Социальная типология характеров Э. Фромму. Психологические типы по Э. Фромму Сколько социальных типов характера выделил э фромм

Фромм выделил пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. Первые четыре типа, по Фромму , – непродуктивные:

Рецептивные типы – убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить. Их можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых, сентиментальных.

Эксплуатирующие типы – берут все, что им нужно, или о чем они мечтают, силой и изобретательностью. Они не способны к творчеству, добиваются любви, обладания, идей, эмоций, заимствуя все это у других. Их негативные черты – агрессивность, надменность, самонадеянность, эгоцентризм, склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

Накапливающие типы – пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов они тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность, по Фрейду: ригидные, подозрительные, упрямые. Их положительные качества – предусмотрительность, лояльность, сдержанность.

Рыночный тип – исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми, готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз – «Я такой, каким вы хотите меня видеть» (Fromm, 1947). Их ключевые черты характера: бесцельность, бестактность, неразборчивость в средствах, опустошенность. Их положительные качества – открытость, любознательность, щедрость (см. выше таблицу позитивных и негативных качеств этого типа личности).

В противоположность непродуктивной ориентации продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Он независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально полезные поступки. Сила продуктивной любви дает возможность человеку любить все живое на Земле. Для него характерны заботливость, ответственность, уважительность, хорошие знания и способность к творческому самовыражению. Его отличает зрелая, целостная структура характера.

«В социальный характер входит лишь совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни».

«Характер - это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе» (Фромм).

Э. Фромм выдвигает три типа характера:

1. «Мазохист-садист». Этот тип человека, который склонен видеть причины свих жизненных успехов и неудач не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Отсюда агрессия на человека, который причина всех неудач. Может быть агрессия на себя, возможно появлениесадистских тенденций, стремление поставить других в зависимость от себя.

2. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью, стремлением к устрашению. В некоторых случаях в качестве основной силы могут выступать бессилие и тревога.

3. «Конформный автомат». Такой человек, столкнувшись с трудноразрешимыми проблемами, перестает быть «самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, требованиям группы, быстро усваивает тот способ поведения, который свойственен большинству.

Социальный характер формируется всем образом жизниданного общества, но доминантные черты социального характера в свою очередь становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс. Изменение социальных условий приводит к изменению социального характера, т. е. к появлению новых потребностей и тревог, в свою очередь эти новые потребности порождают новые идеи. Новые идеи усиливают и укрепляют новый социальный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло.

Фромм выделяет следующие типы социальных характеров:

Неплодотворные ориентации :

Рецептивная ориентация (рецептивная структура характера)- человеку этого типа представляется, что «источниквсех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое - это получить его из внешнего источника. Материальные вещи, любовь, знания, удовольствия - все ожидается от других людей: при такой ориентации проблема любви состоит в том, чтобы «быть любимым», а не самому любить; в сфере интеллекта также ориентированы на восприятие идей, а не на их создание.

Они нуждаются в людях, которые обеспечат их безопасность, дадут им необходимые блага, поэтому легко попадают в зависимость к людям, вынуждены соглашаться, так как чувствуют себя потерянными, когда предоставлены самим себе.

Эксплуататорская ориентация - люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не верят, что можно получить что-то от других в дар, а считают, что желаемое надо получить силой или хитростью, отнять у других. Даже в любви они испытывают влечение только к тем, кого они могут отнять у кого-то другого. Их девиз «Краденый плод самый сладкий».

Стяжательская ориентация - люди этого типа не верят, что могут получить из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить то, что есть. В сфере любви они стремятся полностью «завладеть» любимым, рассматривают его как свою принадлежность. В материальной сфере они проявляют стяжательство, жадность, сверхэкономию и сверхаккуратность. Их лозунг: «Мое есть мое, а твое есть твое».

Рыночная ориентация развилась в качестве доминирующей только в современную эпоху в связи с экономическими условиями рыночного общества. Успех зависит от того, насколько человек хорошо умеет продать себя на рынке, насколько он умеет подать себя с привлекательной стороны, т. е. человек начинает воспринимать себя как товар.

Если человек чувствует, что его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции (если он «преуспевает» - он ценен, если нет - он лишен ценности) с ее постоянно меняющимися условиями, то самооценка человека будет шаткой и постоянно будет нуждаться в подтверждении со стороны других людей. «Я - то, чего изволите!»

У человека с рыночной ориентацией нет устойчивых взглядов, ему присуща изменчивость установок, когда развиваются только те качества, которые можно пустить на продажу. Рыночная личность свободна от всякой индивидуальности, ей присуща пустота, отсутствие устойчивых черт характера, поскольку в один прекрасный день эта устойчивая черта может вступить в конфликт с требованиями рынка.

Все ориентации имеют место в человеческом жизнеустройстве, но доминирующее положение той или иной ориентации в большей степени зависит от особенностей культуры, в которой живет индивид.

Фромм противопоставляет описанным выше типам характера плодотворную ориентацию, являющуюся целью человеческое развития.

Плодотворная ориентация личности означает фундаментальную установку, способ отношений во всех сферах человеческого опыта, когда плодотворность проявляется как человеческая способность использовать свои силы и реализовать заложенные в человеке возможности. Такой человек руководствуется разумом, поскольку можно использовать свои силы, если только знаешь, что это за силы, как и для чего их использовать.

Фромм выделяет следующие виды межличностныхотношений:

симбиотический союз- человек соединен с другими,ноутрачивает свою независимость; он убегает от одиночества, становясь частью другого человека, «поглощаясь» этим человеком или «поглощая» его сам;

отстраненность - преодоление индивидуального бессилия перед другими людьми, воспринимаемых как угроза;

деструктивность - активная форма отстраненности, когда энергия направляется на разрушение жизни, импульс к разрушению других проистекает из страха быть разрушенным ими;

любовь – является плодотворной формой отношений к другим и к самому себе, предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.

Типологическая модель социальных характеров (Б. С. Братусь)

Важнейшим для характеристики личности является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и самому себе.

Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку выделяют несколько принципиальных уровней в структуре личности.

1. Эгоцентрический уровень - определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде и престижу, отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой человек личному успеху или нет, выгоден он или нет, т. е. другой человек выступает как вещь. Личное счастье и благо важнее всего, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.

2. Группоцентрический - человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Если другой входит в такую группу, то он ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе, достоин жалости, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если другой в эту группу не входит, то эти чувства могут на него не распространяться, т.е. мир делится на «своих» и «чужих». Благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если терпит несчастье его группа.

3. Просоциальный, или гуманистический уровень личности предполагает, что себя и других людей ценят и признают для них равные права, свободы и обязанности; здесь работает принцип: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой». Счастье и благополучие подразумевает их распространение на всех людей, все человечество.

4. Духовный, или эсхатологический уровень предполагает взгляд на человека как на существо, жизнь которого не кончается вместе с концом жизни земной, а связана с духовным миром, т. е. это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, возникает ощущение связи с Богом и представление о счастье как служении и соединении с Ним.

Все четыре уровня так или иначе присутствуют в каждом. В какие-то моменты побеждает один уровень, а в какие-то - другой. Однако можно говорить и о некотором типичном для данного человека профиле, типичном устремлении. Культура и образ жизни того или иного общества влияет на формирование этого типичного устремления.

Типология манипупятивных типов характера (Э. Шостром)

Э. Шостром в книге «Анти-Карнеги или человек-манипулятор» описал, что представляет собой тип социального характера, называемого «манипулятор».

Манипулятор .

Современный Манипулятор развился из ориентации на рынок, когда человек - это вещь, о которой нужно много знать и которой нужно уметь управлять.

Сокрытие своих истинных эмоций -- таков удел Манипулятора. Основную свою задачу Манипулятор видит в том, чтобы производить некоторое «должное впечатление».

Наряду с потребностью управлять Манипулятор испытывает потребность в руководстве свыше.

Манипуляция не является необходимым отношением к жизни и не приносит никакой действительной пользы. Слишком часто Манипулятор использует психологические концепции в качестве рациональных объяснений для своего неблагополучного поведения, оправдывая свои текущие несчастья ссылками на прошлый опыт и прошлые неудачи.

Манипулятор - это личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей». Манипулятор в какой-то мере живет в каждом из нас.

Манипуляции - это стиль жизни, это сценарий жизни, который регламентирует всю систему взаимодействия с миром, направленный на то, чтобы контролировать как себя, так и других.

Можно выделять четыре основные манипулятивные системы.

1. Активный Манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Обычно привлекает к этому свое общественное положение (родитель, старший брат. учитель, начальник). Он играет «попирающего» в достигает удовлетворения, обретая контроль над другими людьми, но зависим в свеем удовлетворении от чувства их бессилия. Он применяет технику учреждения прав и обязанностей, табелей рангов и т. д., управляя людьми как марионетками.

2. Пассивный Манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному Манипулятору. Он прикидывается беспомощным и глупым и разыгрывает из себя «попираемого». В то же время пассивный манипулятор выигрывает посредством поражения. Позволяя активному Манипулятору думать и работать на него, он в определенном смысле побеждает «попирающего» своей вялостью и пассивностью.

3. Соревнующийся Манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть, третьего не дано. Для него жизнь - это битва, где все остальные люди - соперники или враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами «попирающего» и «попираемого» и поэтому может рассматриваться как нечто среднее между пассивным и активным Манипуляторами.

4. Безразличный манипулятор. Манипулятор играет роль безразличного, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть, устраниться от контакта с партнером. Его ключевая фраза: «Мне наплевать». Его секрет в том, что ему не наплевать, иначе бы он не продолжал свои манипуляции.

Стиль жизни Манипулятора включаетчетыре основные характеристики: ложь, неосознанность, контроль и цинизм. Философия жизни Актуализатора отмечена четырьмя противоположными характеристиками: честностью, осознанностью, свободой и доверием.

Более поздние классификации характера были проведены на основе акцентуации (К. Леонгард, А. Личко).

Акцентуации характера.

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.

Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии.

Психопатия - болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми; психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например, теста Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями, и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения таких людей.

Характеристика особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1)гипертимический (гиперактивный) - чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность;

2)дистимичный - постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, в конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;

3)циклоидный - общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);

4)эмотивный (эмоциональный) - чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;

5)демонстративный - выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обмороки, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь). Легко забывает о своих неблаговидных поступках;

6)возбудимый - повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;

7)застревающий - «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывает активной стороной;

8)педантичный - выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;

9)тревожный (психастенический) - пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;

10)экзальтированный (лабильный) - очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;

11)интровертированный (шизоидный, аутистический) - малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно, холодно относится к другим людям, даже к близким;

12) экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость, своего мнения не имеет, несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

В клиническом тесте MMPI, часто используемом для выявления акцентуаций характера, выделяют три шкалы так называемой невротической триады и четыре шкалы психотической триады (4, 5).

Отличие психопатии от невротических нарушений (по П.Б. Ганнушкину):

они тотальны (т.е. затрагивают и эмоционально-аффективную, и когнитивную сферы, и поведение человека), в то время как невроз имеет локальный характер (например, энурез, заикание, тики).

психопатии относительно стабильны во времени и дольше лечатся (в то время как при неврозах наблюдаются и случаи самоизлечения - т.н. спонтанная ремиссия).

психопатии сопровождаются социальной дезадаптацией, т. е. выражаются в нарушении принятых норм поведения, нарушении критичности по отношению к себе (в то время как у невротиков обычно чрезмерно выражено чувство вины).

Поэтому иногда говорят, что психопат - это человек, с которым трудно другим, а невротик - человек, которому трудно с самим собой. Клиентами психотерапевта в основном оказываются невротики, а психопаты преимущественно приходят с жалобой на других людей.

В основе интерпретации шкал MMPI, предложенной Ф.Б. Березиным, - разделение неврозов (их выделено 3, они перечислены по частоте встречаемости и поставлены в соответствии шкалам, которые, в свою очередь, имеют номера) и психозов (которые образуют так называемую психотическую триаду и включают 4 типичных психотических расстройства, которые тоже соответствуют шкалам).

Каждого отдельного человека нельзя полностью свести к какому-то из типов характера. «Нормальным считается тот человек, который может существовать абсолютно при всех обстоятельствах, которые обеспечивают ему минимум жизненных возможностей. Однако многие на это не способны; поэтому-то и не слишком много нормальных людей», - писал П.Б. Ганнушкин (5). Поэтому неудивительно, что к нарушениям характера часто обращается психиатрия.

Как происходит формирование соц.характера:

Фромм считает, что одними из основных условий формирования соц.характера является воспитание ребенка в семье. В нормальных стабильных обществах большинство родителей являются адаптированными к опр.культурной среде, следовательно имеют соц.характер и имеют представления о соц.желаемых качествах личности. Большинство родителей стремятся к тому, чтобы их дети были адаптированы к той среде, в которой живут родителя, следовательно воспитывают опр.соц.характкер. Так же происходит влияние стороны значимых людей.

На основании собственных наблюдений Фромм предложил типологию соц.характеров. Включает 5 осн. типов, которые охватывают с его т.зр. значительные массы людей в развитом капиталистическом обществе.

Тип 1 . Рецептивный . Рецептивная ориентация. Источник получения благ для такого человек во внешнем мире. Единственный путь получить желаемое – путь получения этого извне. В одиночестве они чувствуют себя потерянными, не в состоянии заниматься чем-то без посторонней помощи. Эта беспомощность видна особо ярко в делах принятия решения и ответственности за них (наемные работники, распространен в системах крепостного права, социалистических и пр.)

Тип 2. Свойственен предпринимателям и владельцам предприятий . Был распространен в период становления капиталистического общества (период накопления капитала – дикий капитализм). Эксплуататорский. Люди с эксплуататорской ориентацией не ожидают, что люди выполнят что-то безвозмездно… Они требовательны к окружающим

Тип 3. Накопительский характер . Эти люди как бы ограждают себя от внешнего мира оборонительной стеной, а их главная цель – привнести как можно больше внутрь этой крепости и как можно меньше вынести из нее. Их скупость одинаково распространяется на деньги, чувства, мысли. Привержены к порядку до педантизма. Порядок в вещах, мыслях и чувствах.

Тип 4. Хотя все эти три типа характеров присутствуют в развитом капиталистическом обществе, но самым распространенным является 4-й тип – рыночный . Поскольку в кап.обществе многие люди являются тоже товаром (профессии), эта ценность зависит от соотношения спроса и предложения, то люди заинтересованы в том, чтобы обойти конкурентов и продать себя подороже. И помимо опр.проф.качеств, они должны уметь так же и себя подавать, играя те роли, которые сейчас пользуются успехом. Если эти роли требуют от человека быть, например, «приветливым», то успешность его продажи будет зависеть от того, насколько удачно он сыграет. Про рыночный тип характера можно сказать, что это характер коньюнктурный, т.е. зависящий от требований. Человек готов менять приверженность к тем или иным качествам в зависимости от спроса и предложения.


Рассмотрели представления Фромма о 4-х типах соц.характеров. Фромм обозначает эти четыре типа как непродуктивные типы, потому что они наблюдаются у людей с такими схемами ориентации-поклонения, которые не способствуют реализации в их жизни родовой сущности человека. Пятый тип характера – продуктивный.

Тип 5. Наблюдается у людей, имеющих схемы ориентации-поклонения , способствующих реализации в их жизни сущностных характеристик человека. Продуктивный тип хар-ра не является широко распространенным в кап.обществе, поскольку условия жизни в нем не способствуют формированию у человека продуктивной направленности. Фромм – марксист. Капитализм – общество потребления. Не теряет надежды о создании общества, пропагандирующего интересы человека и его сущности, что приведет к формированию продуктивного характера.

Многие философы, этнографы, историки считают, что такая реальность, как нац.характер, существует. Самостоятельно можно познакомиться с примерами описаний характеров немцев, французов и пр. (Кант, Ключевский).

Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям (напомним, что характер человека проявляется также в отношении к делу).

Приведем еще одну интересную попытку представления типологии характеров, в основе которой отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее вывел Э. Фромм и обозначил как социальную типологию характеров. "Социальный характер, - пишет автор, - содержит... выборку черт, существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы". Социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов, принадлежащих данному обществу. Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером. На его основе развиваются и приобретают силу определенные социальные, национальные и культурные идеи. Однако эти идеи сами по себе пассивны и могут стать реальными силами лишь тогда, когда отвечают особым человеческим потребностям.

Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей, соотнеся их с практикой работы в клинике (Э. Фромм был врачом-психиатром фрейдистской ориентации), автор представляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы:

1. "Мазохист-садист". Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, "переделкой" людей "в лучшую сторону". Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих людей до состояния изнеможения. Особенно опасен для окружающих такой тип тогда, когда он получает над ними власть: он их начинает терроризировать, исходя из "благих намерений".

Характеризуя таких людей как врач-психиатр, Э. Фромм- писал: "Наиболее часто проявляемые мазохистские тенденции - это чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности".

Люди-мазохисты проявляют тенденции принижать и ослаблять себя, упиваются самокритикой и самобичеванием, возводят на себя немыслимые напрасные обвинения, во всем и прежде всего стараются взять вину на себя, даже если в случившемся они ни причем.

Интересно наблюдение Э. Фромма, утверждающего, что в этом типе людей наряду с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э. Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других известных исторических лиц.

2. "Разрушитель". Характеризуется выраженной агрессивностью и активным, стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. "Разрушительность, - пишет Фромм,- это средство избавления от невыносимого чувства бессилия". К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды больших социальных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру.

3. "Конформист-автомат". Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает "быть самим собой". Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное "Я", свою индивидуальность и настолько привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях, что лишь в порядке исключения мог бы заметить в своих чувствах нечто "чужое". Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, быстро и без проблем меняет свои убеждения, если обстоятельства этого требуют, не особенно задумываясь над моральной стороной подобного поведения. Это - тип сознательного или бессознательного приспособленца.

Выведенная Э. Фроммом типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий, происходящих в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.