Какой слог в слове называется ударным. Ударный слог. Наиболее типичными пробламами у детей являются

краткое содержание других презентаций

«Деление слов на слоги» - Маль-вина. Емеля. Не-знайка. Маль-ви-на. Не-знай-ка. Чиполлино. Чипол-лино. Чиполли-но. Незнай-ка. Чи-пол-ли-но. Бу-ра-ти-но. Мальви-на. Незнайка. Еме-ля. Чи-поллино. Буратино. Мальвина. Лино. Деление слов на слоги и для переноса.

«Первая буква» - Синий дом. Скороговорки. Кроссворд. Антрекот. Буква потерялась. Место буквы а. Доктор Айболит. Слово рассыпалось. Ребусы. Мальчик. Занимательное азбуковедение. Буква А. Обобщение. Буква а – алфавиту голова. Отгадайте слово. Анаграммы. Фонетическая зарядка. Азбука. Начало алфавита. Словечко. Слово. Кто больше запомнит.

«Буква Р» - Карточки со словами. Составление слов из слогов и запись слов. Письмо. Слоговые таблицы. Чтение. Отгадывание загадок. Буквенный конструктор. Письмо двусложных слов. Чтение слов с подготовкой. Составление прописной и строчной буквы. Сюжетные картинки. Фрагменты урока. Образец прописной буквы. Карточки с цепочками слогов. Различение букв. Чтение слов и предложений. Календарь. Чтение трехсложных слов.

«Русский перенос слова» - Работа в тетради. Правила переноса. Открытие нового знания. Моделирование в системе УУД. Самоопределение к деятельности. Проверь себя. Помни правило. Правила переноса слов. Герой сказочной повести. Актуализация опорных знаний и мотивация. Перенос слова.

««Имена собственные» 1 класс» - Напишите имена собственные. Алгоритм оформления приглашения. Имя собственное. Роза стоит на остановке. Имена. Язык. Прочитайте предложения и назовите значение выделенных слов. Приглашение. Спишите текст, раскрывая скобки. Прочитайте текст и подчеркните имена собственные. Диагностические задания. Подберите к словам левого столбика соответствующее имя собственное. Важно правильно писать имя собственное.

«Мягкий знак - показатель мягкости» - Спасская башня. Может стоять в середине слова. Предложения. Ключевые слова. Тайницкая башня. Царь - колокол. Алфавит. Гусь. Красная площадь. Москва. Колокольня. Употребление Ь. Церковь. Собор. Может стоять в конце слова. Кремль. Обозначает мягкость согласных звуков на письме. Царь - пушка. Олень. Урок обучения грамоте в 1 классе. Мягкий знак. Мель. Буква ь. Угол. Продолжите любое предложение.





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : показать роль ударения в речи; учить ставить ударение в слове и находить ударный и безударные слоги.

Задачи: дать понятие ударного и безударного слога; развивать умение определять место ударения в слове, на основе его смыслового значения; развивать логическое мышление, речь, умение доказывать свою точку зрения; воспитывать уважение учеников другу к другу, учить адекватно реагировать на различные высказываемые мнения.

Прогнозируемый результат : ученики должны знать о роли ударения и его связи со смысловым значением слова и уметь ставить ударение в слове, выделять ударный и безударные слоги.

Оборудование: учебник русского языка 2002, автор А.В.Полякова, изд-во Федоров; карточки со словами парта, ручка, школа, учебник, пенал для работы в малых группах; использование мультимедиа.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Улыбнитесь те, у кого хорошее настроение, хлопните в ладоши те, кто готов сделать открытые на уроке русского языка, сядьте на свои места те, кто знает, как правильно нужно сидеть за партой при письме, пожмите соседу руку, желая удачи на уроке.

II. Минутка чистописания.

– Чтобы узнать, написание каких букв будем сегодня повторять, отгадайте загадки (дети отгадывают и дают характеристику звука, который обозначает каждая буква, учитель пишет на доске, с комментированием правильного написания строчных букв, а дети у себя в тетради):

Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я –
Это мы».
А между тем получилась буква…(м)

Вот буква вроде шалаша
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.

На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три.

В этой букве нет угла
Оттого она кругла.
До того она кругла
Покатиться бы могла.

Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он как буква… (К)

– На какие группы можно разделить эти буквы?

– Такую последовательность букв (м з а о к) продолжи до конца строки.

Физминутка (пальчиковая игра).

«Моя семья»
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя.
А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

III. Актуализация. Тема урока.

– Ребята, это не просто буквы, это слово-анаграмма, переставьте буквы и составьте слово. К какой иллюстрации оно подходит? (на экране появляются иллюстрации за мка и замка слайд 1). Почему трудно определить? Что нам поможет выяснить, кто прав? (с ударением дети познакомились в период обучения грамоте и знают что такое ударение). Поставьте ударение, сделайте вывод (слайд 2). Так какая тема сегодняшнего урока, кто догадался? А учебник поможет проверить нашу догадку. (с.23) (слайд 3)

IV. Работа над новой темой урока.

I часть.

– Что выуже знаете об ударении? (высказывания детей).

– Прочитайте предложения в упр.№33 (У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне. У Маши цветы в комнате. Не маши палкой.) Сравните выделенные слова. (написание одинаковое, смысл разный). Покажите силой голоса ударные части выделенных слов. Как вы думаете, какое название можно дать этим частям? (предположения детей). Давайте проверим по учебнику на с. 23. (беседа) (слайд 4)

– Что называется ударным слогом? Какой слог называется безударным?

Закрепление проводится на карточках со словами парта, ручка (1 ряд), школа, учебник (2 ряд), пенал, тетрадь (3 ряд) . (дети работают в парах).

– Поставьте ударение в словах на карточках и назовите ударный слог. Так как вы работаете в парах, совещайтесь друг с другом.

Проверка. (слайд 5.) Дети объясняют – возникает запись.

Физминутка. Мозговая гимнастика. (упражнения на развитие координации движения и графических навыков.)

II часть.

– Как вы думаете, какую роль играет ударение? (хитрый вопрос учебника).

– Сравним наши ответы с выводом учебника (правило на с. 24.) Наше предположение оказалось верным?

Для закрепления материала:

а) работа по мультимедиа (слайды 6-20)

– Давайте поучимся правильно ставить ударение в слове на основе его смысла. Начинаем объяснения с рисунка, который находится слева.

б) выполняется упр. №34.

В парке я видел белок. В яйце есть белок и желток. У зайца два длинных уха. Варилась уха.

– Найди слова, которые пишутся одинаково. Объясни смысл. Спиши предложения. Поставь ударение в одинаково написанных словах.

(проверка фронтально)

V. Итог урока.

– Что нового вы узнали об ударении? Что особенно понравилось вам на уроке? Зачем в жизни нам необходимы эти знания?

VI. Рефлексия.

(слайд 21).

– Сегодня ваша работа на уроке мне понравилась, каждый из вас плодотворно трудился.(называю по группам: кто-то правильно отгадывал загадки, кто-то красиво и грамотно писал в тетради, кто-то работал активно в течение всего урока, кто-то ответил на трудные вопросы ит.д.) Поэтому у меня для вас награда: серебристые звездочки (кто-то получил две-три звездочки).

– Вы можете сделать подарок и мне. У вас на столе звездочки разного цвета: если вам урок понравился – подарите мне звездочку красного цвета, если не все понравилось – звездочку синего цвета, если урок не понравился – звезду желтого цвета.

Домашнее задание упр. №35.

1. Прочитай . Озаглавь стихотворение.

      Ударный слог, ударный слог -
      Он назван так недаром.
      Эй, невидимка-молоток,
      Отметь его ударом!
      И молоТО́К стуЧИ́Т , стуЧИ́Т ,
      И чётко речь моЯ́ звуЧИ́Т !
      (А. Шибаев)

  • О каком невидимке-молотке говорится в стихотворении? Почему один из слогов в слове назван ударным?
  • Читай стихотворение, выделяя в каждом слове ударный слог.

2. Посмотри на схемы слов. Объясни, чем они различаются.

  • Почему в последней схеме нет знака ударения? Подбери слова к каждой схеме. Напиши их.

3. Прочитай выразительно народную песенку.

      Жаворонки, жавороночки!
      Прилетите к нам,
      Принесите нам
      Лето тёплое,
      Унесите от нас
      Зиму холодную.

  • Когда люди исполняли эту песенку? К кому они обращались с речью?
  • Произнеси слова-названия птиц с интонацией обращения: позови жаворонков. Чувствуешь, что при произнесении слов жаворонки, жавороночки голос повышается на ударном слоге?

Запомни! Знак ударения не ставится в односложных словах (шар, лес ) и в словах с буквой ё (свёкла, шофёр ).
Для выделения ударного слога надо произнести слово целиком (не по слогам) с интонацией обращения или вопросительной интонацией.

4. Прочитай . Догадайся, почему каждое слово написано три раза. Назови слова, в которых знак ударения поставлен верно.

  • Сделай вывод: как ещё можно найти в слове ударный слог? Какое значение имеет для слова ударение?
  • Напиши слова, в которых знак ударения поставлен правильно. Обозначь в словах ударение. Подчеркни ударный слог в каждом слове.

Обрати внимание! В конце учебника есть словарь, пользуясь которым ты будешь учиться правильно произносить слова русского языка и правильно ставить ударение. Этот словарь называется орфоэпическим .

5. Познакомься с орфоэпическим словарём учебника. Найди в нём данные слова. Прочитай их с правильным ударением.

Звонить, банты, портфель, туфля.

  • Запиши слова. Обозначь в них ударение.

6. Прочитай .

      Мы слова из русской речи,
      Из родного языка!
      Одинаково нас пишут,
      Но... по-разному нас слышат.
      (Я. Козловский)

  • О каких словах говорится в стихотворении?

7. Прочитай слова . Что обозначает каждое из них?

  • Что помогает различить одинаковые по написанию, но разные по значению слова?
  • Запиши слова-названия картинок. Обозначь в них ударение.

8. Найди в толковом словаре слова а́тлас и атла́с . Прочитай, что обозначают эти слова.

  • Устно составь предложение с любым из этих слов.

9. Прочитай . Какие слова написаны в скороговорке одинаково, а различаются ударением и имеют разный смысл?

      Приучить сороку одна морока,
      А сорок сорок - сорок морок.

  • Объясни, как ты понимаешь смысл скороговорки.
  • Спиши скороговорку. Проверь себя.

со ро́ка

10. Прочитай в каждом слове сначала ударный слог, а потом всё слово.

  • Как ты думаешь, почему слова распределены на группы именно так?
  • Спиши слова. Обозначь в них ударение. Запомни произношение этих слов.
Придумай предложение с любым словом.

Вспомни! Слог с буквой ё всегда ударный: шофёр, свёкла, вахтёр, актёр .

11. Прочитай начало и конец сказки. Рассмотри рисунки.

Давным-давно в лесу жила собака. Скучно ей было. Захотелось собаке друга найти.

С тех пор собака и человек живут вместе. Днём они ходят на охоту. Ночью собака лает, дом охраняет.

  • Как же встретились собака и человек? Вспомни эту часть сказки или придумай её сам. Подготовься рассказать сказку.
  • Придумай для сказки название.

со ба́ка

Программа ставит задачу сформировать умение делить слово на слоги. На какой же признак слога опираются учащиеся, чтобы правильно разделить слово на слоги? В слове столько слогов, сколько гласных. Выделение в слове ударного слога представляет для учащихся I класса значительную трудность и требует систематических упражнений. Умение выделять в слове ударный слог связано с развитием анализирующей деятельности мышления, формируется медленно и требует систематических упражнений. 1. Учитель произносит слово и предлагает учащимся узнать, сколько в слове слогов, который (по счету) ударный. 3. Списать только слова с ударением на первом слоге (выборочное списывание).

Тема. Деление слов на слоги. Понятие ударения.

Видео: Постановка ударения в словах

Настроение у всех хорошее. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроках, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

СЛОГв Толковом словаре русского языка Ушакова:слога, мн. слоги, слогов, м. 1. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдыхом (лингв.). ДЕНЬв Словаре экономических терминов:РАСЧЕТНЫЙ — см. РАСЧЕТНЫЙ ДЕНЬ. ДЕНЬ УДАРНЫЙ-см.

Сегодня наш урок будет необычным. Давайте снова посмотрим на наши картинки, слова и схемы. Помните, мы сказали, что эти два слова очень похожи, но предметы они обозначают совершенно разные. Ребята, а как вы думаете, как называют слог, который мы выделяем голосом при произнесении? Он рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь им правильно пользоваться.

Разделите на слоги слово «мама». Какой слог вы произносите с большей силой:первый или второй? Надо слово угадать. А потом малыши взяли свои любимые игрушки: Лука - ту, в названии которой ударение падает на первый слог (мячик, куклу, кубики…

Поэтому ВСЕГДА говорите с ребёнком правильно, чётко и медленно произнося все слова.И, конечно, обязательно разговаривайте с крохой, вплоть до комментирования собственных действий. Почему бы не воспользоваться этой особенностью и для обучения расстановке ударений? На карточках напишите слова, предложите ребёнку закрасить ударную букву. Кстати, это занятие ещё и тренирует навык чтения. Упражнения на правильную постановку ударений также должны носить характер игры, иначе малыш заскучает. Произносите слова с ошибочным ударением, чтобы малыш мог вас исправить. Научить ребёнка ставить правильно ударения в словах – задача непростая, но достижимая.

В этой статье освящается тема "Ударный слог ударный слог" .

Громкое правило (Произносим слово быстро ТРИ раза, а на ЧЕТВЁРТЫЙ выкрикиваем в нём ударный слог).

ширма - ширма - ширма - шИ рма

ударение - ударение - ударЕ ние

Сформируйте вопросительное предложение с участием нужного вам слова.

Где олЕ ни?

где О ля?

Слог - это один звук или несколько звуков,
произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха:
го-ра, ма-ши-на.

Правила деления слов на слоги в русском языке

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

  • В слове столько слогов, сколько гласных звуков . Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «прикрепляются» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): оборона - о-бо-ро-на; строка - стро-ка; Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытый слог оканчивается на гласный звук: го-да, сте-на.
  • Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сок.
  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-ски, ди-кта-тор.
  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сань-ка, сим-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить . Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги. То же самое можно проследить на примере глагола уезжать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление слова для переноса - уез-жать .

Внимание!

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
  • два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
  • два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквыр, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й : мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка

Говорящие книги
(компьютер показывает пиктограмму слога и проговаривает его вслух)

Обучение детей чтению слоговым способом online:

  • Говорящие книги (компьютер показывает пиктограмму слога и может проговорить его вслух)
  • Онлайн игра Расставь слоги по местам
  • Игра на закрепление навыка чтения по складам Отгадай слово
  • Игра на развитие образной памяти ребенка Лишние склады
  • Онлайн игра Слово в матрице
  • Игра - тренинг Отгадай пиктограмму
  • Онлайн игра Запоминание пиктограмм - складов

Обо обучении грамоте

Предметом изучения на уроках по обучению чтению является слово как единица языка, объединяющая звучание и значение . большой опыт практической работы показывает, что для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как «слог». Такая последовательность изучения даст избежать смешивания детьми таких понятий и терминов как «слово» и «слог», что встречается довольно часто, а так же позволит детям установить взаимосвязь и взаимозависимость между перечисленными понятиями.

Уроки по обучению грамотре необходимо проводить в русле общего речевого развития ребенка. В содержании занятий должны находить отражение такие языковые особенности, как многозначность слова, родственные слова, синонимия и антонимия,ритм и рифма, интонация и т.д..

При планировании занятий необходимо осуществлять тесную связь между различными видами занятий . Например: на занятии по формированию звуковой стороны речи уточняется артикуляция звука С, проговариваются слова с этим звуком, детей знакомят с буквой С, на уроках по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи дети обогащают словарный запас словами в рамках лексической темы, содержащими данный звук, постигают процессы словообразования и словоизменения, а на занятиях по чтению – осуществляют звуковой анализ этих слов.

На занятиях по обучению грамотре необходимо использовать определенные упражнения по профилактике дислексии и диграфии . Следует не забывать, что у детей, имеющих нарушения устной речи, возможны трудности в овладении чтением и письмом.

Наш подход в вопросе обучения чтению опирается на методику формирования грамоты, но наряду с этим требует уточнения некоторых позиций.

Наиболее типичными пробламами у детей являются:

  • замедленный темп чтения;
  • исключение согласных звуков (букв) в стечениях;
  • нарушение понимания прочитанного;
  • регулярные орфографические ошибки.
  • искажение слоговой структуры слова;
  • слияние двух или нескольких слов в одно слово;
  • замены букв при письме;
  • трудности соединения звуков в слоги и слова;
  • побуквенное чтение;
  • взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков (свистящих – шипящих, мягких – твердых, звонких – глухих);

Из сказанного выше заметна огромная роль занятий по обучению чтению в дошкольном возрасте в предупреждении дислексии и дисграфии при изучении ребенком письменной речью.

Детям с нарушениями речи для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства . Такими главными средствами, на наш взгляд, являются зрительные символы гласных и согласных звуков (Т.А. Ткаченко, 2000) и традиционные звуковые схемы слов, сделанные из цветных квадратов-фишек. В отличие от буквы,символы ассоциируется дошкольниками со звуками родного языка. Они дают многоаспектное воззрение – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов помогают собирать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте.

Статья была посвящена теме "Ударный слог ударный слог" .