Изолированное произношение звука описание. Подготовительный этап. Изолированное произнесение звука С

Характеристика звука "З" :

Согласный (на пути выхода воздушной струи есть преграда);

Твердый парный (средняя часть спинки языка расслаблена);

Щелевой (преграда образованная виде щели);

Свистящий;

Переднеязычный (активный орган- передняя часть спинки языка);

Зубной (пассивный орган – нижние зубы);

Ротовой (небная занавеска закрыта)

Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос)

Варианты нарушения произношения звука [З]

Дефекты свистящих звуков встречаются у детей особенно часто.

Сигматизмы (искаженное произношение свистящих) и парасигматизмы (замена свистящих звуков на другие: шипяшие, переднеязычные и т.д.) очень портят речь ребёнка.

Сигматизмы могут быть:

Губно-зубной сигматизм: свистящие звуки [з], [з"] заменяются на звуки, напоминающие [в], [в"]: «вайка» (зайка), «вубы» (зубы), «вебра» (зебра), «велёный» (зелёный);

Межзубный сигматизм: кончик языка прокладывается между зубами, отчего слова со свистящими звуками приобретают «шепелявое» звучание;

Боковой сигматизм: боковой край языка или кончик языка при произнесении свистящих звуков оказывается между коренными зубами справа или слева, язык при этом «заваливается» набок, отсюда и название;

Носовой сигматизм: встречается при открытой ринолалии (расщепление твёрдого и мягкого нёба) и ринофонии (парез, паралич мягкого нёба), когда воздух при произнесении звуков идёт в носовую полость.

Парасигматизмы могут быть:

Призубный парасигматизм: замена звуков [з] - [з"] на [д] - [д"]: «двук» (звук), «дуб» (зуб), «Дина» (Зина), «дилёный» (зелёный);

Шипящий парасигматизм: звуки [з] - [з"]заменяются на звуки [ж] или [ж"]: «жубы», «жюбы» (зубы), «жима» (зима), «жайка», «жяйка» (зайка).

Дефекты смягчения (замены по твёрдости – мягкости): это когда твёрдый звук [з] произносятся соответственно, как парный [з"]: «зяйка» (зайка), «зюбы» (зубы), «кози» (козы). Или наоборот: «зыма» (зима), «зылёный» (зелёный);

Замены по глухости – звонкости: звук [з] заменяется звуком [с], звук [з"] – звуком [с"] и наоборот: «субы» (зубы), «сима» (зима), «занки» (санки), «зено» (сено).

Подобные нарушения звукопроизношения могут привести не только к дислалии (нарушение звукопроизношения), но и к дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма).

Также, может встречаться отсутствие звука [З]. Ребенок пропускает звук [З] в речи: вместо «Заяц» говорит «Аяц», вместо «Зубы» – “убы” и т.д.

  1. Подготовительный этап

1.Уточнение произношения имеющегося звука [з] и других опорных звуков.

Во время обследования не предлагайте ребёнку повторять за вами слова или звуки. Такой метод не даёт достоверного представления о его самостоятельной речи. Ведь подражая взрослому, малыш часто произносит звуки лучше, чем самостоятельно. Предложите ребёнку рассказать стихотворение, пересказать сказку. Внимательно вслушивайтесь в его речь, попытайтесь установить, какие звуки произносятся неправильно.

Более детальное обследование можно провести с помощью картинок. Предложите ребёнку назвать то, что нарисовано на картинке, внимательно слушайте, как ваш малыш произносит тот или иной звук. Обследуемый звук должен находиться в словах в разных позициях (в начале, в середине, в конце слова).

Вот примерный перечень картинок для обследования произношения:

Звук «с» - собака, санки, абрикосы, капуста, автобус

Звук «сь» - 7 (семь), гуси, лось

Звук «з» - замок, зонтик, коза, ваза

Звук «зь» - зеркало, зебра, корзинка

Звук «ц» - цыплёнок, огурцы, яйцо, заяц

Звук «ш» - шапка, шуба, шишка, карандаш

Звук «ж» - жук, ёжик, ножницы

Звук «ч» - чайник, мяч, ключ, черепаха, бочка

Звук «щ» - щётка, ящик, плащ

Звук «л» - лампа, стол, белка, стул

Звук «ль» - лиса, телефон, соль

Звук «р» - рак, рыба, шар, арбуз, зебра, виноград, сыр, помидор

Звук «рь» - редиска, огурец, грибы, пряник

Звук «й» - чайник, воробей, трамвай, скамейка

2. Формирование фонационного дыхания.

Игровые дыхательные упражнения.

Название игры

Оборудование

«Вертушки».

Одинарные вертушки на палочках

«Дудочки».

Рожки или дудочки.

«Шарики»

Воздушные шарики с длинной ниткой, привязанные к стульчикам или их держат на вытянутой руке мамы.

«Бабочки»

Бабочки, вырезанные из салфеток величиной с детскую ладошку; коробочка-домик для бабочек.

«Снежинки 1»

Снежинки, вырезанные из салфеток величиной с детскую ладошку; коробочка для снежинок.

«Снежинки 2»

Снежинки –небольшие комочки ваты:

«Снежиночки-пушиночки

отправились все в путь.

Но вот они устали – Присели отдохнуть».

«Футбол»

«Мяч» (ватный комок) нужно передвинуть через черту (или к маме, а мама обратно к ребенку, или вместе в колечко, лежащее на небольшом расстоянии от ребенка).

«Осенние листья 1»

Осенние листья (натуральные или сделанные из цветной бумаги) с длинной ниткой, привязанные к стульчикам или их держат на вытянутой руке мамы.

«Осенние листья 2»

Осенние листья (натуральные), ёмкость с водой. – «Как плавают листочки в маленьком озере?» -дуем на листочки.

«Лодочки»

Лодочки-оригами запускаем в ёмкость с водой (двигаются с помощью выдыхаемого воздуха)

Легкие небольшие перья птиц.

«Ураган»

Трубочка вставляется в отверстие в крышке пластиковой бутылки(0,5 л), наполненной некоторым количеством бумажных кусочков (из жатой бумаги, размером 1см на 1см)

«Ух» - «Дрова»

Х: «На зиму дрова пилили –З-з-з»

И.п.: ноги на ширине плеч, туловище немного наклонено вперед, руки соединены, имитируют движения с пилой – вперед, назад.

«Мы дрова кололи вместе топором –Ух!»

И.п.: ноги на ширине плеч, туловище немного наклонено вперед, руки соединены, имитируют движения с топором- вверх (вдох), вниз (на выдохе «Ух»).

П: игра повторяется 3-4 раза.

«Надувайся пузырь»

Х: дети и родители становятся в круг близко друг к другу, со словами: «Надувайся пузырь, надувайся большой, да не лопайся» -расходятся в стороны, продолжая надувать пузырь(вдох через нос, резкий выдох через рот). «Лопнул-«С-с-с»- сходятся к середине.

П: игра повторяется 4-5 раз.

«Дождик»

Новогодний дождик, прикрепленный к палочке.

«С» - «Насос»

Х: «Мы будем накачивать колесо (или шарик), в руках у нас насос (стать прямо, ноги на ширине ступни, поднимаем руки до уровня груди-делаем вдох через нос, опускаем руки вниз – делаем выдох со звуком «С»)».

П: повторить 4-6 раз.

«Ж» - «Жук»

О: игрушка жука (или другого летающего насекомого) на длинной нитке (25см), лежащая в яйце (от киндер-сюрприза).

Х: дети открывают яйца, а мамы за нитку поднимают жуков. Жуки улетают, а дети пытаются дотянуться и поймать их двумя руками. Жуки летают со звуком «Ж»- мамы и ведущий демонстрируют звук, побуждая детей к подражанию.

«Ш» - «Ветер»

«Ш»(с бумагой)

П: можно использовать совместно с упражнением «Бабочки».

Х: «Подул сильный ветер-«Ш-ш-ш», бабочки разлетелись».

П: дети могут показать как быстро летали бабочки. Затем собрать бабочек и снова повторить игру.

С пергаментной бумагой-сминание-шелест.

«А»-«Горячий чай»

О: посудка.

Х: «Давайте угостим зверят чаем (изобразить как наливаем чай из чайника), чай горячий «А», нужно остудить (подуть на чай). Теперь можно угощать-чай остыл».

Х: «Наши щечки превращаются в шарики. Надуваем их (и резким движением указательных пальцев выпустить воздух изо рта) – лопнул».

П: повторить 4-6 раз.

При обследовании произношения логопед выявляет, как произносится проверяемый звук изолированно, в слогах, в словах и как используется он в самостоятельной связной речи.

Обследование звуков проводится по фонетическим группам. Одновременно с выявлением недостатков произношения звуков проверяется их различение, т.е. возможности их восприятия. Методы, при помощи которых устанавливается, как ребенок различает тот или иной из обследуемых звуков, будут описаны дальше.

Выделяются следующие группы звуков:

1) гласные – а, о, у, э, и, ы;

2) согласные (СНОСКА: 1 Выделяются лишь те группы звуков, которые наиболее часто нарушаются. ):

а) свистящие, шипящие, аффрикаты (с, с, з, з, ц, ш, ж, ч, щ) и звуки т, д, которые нередко смешиваются или заменяются в произношении с указанными звуками;

б) сонорные: р, р, л, л и звук j (йот);

в) глухие и звонкие: п–б, т–д, к–г, ф–в, с–з, ш–ж и мягкое их звучание (за исключением звуков ш–ж, которые всегда являются твердыми), фрикативный к, так как он может смешиваться со звуками к и г.

Для того чтобы проверить, как ребенок произносит тот или иной звук, ему предлагается произнести этот звук отраженно, т.е. повторить вслед за обследующим. Так выявляется обычно четкость произнесения гласных звуков. Что касается согласных звуков, то они проверяются путем произнесения прямого и обратного слогов. Произношение мягких фoнeм выявляется вслед за произношением твердых.

Результаты обследования произношения отдельных звуков фиксируются сразу же за произнесением их ребенком с указанием дефекта. Отмечается, произносит ребенок звук правильно или искаженно, отсутствует звук, замещается другим звуком или два звука (близких) произносятся одинаково.

Покажем, как обычно записываются результаты обследования:

«Звук произносится правильно: с».

«Звук произносится искаженно: с и с – межзубные».

«Звук отсутствует и постоянно заменяется: ш = с».

Два звука произносятся одинаково: с и ц = межзубному с».

Необходимо учитывать, что нередко, умея правильно произносить звук, ребенок в речи может смешивать его с другим звуком, заменять или опускать, а иногда и искажать. На это надо обратить особое внимание при обследовании. Поэтому, проверив произношение звуков в отдельности, необходимо выяснить, как ребенок использует эти звуки в самостоятельной речи.



Для проверки произношения звука в слове используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки.

Картинки подбираются таким образом, чтобы в их название входили то одни, то другие из исследуемых звуков и чтобы они занимали разное положение в слове и находились в разных сочетаниях с другими звуками. Одно и то же слово может служить для проверки произношения нескольких звуков в различных сочетаниях. Напри мер, слово карандаш позволяет проверить произношение сразу трех звуков – к, р, ш. Кроме этого, можно попросить ребенка прочесть стихотворение или пересказать прочитанную книжку или сказку, повторить предложение со словами, максимально насыщенными исследуемыми звуками: У Зины резиновая кукла (звук з), Рита сорвала розу (звук р), Сережа уступил старушке место в автобусе (звук с).

Особенно следует обращать внимание на произношение звонких звуков. Нередко можно наблюдать, что ребенок умеет правильно произнести звонкие звуки отдельно, а в речи их не употребляет, или потребляет не всегда, или произносит с недостаточным озвончением. Для того чтобы проверить произношение этих звуков, можно попросить ребенка произнести предложения, насыщенные словами, в состав которых входят звонкие звуки. Например: Кудрявая березка развесила сережки. В дупле гнездо. Отмечается также и то, как произносится звук j (йот). Для проверки можно использовать отдельные слова или предложения типа: Коля и Петя братья и большие друзья. Юля стирает белье.

Если звук произносится неправильно, то обязательно фиксируется, как именно, если заменяется другим, то каким звуком. Например: «Звук с произносится межзубно; звук ш заменяется звуком с; звук р в речи отсутствует». В тех случаях, когда ребенок может повторить звук правильно, но в самостоятельной речи его смешивает, заменяет или опускает, это тоже должно быть отмечено.

Неправильное произношение звуков в словах сопоставляется с недостатками произношения отдельных звуков, что необходимо для составления плана работы по исправлению артикуляции звуков. Исследование произношения звуков может обнаружить дефекты, имеющие различный характер. В некоторых случаях не удается выявить существенных дефектов в произношении отдельных звуков, но в словах они звучат не совсем отчетливо, смазано, артикуляция их недостаточно четкая. Это тоже отмечается в речевой карте.

Выявление недостатков произношения звуков в речи требует большой тщательности, так как от этого зависит выбор методики коррекции их, а следовательно, и успех дела.

Обследование слоговой структуры слова

Неправильное произношение слов в ряде случаев не ограничивается недостатками произношения звуков. У некоторых детей встречаются также нарушения слоговой структуры слова. Они проявляются в перестановке звуков и слогов («древь» вместо дверь, «сомола» вместо солома), в опускании их или добавлении. Все это приводит к искажению слоговой структуры слов. Чаще всего это наблюдается при произнесении многосложных слов или трудных словосочетаний. Поэтому при обследовании необходимо предусмотреть произношение ребенком слов различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложных слов, слов, состоящих из сходных звуков. Сначала ребенок произносит слова самостоятельно, называя предъявленные ему картинки, а затем отраженно.

Вот примерный перечень картинок, которые ребенок должен назвать и которые могут быть использованы для проверки слоговой структуры слов: книга, клубника, скамейка, стрекоза, ствол дерева, гнездо, белка, миска, трактор, трамвай, корабль, термометр, милиционер, картина, корзина, клубок, колобок.

Примеры искаженного произношения слов записываются.

Нарушения структуры могут задерживаться дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Они нередко указывают на то, что у ребенка имеются или имелись проявления общего недоразвития речи.

Обследование уровня фонематического восприятия

Важно выяснить не только как ребенок произносит звуки речи, но и как он их различает.

Необходимо помнить, что если у ребенка в процессе обследования произносительной стороны речи отмечаются недостаточно устойчивое пользование звуками речи, их смешение, одинаковое произношение группы или пар звуков, замены, то это показатель недостаточного различения звуков.

У детей с подобными дефектами могут быть отклонения в овладении чтением и письмом. Исправление недостатков произношения в этих случаях не всегда является достаточным, и, чтобы предупредить возможные в дальнейшем трудности в обучении, даже обследуя дошкольников, необходимо выявлять у них уровень фонематического восприятия, т.е. особенности различения воспринимаемых звуков речи. И лишь на основе выявленных данных планировать коррекционную работу, которая одновременно с исправлением произношения звуков предупреждала бы возможные отклонения в овладении чтением и письмом.

Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок определенный звук среди других звуков, например звук у среди гласных о, а, у, ы или согласный т среди м, п, т, к, п, ему предлагается поднять руку, когда он услышит данный звук.

Затруднения в слуховом восприятии выступают с наибольшей полнотой при различении близких по звучанию фонем. Ребенку предлагается повторить такие пары звуков, как д и т, с и ш, р и л и др., или слоговые сочетания, состоящие из этих звуков (так называемые оппозиционные слоги), типа: са ша, ша са, са за, ша жа, жа за, ач ас и т.д.

Необходимо обследовать все коррелирующие фонемы из групп шипящих и свистящих (са ша, жа за, са за и т.д.), звонких глухих (па ба, та да, ка га и т.д.), сонорных (ра ла), мягких и твердых (са ся). Особенно тщательно должно быть проверено различие свистящих и шипящих звуков, как наиболее часто смешиваемых, а также звонких и глухих. Следует также установить, не смешивается ли проторный звук х со взрывным к, что часто наблюдается у детей с фонематическим недоразвитием.

Если сам акт произношения этих слогов нарушен, то следует применить пробу, цри которой ребенку предлагается поднять руку, когда он услышит слог са, и не поднимать, когда услышит слог ша, за, ца и т.д. Если ребенок знает буквы, то можно указать, каким звукам они соответствуют. Можно предложить ему, вместо того чтобы повторять звуки, написать соответствующие буквы или показать их (в этом случае буквы следует предварительно разложить перед ним).

Можно также проверить, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу, типа: день тень, мишка миска, забор запор и т.д.

Кроме указанных приемов, для проверки различения звуков используются и некоторые пробы на звуковой анализ, которые будут приведены ниже (см. стр. 54).

Усложняя условия, можно попросить ребенка повторить 3–4 звука или простых слога, включающих как разные согласные или гласные звуки: на та–ка, ба бобу бы, так и акустически близкие: са ша за, ба па–да та. Этот прием выявляет не только дифференциацию звуков речи, но и удержание последовательности звуков или слогов, их количество.

Данные различения звуков записываются и сопоставляются с данными обследования произношения звуков.

Дети, имеющие отклонения в развитии слухового восприятия, как правило, не могут ни четко повторять эти звуки, ни правильно записать их, ни показать, каким буквам они соответствуют. Правда, могут наблюдаться частичные нарушения, связанные с недостаточным различением одной какой-либо группы звуков или даже пары звуков, при сравнительно хорошем различении других звуков. Однако и эти небольшие отклонения могут затруднять овладение звуковым анализом слова, поэтому обследовать состояние различения звуков следует весьма тщательно. Малейшие затруднения, которые ребенок испытывает в процессе различения звуков и слогов, могут обусловить отставание в овладении чтением и письмом.

Евгения Криволевич
Приемы исправления недостатков произношения заднеязычных звуков

В коррекционно-логопедической работе по преодолению недостатков звукопроизношения любой группы звуков выделяют три основных этапа : (см. слайд 2)

I. Подготовительный - включает в себя развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука и артикуляционную гимнастику.

Среди артикуляционных упражнений наиболее эффективных при работе над заднеязычными звуками можно выделить следующие :

«Горка» - рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать язык в таком положении 10 – 15 сек.

«Катушка» - положение языка тоже, что и в упражнении «Горка» , только в этом упражнении язык двигается вперед, как бы «выкатываясь» изо рта.

«Кто сильнее?» - губы в улыбке, рот открыт. Логопед кладет чисто вымытый и обернутый бинтом палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец взрослого, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка . Когда ребенок привыкнет к новому ощущению подъема задней части языка , он сможет сам чистым указательным пальцем нажимать на язык и отодвигать его назад.

II. Основной – включает в себя :

Постановку звука .

Автоматизацию звука .

Дифференциацию формируемого звука и смешиваемых с ним в произношении звуков .

III. Заключительный.

На данном этапе идет закрепление навыка произношения формируемого звука в разных видах самостоятельной речи детей и в различных коммуникативных ситуациях.

При работе по формированию правильного звукопроизношения важно задействовать все четыре анализатора, имеющих непосредственное отношение к становлению речи. (см. слайд 3) .

Описание правильной артикуляции звуков [К] , [Г]. (см. слайд 4)

Губы раскрыты, занимают нейтральное положение. Зубы разомкнуты. Кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба, боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба . Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки, при произнесении звука [К] – не напряжены , разомкнуты, не вибрируют – голос не образуется. При произнесении звука [Г] – сомкнуты и вибрируют, образуя голос. Воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный. При произнесении звука [Г] воздушная струя слабее, чем при звуке [К] .

Дефекты произношения заднеязычных звуков

Нарушению произношения заднеязычных звуков предрасполагают :

Аномалиями строения органов речевого аппарата. Высокое и узкое твердое и мягкое небо.

Нарушение фонематического слуха.

Слабость отдельных мышц языка.

Нарушение иннервации мышц языка.

Незначительное снижение физического слуха.

Недостатки произношения звуков [К] , [К’]

носят название каппацизма,

[Г], [Г’] – гаммацизма,

[Х], [Х’] – хитизма,

Разновидности дефекта связанные с заменой заднеязычных звуков какими-либо другими , называются паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом.

Варианты возможных недостатков произношения звука «К» . (см. слайды 7-9)

1. Вместо «К» слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук , вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не принимает.

Исправление : ставить звук заново .

2. «К» заменяется звуком «Х» . Причина : язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через которую с шумом проходит воздух.

Исправление : а) дать возможность ребенку на тыльной поверхности кисти руки ощутить разницу между резким толчком воздуха при «К» и плавной струей при «Х» ; б) если это не поможет, ставить заново механическим способом.

3. Вместо «К» твердого слышится мягкое («кет» место «кот» ). Причина : Язык смыкается не с задней , а со средней частью нёба. Эта артикуляция является правильной для «КЕ» , «КИ» , где звук «К» смягчается под влиянием следующих гласных.

Исправление : показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью шпателя, пальца или зонда нажать на спинку языка и отодвинуть язык назад настолько, насколько это окажется необходимым для получения твердого «К» . Показать ребенку, на какую глубину он должен вводить в рот свой палец (две фаланги) .

4. Слышится глубокое, горловое «К» , свойственное некоторым восточным языкам. Причина : язык смыкается своей корневой частью с нижним краем мягкого нёба и с задней стенкой глотки . Недостаток носит устойчивый характер и возникает обычно потому, что педагог или сам ребенок слишком глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука .

Исправление : ставить звук заново , исходя из слога «ТА» и нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого «К» (чтобы ребенок вновь не сбился на горловое произношение звука ).

5. После звука «К» в обратном слоге и в сочетании с другими согласными слышится призвук «Э» («Ы» ). Обычно этот недостаток произношения звуков «П» и «Т» .

Исправление : а) проверить произношение звуков «П» и «Т» , если оно страдает аналогичным дефектом, прежде всего исправить эти звуки ; б) устранить недостаток произношения звука к путем сопоставления со звуком «П» или «Т» («ап-ак, ат-ак» ). Приложить руку ребенка к гортани и показать, что после произнесения звука «К» она не должна вибрировать. Временно преувеличить силу выдоха после взрыва, дав ее ощутить на тыльной поверхности ладони (или на полоске бумаги, поднесенной ко рту) .

6. Вместо «К» получается «Г» . Причина : в работу включаются голосовые связки. Обычно подобное озвончение звука «К» соответствует аналогичному дефекту произношения звуков «П» и «Т» .

Исправление : а) проверить произношение звуков «П» и «Т» , если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки ; б) устранить озвончение к путем сопоставления со звуками «П» и «Т» (па-ка, та-ка, апа-ака, ап-ак) . Обратить внимание ребенка на то, что в момент смычки и взрыва гортань не должна вибрировать (приложить руку к гортани) .

Временно увеличить силу выдоха после взрыва.

7. Произношение «К» , особенно в обратном слоге, напоминает звук , слышимый при откупоривании бутылки. Причина : состоит в том, что, как и при аналогичном недостатке произношения звуков «П» и «Т» , одновременно со смычкой языка и нёба смыкаются и голосовые связки (без вибрации) . Взрыв производится за счет воздуха , находящегося в полости рта и глотки.

Исправление :

а) проверить произношение звуков «П» и «Т» и исправить его (если необходимо) ;

б) сопоставлять произношение всех трех звуков (п - т - к; aп - ат -ак) .

Во избежание возврата к дефектному произношению следует в течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с некоторым придыханием.

Постановка заднеязычных звуков .

Когда у ребенка нарушено произношение всех твердых заднеязычных звуков , сначала ставится звук [х] , затем [к], после этого [г].

Если возникают трудности с постановкой звука [х] , можно попытаться поставить звук [к] , затем, опираясь на правильное произношение этого звука , - звук [х] .

Работа над звуками [К] , [К’]. (см. слайд 11 – 12)

1. Постановка звука [К] по подражанию .

Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание (такое, какое бывает, когда саднит горло, с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]) «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом.

2. Постановка звука [К] на вдохе .

Предложить ребенку «всосать язык» или «зевнуть» , имитировать храп. Показать как это нужно сделать, при этом на вдохе произносить слоги близкие по звучанию [ка-ка-ка]. В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе.

3. Постановка звука [К] от правильного [Х].

Предложить ребенку во время длительного произнесения звука [х] зажать щель , «поставить точку» , перекрыть поток воздуха. Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к] . Лучше это делать после выдоха, чтобы избежать придыхательного оттенка, призвука [х] .

Работа над звуками [Г] , [Г’]. (см. сайд 13)

1. Вызывание звука по подражанию или от звуков [к] , [к’] на

тактильной основе.

Предлагаем ребенку произнести звук и [к] , [к’], приложив при этом ладошку к своему горлышку, чтобы почувствовать вибрацию голосовых связок.

2. Постановка механическим способом от звука [д] .

Многократное произнесение слога [да] и нажимом шпателя на спинку языка. Аналогично способу постановки [к] от [т].

Работа над звуками [Х] , [Х’]. (см. слайд 14 – 15)

1. Постановка звука [Х] по подражанию .

Имитируем смех. Смеяться надо после выдоха (плечи опущены, негромко, низким голосом. Для контроля – ладонь, ощущающая «смешки» - толчки горячего воздуха. В дальнейшем предлагается ребенку смеяться, произнося ХО-ХО , ХЭ-ХЭ, ХЫ-ХЫ и мягкие ХИ, ХЕ.

2. Постановка звука [Х] от [К] .

Предлагаем ребенку длительно и внятно, не отрывая язычка от неба

произнести звук [к] . Получится звукосочетание [кх-х -х] . Ребенок подставляет ко рту ладонь и «дует» в нее следующим после [к] звуком . Дальше нужно произносить звукосочетание [кх-х-ха] в середине должен быть длительно звучащий [х], звук [а] на конце должен произноситься кратко и отрывисто это придаст звуку [х] большую внятность.

3. Постановка [Х] от [Х’].

Предлагаем ребенку похихикать утрированно произнося слоги [хи -хи -хи] . Продолжая произносить слоги приоткрываем рот шире, примерно на ширину пальца. Приоткрываем рот до тех пор, пока не послышится полноценный звук [х] .

Постановка [К’], [Г’], [Х’].

Специфической подготовки к постановке и собственно постановки мягких заднеязычных звуков нет , так как все они являются промежуточными звуками при механическом способе постановки твердых заднеязычных звуков . Необходима лишь тщательная автоматизация с последующей дифференциацией со сходными звуками .

Звук "ц" возникает в результате слияния "т" и "с". Дефектным этот звук бывает в том случае, если у учащегося имеется нарушение в произнесении звука "с". Исправив произнесение звука "с", мы нормализуем и звучание согласного "ц".


РАБОТА НАД ПРОИЗНЕСЕНИЕМ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА "Ч"

Звук "ч" образуется за счет того, что на одном выдохе почти одновременно произносятся взрывное мягкое "т" ("ть") и мягкий звук "ш" ("шь"О.: смягченное "т" мгновенно переходит, как бы "преврашатеся" в мягкое "ш".

При верном произнесении "ч" челюсть должна быть опущена на 1,5 км. Губы занимают такое же положение, как при "ш", однако они больше напряжены, чем при шипящих. В речи студентов встречаются следующие разновидности неверного произнесения "ч".

Вариант I. "Частичное" произнесение согласного "ч", когда оно произносится:

А) как "ть" (первая составная часть этого согласного) с очень незначительным звучанием мягкого "ш",а иногда и вовсе без него;

б) или как мягкое "ш" (вторая его составная часть) без взрывного"ть".

Оба случая представляют упрощенное произнесение звука "ч".

Этот дикционный недостаток широко распространен в речи студентов. Он обусловлен неполноценностью работы органов артикуляции.

Вариант 2. Излишне твердое "ч".

В этом случае недостаточно приподнимается средняя часть спинки языка, выемка, образуемая языком, излишне велика. В результате "ч" оказывается более твердым, чем предполагает нормальное звучание рассматриваемого согласного.

Вариант 3."Расширенное" "ч".

Искажение звука вызывается тем, что небольшое углубление, созданное языком, и выдыхаемая струя чрезмерно расширены.

Вариант 4. "Пришепетывающее" "ч".

К согласному "ч" добавляются не свойственные ему призвуки, возникающие вследствие того, что звучащая струя при выходе из ротовой полости встречает дополнительное препятствие - сжатые челюсти. Увеличение щелевого зазора между передними верхними и нижними зубами позволит получить чистый согласный.

Исправление дефектного произнесения согласного "ч"

Вариант I. "Частичное" произнесение "ч".

Если "ч" произносится как "тъ", то данное нарушение согласного устраняется довольно быстро: студент начинает присоединять к своему неверному "ч" смягченное "ш", и произнесение дефектного звука нормализуется.

Однако случается, что при добавлении мягкого "ш" согласный "ч" улучшается, но все же остается излишне мягким.

Излишне смягченное "ч" может получаться потому, что после произнесения "ть", входящего в "ч", кончик языка не успевает осуществить движения, которые абсолютно необходимы.для "превращения" "ть" в ншь": слегка приподняться вверх (при мягком "т" он был опущен вниз); чуть-чуть оттянуться от альвеол к затылку (для того, чтобы смогло возникнуть углубление, характерное для мягкого "ш", чтобы загнулся передний край "шашечки").

Для более успешного управления языком воспользуйтесь взаимосвязью и взаимовлиянием, существующими между движениями языка и рук.

Упражнение 20. "НА МОРСКОМ БЕРЕГУ"

Знойный полдень. Море.

Воспроизведите шум набегающей волны посредством длительного произнесения звука "ч".

Движение волны передайте при помощи кистей рук: делайте пальцами рук, расположенными на уровне лица, полукруглые, волнообразные движения руками по направлению к затылку. При произнесении звука "ч" пусть волны (пальцы и кисти рук) будут распоряжаться лодочкой (кончиком языка): приподнимут ее вверх и легко понесут к берегу (заставят двигаться приподнятый кончик языка к затылку).

Углубление, создаваемое языком, увеличится, и звук "шь", входящий в "ч", приобретет недостающую сочность и густоту. За счет этого получим верное "ч".

Упражнение 21. - "ДОБАВЬТЕ "X"

Излишняя смягченность звука "ч" может возникать, кроме того, из-за пассивности задней части спинки языка. В этом случае к звуку "ч" (несколько улучшившемуся после присоединения к нему смягченного "ш") следует во время его произнесения "добавлять звук "х". Подключая звук "х", мы активизируем заднюю часть спинки языка. Она слегка приподнимается кверху, углубление между нею и кончиком языка немного увеличивается, и согласный "ч" начинает звучать верно.

Упражнение 22. - "ДОБАВЬТЕ "ТЬ"

Если в произносимом звуке "ч" прослушивается только его второй составной элемент - мягкое "ш", то студенту следует плотнее прижать к альвеолам верхних зубов кончик языка, а спинку языка выгнуть вверх, к твердому небу. Именно такое положение языка характерно для мягкого "т". Произносимым мягким "ш" резко, мгновенно оторвите язык от неба и альвеол. Теперь уже перед мягким "ш" прозвучит мягкое "т", и, благодаря этому, вы получите правильное "ч".

Вариант 2. Излишнее твердое "ч".

В случает излишней твердости звука "ч" можно воспользоваться следующими упражнениями.

Упражнение 23. - "ЛЕДЕНЕЦ"

Положите на середину языка кусочек конфетки. Произнесите согласный "ч", удерживая конфетку на середине языка поблизости от альвеол верхних передних зубов. Во время произнесения звука "ч" старайтесь прижать конфету к твердому небу.

Для тренажа можно использовать маленькие кусочки леденца, какие-нибудь мелкие предметы или даже комочки бумаги, которые вам ничего не стоит при помощи воображения превратить в конфету.

Прижимая конфету к небу, мы заставляем приподняться вверх переднюю и среднюю часть спинки языка. Благодаря этому излишняя углубленность выемки, созданной языком, устраняется. Конфета по своему размеру не должна превышать витаминную горошину, иначе мы не добьемся уменьшения создаваемого языком углубления.

Вначале упражнение выполняется с реальными предметами, а затем приступаем к освоению нужной артикуляционной установки с воображаемой конфетой.

Упражнение 24. - "ШАМПАНСКОЕ"

Вам дается задание: открыть бутылку шампанского. Произносите тянущееся "ч" и одновременно вообразите, что выемка, созданная языком, превратилась в пробку, а донышко выемки стало основанием пробки.

На донышко "языка-пробки" нажимает, воображаемое шипучее вино, под его напором донышко пробки понимается все выше и выше.

И вот вино вышибает пробку: средняя часть спинки языка подпрыгивает вверх, подбрасывает к твердому небу тянущееся "ч" и отскакивает вниз. Растянутое "ч" превращается в воздушное, искрящееся, летящее в твердое небо, легкое взрывное "ч". Углубление, созданное языком, становится нормальным.

Упражнение 25 - "СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА"

Подъему тела языка к небу могут способствовать губы.

Сестрица Аленушка - это ваша верхняя губа.

Братец Иванушка - это язык, передняя и средняя часть его спинки.

Поднимаясь вверх, стремясь дотянуться до кончика носа, переносицы, до лба, верхняя губа - сестрица Аленушка поможет приподняться вверх и своему Иванушке - телу языка. Подтягивание губы к выше расположенным точкам осуществляется во время длительного произнесения звука "ч".

Если верхняя губа не может подниматься произвольно вверх, то поначалу ее можно приподнимать чисто механически -пальцем или кончиком карандаша.

Упражнение 26. - "ДАВАЙ ПОМОГУ!"

Есть еще друзья у языка - это большие пальцы наших рук. Они всегда готовы оказать услугу своему приятелю. Воспользуйтесь их помощью; при произнесении "ч" положите большой палец в выемку под подбородком и нажимайте им на мышцы языка в вертикальном направлении. Тело языка при этом приподнимается и бока языка плотнее прижмутся к зубам. Нажим вызовет также уменьшение углубления между кончиком языка и задней частью спинки языка, т.е. мы добьемся как раз того, чего ищем - верной артикулярной установки. Постепенно язык сумеет находить нужное положение и без помощи пальцев.

Вариант 3. "Расширенное "ч"

Если дефектное "ч" возникает из-за несобранности тела языка и выдыхаемой струи, которая "разливается" вширь по языку, то иногда устранить эти недостатки помогают губы.

Упражнение 27. - "БАБУШКА И ВНУЧЕК"

Любимый бабушкин внучек так набедокурил, что бабушке пришлось поставить его в угол. Представьте себе, что этот шалун - вы, и вас-то и поставили в угол. Опустите голову - пусть подбородок почти касается грудной клетки; "надуйте" губы, как это делают капризули: выпятите их трубочкой вперед (между губами должно быть овальное отверстие) и постарайтесь плотнее прижать к верхним боковым клыкам те мышцы, которые расположены возле уголков губ.

А теперь, глядя исподлобья на бабушку, попробуйте "выклянчить" у нее прощение: произносите по слогам фразу: "Я - боль-ше - не - бу-ду". Только слоги в этой фразе замените согласным "ч", получится: " Ч (я) - ч (боль) -ч «ше) - ч (не) - ч (бу) - ч (ду)".

Не отставайте от бабушки, пока не добьетесь отмены наказания - своего освобождения.

Выдвижение губ вперед и их собранность (вызванная сужением губного отверстия) способствуют тому, что тело языка тоже несколько удлиняется и становится уже, а это, в свою очередь, ведет к сужению созданного языком углубления.

Сужение углубления вызывает концентрацию выдыхаемой струи, она начинает идти над средней продольной линией языка. Согласный "ч" начинает звучать верно.

Упражнение 28. - "ПУШИНКА"

Положите на середину кончика языка маленькую бумажку -"пушинку". Постарайтесь произносимым звуком "ч" сдуть ее, сбросить, направляя выдыхаемую звучащую струю точно на то место, где находится "пушинка".

Упражнение 29. - "ПОЛЕЙТЕ ЦВЕТЫ!"

Возьмите лейку с водой и полейте садовые цветы. Поливайте осторожно, дайте каждому цветку столько воды, сколько ему требуется. Прижав бока языка к зубам, а кончик к альвеолам, осторожно пропускаем "влагу" - дыхание в маленькое отверстие между серединой кончика языка и альвеолами - "поливаем" еле заметный росток. Щель между языком и альвеолами делаем длинее или короче(имеется ввиду ее протяженность вдоль зубов) в зависимости от того, большой или маленький цветок поливает. Соответственно увеличивается или уменьшается подача дыхания - "влаги" для цветов.

Размер щели произвольно нами изменяется для того, чтобы научиться управлять выдыхаемым потоком. Со временем этот тренаж поможет нам отыскать для звука "ч" точное местонахождение и необходимую ширину звучащей струи.

РАБОТА НАД ПРОИЗНЕСЕНИЕМ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА "Щ"

Звук "щ" у москвичей произносится как двойное мягкое "ш" "шывъ", а у ленинградцев чаще как шь + чь = шьчь = шьтьшь. Установки мягкого "ш" и "ч" рассмотрены нами выше. Ими и надо пользоваться, работая над исправлением этого звука. Следует отметить,что часто этот звук в речи учащихся напоминает согласный "с", так как плохо приподнимаются кончик языка и задняя часть спинки языка. Чтобы исправить такое "щ", следует больше приподнимать кончик языка и "добавлять" к произносимому звуку согласный "х", который заставит приподняться заднюю часть спинки языка. Полезно представлять себе подъем кончика и задней части спинки языка внутренним видением и пытаться заставить их этот представляемый подаем осуществить. Легкий наклон головы вперед помогает выполнить эту задачу. В бытовой речи, кроме того, вместо двойного мягкого "ш" или "шьтьшь" нередко произносится просто одно мягкое "ш".

В данном случае получить нормальное "ш," удается быстрее, если учащийся будет себе представлять, что два мягких "ш" произносятся не по прямой линии, а по крутой короткой дуге, выгнутой вверх. Начальная точка этой дуги находится между кончиком языка и альвеолами верхних зубов, дуга направлена вперед. Кроме того, для устранения данного недочета требуется активизация дыхания.

РАБОТА НАД ПРОИЗНЕСЕНИЕМ МЯГКИХ "Т" и»Д" В ИЗОЛИРОВАННОМ ВИДЕ

При смягчении согласных "т" и "д" из-за неточной работы органов артикуляции смягченные "т" и "д" становятся "цвякающими" и "звякающими" и нарушают благозвучие живого слова.

"Цвякающие" и "звякающие" мягкие "т" и "д" возникают в том случае, если смычка между языком и альвеолами при произнесении звука была неполной - если между ними оставался щелевой просвет (просвет обычно бывает очень узким, еле ощутимым). Воздух просачивается в щель между языком и альвеолами и возникает свистящее "с". Свистящее "с" соединяется с одновременно произносимым мягким "т", и получающийся звук становится похожим на "ц". К мягкому звуку "дъ" примешивается согласный "з". Из-за этих призвуков дефектные "ть" и "дь" и называются "цвякающими" и "звякающими".

Исправление дефектного произнесения смягченных "т" и "д"

Для исправления "цвякающих" и "звякающих" "т и "дь" учащемуся необходимо добиться того, чтобы передняя часть спинки языка плотнее, без щелевого зазора, смыкалась с альвеолами и небом.

Упражнение 30. - "ЯЗЫК СПИТ"

Проанализируйте, какое положение занимает язык в состоянии покоя при сомкнутых челюстях. Вы заметите, что кончик отдыхающего, "спящего" языка находится около зубов, а передняя часть его спинки прилегает к альвеолам и твердому небу.

Упражнение 31. - "ГЛОТОК ВОДУ"

Вам хочется пить, а вода нет. Вы вспоминаете вкус вода, представляете, как вы ее глотаете, как она освежает горло.

Сохраняя положение языка и челюстей, которые они занимали в предыдущем упражнении, сделайте несколько глотательных.движений.

Во время глотка кончик языка и передняя часть его спинки становятся энергичнее и плотнее прижимаются к альвеолах и прилегающей к ним кромочке твердого неба. Щелевого просвета между языком и альвеолами нет.

Напомним, что именно это положение языка необходимо нам для точной артикуляции смягченных "т" и "д".

При таком произнесении мягкое "т" и "д" довольно часто оказываются чистыми, так как.щель между языком и небно-адьвеольной поверхностью, благодаря предшествующему глотку, исчезает. Однако возможна и неудача.

Тогда попробуйте испытать другое приспособление.

Упражнение 32. - "ЛЮБОПЫТНЫЙ"

Просуньте кончик языка между приоткрытыми зубами. Пусть челюсти слегка сожмут его. Подготовьте язык к произнесению мягкого "т": передняя часть спинки языка, выгнувшись вверх, должна прилипнуть, "прирасти" к верхним передним зубам, альвеолам и твердому небу. С зажатым между зубами кончиком, языка произнесите взрывной "ть". В момент произнесения согласного дайте языку выскользнуть из межзубной щели, однако при этом холмообразная форма передней части спинки языка должна сохраниться. Удерживание языка челюстями должно быть безболезненным. В нашем упражнении кончик языка - это "нос любопытного".

Если при выполнении упражнения присвисты не исчезнут, значит звуки произносятся вами после того, как кончик языка выскользнул из межзубного отверстия. В этом случае вам надо организовать работу языка при помощи зрительного контроля: наблюдайте за работой языка, используя зеркало. Добейтесь того, чтобы в начальный момент произнесения звука кончик языка находился еще между зубами и только потом начинал отходить назад.

Постепенно мышцы кончика и передней части спинки языка "поймут", почувствуют, что значит соединяться с альвеолами и прилегающим, к ним твердым небом плотно, без щелевого зазора. Тогда отпадает надобность удерживать кончик языка между зубами. Звуки будут образовываться верно и без этого приспособления.

При верном произнесении "ть" и "да" кончик языка размягчается, возникает ощущение, что он слегка набух, "пропитался" произносимыми звуками.

Неправильное произношение звука С является одним из самых частых нарушений у детей в дошкольный период. Это может быть замена звука С на Ш (собака - «шабака»), искаженное произнесение (межзубное, призубное) и т.д. Следует своевременно обратить внимания на эту проблему и оказать ребенку квалифицированную помощь в постановке и автоматизации звука С. Конечно же, лучше всего обратиться за советом к опытным . Однако заниматься с ребенком можно и нужно дома родителям. Если ваш малыш затрудняется в правильном произнесении звука С, в нашей статье вы сможете получить подробную консультативную помощь постановки звука С.


Артикуляционные упражнения для вызывания звука С


Упражнение «Улыбочка». Губы сомкнуты, попеременно растягиваются в улыбке и приходят в исходное положение.


Упражнение «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были видны. Удерживать данное положение в течение 5 секунд.


Упражнение «Качели». Улыбнуться, открыть рот широко, поднять кончик языка вверх за альвеолы, после чего опустить за нижние передние зубы. Упражнение выполнить не менее 5 - 10 раз. В момент выполнения упражнения должен двигаться только язык, нижняя челюсть и губы следует удерживать в неподвижности.


Упражнение «Чистим зубы». Улыбнуться, открыть широко рот и кончиком языка совершить круговые движения по зубам (под губами).


Упражнение «Катаемся на горке». Улыбнуться, широко открыть рот, опустить кончик языка за передние резцы, спинку языка поднять высоко вверх. Удерживать органы артикуляции в таком положении на протяжении 5-10 секунд.


Изолированное произнесение звука С


Звук С получиться верно, если губы будут растянуты в улыбке, зубы сомкнуты, кончик языка будет упираться в нижние передние зубы, струя воздуха идти по середине языка, в результате чего можно будет ощутить резкую холодную струю на тыльной поверхности ладони, поднесенной ко рту. Если ребенок испытывает трудности в процессе подражания вашим действиям и все же поднимает язык вверх, используйте шпатель, с помощью которого следует придержать кончик языка внизу за нижними передними зубами.


Совершенствование произнесения звука С в разных позициях в слогах и словах


Если ребенок произносит правильно изолированный звук, следует переходить к его закреплению в слогах и словах. Изначально используется прямая позиция, когда после согласного следует гласный звук. Предложите ребенку повторить следующие последовательности слогов: со, са, сы, су, са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы, са-со-сы и т.д. Когда малыш научиться качественно произносить звук С в слогах, переходите к словам. Предложите ребенку повторять за вами слова, называть, что нарисовано на картинке, что окружает его и т.д. Примеры слов, в которых звук С расположен в прямой позиции: сок, Соня, сад, сахар, сушка, сыр и др.


Следующим этапом работы является в интервокальной и обратной позициях, в стечении согласных на материале слогов и слов: аса, осо, усу, ысы, асо, осу, коса, оса, колесо, ас, ос, ус, ыс, квас, класс, колос, ананас, сва, сво, сла, слу, смы, сму, сварить, свой, смог, стул, стол, сны, скатерть, скамейка и др.


Автоматизация звука С в разных позициях во фразах и связной речи


Для того чтобы ребенок не задумывался, как правильно произносить звук С, а чувствовал себя уверенно, постепенно даем ему задания, позволяющие, с одной стороны, совершенствовать данный звук, а, с другой стороны, развивать грамматической строй языка, связную речь. С этой целью можно предложить малышу следующие упражнения: дополнить или составить предложения по картинке; подобрать слова с изучаемым звуком С к прилагательным; придумать слова, в которых звук С находится в разных позициях (в середине, в начале, в конце слова); придумать предложения, в которых были бы слова со звуком С; пересказать услышанный рассказ; придумать рассказ из набора слов; выучить стихотворение и т.д.