Чем занимается отдел камеральных проверок в налоговой службе. Отдел камеральных проверок: определение, функции, требования Основные задачи, решаемые инспекторами, таковы

Федеральная налоговая служба выполняет одновременно несколько самых разных функций. Потому состоит из различных отделов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Одним из наиболее важных является проводящее камеральные проверки подразделение. Данная процедура включает в себя обширный перечень самых разных действий.

Анализируется налоговая, бухгалтерская отчетность. Отдел проведения камеральных проверок имеет право требовать изъятия документов, осуществлять их инвентаризацию.

Каждый работник этого отделения имеет свой определенный перечень обязанностей. Права сотрудников также сильно отличаются.

Основные моменты

В случае назначения конкретному предприятию камеральных проверок им стоит ознакомиться со следующими важными моментами заранее:

  • что это такое?
  • объекты проверок;
  • законные основания.

Так возможно избежать осложнений при проведении проверок рассматриваемого типа. Федеральная налоговая служба имеет обширный перечень прав.

Вплоть до блокирования операций по банковским счетам конкретных предприятий. Такие действия свершаются в случае обнаружения различных серьезных нарушений при ведении бухгалтерской отчетности, формирования налоговой базы.

Что это такое

Отдел камеральных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводит проверку соблюдения действующего налогового законодательства.

Обнаружение ошибок ведет к формированию соответствующего . В нем обозначаются все обнаруженные ошибки, несоответствия сводимой документации.

Предприятие обязано будет все их устранить в указанный в законодательстве срок. При возникновении возражений требуется сформировать соответствующий документ.

Он отправляется в письменной форме, заказным письмом в территориальное отделений ФНС. Составление такого возражения имеет свои нюансы – все их следует учитывать.

Максимально подробно все затрагивающие камеральную проверку вопросы раскрываются в .

Право на её проведение возникает только после представления в налоговую службу:

  • декларации;
  • отчета.

Для сдачи данных документов установлены особые сроки. Важно не нарушать их. Иначе у ФНС возникнет право назначить проверку в любое время.

Длительность проведения составляет 3 месяца. В п.9.1 ст.№88 НК РФ перечисляются причины, по которым возможно увеличение данного периода времени.

ФНС может потребовать дополнительные документы (помимо стандартного набора) в особых случаях:

  • заявлена некоторая сумма к ;
  • декларация предоставлена в налоговую участником , ;
  • предприятием заявлены права на какие-либо льготы;
  • извлечение предприятием прибыли связано с природными ресурсами.

Занимающееся камеральными проверками подразделение ФНС имеет право на следующие действия:

Акт с результатами проведения проверки составляется в течение 10 дней с момента завершения данной процедуры.

Не позднее 5 дней с момента составления акт должен быть передан налогоплательщику. Все возражения должны быть представлены в течение 1 месяца.

Руководитель проводящего камеральные проверки подразделения должен ознакомиться с и актом проведенной проверки.

По результатам этого действия должны быть вынесены соответствующие решения. Возможно назначение дополнительных мероприятий проведения налогового контроля.

ФНС обязан всегда предупреждать руководство предприятия о проведении проверки заранее. Данное правило строго обязательно к исполнению.

Объекты проверок

Выбор объекта для проведения камеральной проверки осуществляется в соответствии со специальным нормативно-правовым документом –

Данным НПД максимально подробно перечислены все критерии, на основании которых проводится отбор конкретных налогоплательщиков.

Основополагающими критериями являются следующие:

  • налоговая нагрузка на конкретного плательщика несколько ниже среднего показателя в данном сегменте на иные предприятия;
  • в бухгалтерской отчетности обозначается убыток последних нескольких налоговых периодов подряд;
  • в отчетности присутствует большое количество вычетов.

Процедура вычисления налоговой нагрузки производится в соответствии с Приложением №3 к Приказу №ММ-3-06/333.

В упрощенной форме нагрузка рассчитывается как отношение величины всех уплаченных налогов к выручке (среднегодовому обороту) конкретной организации.

Учитываются данные по налогам, представленные в ФНС и показания по доходу из Росстата . Отличающиеся от средних показатели. Серьезные подозрения у налоговой службы также обычно вызывают вычеты.

Например, если величина за последний год превышает показатель величиной 89% от суммы налога.

Объекта проверок могут выступать:

Предприятие должно заниматься какой-либо коммерческой деятельностью на территории РФ. Благотворительные и другие не связанные с извлечением прибыли организации обычно не проверяются ФНС.

Но в некоторых, отдельных случаях допускается проведение камеральных проверок. Для этого должны иметься какие-либо серьезные основания.

Законные основания

Проведение камеральных проверок подчинено множеству нормативно-правовых документов. Одним из самых важных является Налоговый кодекс РФ, следующие его разделы:

ст.№88 НК РФ Отражаются наиболее важные связанные с камеральной проверкой моменты
ст.№93 НК РФ Допускает требование некоторых документов, возможность их изъятия
ст.№93.1 НК РФ Процедура истребования различных документов и информации у контрагентов (связанной с проведением камеральной проверки)
ст.№90 НК РФ На основании данной статьи отдел камеральных проверок ФНС имеет право проводить допрос свидетелей
ст.№95 НК РФ Проведение экспертизы на стороне
привлечение частного, независимого эксперта (переводчика или иного)
, Регламентирует процедуру досмотра документов и иных предметов, имеющих отношение к налогообложению
Устанавливает срок для формирования акта с результатами проверки, его предоставления

Отдельные положения федерального законодательства также регламентируют процедуру проведения камеральной проверки.

Во избежание возникновения замечаний руководителю предприятия стоит изучить все обозначенные выше НПД. Бухгалтеру важно следить за изменениями действующего законодательства.

В первую очередь проводящие камеральную проверку сотрудники ФНС обращают внимание именно на связанные с реформами ошибки.

Функции отдела камеральных проверок

В ИФНС отдел камеральных проверок имеет особые полномочия. Распространяются они на него специальными статьями НК РФ.

Наиболее важными вопросами, связанными с деятельностью данного подразделения, являются следующие:

  • действующая структура;
  • обязанности начальника отдела;
  • работа государственного налогового инспектора.

Действующая структура

Действующая структура, занимающая камеральными проверками, реализует следующие основные задачи:

  • проверяет налоговые декларации;
  • осуществляет их отбор – для углубленного изучения документации;
  • проводит первичный отбор налогоплательщиков-кандидатов.

Такой отдел обязательно включает в себя следующих квалифицированных специалистов:

  • бухгалтеров;
  • юристов;
  • IT-специалистов – работающих с программами 1С: Бухгалтерия;
  • экономистов.

Перечисленные выше специалисты имеют высокую квалификацию. Вне зависимости от специализации – все они должны хорошо знать действующее налоговое законодательство.

Видео: камеральная налоговая проверка

При подготовке особое внимание уделяется последним реформам. Чаще всего ошибки при составлении деклараций и иных документов допускаются именно в этом сегменте отчетности.

Обязанности начальника отдела

Начальник отдела камеральных проверок Федеральной налоговой службы имеет самые широкие полномочия.

Он выносит конечное решение после рассмотрения всех представленных ему для анализа документов (актов, возражений). При этом полномочия его ограничены налоговым законодательством.

В случае несогласия предприятия с вынесенными решениями допускается формирование . Предприятие должно подать его в суд по месту расположения территориального отделения ФНС.

Работа государственного налогового инспектора

Государственные инспектора занимаются проверкой соблюдения действующего налогового законодательства. Его обязанности имеют свою специфику.

Они зависят, прежде всего, от следующих факторов:

Основные задачи, решаемые инспекторами, таковы:

  • осуществление проведения налоговых проверок;
  • контроль за своевременностью проведения выплат /налогов;
  • наложение на предприятия-нарушителей всевозможных санкций;
  • формирование статистических данных по налогам.

При приеме на работу на должность налогового инспектора предъявляются следующие требования к кандидатуре:

  • наличие соответствующего образования – юридического/экономического;
  • хорошее знание законодательства (налогового) и бухгалтерского учета;
  • знание персонального компьютера на уровне пользователя.

Контрольно-ревизионное управление

Контрольно-ревизионное управление МВД РФ – отдельное структурное подразделение. Занимается обеспечением:

  • выработки и последующим внедрением политики в сфере финансового контроля;
  • наблюдения за сохранностью различных денежных средств;
  • нормальной работы Контрольной комиссии ФСТ РФ ;
  • контролем за работой управляющих торговой системой (в пределах своей компетенции);
  • разрешений различных разногласий, возникающих между Федеральной налоговой службой и судебными органами.

В каждом подразделении ФНС есть отдел камеральных проверок. В его задачи входит изучение финансовой деятельности предпринимателя с целью выявить нарушения действующих законодательных норм. В данной статье подробно расскажем о том, что такое отдел камеральных проверок, чем занимается, что дозволено инспекторам, а что под запретом.

Нет такой налоговой инспекции, где отсутствовал бы камеральный отдел проверок, чем он занимается, можно понять уже из названия. Объектом его пристального внимания регулярно становятся предприятия, ИП и юр. лица, которые занимаются коммерческой деятельностью и обязаны своевременно платить налоги. В редких случаях инспекторы могут проверить благотворительные фонды и некоторые другие организации, которые не занимаются предпринимательской деятельностью. Особое внимание уделяют тем предприятиям, для которых характерны следующие особенности:

  • их налоговая база ниже, чем у аналогичных организаций;
  • их отчетность содержит больше расходов (вычетов), чем доходов;
  • у них на протяжении нескольких налоговых периодов лишь убытки.

Виды проводимых мероприятий

Каждая камеральная проверка условно проходит в несколько этапов, на основании которых выделяют следующие разновидности «камералок»:

  • формальную;
  • нормативную;
  • арифметическую;
  • непосредственную.

В ходе формальной выявляют наличие необходимой документации, правильность ее заполнения. В данном случае речь идет о налоговых декларациях, декларациях о доходах физ. лиц, документов, которые становятся основанием для начисления и уплаты налогов.

На следующем этапе проверяется, не нарушил ли налогоплательщик нормы законодательства. Арифметическая проводится с целью проверить, верны ли расчеты плательщика. Далее следует непосредственно проверка, суть которой – изучить предоставленные данные и установить, насколько они соответствуют действительности.

В ходе камеральной проверки налоговый инспектор имеет право потребовать у налогоплательщика предоставить и другие документы (кроме декларации, бухгалтерской отчетности). Полный перечень этих документов представлен в Налоговом кодексе.

Функции сотрудников отдела

Камеральный отдел проверяет документацию, не выезжая на «объект», однако и в этом случае сотрудникам приходится выполнять довольно большой объем работы. На них возложены следующие функции:

  • проводить проверку и контрольные мероприятия;
  • собирать необходимую информацию о налогоплательщиках;
  • принимать меры в случае обнаружения ошибок и недочетов;
  • проводить аналитическую работу;
  • составлять налоговые уведомления, справки, прочую документацию;
  • исчислять налоги;
  • отвечать на запросы налогоплательщиков, если эти запросы связаны с проведением и результатами камеральной проверки;
  • кроме того, налоговые инспекторы обязаны регулярно повышать свою квалификацию, проходить курсы усовершенствования.

Контрольные мероприятия затрагивают налоговые вычеты по НДС, применение минимальных ставок, соблюдение экспортерами законодательных норм.

Сбор информации о предпринимателе необходим на тот случай, если потребуется проведение выездной проверки. Инспекторы большое значение придают любой информации, вплоть до сумм, которые были потрачены на оплату потребляемой электроэнергии.

Если они выявляют недочеты и ошибки, всю информацию о нарушителе передают в отдел урегулирования задолженностей.

Анализируя полученную информацию, стараются понять, не попытался ли налогоплательщик избежать уплаты налогов и снизить налоговую базу. На основе этих данных делают предложения, как не допустить подобного развития событий.

Сотрудники отдела составляют уведомления для частных предпринимателей и справки для экспортеров, которые требуют от них сотрудники таможенной службы.

В их обязанности входит исчисление налогов на доходы физ. лиц и транспортного налога.

Функции руководителя отдела

Камеральный отдел налоговой инспекции возглавляет руководитель, который наделен большими полномочиями. В штат он обязан набирать только высококвалифицированных бухгалтеров, экономистов и юристов. При этом каждый сотрудник должен не только быть хорошим специалистом в своей отрасли, но и знать нормы налогового законодательства.

В обязанности руководителя входит:

  • организация работы всего отдела;
  • взаимодействие с другими отделами ведомства;
  • решение кадровых вопросов;
  • составление должностных инструкций;
  • контроль за действиями подчиненных.

Особенности работы

Отдел камеральных проверок в налоговой службе, выполняя свои функции, руководствуется нормами действующего налогового законодательства: ст. 87, 88, 90, 91, 93, 95, 97, 100 НК РФ. Особенности проведения камеральной проверки прописаны в 88 статье НК РФ. Каждый сотрудник отдела должен быть в курсе последних изменений законодательных норм.

Итак, камеральный отдел проверок – подразделение налоговой инспекции. Его сотрудники изучают документацию, предоставленную налогоплательщиком, проверяют достоверность сведений, пресекают любые попытки нарушить закон. Они же принимают решение о передаче информации о предпринимателе в отдел урегулирования задолженностей или о необходимости провести выездную проверку.

Должностной регламент

Государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 1

В Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы замещаемая должность отнесена к старшей группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории «специалисты».

Государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок №1 (далее-государственный налоговый инспектор) назначается на должность по представлению начальника отдела камеральных проверок №1 по согласованию с заместителем начальника инспекции, координирующего работу отдела камеральных проверок приказом Межрайонной ИФНС России № 5 по Амурской области (далее – Инспекция) и освобождается от должности соответствующим приказом инспекции.

Непосредственно подчинен начальнику отдела камеральных проверок №1.

В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, приказами и распоряжениями Федеральной налоговой службы, Положением об Инспекции, приказами и распоряжениями УФНС России по Амурской области, приказами и распоряжениями Инспекции, решениями руководства Инспекции, Положением об отделе камеральных проверок № 1 и настоящим должностным регламентом.

2. Квалификационные требования

В соответствии со статьей 12 Федерального Закона от 27 июля 2004 года №79 – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской федерации» к должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 1 предъявляются следующие требования:

2.1. К уровню профессионального образования, необходимого для исполнения должностных обязанностей:

Высшее профессиональное образование экономического направления, либо высшее профессиональное образование иного направления подготовки по специальностям, соответствующим функциям и конкретным задачам, возложенным на структурное подразделение, или дополнительное профессиональное образование по специализации замещаемой должности.

2.2. К стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, необходимому для исполнения должностных обязанностей:

При назначении на указанную должность требования к стажу (опыту) работы по специальности не предъявляются.

2.3 К профессиональным знаниям:

должны знать:

Конституцию Российской Федерации,федеральные конституционные законы, федеральные законы;

указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты применительно к исполнению должностных обязанностей;

правовые основы прохождения федеральной государственной гражданской службы, основы управления, организации труда и делопроизводства;

передовой отечественный и зарубежный опыт налогового администрирования;

формы и методы работы со средствами массовой информации, обращениями граждан, правила делового этикета;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

служебный распорядок центрального аппарата, территориального органа Федеральной налоговой службы;

порядок работы сослужебной информацией;

должностной регламент.

2.4 К профессиональным навыкам:

должны иметь навыки:

работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения, организации и обеспечения выполнения поставленных задач;

квалифицированного планирования работы, экспертизы проектов нормативных правовых актов, подготовки служебных документов, анализа и прогнозирования последствий, подготавливаемых решений;

ведения деловых переговоров, составления делового письма;

взаимодействия с органами государственной власти, общественными организациями;

сбора и систематизации актуальной информации в установленной сфере деятельности, применения компьютерной и другой оргтехники, пользования программными продуктами.

3. Должностные обязанности

Исходя из задач и функций, определенных Положением о Федеральной налоговой службе положением об инспекции, на государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 1 возлагается следующее:


  • выполнение основных обязанностей государственного гражданского служащего, определённые статьёй 15 Федерального Закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации;

  • исполнение задач, предусмотренных инструкциями на рабочее место РМ 10-2-1 « Проведение камеральной проверки налоговой отчетности, оформление ее результатов, осуществление иных функций отдела, связанных с камеральной проверкой», РМ 10-5-1 « Осуществление других функций работниками отдела камеральных проверок»;

  • проведение камеральных проверок налоговой отчетности;

  • Обеспечивать постоянный контроль за исполнением приказов и инструкций ФНС РФ, приказов и распоряжений УФНС РФ по Амурской области, начальника Инспекции, относящиеся к компетенции отдела;

  • Обеспечивать 100-процентный охват камеральными налоговыми проверками налогоплательщиков по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу, единому упрощенному налогу, бухгалтерской отчетности;

  • Проверять исходные документы на наличие ошибок, выявленных в результате автоматизированного контроля (с использованием « Системы ЭОД»);

  • Проверять обоснованность применения налогоплательщиком ставок налогов и налоговых льгот, их соответствие действующему законодательству;

  • Проверять правильность исчисления налогооблагаемой базы (проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налогооблагаемой базы, сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода, взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций);

  • Использовать право при проведении камеральной налоговой проверки истребования у налогоплательщика дополнительных сведений, получения объяснений и документов, подтверждение правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (средствами «Системы ЭОД» сформировать Требование о представлении документов, Уведомление о вызове налогоплательщика в налоговую инспекцию для дачи пояснений);

  • Проводить камеральные налоговые проверки с истребованием документов налогоплательщиков:
1) пользующихся налоговыми льготами;

2) представившими документы вместе с налоговой декларацией или расчетом;

3) подтверждающих правомерность применения вычета по НДС;


  • На основании списков лиц, не представивших своевременно налоговые декларации, в течение 5 рабочих дней после получения списков подготавливает решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банке.

  • Формировать Уведомление о вызове налогоплательщика(плательщика сбора, налогового агента) в случае необходимости вызова налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений. (с помощью средств «Системы ЭОД»;

  • В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки составлять акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

  • В течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса (в течение 15 дней в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.), принимать Решения о привлечении к налоговой ответственности, об отказе в привлечении к налоговой ответственности, о назначении мероприятий налогового контроля (с помощью средств « Системы ЭОД» сформировать Решение) и передавать в юридический отдел;

  • Передавать не позднее следующего дня после вынесения Решения о привлечении к налоговой ответственности в отдел ввода в автоматизированную систему информации Реестры для проведения начислений в КЛС по декларациям организаций за периоды, превышающие 3-г;

  • Передавать ответственному за разноску начислений в КЛС лицу Решения о привлечении к налоговой ответственности не позднее следующего рабочего дня после его вынесения;

  • Передавать в отдел взыскания недоимки Решение о привлечении к налоговой ответственности не позднее следующего рабочего дня после его вынесения;

  • Оформлять и передавать в отдел выездных проверок Заключение, содержащие рекомендации о проведении выездных проверок с обоснованием причин, послуживших основанием для таких выводов, предполагаемой суммой доначислений;

  • Составлять Протокол об административном нарушении за непредставление или несвоевременное представление налоговых деклараций, налоговой отчетности (с помощью средств «Системы ЭОД»), оформить протокол, в которой отразить существо административного правонарушения, ознакомить в нарушителем, сформировать пакет документов и передать в юридический отдел для направления в суд;

  • Осуществлять кураторство по налогу на имущество организаций и обеспечивать достоверность составление статистической отчетности по данному налогу (5-НИО),а также статистическую отчетность «Отчет по крупнейшим налогоплательщикам» (Отчет КН);

  • Осуществлять ведение и передачу на региональный уровень информационного ресурса «Риски»;

  • Осуществлять контроль за полнотой поступления дополнительно начисленных сумм;

  • Ежедневно осуществлять самоконтроль по выполнению своих должностных обязанностей, в том числе с использованием СЭОД;

  • Выполнять иные распоряжения руководства инспекции;

  • Проводить встречные проверки и оформлять их результаты в соответствии с Регламентом организации работы налоговых органов при истребовании документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках утвержденным Приказом ФНС России от 22.03.2007г. № ИИ-4-06/12дсп@,.

  • Осуществлять контроль за организациями однодневками и налогоплательщиками, не представляющими отчетность более 12 месяцев для исключения их из Госреестра по инициативе налогового органа;

  • Осуществлять подготовку пакета документов, при переходе налогоплательщика в другой налоговый орган;

  • Осуществлять контроль информационного администратора « СЭД ИФНС»;

  • Соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.

  • обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

  • обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

  • обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно

4. Права

Основные права государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 1 определены статьей 14 Федерального Закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Исходя из установленных полномочий государственный налоговый инспектор имеет право:

Пользоваться правами государственного служащего, предоставленными статьёй 14 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Пользоваться правами сотрудника налоговых органов предоставленными статьёй 31 Налогового кодекса Российской Федерации;

Выходить с предложениями к руководству отдела, направленными на совершенствование налогового законодательства, работы отдела по улучшению собираемости налогов и других обязательных платежей, другим вопросам;

Вносить руководству отдела предложения по любым вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

Получать от отделов инспекции материалы, необходимые для выполнения возложенных на отдел камеральных проверок.

5. Ответственность

Государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок № 1 несёт ответственность:

За несоблюдение ограничений и запретов, связанных с замещением должности государственной гражданской службы указанных в ст.16., ст. 17 Федерального Закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

За неисполнение (ненадлежащее исполнение) основных обязанностей гражданского служащего, определенных ст.15 Федерального закона;

За несоблюдение требований к служебному поведению гражданского служащего, определенных ст. 18 Федерального закона:

На основании ст.16 и 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» за несоблюдение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой;

За невыполнение обязанности предусмотренной п.1 ст.9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

За неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административными регламентами управления и инспекции, задачами и функциями инспекции, функциональными особенностями замещаемой должности гражданской службы:

Некачественное и несвоевременное выполнение задач, возложенных на инспекцию;

Несоблюдение законов Российской Федерации, нормативных правовых актов Минфина России, приказов, распоряжений, инструкций и методических указаний ФНС России, УФНС России по Амурской области, инспекции;

Разглашение государственной и налоговой тайны, иной информации, ставшей ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей;

Состояние трудовой и исполнительской дисциплины в инспекции;

иных должностных обязанностей, предусмотренных настоящим регламентом

6. Перечень вопросов, по которым государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок № 1 вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения

В соответствии с замещаемой государственной гражданской должностью и в пределах функциональной компетенции государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок №1 самостоятельно решения не принимает. Участвует в принятии управленческих решений по вопросам, входящим в компетенцию отдела

7. Перечень вопросов, по которым государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок № 1 вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений

В пределах функциональной компетенции принимает участие в подготовке нормативных актов и (или) проектов управленческих и иных решений в части информационного обеспечения подготовки соответствующих документов по вопросам:


  • применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

  • подготовки нормативных актов, утверждаемых государственными органами субъектов Российской Федерации, по вопросам подведомственной сферы;

  1. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения, порядок согласования и принятия проектов решений по замещаемой должности

Подготовка проектов документов осуществляется в соответствии с административным регламентом ФНС России, приказами и распоряжениями ФНС России по вопросам организации деятельности территориальных органов ФНС России, Положением о Межрайонной ИФНС России № 5 по Амурской области, в соответствии с требованиями нормативных документов по делопроизводству в ФНС России.

9. Порядок служебного взаимодействия государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № 1

в связи с исполнением им должностных обязанностей

Служебное взаимодействие государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок №1 с гражданскими служащими государственных органов, другими гражданами, а также с организациями, в связи с исполнением должностных обязанностей, определяется в соответствии с Положением о Межрайонной ИФНС России № 5 по Амурской области.

10. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и

организациям в соответствии с Положением о Межрайонной ИФНС России № 5 по Амурской области

В соответствии с замещаемой государственной гражданской должностью и в пределах функциональной компетенции, государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок № 1 принимает участие в выполнении оказания следующих видов государственных услуг, осуществляемых инспекцией:


  • передача документов (за исключением учетного и регистрационного дел) и информационных ресурсов из одного налогового органа в другой при смене места налогового учета;

  • рассмотрение заявления и направление (выдача) уведомлений о возможности (невозможности) применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

    • рассмотрение письменных заявлений налогоплательщиков и документов, подтверждающих их право на получение имущественного налогового вычета у работодателя;

  • прием, регистрация, рассмотрение заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, проставление отметок, подтверждающих уплату косвенных налогов;

  • проставление налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками-покупателями нефтепродуктов;

  • направление (выдача) уведомления на уплату налога на доходы физических лиц;

  • уточнение и перерасчет налоговых обязательств по имущественным налогам физического лица, направление (выдача) уведомлений с приложением платежных документов;

  • направление (выдача) платежного документа на уплату налога на доходыфизических лиц;

  • направление налогоплательщику мотивированного заключения об отказе (полностью или частично) в возмещении путем зачета (возврата) сумм НДС или акцизов;

  • рассмотрение заявления и направление (выдача) свидетельства (приложений к свидетельству) о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес;

  • рассмотрение заявления и направление (выдача) разрешений на проведение всероссийских лотерей;

  • рассмотрение жалоб и обращений граждан и организаций.

11. Показатели эффективности и результативности профессиональной

служебной деятельности

Результативность профессиональной служебной деятельности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 1определяется на основании определённых показателей:


  • выполнение задания по мобилизации доходов, администрируемых ФНС России, в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

  • динамика поступлений доходов, администрируемых ФНС России;

  • эффективность налогового администрирования (рост доходов, администрируемых ФНС России в расчете на 1 работника налоговых органов);

  • рост доначисленных доходов, администрируемых ФНС России, по результатам проведения контрольных мероприятий;

  • добросовестное выполнение должностных обязанностей;

  • разумная инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда, имеющих конкретно выраженный практический результат;

  • выполнение дополнительной, не предусмотренной должностными обязанностями, работы по осуществлению функций налоговых органов;

  • отсутствие обоснованных жалоб на действие работника;

  • отсутствие представлений начальнику инспекции со стороны Управления ФНС России по Амурской области на нарушения и недостатки, допущенные работником отдела;

  • выполнение особо срочных и ответственных работ.

Особенность камеральной проверки заключается в том, что она производится без непосредственного выезда к налогоплательщику , а также в том, что изучаются только поданные налогоплательщиками декларации .

Продолжительность камеральной проверки согласно Налоговому кодексу имеет строго ограниченный срок . Он составляет три месяца с момента подачи декларации налогоплательщика, а также других документов, на основании которых производится начисление и уплата налогов.

Однако в определенных случаях длительность камеральной проверки может быть увеличена. Перечень таких причин содержится в ст. 88 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе проводимой проверки налогоплательщика обнаруживается то или иное нарушение налогового законодательства, а также какое-либо несоответствие в документации, то в соответствие со cтатьей 100 Налогового кодекса оформляется акт камеральной проверки, в который заносятся все выявленные нарушения.

Деятельность отделов камеральных проверок налоговых органов вносит свой вклад в наполнение федерального и местных бюджетов за счет взыскания неуплаченных налогов и сборов, а также устранения других выявленных нарушений в налоговой сфере.

Под камеральную проверку могут попасть предприятия различной формы собственности, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. За редким исключением проверке подвергаются только те предприятия, которые извлекают прибыль из своей деятельности.

Однако при наличии весомых причин отдел камеральных проверок Налоговой службы может проверить также благотворительные и иные организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью.

В соответствие с действующими нормативно-правовыми документами, в первую очередь проверке могут подвергнуться те предприятия, у которых взымаемые налоги находятся ниже среднего уровня по сравнению с аналогичными предприятиями, отчетность содержит значительное число вычетов, а также выявлен убыток на протяжении определенного количества смежных налоговых периодов.

Целями проводимых камеральными отделами налоговых органов поверок являются обнаружение и предотвращение нарушений в сфере налогового обращения, контролирование исполнения налогоплательщиками налогового законодательства, наложение взысканий по обнаруженным нарушениям, привлечение виновных в выявленных правонарушениях к налоговой или административной ответственности.

Также в ходе камеральных проверок осуществляется сбор и систематизация информации, на основе которой налоговый орган выбирает налогоплательщиков для проведения в отношении них .

Существуют четыре вида камеральной проверки:

  • формальная;
  • нормативная;
  • арифметическая;
  • непосредственная.

Цель формальной проверки – выявить наличие или отсутствие всех необходимых отчетов и документов. Помимо наличия конкретной документации, проверяется также правильность ее заполнения, отсутствие в ней неразрешенных исправлений, наличие необходимых подписей с обязательной проверкой их подлинности.

В ходе нормативной проверки производится изучение документов на предмет выявления нарушений действующего на момент проверки законодательства.

Для установления правильности прописанных в исследуемых документах сумм проводится арифметическая проверка . Ее предмет – все цифровые показатели и арифметические действия, записанные в документах.

Непосредственная проверка заключается в логическом исследовании цифровых показателей, являющихся базой при определении налогоплательщиком конкретной суммы налога, вносимой им в бюджет.

Необходимо иметь ввиду, что при осуществлении данного вида проверки, налоговые инспектора не имеют права требовать у налогоплательщика любые документы по своему усмотрению. Перечень документов и сведений, которые налогоплательщик обязан предоставлять при камеральной проверке, содержится в Налоговом кодексе.

Отдел камеральных проверок налоговой службы выполняет значительный объем работы . Основные функции отдела можно разделить по следующим категориям :

  • проверка и контрольные мероприятия;
  • сбор информации о налогоплательщиках;
  • принятие мер к нарушителям налогового законодательства;
  • аналитическая работа;
  • подготовка налоговых уведомлений, справок;
  • исчисление налогов;
  • взаимодействие с другими отделами налогового органа;
  • ответы на запросы налогоплательщиков, входящие в компетенцию отдела;
  • проведение работ по переподготовке кадров и повышению их квалификации.

Отдел проводит камеральные проверки налоговых деклараций, деклараций о доходах физических лиц, документов на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги и сборы, размеров применяемых налоговых ставок и вычетов, а также правомерности операций с .

Контрольные мероприятия отдела касаются налоговых вычетов по НДС, применения минимальных налоговых ставок, соблюдения налогоплательщиками-экспортерами действующего законодательства в сфере налогов и сборов.

Сбор информации о налогоплательщиках с последующим их отбором осуществляется с целью формирования плана налоговых выездных проверок. Помимо этого осуществляется достаточно масштабный сбор и анализ информации о налогоплательщиках, получаемой из различных источников.

Собираются в том числе такие показатели, как размер потребляемой предприятием-налогоплательщиком электроэнергии, воды и т.д. Данная информация анализируется, систематизируется и используется для проведения эффективных контрольных мероприятий.

Отдел осуществляет принятие мер к нарушителям налогового законодательства – приостанавливает операции по их счетам, передает отделу урегулирования задолженности информацию о должниках.

Аналитическая работа производится в сфере изучения существующих способов уклонения от уплаты налогов. На основе проведенного всестороннего анализа отдел подготавливает предложения о предотвращении действия данных схем.

Отдел готовит налоговые уведомления для индивидуальных предпринимателей, составляет справки для налогоплательщиков-экспортеров, необходимые им для взаимодействия с таможенными органами.

Он также занимается исчислением налогов на имущество физических лиц, .

В своей деятельности Отдел камеральных проверок взаимодействует с другими отделами налоговой службы – готовит для них материалы, справки, передает результаты проверок.

Помимо этого, осуществляется обратная связь с налогоплательщиками в виде подготовки ответов на поступающие от них письменные запросы.

Отдел также принимает участие в проведении мероприятий по повышению квалификации сотрудников налоговых органов, их переподготовке, готовит и проводит семинары, совещания по тем вопросам деятельности налоговой службы, которые входят в его компетенцию.

Действующая структура

Отдел камеральных проверок возглавляется начальником, имеющим широкий круг полномочий и обязанностей, и имеет в своем штате высококвалифицированных юристов, бухгалтеров, экономистов и специалистов в области высоких технологий. Помимо своей специализации, все сотрудники обязаны иметь хороший уровень подготовки в области действующего налогового законодательства.

Нюансы проведения камеральных налоговых проверок представлены в данном видео.

Обязанности начальника

Начальник руководит текущей деятельностью отдела, осуществляет взаимодействие с другими отделами налоговой службы, занимается кадровыми вопросами, составляет должностные инструкции сотрудников, осуществляет контроль за выполнением сотрудниками своих обязанностей и соблюдением ими условий трудового распорядка, планирует деятельность.

На начальника возложена персональная ответственность за работу отдела, соблюдение действующего законодательства, сохранность числящегося в составе отдела имущества.

Работа государственного налогового инспектора

Государственные налоговые инспектора в соответствие со своей спецификацией осуществляют проверку налогоплательщиков на предмет выполнения ими норм налогового законодательства. Проверки юридических и физических лиц имеют свои особенности, также различия есть у выездных и камеральных проверок.

Помимо этого, в обязанности налоговых инспекторов входит контроль за своевременной уплатой налогов и сборов, ведение статистики по налогообложению, работа с нарушителями налогового законодательства (наложение разнообразных санкций).

Законодательная база

Отдел камеральных проверок налогового органа в своей деятельности руководствуется статьями , ,

Вебинар о камеральных проверках можно посмотреть ниже.