимая в кулак

И им смело разгоняет (скрещивание рук над головой )

Тучи,тучи,тучи.(сгибают руки поочерёдно над головой ,разжимая пальцы сжимая в кулак)

Летом нежно согревает (самомассаж лица,ритмичное потирание щёк)

Щёчки,щёчки,щёчки(надувают щёчки по 3раза на каждое слово ).

А весной на носик ставит

Точки, точки, точки.(поочерёдно дотрагиваются пальцем щёчки,рисуя иммитируя веснушки)

Золотят веснушки деток (удержание улыбки и хоботка)

Очень нравится им это!(тянутся наверх и встают на носочки. « Минутка роста »)

Логопед. Вот мы и оказались на станции « Знайки»

Работа с предложением.

Ребята,прочитайте предложения

На (улице) видна гора.

В (школе)стоит пушистая ёлка.

Целый день на(горке) много детей.

На ветках новогодние игрушки.

(К)зелёной красавице при(шли) ребята.

Серёжа (на) санках (с)катился с(горы).

Сколько рассказов можно составить из этих предложений

Дети : Два

Логопед: О чём будет первый рассказ.

Дети: О горке

Логопед. Прочитайте эти предложения

На (улице) видна гора. Целый день на(горке) много детей. Серёжа (на) санках (с)катился с(горы).

Логопед. ? Горка

Логопед: О чём будет второй рассказ?

Дети: О ёлке

Логопед: Прочитайте его.

В (школе)стоит пушистая ёлочка.

На ветках новогодние игрушки

К)зелёной красавице при(шли) ребята.

Логопед. Как можно озаглавить этот рассказ?Ёлка

Логопед: Перед вами два конверта- синий и зелёный. В них помещены задания тексты разного уровня сложности.

В синем конверте текст про горку. Его нужно списать и выделить приставки и предлоги.

В зелёном конверте текст про ёлочку. Его нужно списать, раскрывая скобки и выделить предлоги и приставки.

Логопед: Проверьте выполненное задание у друг друга. Взаимопроверка.

Логопед. Но в конце пути к нам в поезд зашли пограничники.

Игра «Пограничники»

Цель: Развитие слухового внимания,орфографической зоркости,расширение словарного запаса

Логопед: Пограничники,предлагают нам отыскать в стихах каламбуры Ребята,а что такое каламбуры? Расскажет нам учёный Котофей Иванович.Наш магистр энциклопедии Википедии.

учёный кот Василий

Учёный Котофей Иванович

Каламбу́р (фр. calembour ) - литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов, словосочетаний, сходных по звучанию .

В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура, обычно комический(юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EB%E0%EC%E1%F3%F0

    В. З. Санников. Каламбур как семантический феномен //Вопросы языкознания. - № 3 - 1995. - С. 59.

Читайте,слушайте стихотворение- каламбур про меня. Котофей Иванович и определите, где нужно писать приставку,а где предлог.

1.Котофей Иванович

Солнце прячется ЗА БОР

Котофей Иваныч.

Залезает на ЗАБОР-

Прогуляься на ночь.

Дети: За бор раздельно. Бор- это лес., за красивый лес –слово признак вставляется.

Забор- пишу слитно,т.к слово не вставляется

2.Веснушки

Веснушкам нету СНОСА

Не исчезают С НОСА.

Я,не жалея МЫЛА,

Нос терпеливо МЫлА.

Зависело б ОТ МЫЛА.

Веснушки я б ОТМЫЛА.

Дети: СНОСА- приставка,с носа – предлог, От мыла- предлог, отмыла- приставка

Логопед: Найдите во втором каламбуре все однокоренные слова.

Отмыла,мыла.

3.Зима

Сугробы снега вьюги НАМЕЛИ

И у ворот,как баржа На МЕЛИ,

Полуторка стоит.Ну и ЗАНОС!

Я вышел за ворота,а мороз

Как затрещит- и хвать меня ЗА НОС!

4.Медведь

Заревел медведь СО СНА,

И в густом лесу,

Вздрогнув, стукнула СОСНА

Шишкою лису.

9. «Найди ошибки».

Разве можно без улыбки Видеть Васины ошибки? Быстро Васе помогайте, Все ошибки исправляйте.

Прочитайте предложения. Найдите допущенные ошибки. Докажите правильность своего исправления. Запишите предложения правильно.

10. Итог занятия.

Чему учились на занятие?Ещё раз вспомним,что такое предлог и приставка. - Как же отличить предлог от приставки? Какой алгоритм будем использовать, чтобы предупредить ошибку в написание предлогов и приставок?Что запомнили? Что понравилось на занятие? Кому было трудно? Кто старался преодолевать трудности? У кого это получилось? А у кого нет?

Молодцы! Вы успешно справились с заданиями Царицы Грамматики.

Светофорчики

Красный – было трудно

Жёлтый –сомневался

Зелёный – всё понятно, со всем справился.

Как отличить предлог от приставки?

Цели:

  • Образовательные .
    • Научить различать практически приставки и предлоги.
    • Закрепить умение различать и выделять приставку и предлог.
    • Совершенствовать умение выделять и различать приставку и предлог.
  • Развивающие .
    • Пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия.
    • Развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения.
    • Коррегировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.
    • Совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.
  • Воспитательные .
    • Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.
    • Совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.
    • Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

Оборудование. Карточки, мультимедиа проектор, компьютер, экран, тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

1. Поприветствуйте гостей. Пожелайте успехов друг другу на занятии. Чтобы всё у вас получилось при выполнении грамматических заданий. На каждом уроке мы узнаём что-то новое. Чтобы добыть знания сегодня вам необходимо выполнить задания, которые приготовила Царица Грамматики.

2. Определите, являются ли выделенные буквы приставками и предлогами.

Слова записаны на доске:

В..ходили, в..самолёт, от..пристани, от..чалили, с..крыши, с..валился, на..брали, на..берегу.

Учитель: Если это приставка, зачеркните не нужный в этом случае знак пробела. Прочитайте и назовите предлоги.
Учащиеся: Выполняют устно, объясняют каждое слово.
Учитель: Почему у вас возникли затруднения?
Учащиеся: Не знаем, как отличить приставку от предлога.
Учитель: Какую задачу нам предстоит решить на уроке?
Учащиеся: Будем различать приставки и предлоги.
Учитель: Для чего нужно нам учить различать их?
Учащиеся: Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно писать.

2. Сообщение темы занятия (слайд 1)

Учитель: Сделайте вывод, какая тема сегодняшнего занятия?
Учащиеся: Приставки и предлоги.
Учитель: Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться отличать предлог от приставки, тренировать внимание и память, но необычным образом. Мы отправимся в царство Грамматики.

3. Формирование психологической базы речи

Учитель: Я сейчас раздам вам фигуры: одна – «кубик», а другая – «пирамидка». Я даю вам инструкции, а вы выполняете действие. Готовы? Начнём:

– поставьте пирамидку на кубик;
– подержите пирамидку над кубиком;
– поставьте пирамидку перед кубиком;
– положите пирамидку …. кубика.

– Почему вы не смогли выполнить последнее задание?
Учащиеся: Пропущено слово.
Учитель: Догадайтесь, какое слово я произнесла (около, рядом, слева, справа, у...)?
Учащиеся: Положите пирамидку около кубика.
Учитель: Правильно.

4. Повторение ранее полученных знаний

Учитель: Что такое предлог?
Учащиеся: Это слово.
Учитель: Для чего нужен предлог?
Учащиеся: Для связи слов в предложении.
Учитель: Как пишется предлог с другими словами?
Учащиеся: Раздельно. (Слайд 2)
Учитель: Что такое приставка?
Учащиеся: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Учитель: Как пишется приставка со словами?
Учащиеся: Слитно. (Слайд 2)
Учитель: Итак, отправляемся в царство Грамматики. (Слайд 3) Прочитайте скороговорку, определите приставки и предлоги:

Догорода дорога вгору,
Отгорода – сгоры.

5. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.

Учитель: Царица Грамматики прислала нам письмо с заданиями.

1. Работа со словом

Учитель: Прочитайте слова. (Слайд 4) Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?
намашину, набросил, срисовал, соткрытки, входили, всамолёт, побежал, подорожке.
Учитель: Как это можно сделать?
Учащиеся: Между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя.
Учитель: Проверим: намашину, попробуем вставить слово-признак (на красную машину).
Сделайте вывод, что такое на – приставка или предлог?
Учащиеся: На – это предлог, потому что можно вставить слово: на красную машину, пишется отдельно.
Учитель: Следующее слово: набросил, попробуем вставить слово.
Учащиеся: Ничего не получается, значит на – приставка, пишется слитно.
(Далее аналогично со всеми словами).
Учитель: Назовите из этого упражнения слова с приставками.
Учащиеся: Набросил, срисовал, входили, побежал.
Учитель: Назовите слова с предлогами.
Учащиеся: На машину, с открытки, в самолёт, по дорожке.
Учитель: Первая парта будет запоминать и записывать слова с приставками, а вторая парта с предлогами. Даю вам время на запоминание, по моей команде в тетради записываем. Не забудьте выделить приставки и подчеркнуть предлоги. Время пошло…
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли записали слова.
– Молодцы, вы все справились с заданием Царицы Грамматики.
– Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?

2. Работа со словосочетанием

Учитель: Запишите правильно слова с приставками и предлогами. (Слайд 5)
покрыше побежал, начертил напеске, срывал, сдерева
Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание. (Слайд 6) Назовите слова с приставками.
Учащиеся: Побежал, начертил, срывали.
Учитель: Как записали приставки?
Учащиеся: Слитно.
Учитель: Назовите слова с предлогами.
Учащиеся: По крыше, на песке, с дерева.
Учитель: Как записали предлоги со словами?
Учащиеся: Отдельно.
Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

3. Составление предложения с одним из словосочетаний (упр. 2) – устно.

Физкультминутка (слайд 7)

Игра «Муха»

4 команды (вверх, вниз, вправо, влево). Начало игры из центра.

муха

Подготовительный этап : актуализируем внимание. Дети видят игровое поле и муху. Ведущий показывает путь мухи. Команда по цепочке: вверх, вправо, вниз, вниз, влево, вверх – где муха остановилась? (В центре).
Основной этап : мониторинг развития внимания. Нет игрового поля, т.е. ведущий не показывает путь мухи, а даёт инструкции: влево, вверх, вправо, вправо, вниз, вниз. Где остановилась муха? (Нижний правый квадрат). Темп тихий, но больше предлагается инструкций.
Игра с закрытыми глазами: даём произвольные инструкции для переключения внимания. В конце спрашиваем: «Где остановилась муха?».
Можно повторять несколько раз.

4. Работа с предложением (текстом)

Учитель: Прочитайте предложения. (Слайд 8)

(На)дворе была гора.
(В)зале стоит душистая ёлка.
Весь день (на)горе много детей.
(На)ветках игрушки.
(К)пушистой красавице (при)бежали дети.
Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

– Сколько рассказов можно составить из этих предложений?
Учащиеся: 2.
Учитель: О чем будет первый рассказ?
Учащиеся: О горке.
Учитель: Прочитайте предложения, которые относятся к этому рассказу. Учащиеся: (На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей. Митя (на)санках (с)катился (с)горы.
Учитель: Как можно озаглавить рассказ?
Учащиеся: Горка.
Учитель: О чем второй рассказ?
Учащиеся: О елке.
Учитель: Прочитайте его.
Учащиеся: (В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети..
Учитель: Как назовем этот рассказ?
Учащиеся: Ёлка.
Учитель: Составьте рассказы из предложений, которые лежат у вас в конвертах. Выделите приставки и подчеркните предлоги.

Взаимная проверка. (Слайд 9)

На дворе была гора. Весь день на горе много детей. Митя на санках скатился с горы.

В зале стоит душистая ёлка. На ветках игрушки. К пушистой красавице

5. Подбор предлогов и приставок. Раздаточный материал на карточках.

Учитель: Вставь подходящие по смыслу приставки и предлоги. Обозначь приставки, предлоги.

Утром мы стали …тягивать невод. …берег …тащили вместе …рыбой и морских раков. …морю лениво ….шла кошка Мурка и …лезла …воду. Она лапой …щупала …дне мелкую рыбёшку. Мурка …цепила когтями рыбину и бросила …берег котятам.

5. Подведение итогов

Учитель: Чему учились на занятии?
Еще раз вспомним, что такое приставка и предлог.
Молодцы! Вы успешно справились с заданиями Царицы Грамматики.
Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии. (Слайд 10)

Конспект группового логопедического занятия для учащихся с

аграмматической дисграфией, дизорфография

Тема. Дифференциация предлогов и приставок.

Цель учить дифференцировать предлоги и приставки.

Задачи.

Образовательная: закрепить знания детей о приставках и предлогах; научить различать практически приставки и предлоги; закрепить умение различать и выделять приставку и предлог; совершенствовать умение выделять и различать приставку и предлог.

Коррекционно – развивающая: пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия; развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения; корригировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений; совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.

Воспитательная: воспитывать выдержку, самоконтроль, орфографическую зоркость; воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

Оборудование: карточки, тетради.

Ход занятия.

    Организационный момент. Психологический настрой детей.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на занятии!

Сегодня нашим девизом будут слова:

И вновь урок мы начинаем,

К вершине знаний держим путь.

Все знания сами открываем,

Поэтому – активным будь!

- На доске записаны слова, определите, являются ли выделенные буквы приставками и предлогами. Слова записаны на доске:

В..ходили, в..самолёт, от..пристани, от..чалили, с..крыши, с..валился, на..брали, на..берегу.

- Назовите слова с приставками. Назовите слова с предлогами (выполняют устно, объясняют каждое слово).

- Какую задачу нам предстоит решить на уроке? (Будем различать приставки и предлоги)
- Для чего нужно нам учить различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно писать)

2. Сообщение темы занятия.

- Как правильно сформулируем тему занятия? (Приставки и предлоги)
- Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться отличать предлог от приставки, тренировать внимание и память.

- Я сейчас раздам вам фигуры: одна – «кубик», а другая – «пирамидка». Я даю вам инструкции, а вы выполняете действие. Готовы? Начнём:

поставьте пирамидку на кубик;
– подержите пирамидку над кубиком;
– поставьте пирамидку перед кубиком;
– положите пирамидку …. кубика.

Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово)
- Догадайтесь, какое слово я должна была произнести (около, рядом, слева, справа, у...)? (Положите пирамидку около кубика.)
- Правильно.

3.Повторение ранее полученных знаний.

Что такое предлог? (Это слово.)
- Для чего нужен предлог? (Для связи слов в предложении.)
- Как пишется предлог с другими словами? (Раздельно.)
- Что такое приставка?
(Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
- Как пишется приставка со словами? (Слитно.)
- Прочитайте скороговорку, определите приставки и предлоги.

Догорода дорога вгору,
Отгорода – сгоры.

4. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.

Работа со словом.

- Прочитайте слова. Определите, где слова с приставками, а где с предлогами? Намашину, набросил, срисовал, соткрытки, входили, всамолёт, побежал, подорожке.
-
Как это можно сделать? (Между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя.)
- Проверим: намашину, попробуем вставить слово-признак (на красную машину). Сделайте вывод, что такое
на – приставка или предлог?
(На – это предлог, потому что можно вставить слово: на красную машину, пишется отдельно.)
- Следующее слово: набросил, попробуем вставить слово.
(Ничего не получается, значит на – приставка, пишется слитно.)
(Далее аналогично со всеми словами).
- Назовите из этого упражнения слова с приставками. (Набросил, срисовал, входили, побежал.)
- Назовите слова с предлогами. (На машину, с открытки, в самолёт, по дорожке.
) Первая парта будет запоминать и записывать слова с приставками, а вторая парта с предлогами. Даю вам время на запоминание, по моей команде в тетради записываем. Не забудьте выделить приставки и подчеркнуть предлоги. Время пошло…
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли записали слова.
- Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?

Работа со словосочетанием.

- Я буду читать слова, а вы правильно запишите слова с приставками и предлогами.
Покрыше побежал, начертил напеске, срывал, сдерева
- Проверим, как вы выполнили это задание. Назовите слова с приставками.
(Побежал, начертил, срывали.
)

- Как записали приставки? (Слитно. )
- Назовите слова с предлогами.
(По крыше, на песке, с дерева. )
- Как записали предлоги со словами?
(Отдельно.)
- Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

- Составьте предложение с одним из словосочетаний устно.

Физкультминутка.

5. Работа с раздаточный материалом.

- У вас на столе лежат карточки с заданием. Прочитайте и вставьте подходящие по смыслу приставки и предлоги. Обозначь приставки, предлоги.

Мурка

Утром мы стали …тягивать невод. …берег …тащили вместе …рыбой и морских раков. …морю лениво ….шла кошка Мурка и …лезла …воду. Она лапой …щупала …дне мелкую рыбёшку. Мурка …цепила когтями рыбину и бросила …берег котятам.

Давайте проверим (каждый учащийся зачитывает предложение и объясняет, как он написал).

6. Итог занятия. Чему учились на занятии?
Еще раз вспомним, что такое приставка и предлог.
Молодцы! Спасибо за работу.