Речевой материал на тр и др. Закрепление звука Р в речи_23491. Постановка звука "Р"

1. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ:

ATP - OTP - УТР - ЫТР

OTP - ЫТР - АТР - УТР

ЯТР - ЕТР - ЮТР - ИТР

ЕТР-ИТР-ЯТР-ЮТР

2. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

ТРАВЫ, ТРОСЫ, ТРАП, ТРОН, ТРУД, ТРАВКА, ТРОЙКА, ТРОПИКИ, ТРУБА, ТРУБКА, ТРУДНЫЙ, ТРАВА, ТРОПА, ТРОПИКИ, ТРОГАТЬ, ТРОФИМ, ТРУДНЫЙ, ТРАМВАЙ, ТРОПИНКА, ТРОСТЬ.

ТЕТРАДЬ, МЕТРО, ПАТРОН, УТРО, ОТРУБИ, ХИТРЫЙ, ОТРЫВАТЬ, ТЕАТР, МЕТР, ЛИТР, МЕТРЫ, ВЕТРЫ, МАТРАЦ, ОТРЫВОК, ОТРЫВАТЬ, ВАТРУШКА, ПЕТРУШКА, ТЕТРАДКА, ОСМОТРЫ, ОСТРЫЙ, БЫСТРЫЙ, ПЕСТРЫЙ, СТРОГАТЬ.

3. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ:

4. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

ДРАП, ДРАКА, ДРАНКА, ДРУГ, ДРОВА, ДРУГОЙ, ДРУЖИНА, ДРОБЬ, ДРОЖЬ, ДРАЧУН,

ДРОЖАТЬ, ДРОЗДЫ, ДРАЗНИТЬ, ДРОВЯНОЙ, ДРОВОСЕК, ДРОЗД, ДРОВОСЕКИ.

ВЕДРО, ВДРУГ, ПОДРУГА, ПУДРА, ВЫДРА, ВЕДРА, КАДРЫ, КЕДРЫ, ЯДРО, МУДРОСТЬ.

ПЕТР, МЕТР, ФЕТР, ТЕАТР, ОСЕТР, ОСМОТР

5. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

НА ТРАВЕ НЕ ВИДНО ТРОПКИ.

В ТРАМВАЕ ТРОЕ.

ЛЮБИТЕ ТРУД.

У ТРОФИМА ВЕДРО.

У МЕТРО КИНОТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ.

ТРОФИМ ИДЕТ ПО ТРОПКЕ.

У ПЕТРА ДВА ВЕДРА.

6. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА.

ВАР, ДАР, ПАР, КОМАР, МАКАР, КОМАР, УДАР, БОР, ХОР, ДВОР, МОТОР, ТОПОР, БОБЕР, ЕГОР,

КЕФИР, НОМЕР, ВЕТЕР, КАТЕР, МОНТЕР, АКТЕР, КОВЕР, МОНТЕР, МИР, ПИР, ТИР,

МУНДИР, КЕФИР, КОМАНДИР, ПОВАР, ВЕТЕР, ВЕЕР, ПОМИДОР, ДВОР, НЕГР, ТИГР.

7. ПРОГОВАРИВАТЬ ЧИСТОГОВОРКИ:

ТРА - ТРА - ТРА, ТРА - ТРА - ТРА СИДЯТ ДЕТИ У КОСТРА.

ТРО - ТРО -ТРО, ТРО - ТРО - ТРО МЫ ИДЕМ В МЕТРО.

ТРУ - ТРУ - ТРУ, ТРУ - ТРУ - ТРУ ВСТАНЕТ СОЛНЦЕ ПОУТРУ.

ТРА - ТРА - ТРА, ТРА - ТРА - ТРА МЫ ПОЕМ С УТРА.

ТРО - ТРО - ТРО, ТРО - ТРО - ТРО НАСТУПАЕТ УТРО.

ТРУ - ТРУ - ТРУ, ТРУ - ТРУ - ТРУ БЬЮТСЯ ЛИСТЬЯ НА ВЕТРУ.

ДРА - ДРА - ДРА, ДРА - ДРА - ДРА НЕСЕТ ДИМА ДВА ВЕДРА.

ДРО - ДРО - ДРО, ДРО - ДРО - ДРО У КАТИ НОВОЕ ВЕДРО.

8.ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ (ПРЯМЫЕ):

РА - РА - РА

РО - РО - РО

РУ - РУ - РУ

РЫ - РЫ - РЫ

РА - РО - РУ - РЫ

РО - РУ - РА - РЫ

РУ-РЫ-РА-РО

РЫ-РО-РА-РЫ

9.ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГОСОЧЕТАНИЯ:

БРА-БРО-БРУ-БРЫ

ПРА-ПРО-ПРУ-ПРЫ

ВРА-ВРО-ВРУ-ВРЫ

ФРА - ФРО - ФРУ - ФРЫ

ГРА-ГРО-ГРУ-ГРЫ

К РА - КРО - КРУ - КРЫ

ДРА-ДРО -ДРУ-ДРЫ

ТРА - ТРО - ТРУ - ТРЫ

10.ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

РАК, РАКИ, РАНО, РАЯ, РАМА, РАНА, РАДИО, РАМКА, РАНКА, РАННИЙ, РАДУГА, РАБОТА, РАКЕТА, РАВНЫЙ, РАКОВИНА, РАКЕТКА, РАЗУМНЫЙ, РОСТ, РОТ, РОГА, РОВ, РОМА, РОМАН, РОНЯТЬ, РОДИНА. POВНЫЙ. РОДНОЙ, РОБКИЙ, РУКА, РУКИ, РУБКА, РЫБА, РЫНОК, РУКАВ, РУБИТЬ, РУБАХА, РУКАВА, РУМЯНЫЙ, РУБАНОК.

ГОРА, ДЫРА, НОРА, ПОРА, ИРА, УРА, ВЕРА, НЮРА, ПАРА, МЕРА, ФАРА, БУРАН, ПАРАД, БАРАН, БАРАНЫ, НАРОДЫ, БАРАНКА, МУРАВЕЙ, БАРАБАН, УРАГАН, УРОК, ГЕРОЙ, ГОРОХ, ПИРОГ, ПИРОГИ, НАРОД, ПАРОМ, ВОРОНА, ВОРОТА, КОРОНА, ДАРЫ, КОРЫТО, ДОРОГА, КОРОВА, ПОРОГ, ГОРОХ, КОРОТКИЙ, КОРОБКА, МАКАРОНЫ, ОРУДИЕ, ГОРЫ, КУРЫ, НОРЫ, ПАРЫ. ДВОРЫ, ТОПОРЫ, КОМАРЫ, ПИРАМИДА, ПОМИДОРЫ, МАКАРОНЫ, ОГОРОДЫ, БАРАБАНЫ, УРАГАНЫ, МУХОМОРЫ.

КАРП, ПАРК, МАРТ, БАРХАТ, КАРТА, МАРКА, ФАРТУК, КОРМ, ПОРТ, ТОРТ, МАРТ, ПАРК, БОРТ, ГОРКА, КОРКА, НОРКА, ФОРМА,

ГОРНЫЙ, ФОРТОЧКА, КУРТКА, МУРКА, ДЫРКА, ФЫРКАТЬ, ДОЯРКА, ТЕРКА, ПЯТЕРКА, ЮРТА, ВЕРБА, МЕРКА, ФИРМА, ФОРМА, ФЕРМА, БЕРКУТ, ПЕРВЫЙ, ГАРМОНЬ, ВЕРНУТЬ, ВЕРХОМ.

БРАТ, БРАВО, ВРАГ, ГРАД, ГРАНИТ, ГРАМОТА, ГРАНАТ, ГРАФИН, КРАЙ, КРАН, КРАБЫ, КРАПИВА, ПРАВДА, БРОВИ, ГРОМ, ГРОХОТ, ГРОМКО, КРОТ, ПРОБКА, ПРОВОД, ГРУППА,

ГРУБЫЙ, КРУГ, КРУПА, КРУГОМ, КРУТОЙ, КРУПНЫЙ, ПРЫГАТЬ, ТОРТЫ, ПАРТА, МУРКА, БИРКА, ДЫРКА, БОБРЫ, КОВРЫ, ИГРЫ, ТИГРЫ, ПУРГА, ЧЕРТА, МИРНЫЙ, БУРНЫЙ, ФЫРКАТЬ, КАРМАН, КАРТОН, МОРКОВЬ, ОБРЫВ, БАРАНКА, ВИНОГРАД.

КВАРТИРА, МРАМОР, ПРОВЕРКА, ПРОДУКТЫ, ПРОВОРНЫЙ, ФАРФОР, ПРОРУБЬ, ПРОРЫТЬ, ДРОВОРУБ, ЛИТЕРАТУРА.

11. ПРОГОВАРИВАТЬ ЧИСТОГОВОРКИ:

РА - РА - РА, РА - РА - РА СТОИТ ВЫСОКАЯ ГОРА.

РА -РА - РА, РА - РА - РА В ДЕТСКИЙ САД ИДТИ ПОРА.

РА - РА - РА, РА - РА - РА НАЧИНАЕТСЯ ИГРА.

РУ-РУ-РУ,РУ-РУ-РУ ДЕТИ ВИДЕЛИ НОРУ.

РУ - РУ - РУ, РУ - РУ - РУ Я ПОСУДУ УБЕРУ.

РУ-РУ-РУ, РУ-РУ-РУ В КОРЗИНУ ЯГОД НАБЕРУ.

РЫ - РЫ - РЫ, РЫ - РЫ - РЫ СТОИТ ЕЖИК У НОРЫ.

РЫ - РЫ - РЫ, РЫ - РЫ - РЫ МЫ КАТАЕМСЯ С ГОРЫ.

РЫ - РЫ - РЫ, РЫ - РЫ - РЫ ПЕС СИДИТ У КОНУРЫ.

12. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ФЕДОР МЕТЕТ ДВОР.

НА ПАРТЕ КНИГИ И ТЕТРАДИ.

ФЕДОР НАДЕВАЕТ КУРТКУ

ЕГОР НАТЕР ПАРКЕТ.

РОМА РУБИТ ДРОВА ТОПОРОМ.

ВОТ ВЕРА И МАРА.

РОМА ИДЕТ НА УРОК.

ТРОПИНКА ОБРЫВАЕТСЯ У ОВРАГА.

В РУКАХ У ДЯДИ ФЕДОРА РУБАНОК И ТОПОР.

НА РЫНКЕ ПРОДАЮТ ФРУКТЫ.

У ВЕРЫ КВАРТИРА НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ.

В ПОРТУ ПАРОХОДЫ.

РОМА И ЮРА ГРОМКО БАРАБАНЯТ.

НАРОДЫ ХОТЯТ МИРА.

НА НЕБЕ РАДУГА.

РОМА ИГРАЕТ НА РОЯЛЕ.

ШУРА ИГРАЕТ НА ТРУБЕ.

13. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

РАЯ КОРМИТ КУР.

РОМА УБИРАЕТ ДВОР.

ЮРА ПРОДАЕТ ОГРОМНЫЕ АРБУЗЫ.

ИРА РАЗДАЕТ ТЕТРАДИ.

ВЕРБА РАСПУСКАЕТСЯ РАННЕЙ ВЕСНОЙ.

ГОРНАЯ ТРОПИНКА ОБРЫВАЕТСЯ У ОВРАГА.

РАЯ ИДЕТ ПО МОКРОЙ ТРАВЕ.

НАД СТАДОМ РОЙ КОМАРОВ.

В РУКАХ У РОМЫ ОСТРЫЙ ТОПОР.

РАЯ СОБИРАЕТ СМОРОДИНУ.

НА ОГОРОДЕ РАСТЕТ СОРНАЯ ТРАВА.

Автоматизация звука Р нужна для того, чтобы малыш научился правильно произносить его во всех словах и предложениях. Потому этот этап так и называется — «автоматизация звука р», что ребенок будет в результате проведенных игр и упражнений правильно говорить звук р автоматически , не задумываясь, в любых его сочетаниях с другими звуками.

В статье Вы найдете игры, скороговорки, чистоговорки, стихи для автоматизации звука Р из моей игровой копилки.

Для автоматизации звука р используются слова, фразы, предложения, насыщенные этим звуком. Если в них ребенок ошибается и неправильно (привычным старым способом) говорит звук р, то нужно просто его попросить повторить слово уже правильно. И похвалить его — напомнить, что он уже научился выговаривать звук р и подружился с ним. При этом нужно помнить, что ошибки в произнесении трудного звука бывают всегда, и это нормально. Постепенно малыш будет всё меньше и меньше ошибаться. Вспомните, как нам – взрослым – трудно отвыкать от старой привычки. Ребенку это дается тоже не просто, поэтому ему требуется поддержка.

Игры и задания на автоматизацию звука р можно проводить только тогда, когда звук р появился в речи ребенка. Автоматизация звука Р — уже третий этап наших игр-занятий с малышом по звуку Р. О первых двух этапах можно прочитать в статье и

Ну что же, начинаем играть!

Автоматизация звука Р в играх для детей.

Автоматизация звука р в простых слогах (ра, ру, ро, ры, рэ, ар, ур и т.д.)

1.Игра в «повторюшки».

Знаешь, кто такие повторюшки? Это такие смешные человечки, у которых очень большие ушки. Вот такие! И поэтому они хорошо слышат и любят всё повторять. Давай попробуем поиграть в повторюшек. Покажи, какие у них ушки боооольшие-пребоооольшие! А теперь повторяй: ра-ра-ра, ру-ру-ру, ры-ры-ры, ро-ро-ро. Можно говорить на разной высоте голоса и разной громкостью, с разной интонацией. Ребенок повторяет за Вами.

2.Автоматизация звука Р в чистоговорках.

В чистоговорках малышу предлагается продолжить фразу и закончить ее словом. Чистоговорки можно придумывать самим. Они не только закрепляют правильное произношение звука, но и развивают чувство ритма и рифмы.

Ры-ры-ры. У нас в руках — ? (шары)

Ра-ра-ра. Начинается — ? (игра)

Ру-ру-ру.Бью рукою по — ? (шару)

Ро-ро-ро. Шар упал в — ? (ведро)

Ра-ра-ра, ра-ра-ра. Вот глубокая… (нора)

Ры-ры-ры, ры-ры-ры. Лиса с лисенком у… (норы)

Ру-ру-ру, ру-ру-ру. Лиса юркнула в.. (нору)

Ру-ру-ру,ру-ру-ру. Мы залезли на …(гору)

Ру-ру-ру. А я ягод … (наберу)

Ра-ра-ра. Были мы в гостях вче- … ра!

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, интересная иг.. ра!

Ро-ро-ро, ро-ро-ро. Потерял петух перо!

Ор-ор-ор. Вышли мы гулять во… двор.

Ур-ур-ур. Во дворе кормили кур.

Арь-арь-арь. Во дворе висит фонарь.

Можно использовать и логопедические песенки с чистоговорками:

Видео. Чистоговорки со слогом ра, ры, ро, ру.

В третьем видео Вы услышите песню из известного детского кинофильма. В ней часто повторяются слоги ра, ры, ру

3. Игра в эхо.

Ребенок повторяет за Вами слоги с р. Сначала это слоги, начинающиеся с р. Затем слоги, заканчивающиеся р:

  • Ра-ла-ра-ла-ла
  • Ра-ра-ла-ла
  • Ла-ра-ра-ла
  • Ор-ар-ур
  • Юр-ир-ыр и т.д.

Автоматизация звука р в более сложных слогах.

Используются уже описанные игры, но с другими слогами.

Бра – гра- пра

Бры-тры-дры

Тра-тру-тро

Дро-дро-дро

Дра-дры-дру-дро

Вра-вры-вро-вру

Тра-тро-тры-тру и т.д.

4.Дополнительная игра – «Четвертый лишний».

Вы говорите 4 слога, а ребенок определяет из них лишний. Например, ру-ро-ру-ру или ла-ра-ра-ра. Другие примеры заданий: дру-дру-тру-дру, атр-утр- атр-атр.

После упражнений со слогами, вспомните слова, начинающиеся с тру, дру, тра, дра. В этом видео Вы встретите картинки слов, начинающиеся с сочетания буква тр или с др: трап, трава, трапеза, тройка, тропка, труд, трутень, труба, трубка, драп, драка, дракон, дрожь, дрозд, дрожжи, друг. Не забывайте, что всегда можно выключить звук при просмотре видео и дать задание ребенку отгадать, какое слово, начинающееся с тр или с др на слайде было спрятано? А потом дать возможность прослушать запись со звуком и услышать отгадки.

Автоматизация звука Р в словах и фразах.

Дошкольнику не интересно просто так повторять слова со звуком Р и предложения из текста. Поэтому он учится произносить звук р в увлекательных для него играх и заданиях.

Для разных игр с детьми Вы можете использовать видео со словами со звуком Р и РЬ. Попросите малыша запомнить слова из видео, составить с ними предложения или диалоги.


Слова со звуком РЬ

Также можно дать задание хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук Р. Или повторять за Вами только те слова, в которых есть Р. При этом Вы вперемешку произносите слова, в которых есть звук р и в которых нет звука Р. Звук Р в разных словах должен находиться в разных частях слова: в начале, в середине, в конце. Например, предложите малышу найти цветы, в названиях которых есть звук Р.

Игра 1. Что добавилось?

Материлы для игры: Для игры используют игрушки или предметы, в которых есть звук Р. Например, кефиР (упаковка из-под кефира), сахаР, игрушечный тигР, Ручка, кРаски, каРандаш, гРузовик, ПетРушка, пиРамидка, кРужка, таРелка, игрушечная Ракета, тетРадь, каРтошка, моРковка, Радио, кРот, Рукавички, Ромашка, баРабан, шаРф и т.д. Можно заменить их картинками.

Ход игры: Выложите 5 картинок. И предложите ребенку их назвать. Если он неправильно произнесет звук р, попросите его вспомнить, как говорится звук р и назвать правильно. В любой игре очень важно следить за правильным произношением ребенка, т.е. все игры имеют главную цель – закрепить и автоматизировать правильное произношение звука р. Затем закройте непрозрачным платком или пледом все предметы или картинки. Поменяйте их местами и добавьте еще одну. Сделайте это под платком так, чтобы ребенок не видел. Затем снимите платок. Малышу надо угадать, что добавилось. Если он угадает, то уже он Вам загадывает Вам загадку и выкладывает свои предметы и картинки.

Если малыш легко запоминает 5 предметов или картинок, увеличивайте постепенно их количество. Максимум обычно достигает 7-8 картинок.

Игра 2. Что изчезло?

Играем по аналогии, но малышу надо догадаться не что добавилось к игрушкам, а что исчезло.

Игра 3. Что изменилось?

Играем по аналогии, но изменяем расположение предметов. Например, грузовик был справа самый последний, а стал стоять слева. Или карандаш лежал в грузовике, а теперь лежит под грузовиком. Или кружка стояла около тетради, а теперь стоит около красок.

Игра 4. Запомни порядок.

Положите в ряд предметы и игрушки, в названии которых есть звук р. Начните с 4-5 предметов. Пусть малыш посмотрит на них, а затем отвернется и назовет их по порядку слева направо по памяти. Если он ошибся, то разрешается еще раз посмотреть и попробовать назвать. Если назвал правильно и во всех словах произнес звук р – то он становится ведущим и выкладывает предметы для следующего игрока, т.е. для Вас. В игре нужно менять состав предметов и их расположение.

Игра 5. Кто больше слов со звуком р найдет на картинке?

Рассмотрите с малышом эту картинку и найдите как можно больше слов с р и с рь. Слова можно зарисовывать, чтобы потом подсчитать их количество и удивиться, как много мы слов нашли! Каждое слово – это палочка или кружочек. Сколько кружочков – столько и слов найдено! Условие игры – сначала искать слова с р, а потом уже с рь.

Игра 6. Подбери по форме.

Материал: вырезанные из картона или цветной бумаги круг, прямоугольник и квадрат.

Ход игры:

Вариант 1. Ребенок называет форму: кРуг, квадРат, пРямоугольник, Ромб. После этого выбирает себе одну из них. Вы выбираете другую форму. Задача – придумать как можно больше предметов этой формы. Говорим так, чтобы в речи часто встречался звук р: «На кРуг похожи часы. На кРуг похоже солнышко. Тарелка тоже кРуглая. Еще на кРуг похоже мячик» и т.д. Предложение принимается только тогда, когда р произносится правильно. Кто последний сказал предложение – тот и выиграл.

Вариант 2. Вы выбираете слова, в которых есть звук р и просите малыша сказать, какой формы эти предметы. Например, тетрадь, альбом, рама окна, ковер – прямоугольник. Барабан, сковорода, тарелка, баранка – круг. За ошибку – фант со смешным заданием.

Игра 7. Кто больше слов назовет?

В эту игру можно играть везде – и дома, и в дороге, и на прогулке. Смотрите вокруг и называйте всё, что увидели. Кто найдет больше слов с Р – тот и победил! А это может быть двоР, двоРник, Рама, пРодавец, кРыльцо, кустаРник, Ручка у дверей, доРога, тРава, муРавей и многое другое! Очень важно называеть слова именно с заданным звуком Р, а не со звуком Рь. Дело в том, что умение отличать Р и Рь, т.е. твердый и мягкий звук, в речи – это тоже очень важное речевое умение. На его развитие направлена следующая игра.

Игра 8. Ушки на макушке. Р или Л? Рь или Ль? Р или Рь?

Слова для игр:

Слова с Л – стол, лампа, ландыш, стул, плыл, косил, вокзал, ласточка, луна, лук, лужок, лыжи, угол, мел, орел, футбол, пол, холодильник, тулуп, голубь, слон, плот, плошка, плов, игла, флаг, плач, лавка, алый, галка, соловей, клубника, лошадка, голубика, белка, лук, баклажан.

Слова с Р – радуга, сахар, шары, комары, ракета, раки, вечер, кефир, ручка, прорубь, трон, крошка, крот, игра, бурый, сорока, ворона, брусника, пирамидка, бобр, крыло, ромашка, рысь, морковка, картофель, астра, номер, мир, тигр, ружье, рыбак, ранец, рога, рукавицы, робот, трамвай, распашонка, рукав, рот, рубашка, пирог, гитара, баран, барабан, конура, кукуруза, корона, розетка, ракетка, парашют, макароны, пароход, парус, фары, гора, Буратино, коробка, ведро, марка, горка, дрова, пробка, тропинка, урна, картина, арбуз, фартук, забор, катер, помидор, мухомор, зефир, пар, сыр, светофор, трактор.

Слова с Рь – Боря, рейка, море, трюк, брюква, пузырек, ларек, Сережа, береза, речка, букварь, скворец, черепаха, редис, рябина, ремень, пряжка, пряник, три, корень, матрешка, табурет, погремушка, прищепка, орех, море, аквариум, берет, сирень, стрекоза, гребешок, мандарин, крючок, якорь, пузырь, сухарь, дверь, букварь.

Слова с Ль – Валя, лейка, поле, люк, клюв, колючий, самолет, колечко, линейка, альбом, лилия, павлин, лев, лютик.

Это игра с парой звуков. Вы говорите слова, выделяя – акцентируя в них звук. Например: «Ллллампа, Чебурррррашка, кррррокодил, столлллл и т.д.». Ребенок в игре определяет на слух, какой звук звучит в слове. Важно поиграть в три варианта этой игры:

  • Р или Рь? Твердый серьезный звук р или мягкий ласковый звук рь? Договоритесь с малышом до игры: если услышишь твердый звук Р, то поднимись высоко на носочки. А если услышишь мягкий звук рь – то присядь на корточки. Начинайте говорить слова с этими звуками, перемешивая их друг с другом (Вам в помощь дан список слов). А малыш слушает и показывает действием, какой звук он услышал в слове. Игра доступна детям даже в возрасте до 5 лет – они показывают «большой твердый звук» и «маленький мягкий звук».
  • Р или Л? Дети очень часто путают эти звуки. А в дальнейшем в школе это неумение различать на слух звуки р и л отражается на ошибках ребенка при обучении письму. Поэтому очень важно, чтобы малыш научился на слух различать, какой звук звучит в слове. Если ребенок услышал звук р – он «заводит мотор – ррррр». Если услышал звук л – он вытягивает руки в стороны и «летит на самолете – лллл».
  • Рь или Ль? Эта игра также развивает фонематический слух малыша. Покажите малышу картинку. Это подружки Лена и Римма. С какого звука начинается имя Лллена? С Ль. Поэтому Лена любит слова, в которых есть звук ль. А имя Римма с какого звука начинается? С Р? Тогда была бы Рымма. А она Римма. Значит, со звука рь. Поэтому она любит слова, начинающиеся со звука рь. Я буду говорить слова, а ты будешь их «дарить подружкам». Только не перепутай, кому какое слово надо подарить!» После этого Вы вразброс произносите слова со звуком ль или рь. Можно слова «подбрасывать» вверх и при этом говорить: « Я тебе бросаю слово лимон. Лови. (ребенок «ловит» слово в ладошки). Кому ты его подаришь?» Если малыш путается, то можно голосом подружки сказать: «Это мое слово, я такие слова люблю. РРРРРечка – как красиво звучит рь!»

Игра 9 . Какой звук заблудился?

Интересная развивающая речевая игра, любимая многими детьми за ее юмор.

1. Я очень люблю это смешное стихотворение. Но оно замечательно не только своим юмором, но и возможностью решить важную речевую задачу – развить фонематический слух ребенка (умение определить на слух, какие звуки есть в данном слове, и не путать близкие по звучанию звуки)

Будьте добры, позовите врача!

Куда Вы звоните, какого грача?

Врача позовите, будьте добры!

Чего Вы хотите, какие бобры?

Будьте бобры, позовите грача!

Если бодры, так зачем же врача?

(В. Баширов)

Сначала прочитайте стихотворение полностью. А потом прочитайте первые две строчки и попросите малыша определить, какой звук заменили в слове – врача/грача. Так же найдите, какие звуки заблудились во втором двустишии (добры/бобры) и в третьем двустишии (бобры/бодры).

2. Стихотворение А. Шибаева «Буква заблудилась». Очень любимое детьми стихотворение. Попросите ребенка, отгадать, какой звук перепутался, и какое слово должно было получиться. Это не так просто, как кажется на первый взгляд! Пусть он произнесет правильный вариант двустишия.

Неизвестно, что случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда зашла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Посмотрите–ка, ребятки,

Р аки выросли на грядке.

(не Раки, а Маки)

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей.

(не Врачей, а Грачей)

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

(не крыСу, а крыШу)

Игра 9. Придумай предложение.

Задача игры – придумать предложение, в котором будет как можно больше слов с Р. Начинаем с предложения из двух слов. Например: Юра играет. Добавляем в него другие слова с Р. Радостный Юра играет в барабан. Другие возможные окончательные варианты предложений: Грустный Рома по вечерам красит краской раму. Егор собирает на огороде красные красивые крупные помидоры. Жора утром во дворе рубит дрова топором. Самые интересные предложения получаются от сотворчества взрослого и ребенка, когда каждый из них вносит свой вклад и свои идеи.

В аналогичную игру можно поиграть со звуком рь. Или сразу с обоими звуками – и р, и рь. Например: На берегу реки растет кудрявая рябина.

10. Запрещенное слово.

Очень люблю эту игру. И она очень полезна для подготовки ребенка к школе. В ней развивается произвольность, т.е. умение ребенка управлять своим поведением.

Правило игры – нельзя повторять запрещенное слово.

Вы говорите слова с р (обязательно должны быть три группы слов

  • Слова, в которых звук р стоит в начале слова
  • Слова, в которых звук р стоит в середине слова
  • Слова, в которых звук р стоит в конце слова.

Список таких слов дан в начале статьи. Ребенок повторяет слова за Вами, но он не должен повторять запрещенное слово. Например, запрещенное слово «ракета». Малыш повторяет за Вами: «Рысь, рыбалка, ковер». Дальше Вы говорите слово «ракета», но он его повторять не должен. Он должен например, закрыть свой рот ладошкой или показать Вам нос Буратино как знак того, что он не нарушает правило и повторять за Вами не будет. Ребенка можно путать, чередуя слова, меняя интонацию, громкость, темп и т.д.

Автоматизация звука Р в стихах.

Стихи заучиваются с ребенком наизусть. При этом надо следить, чтобы он правильно произносил в тексте стихотворения звук Р. Если ребенок ошибается, то следует попросить повторить эту строчку правильно. Ни в коем случае нельзя передразнивать ребенка и повторять за ним его ошибки. Взрослый дает только правильный образец речи для малыша!!! Заучивая с ребенком стихи, насыщенные звуком Р, мы закрепляем правильное произношение звука Р в словах и фразах.

Здесь я даю небольшую коллекцию стихов. Все стихи заучивать не надо – выберите те из них, которые понравятся Вашему ребенку.

Стихи со звуком Р для заучивания наизусть.

Сорока однажды на груше сидела,

Сорока однажды на груше сидела,

Решала сорочьи дела.

И спрыгнула раз – и обратно взлетела,

И спрыгнула два – и обратно взлетела,

И спрыгнула три – и обратно взлетела,

Но всё же решить не смогла

Сорока сорочьи дела. (Е. Бергер)

На день рождения кактусу

Подарок подарили.

И поздравленья кактусу

Любезно говорили:

Примите, милый кактус,

От нас сегодня в дар

Прекрасный-распрекрасный

Большой воздушный… … … Бах!

(И. Шевчук)

Я умею на кроватке

Простыню расправить гладко

И у скомканной подушки

Кулачком задвинуть ушки.

Я сегодня утром рано

Умывался (умывалась) из-под крана!

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

(А. Кузнецов)

По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в реку угодил,

Нос откусит крокодил.

(Е. Серова)

Веселые, проворные

Из теплых стран в апреле

Грачи, от солнца черные,

К нам в город прилетели

(Т. Золотухина)

Рано утром мы встаем,

Громко сторожа зовем:

Сторож, сторож, поскорей

Выходи кормить зверей!

Барабанщик сильно занят.

Барабанщик барабанит.

Тарара, тарара,

На прогулку нам пора!

Автоматизация звука Р в скороговорках.

Скороговорки со звуком Р для игр.

Ворона проворонила воронят (Проворонила ворона вороненка)

Всех скороговорок не перескоговоришь, не перевыскоговоришь.

Бобр добр до бобрят.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

На дворе трава, на траве дрова.

Быстро Егорка говорит скороговорку.

На травке тропка, травка на тропке.

Заяц Егорка свалился в озёрко. Бегите под горку! Спасайте Егорку!

Взал Валерка тарелку, взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка на подносе принес.

Расскажите про покупки. – Про какие про покупки? – Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Как играть со скороговорками?

Выучите с ребенком скороговорку. А затем поиграйте с ней. Вот игры из моей игровой копилки.

Игра 1. Кто так говорит?

Попробуйте сначала говорить скороговорку очень и очень медленно. Для этого представьте, что эту скороговорку говорит черепаха – ооооочень медленно, отчетливо выговаривая все звуки. А теперь скороговорку говорит Мальвина – побыстрее, но очень отчетливо и назидательным тоном (Помните, как она учила Буратино?) А теперь эту скороговорку скажет Буратино – быстро, торопливо. А теперь представим, что мы едем на машине и говорим быстро, ведь машина быстро едет. Летим на вертолете – еще быстрее. Летим на самолете – очень быстро. А на ракете сможем? Если не получится, возвращаемся к более медленному темпу. Очень-очень быстро, но при этом правильно произнося звук Р. А потом чередуем разные темпы: как черепаха – как самолет — как Мальвина и т.д.. Можно загадать друг другу загадки и отгадывать, кого Вы изображали, когда говорили скороговорку. А потом меняться ролями.

По моим наблюдениям, простое заучивание и произнесение скороговорок не всем детям интересно. А вот такие многократные произнесения скороговорки «от черепахи до ракеты» интересны всем. Обычно дети играют азартно. Причем чем быстрее скорость, тем больше азарта и увлечения игрой. А те, кто добираются до «ракеты» счастливы еще на целую неделю вперед от своего успеха!

Игру можно повторять даже с одной скороговоркой много раз. И это очень полезно. Можно менять персонажей на другие, которые больше нравятся малышу – например, от неторопливого неуклюжего медвежонка до быстрокрылой птички. Главное, чтобы это было интересно. И чтобы всегда выполнялось правило – звук Р должен быть произнесен правильно, чтобы «перейти» на следующую ступень.

Игра 2. Радио.

Покажите ребенку, как регулируется громкость на примере колонок компьютера, магнитофона или плейера (радио уже у многих дома нет, поэтому можно использовать другое название игры) Если мы крутим в одну сторону регулятор, то звук становится всё громче и громче, а потом совсем громкий. А если покрутить регулятор в другую сторону, то он становится все тише и тише, а потом совсем стихает.

А теперь начинаем в спокойном темпе произносить скороговорку, повторяя ее подряд много раз. Вы при этом показываете жестом, как «регулируете громкость радио» и говорите: «Совсем тихо – сделаю погромче – еще громче – совсем громко — ой, потише – еще тише – совсем тихо – ничего не слышно (ребенок шевелит губами, но звука нет) – громче – очень громко». Сначала сделаем задание вместе с малышом. А потом кто-то один будет радио, а другой будет «крутить регулятор» и задавать громкость радио. Потом поменяйтесь ролями.

Из моего опыта.

  • Такая игра должна проводиться быстро за 1-2 минуты.
  • Эта игра мной применяется еще в одном случае – если надо успокоить плачущего ребенка. Тогда мы начинаем говорить вместе с ним стишок и «регулировать громкость». Малыш очень быстро переключается на игру и забывает о плаче. Можно «регулировать» и громкость его плача от дикого звука «АААА», который кричит малыш до самого тихого и нежного «а», а потом и вовсе умолкнуть. Причем сначала малыш с восторгом будет и то замолкать, то кричать со всех сил это своё «а» (ему наконец «легально» разрешили это сделать! ура!) А потом начнет прислушиваться к своему голосу и регулировать его громкость плавно. Срабатывает отлично, если не применять слишком часто!

Игра 3. Отгадай интонацию.

Скороговорка произносится с разной интонацией: весело, грустно, удивленно, огорченно, сердито, возмущенно, назидательно, строго, сонно. Ведущий произносит скороговорку, остальные отгадывают его настроение.

Автоматизация звука р — творческий процесс, в котором можно и нужно придумывать свои игры, прислушиваясь к интересам ребенка. Желаю Вам успешного сотворчества с Вашим малышом! И дружбы со звуком Р!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Ребенок должен повторять слоги, слова, предложения за взрослым четко и правильно проговаривая звук Р. Работать желательно перед зеркалом, не более 15 минут.

Автоматизация звука Р.

1. Закрепление зв. «р» в словах с прямым слогом, игра «Телефон»: рак, рама, радуга, рана, ракета, роза, рота, ромашка, рот, ручка, руки, рубашка, рукав, ручей, рубанок, рыба, рыбак, рыжик, рысь.

2. ар, ор, ур, ыр, ир, ор, ир, яр, яр, ыр, ир, яр, яр, ир, ар, ор, яр, ыр, ур, эр, ар, ор, ир.

3. Отраженное проговаривание слов с обратным слогом: вар, дар, бар, пар, шар, базар, загар, повар, Макар, бор, сор, вор, хор, двор, мухомор, топор, помидор, забор, норка, коркаорден, зоркий, дозор, нора, бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, Мурка, дежурный, чурка, дырка, сыр, фыркать, ярко, ярче, доярка, актер, боксвер, монтер, шофер, костер, пятерка…юрта, Юрий, верба, герб, серп, ферма, шерсть, первый, термос, пионер, милиционер, парикмахер, кондитер, мир, пир, тир, жир, кефир, командир, пассажир, кирпич, Ира, Ирма, вирус, мираж…

4. Дополни стихи:

Носорог бодает рогом, не шутите с (носорогом).

Панцирь носит черепаха, прячет голову от (страха).

Роет землю старый крот, разрывает (огород).

Не хотел котенок мыться, опрокинул он (корытце).

5. Отгадывание и заучивание загадок:

Сам, алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется.(топор)

Красная девица сидит в темнице, а коса на улицк. (морковь)

6. Игра на внимание «Цепочка»

Дар-дар-кар; шар-вар-бар; комар-Макар-товар; хор- бор- сор- мор; горка- корка- норка-порка; Мурка-чурка-шкурка-бурка; ковер-монтер-костер; мир-тир-пир.

7. Игра «Закончи слово» Обратить внимание детей на позицию зв.»р» в словах (в начале слова, в конце слова):

Взрослый ребенок

Ра рак, радуга, рана…

РО роза, рота, рога…

РУ ручка, рука, рулон…

РЫ рысь, рыба, рынок…

АР комар, санитар, Макар…

ОР хор, мор, сор,…

УР шнур, бур, Тимур.

8. Отраженное проговаривание слогов со стечениями согласных:

БРА – БРО – БРУ – БРЫ – БРЭ; ВРА – ВРО – ВРУ – ВРЫ - ВРЭ; ГРА - ГРОР – ГРУ – ГРЫ – ГРЭ; ЗРА – ЗРО – ЗРУ – ЗРЫ – ЗРЭ; ПРА – ПРО – ПРУ – ПРЫ – ПРЭ; ФРА – ФРО – ФРУ – ФРЫ – ФРЭ; КРА – КРО – КРУ – КРЫ – КРЭ; ДРА – ДРО – ДРУ – ДРЫ – ДРЭ; ТРА – ТРО – ТРУ – ТРЫ – ТРЭ.

9. Произнесение слов со стечениями согласных отраженно:

Браво, брак, враг, град, грач, гранит, грамота, граната, кран, граница, графин, край, краб, красный, краска, крапива, правда, красавица направо, цифра, хранить, храпеть, брови, брошка, бросил, вроде бы, гром, грохот, громко, кровь, крот, срок, крошка, кросс, пробка, провод, простыня, Фрося, фронт, группа, брусника, груша, груз, груда, грубый, грудь, грузди, круг, Крым, кружка, крупа, кругом, крутой, крупный, пруд, прутик, пружина, срубить, фрукты, брынза, брызги, грызуны, крыса, крышка, закрыть, прыгать, прыжок…

10. Отгадать загадки, заучить текст загадок.

11. Придумывание стихов, подбор детьми похожих по звучанию слов к слогам, произносимых врослым:

КРЫ – КРУ – КРА - … (идет игра, спать пора, высокая гора, вкусная икра).

БРА – БРО – БРЫ - … (возьму ведро, едем в метро, …).

ТРА - ТРЫ – ТРО - … (пьем ситро, у нас патрон, ….).

12. Проговаривание трудных слов (с двумя буквами «Р»): простор, разгар, разговор, квартира, мрамор, маршрут, кругозор, проверка, развернуть, разорвать, проворный, простор.

13. Отгадать загадку и выучить наизусть:

Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят (месяцы).

14. Отраженное проговаривание и пересказ по цепочке:

Рассказ «Утро»

Федор встает с первыми петухами. Быстро одевается. Надо идти на стройку. В термосе есть чай. Но Федор его утром не пьет. Он достает кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку и выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

15. Игра «Если бы мы были художниками». Подбор слов со звуком «Р» к темам:

Нарисуем: огород (горох, помидоры, укроп, петрушка, морковка, ….)

Пруд, озеро, рыбы (карп, караси, ерши, верхоплавки, сорожки, …);

Утром Маша проснулась рано, собиралась в детский сад. В саду – завтракала, играла в песке, прыгала со скалкой, кружилась на карусели, собирала в корзину листья, убирала в группе игрушки. Была дежурной, накрывала столы к обеду, кормила рыбок…

16. Проговаривание чистоговорок:

Тара-тара-тара-та, у крыльца растет трава.

Тара-тара-тара-ра, ушли кони со двора.

Тара-тара-тара-ра, кака из каждого двора выезжают трактора.

Тара-тара-тара-ра, заплясала мошкара.

17. Заучивание и отработка скороговорок:

Прыгают на языке скороговорки, будто караси на сковородке.

Рассказать вам про покупки?

Про какие, про покупки?

Про покупки, про покупки, про крупу, да про подкрупки!

Отраженное проговаривание и пересказ ребенком самостоятельно сказки Л. Н. Толстого «Ворона и рак».

Текст : Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда ему грозит. Задумался, как ворону заставить рот раскрыть. Хитрый рак хвалит родителей вороны: « - Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!». Ворона отвечает: - У – гу!, - а рта не раскрывает. Рак продолжает: - «Помню твоих братьев и сестер. Хорошие были птицы!» - Угу!, - второй раз отвечает ворона, а рта не раскрывает. Тогда рак стал говорить про ворону: - Хорошие они все были, а все не такие как ты. Ты лучше их! - А – га! – обрадовалась ворона и раскрыла клюв. Рак упал в озеро.

В названиях, каких овощей есть звук «Р»? (горох, укроп, петрушка, картофель, арбуз).

Фрукты: персик, груша, виноград, гранат, хурма.

Ягоды: красная смородина, черная смородина, крыжовник, черника, брусника, виктория.

Грибы: сыроежки, грузди, рыжики, мухомор, боровик, подберезовик.

Профессии: артист, рабочий, тракторист, шофер, врач, инженер, кондуктор, слесарь, шахтер, металлург, монтер, парикмахер, радист, балерина, повар, конструктор, бухгалтер, дворник.

Транспорт: трамвай, метро, троллейбус, грузовик, автокран…

Ответь одним словом: Кто чирикает? Кто кричит: «Кар, Кар»? Кто играет в театре? За что дают премию? Что хранится в картинной галереи?

Заучивание пословицы :

Дружба и братство дороже всякого богатство.

Тот герой, кто за Родину горой.

Враг боек, да наш народ стоек.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

На чужой сторонушке рад одной воронушке.

Дополнение рассказа:

«Сороконожка» Жила-была (сороконожка). У нее было сорок (ножек). Один раз собралась (сороконожка) в гости. Выглянула в окошко. А на улице (дождик). Стала (сороконожка) надевать калоши. Когда все сорок (ножек) обула, дождь уже кончился. Стала сороконожка снимать галоши, когда все сняла пошел снег. Наступила зима. Стала (сороконожка) обувать валенки. Пока надела (сорок валенок), зима прошла. С тех пор ходит (сороконожка) босиком.

Проговаривание скороговорок. Заучивание наизусть.

Из-за леса из-за гор едет дедушка Егор.

Проворонила ворона вороненка.

Курочка шустра, пестра, уточка с песка плоска.

Дала мама Ромаше сыворотку из под простокваши.

Отгадывание загадок:

Два братца пошли в воду купаться (ведра).

Серый, усатый, морковку грызет, да не в лесу живет (кролик).

Черный, проворный, кричит «Крак», червякам враг (грач).

Игра «Если бы мы были художниками» - нарисуем зоопарк:

Какие животные и птицы в названиях которых есть зв. «р» живут в нашем зоопарке? (зебра, крокодил, кролик, горный баран, тигр, рысь, мартышки..)

Инсценировка диалога в лиц ах:

Воробей, чего ты ждешь? Крошек хлебных не клюешь?

Я давно заметил крошки, да боюсь сердитой кошки.

Козочка, где горох растут?

Не знаю.

А откуда у тебя стручки на рогах?

Кисонька Мурысонька, ты где была?

На мельнице?

Что там делала?

Муку молола?

Из муки что делала?

Печенье пекла.

С кем ела?

Не ешь одна, не ешь одна.

Отраженное проговаривание и пересказ текста:

«Тигр». Изо всех животных самое дерзкое – тигр. Шкура у него рыжая, пестрая. Оттого и не видно его в рыжей густой траве. Лежит он в траве, а как завидит добычу, прыгает и одним ударом сшибает быка с ног. Все тигра боятся. И человеку тигр опасен. Есть тигры, которых зовут людоедами. Охотники рассказывали, что это старые тигры. Им уже не догнать быстрого оленя. Вот они и караулят дикого путника. А на это у них хитрости хватает.

Рассказ «Что вкуснее?»

«Во время обеда продукты поспорили: кто из них вкуснее. Котлета сказала:

Я вкуснее всех, потому, что из мяса.

Суп сказал:

Я вкуснее всех, потому что я из курицы.

А салат им в ответ:

Я вкуснее всех, потому что я из овощей.

Я вкуснее всех, потому что я из фруктов, - возразил компот.

Я вкуснее всех, потому что я из творога, - вмешался в спор пирог.

Я вкуснее всех, потому что я из рыбы, - крикнула запеканка.

Пюре сказало:

Я вкуснее всех, потому что из яблок.

Квас закричал:

Я вкуснее всех, потому что я хлебный.

Кисель не согласился:

Нет, я вкуснее всех, потому что я из малины.

А каша ему:

Я вкуснее всех, потому что я молочная.

Таня услышала спор продуктов и сказала:

Не спорьте, вы все очень вкусные. Я вас всех скушаю с удовольствием».

Задания к тексту:

Выделить из текста слова со зв. «Р» (продукты, фрукты, творог, пирог, рыба)

Автоматизация звука РЬ.

Отраженное проговаривание слогов: ри, ре, ря, рю, ре, ря.

Игра «Закончи слово»: Ва- ря, зве – ри, Бо-ря, за-ря, ги-ри, гово-ри, отво-ри, мо-реи т.д.

Автоматизация зв.»РЬ» в словах: (отраженное проговаривание): Рита, Рига, рис, рисунок, фонари, пузыри, порядок, наряд, снаряд,

Марина, Ирина, двери, гири, звери, старик, редька. Репа, речка, ряд, ремень, рядом, моряк, моря и т.д.

Игра «Кто самый внимательный» - повторить цепочку слогов:

Ря-ри-ре; ря-ри-ри; ре-ри-ря; ре-ря-ри; аря-оря-уря; арии-юри-ери.

Дополни стихи за логопедом .

Ходит по лесу хрюкающий маленький (зверек).

Где обедал воробей, в зоопарке у(зверей).

На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его (скворец).

Все привыкли мы к порядку, утром делаем (зарядку).

Посмотрите на Иринку, ест Иринка (мандаринку).

Введение в обратный слог. Проговаривание:

А-рь, о-рь, у-рь, ы-рь, и-рь, я-рь, е-рь, а-рь-ы-рь, урь-ырь, урь-ярь. Урь-ирь, ерь- ирь, ирь-ярь, ирь-орь.

Проговаривание зв. «РЬ» в прямых и обратных слогах:

ря-арь, арь-ря, ре-орь, орь-ре, урь-рю, рю-урь, ирь-ри, ирь-ри.

Самостоятельное проговаривание слов со зв. «РЬ» в прямых и обратных слогах игра «Домино» на зв. «РЬ» .

Отраженное или самостоятельное проговаривание предложений:

Ирина моет дверь.

У дома горит фонарь.

Марина примеряет кофту.

Сибирь – богатый край.

У Бориса модный ремень.

Хорек несет курицу.

Рита моет репу и редис.

Дополнить предложение с помощью картинок или самостоятельно составить предложение с заданным словом.

Боря нарезал огурец на (тарелку).

На заборе сидит (курица).

У реки корявое (бревно).

Ребята во дворе привязали (веревку).

Андрей читает свой (букварь).

Отгадывание загадок, заучивание текстов:

Утка в море, хвост на заборе (поварешка).

Из горячего колодца через нос водица льется (чайник).

Заучивание считалок:

У Марины мандарины, мандаринов было пять. Мандаринов было пять, ребятишек двадцать пять. Пришла к Марине Олечка- А ты дели по долечкам!

Игра соревнование «Кто больше? Придумать слова со зв. «РЬ» За каждое правильно подобранное слово ребенок получает фишку.

Итог.

1. Проговаривание: третий, трибуна, древний, треск, Гришка, дремать, тревога, трюм, Андрей, треска, тряпка, кудри, …

2. Автоматизация а слогах типа: ПРЕ – БРЕ: премия, прятки, предмет, прятать, прекрасно, бревно, бредит, прежде, природа, бригада, привычка, бритва, приказ, брить, прическа, бригадир, пряник, брюква, прямо, брюки. Марина покупает пряники. Ирина прекрасно рисует. У Бориса новые брюки. Ире поставили компресс. Ребята играют в прятки.

3. Автоматизация в слогах типа: КРЕ - ГРЕ: крем, гребень, крепко, греть, крик, гречка, крикнуть, грива, криво, гриб, крюк, крючок, Гриша, грядка, крякали, грязь. На берегу реки крякают утки. Григорий копает грядки. У рыбака на крючке карп. У Марины в тетради кривые буквы. У петуха красивый гребешок.

4. Дополнить стихи: Красные щечки, пестрые платочки. Хлопают в ладошки веселые (матрешки). И сейчас же щетки – щетки затрещали как (трещотки).

5. Заучивание скороговорок:

В аквариуме у Харитона 4 рака и 3 тритона.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

Три дерева, три тетерева.

За деревней, за поселком пела, пела перепелка.

Перепел прилетел, перепелку перепел.

6. Развитие фонематического восприятия. Выделить на слух из текста и назвать слова со звуком «РЬ»; отгадать загадку и заучить наизусть:

В деревянном домике маленькие гномики. Уж такие добряки – всем подарят огоньки (спички).

Стук и бряк, бряк и стук, трюки, трюки, трюки, трюк.

7. Пересчитывание предметов: один гриб, два гриба, …, пять грибов (орехов, редисок, матрешек, снегирей, пряников, стрекоз, берез, …).

8. Игра: «Кто больше?» (Имена): Андрей, Марина, Рита, Ирина, Дарья, Борис, Сережа, Валерий, Варвара, Юрий, Кирилл, Григорий, Римма, Лариса, Марья.

9. Игра «Домино» на «РЬ».

10. А) Самостоятельное составление предложений по картинкам: Борис принес грибы в ведерке. Марина покупает пряники. Ребята играют в прятки на берегу реки. Гриша поймал стрекозу. На грядке растет редька и редиска. Сережа примеряет рубашку.

Б) Отгадать загадки, выучить:

Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце (поросенок).

Кто без бревен через реки моты кладет? (мороз).

Полюбуйся, посмотри – Полюс Северный внутри! Там холодный снег и лед, там сама зима живет (холодильник).

Блещет в речке чистой спинкой серебристой (рыбка).

В) Проговаривание и пересказ рассказа «Товарищ»

У Бори два товарища: Сережа и Гриша. Ребята учатся в третьем классе. Как то Боря не решил пример. Пришел он в школу и говорит товарищам: - Помогите мне, пожалуйста! Гриша говорит Боре: «- Спиши пример у меня, я решил правильно». А Сережа говорит: «- Не списывай, Боря. Я тебе объясню и ты решишь пример сам!».

Заучивание считалок:

Шел по берегу петух. Поскользнулся в речку бух! Будет знать петух, что впредь, надо под ноги смотреть!

Две сестрички, две кукушки повстречались на опушке. Сели рядом на суку и кричат ку – ку, ку – ку!

Мимо речек, мимо сел, шел и трех овечек вел. Вел из леса трех овечек, один серенький козел.

Скороговорки: Марина грибы мариновала, Марина орехи перебирала. Лень, отвори дверь, а то сгоришь! Хоть сгорю, но не отворю.

Работа над деформированным текстом.

«Мыльные пузыри». Взяли соломинки, и стали пускать пузыри. Сначала решили, налит воду в таз. Борис и Варя захотели пускать мыльные пузыри. Потом положили мыло и перемешали.

Чтение логопедом рассказа по отдельным предложениям. Отраженное проговаривание по предложениям. Восстановление текста (цепочкой) по одному предложению. Пересказ пологостью одним из детей, остальные следят за произношением зв. «РЬ».

Заучивание «дразнилок» И. Демьянова: Наша утка крякала, а Сережка якола: - Я сумею, я смогу, я быстрее пробегу! Отдохни немножко, яколка Сережка.

Исправить предложения: Коза принесла сено девочке. Мальчик потерял библиотеку и книги. Мяч ударил мальчика и разбил стекло.

Внимательно выслушать, ответить на вопрос: Петю встречал Миша. Кто приехал? Охотник шел за собакой. Кто шел впереди? Лента уже пояса. Что шире?

Отраженное проговаривание и пересказ рассказа «Приключения Сережи». Было лето. Сережа шел по берегу речки. Неожиданно из-за куста вылетела утка. Сережа подошел к кусту. Оттуда выбежали маленькие утята, они бежали к матери, а она сидела у воды и кричала. Утята еще не умели летать. Сережа смотрел, что будет дальше. Утка спустилась в речку и поплыла. Она все кричала и звала утят. Они вошли в воду и быстро поплыли за матерью.

Рассказ «Гриша». Аналогичная работа. Пришел однажды Гриша из леса и принес ежа. Кошка Варька – цап ежа лапой! А еж спрятал голову и выставил остренькие колючки. Уколола Варька лапку. Обиделась, спряталась в угол. Сидит Варька в углу, лижет лапу, а на ежа и не смотрит. Вспоинить и назвать слова со зв. «РЬ», встретившиеся в рассказах (берег реки, кричала, смотрел, быстренько, за матерью, пришел, принес, Варька, спрятал, остренький, …).

Иногда у детей период автоматизации звука Р в звукосочетаниях -ДР-, -ТР- затягивается. Такого речевого материала не так много. В пособии собран речевой материал разных авторов. Для удобства пользования он разбит на страницы. Каждую страницу можно распечатать и предложить родителям в качестве домашнего задания на закрепление звука Р в речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевой материал для автоматизации звука Р

дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро

Драка, драный, драться.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дроссель.

Друг, дружба, дружный,дружить, другой.

Дра-дра-дра, ливень льёт, как из ведра.

Дро, дро, дро - у нас красивое ведро.

Дро-дро-дро, матрос несёт ведро.

Дру-дру-дру, трутень лезет по ведру.

Дры-дры-дры, хитры гномы и мудры

тра-тры-тро-тру
тры-тро-тру-тра
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус.

Быстрая, завтрак, стража, страна, страница, острая, пёстрая, штраф, шустрая.

Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость.

Метро, стройка, патрон.

Трубка, труд, трудный.

Трубить, трудиться.

Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

Тра, тра, тра - погуляли до утра.

Тра, тра, тра - мы сидели у костра.

Тры, тры, тры - наши мальчики быстры.

Тры, тры, тры - зажигаются костры .

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ -ТР- И –ДР-

Тропка не видна в траве. На метро можно быстро доехать до центра. Дуют ветры. Матрос поднимает трап. Труд нам необходим. Трофим рубит дрова. Ведро стоит на траве. Подруги пошли в театр. У выдры ценный мех. Дрозды вьют гнёзда. Моего друга зовут Петруша. Друзья помогают друг другу. Завтра мы с другом идём в театр. Трофим идёт на стройку. Петр видел страуса и выдру. В тетради осталась одна страница. Трофим и Петр дружат давно. Втроём мы быстро закончили строгать доски.

Автоматизация звука [Р]

Звук [Р] в слогах и словах со стечением «тр» и «др»

Звук [Р] в слогах «тр» и «др»:

Тра – тра – тра дра – дра – дра атр – атр – атр адр – адр – адр

Тры – тры – тры дры – дры – дры ытр – ытр – ытр ыдр – ыдр – ыдр

Тро – тро – тро дро – дро – дро отр – отр – отр одр – одр – одр

Тру – тру – тру дру – дру – дру утр – утр – утр удр – удр – удр

Трэ – трэ – трэ дрэ – дрэ – дрэ этр – этр – этр эдр – эдр – эдр

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в словах:

* Трап, тралл, тр а вы, травка, трасса, тракт, трата, матрас, тетрадь, трос, троль, трое, тройка, трость, тропик, трогать, тропка, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трудный, трус, трудности, трусость, трудно, трубы, ватрушка, петрушка, поутру, сотру, сотрудник, отрывок, шатры, отрыжка.

* Трава, трамвай, трамплин, траншея, трагедия, отражение, витражи, тропа, Трофим, тростник, тропинка, троллейбус, утро, хитрость, труба, трусишка, трушу, трубит, трубач, трубочист, отруби, трын-трава, осётры, гетры, метры, осмотры, литры, театры, педиатры, ветры, хитрый, отрывать.

* Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр, фильтр.

* Драка, дранка, драп, драить, квадрат, удрал, отодрать, дровни, дробь, дрожь, дрожжи, дротик, дрозд, дробный, ведро, бедро, ядро, космодром, подросток, друг, дружба, дружно, подружка, подруга, дрыгать, надрыв.

* Драчун, драже, дракон, дразнить, вёдра, выдра, пудра, недра, эскадра, подражать, дрова, дрозды, дрожать, дровосек, бодро, мудро, мудрость, другой, дружина, друзья, дружить, водрузить, кадры, кедры, щедрый, подрывать.

* Сидр, кадр, кедр, бодр.

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в предложениях:

Повтори предложения:

* Трофим трубил в трубу. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. Матросы тянут трос. Уважайте труд, любите труд! У метро кинотеатр для детей. На остановке стоит трамвай. У Петра много друзей. Трофим дрожит от холода. Подросток несёт ведро. Трофим поит лошадь из ведра. На траве лежат дрова. На ветках сидят дрозды. Я слушал с друзьями дружное пение дроздов. Тропка на травке, травка на тропке. Трое трубачей трубят в трубы.

Повтори чистоговорку. Чётко произноси звук [Р]:

Тру – тру – тру - встану рано поутру.

Тра – тра – тра - в детский сад идём с утра.

Тра – тра – тра - а мы поём с утра.

Тру – тру – тру - дрожат листочки на ветру.

Тро – тро – тро - в садик ехали в метро.

Тры – тры – тры - плывут большие осетры.

Тры – тры – тры - в сказках гномики хитры.

Выучить наизусть стихотворения. Следить за чётким произношением звука [Р]:

Т р уба т р убит, т р уба поёт. Под р уга выд р а у бобра.

Идёт по улице народ. Она проворна и хит р а.

Т р убач т р убит в т р убу не зря: Бобёр и выд р а поут р у

Сегодня первое сентября! Играют в новую игру.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р]

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ-ДР-

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р]

дра-дры-дро-дру

дры-дро-дру-дра

дро-дру-дра-дры

дру-дра-дры-дро

Драка, драный, драться.

Драже, драчун, дрова, дрожать.

Вёдра, выдра, пудра, эскадра.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дрок, дроссель.

Друг, дружба, дружный дружить, другой.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].

тра-тры-тро-тру

тры-тро-тру-тра

тро-тру-тра-тры

тру-тра-тры-тро

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].

Травка, травма, трап, трасса.

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус. Быстрая, завтра, завтрак, завтракать, стража, страна, страница, странный, странник, острая, пёстрая, штраф, шустрая. Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость. Метро, стройка, патрон. Трубка, труд, трудный. Трубить, трудиться. Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ -ДР-, -ТР-

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].

Друзья поднимаются по трапу. На стройку мы приехали в трамвае. У матроса трубка. Подруги увидели страуса. Дрозды - дружные птицы. В нашей стране много кедра. Дрова лежат на траве. Ведро стоит около костра. На этой странице нарисован театр. Завтра мы поедем на метро.

Выучить скороговорки, отработав произношение звука [Р].

На дворе трава,

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве двора.

На травке тропка, травка на тропке. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Стихи на автоматизацию звука Р в сочетании ДР-ТР

Дружная драка

Трое друзей дружно дрались,
Кондрат и Трофим помогать им взялись,
Драка закончилась, тройка смеется:
«Дружными быть не всегда удается!»

Театр

Петр Дроздов – наш педиатр
Завтра пойдет с другом в театр.
Будет отрывок о том как матрос
Утром трудился завязывать трос.

Страус

Страус от страха в песок закопался,
Очень дрожал! Так испугался!
«Страус, не бойся!», - сказали все дружно,-
«Смелым ты будь – получишь ватрушку».

Министр

Щедрый министр по центру гулял,
Дружным подросткам конфеты давал,
А драчуны штраф получали,
Чтобы других не обижали.

Хитрый Трофим

Хитрый Трофим на стройке служил,
Трудиться Трофим совсем не любил.
Строгий начальник его отругал,
Трудолюбивым Трофим тут же стал.

Нет кострам!

В лесу на траве не жги ты костры!
Стражники леса очень быстры,
Выпишут штраф, отругают тебя:
«Лес ты не трогай, люби, как себя!»

Трудный день

Трудный день сегодня у Трофима:
Он дрова целый день колол,
Поделился с другом бензином,
И свой драндулет завел.

Мудрость

Выдра дрозду мудрость сказала,
Очень важной себя выдра считала.
Мудрость эту дрозд запомнил,
Хоть ни слова он не понял.

Заблудился

Тропинка Петра далеко завела,
Подруга его очень долго звала,
Вдруг, Петр услышал подруги той зов,
Он к ней побежал мимо кустов.

Стройка

У нас на стройке трап, траншея,
Труба, трамплин, пила и трос,
Тут доски, стружка, литры клея,
А в центре стройки лежит тёс.

Стружка

Дед Иван полено строгал,
Стружки с травы он не сметал,
Бабушка Глаша его отругала,
Больше строгать на траве не давала.


Одной из наиболее распространённых причин, с которой обращаются к логопеду - ребёнок не выговаривает звук "Р". Родители беспокоятся, что их малыш будет "картавить" всегда, но это не так. Если целенаправленно заниматься коррекцией звукопроизношения, то можно получить красивый звук. Нарушения могут быть разными - это пропуск звука, его искажение или замена. Для того чтобы начать коррекционную работу, нужно знать причины нарушения звукопроизношения. Рассмотрим в статье, как поставить звук "Р".

Причины нарушения произношения "Р"

  1. Короткая подъязычная уздечка. Решить эту проблему можно 2 способами: подрезать уздечку (операцию выполняет хирург) и подобрать способствующие её растяжке.
  2. Нарушение тонуса языка. Это наиболее распространённая причина. Артикуляция звука "Р" - довольно сложная, и язык должен быть хорошо подготовлен для того, чтобы произносить этот звук.
  3. Слабый выдох. Во время произнесения "Р", язычок вибрирует (ведь именно в результате вибрации и получается "рычание"), а это становится возможным, если у ребёнка сильный выдох.

Артикуляционные упражнения

Перед тем как поставить звук "Р", необходимо подготовить артикуляционный аппарат специальными упражнениями, которые направлены на улучшение тонуса языка и выработку правильного уклада для данного звука. Вот примеры упражнений:

  • "Лопаточка" - широкий язык лежит на нижней губе. Направлено на нормализацию тонуса языка.
  • "Иголочка" - узкий язык тянуть вниз, как будто пытаетесь дотянуться до подбородка. Это упражнение также необходимо для улучшения тонуса языка.
  • "Чашечка" - кончик и боковые края языка поднять вверх, чтобы было похоже на "чашечку". Это базовое упражнение для формирования верхнего подъёма языка.
  • "Грибок" - передняя часть языка как бы "прилепляется" к нёбу, в этом время нужно поднимать и опускать нижнюю челюсть. Это упражнение для растяжения подъязычной уздечки.
  • "Барабанщики" - произносить многократно звук "Д", постепенно ускоряя произношение. Главное, чтобы звук был чётким.

Это самые основные упражнения для постановки звука.

Постановка звука "Р"

Она осуществляется несколькими способами. Не стоит думать, что постановка произойдёт быстро. Всё зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и от того, насколько его артикуляционный аппарат хорошо подготовлен.

  1. От упражнения "Барабанщики". Этот способ ещё называют "Завести мотор". Здесь за основу взято одноимённое упражнение. Нужно взять ватную палочку и, когда ребёнок произносит "ддд", разбалтывать кончик языка движениями из стороны в сторону. Должно получится "ДР", потом именно с этого сочетания следует начинать автоматизацию.
  2. От упражнения "Грибок". Здесь ребёнок уже самостоятельно, без механической помощи, пытается произнести "Р". Взрослый просит его с силой подуть на кончик языка, чтобы получился звук.

Способов постановки звука множество. Но эти два способа являются самыми распространёнными, можно даже сказать, классическими.

Автоматизация звука "Р" в слогах

После того, как звук был поставлен, нужно незамедлительно переходить к автоматизации звука "Р". Закрепление строится по принципу "от простого к сложному". Начинается работа всегда со слогов. Подбор речевого материала зависит от того, каким способом постановки пользовались. Если от звука "Д", то автоматизация начинается с таких слогов:

  • ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЫ.
  • ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЫ.

Если звук появился благодаря второму способу, то следует брать следующие виды сочетаний:

  • РА, РО, РУ, РЫ.
  • АР, ОР, УР, ИР.

Когда одна группа слогов будет автоматизирована (ребёнок не будет допускать ошибки при произношении), следует переходить к словам.

Закрепление в словах

Следующий этап в автоматизации - это отработка звука в словах. Всегда подбираются слова, содержащие отработанный слог, иначе ребёнок может допустить ошибку. Ещё одним важным нюансом для словесного отбора является доступность его для ребёнка, т.е. он должен понимать, что это слово значит. Иначе, будет больше думать не о том, звук, а о поиске значения незнакомого слова. Ниже будут даны примеры слов, которые рекомендуется брать на начальном этапе.

Многие допускают следующую ошибку: отрабатываются только существительные, а прилагательные и глаголы забываются. Их тоже нужно включать в процесс автоматизации, потому что не все дети могут свободно образовывать их от существительных.

Слова на "РА"

  • РАМА;
  • РАДУГА;
  • РАБОТА;
  • РАКЕТА;
  • РАССКАЗ;
  • РАКУШКА;
  • РАДОВАТЬСЯ;
  • РАДУЖНЫЙ.

Виды работ

Кроме повторений слов, используются и другие виды работ для автоматизации звука в словах, которые положительно влияют не только на произношение, но и способствуют развитию фонематического слуха, и синтеза. Например:

  • придумать самостоятельно слова на определённый слог;
  • составить из букв слово (это для детей старшего дошкольного возраста);
  • определить, где находится звук в слове: в начале, середине или конце.

После того, как были отработаны несколько слов, следует переходить к закреплению в словосочетаниях. Будьте внимательны: многие пропускают этот этап, потому что не считают его нужным. На самом деле, он как раз служит плавным переходом от произнесения отдельных слов до предложений.

Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях должна проходить одновременно - не нужно работать только с одним слогом и одними словами. Если будете работать по такому принципу, процесс автоматизации затянется. В занятие по автоматизации звука "Р" должна включаться отработка:

  • нового слога;
  • другого слога в словах, словосочетаниях и предложениях.

Закрепление звука в предложениях

Вообще, этап автоматизации звука "Р" в словах и предложениях - один из самых обширных, потому что выбор речевого материала расширяется. И нужно быть очень внимательными: ведь после предложений идёт самый трудный для ребёнка и родителей этап - введение звука в связную речь ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы автоматизация звука "Р" в словах и предложениях была проведена качественно. В самом начале работы с предложениями, нужно стараться максимально включать в работу отработанные слова. Необходимо, чтобы предложение было наполнено звуком "Р", например:

Рая была рада радуге.

У Раи росли розы.

У Розы в руках рыба.

Постепенно предложения удлиняются и уменьшается количество слов со звуком "Р", потому что в обычной речи, люди не используют такие насыщенные предложения.

Потом можно усложнить задачу: попросить ребёнка самостоятельно составить предложения из подобранных слов. Это помогает не только в коррекции звукопроизношения, но способствует развитию грамматического строя и формированию связной речи.

Хорошим упражнением будет составление предложения по картинкам или небольшого рассказа. Картинки должны быть понятными ребёнку и содержать отработанные слова. Это упражнение уже направлено не просто на автоматизацию звука в предложении, но и на формирование связной речи.

Дифференциация звуков

Этот этап работы необязателен, но он необходим в тех случаях, когда ребёнок путает в своей речи звуки "Р" и "Л". При произнесении язык находится у них в одном положении, поэтому они могут их путать. Ещё такое часто встречается, когда в детской "Р" не было, и он заменял его более простым "Л".

Как всегда, работа начинается со слогов. Берут слоги с чередованием:

  • РА-ЛА-РА;
  • ЛА-ЛА-РА;
  • РА-РА-ЛА.

Когда сочетания слогов произносятся безошибочно, берутся слова, в которых есть и "Р", и "Л", например: крокодил, мармелад, кораллы. Хорошо после слогов брать скороговорки и чистоговорки, которые в самом начале нужно проговаривать медленно, постепенно ускоряя темп, но чтобы произношение всех звуков оставалось чистым. Пока чередование "Р"-"Л" не отработано, не рекомендуется в предложения включать слова, в которых бы находился звук "Л".

Не все родители готовы заняться самостоятельно постановкой и автоматизацией звука "Р" в словах и предложениях. Для многих взрослых эта работа кажется очень сложной. В этом случае пригодятся услуги логопеда. Сейчас сложно попасть на занятия к логопеду, который работает в детском саду. Многих родителей очень выручает логопедический центр.

Логопед проведёт диагностику, определит ребёнка и установит причину из-за которой возникло нарушение звукопроизношения. На основе полученной информации, составляется план коррекционной работы, в котором учитываются индивидуальные возможности ребёнка. Родителям тоже нужно заниматься с ним дома, особенно во время автоматизации, потому что это время, когда у ребёнка формируется самоконтроль за речью.

Как долго может автоматизироваться звук "Р"? Звук "Р" считается одним из самых сложных по артикуляции звуков, требующим больших (для малыша) усилий. Поэтому ни один специалист не даст точного ответа на этот вопрос. Здесь всё зависит от того, как внимательно родители будут следить за речью ребёнка и насколько правильно будет подобран речевой материал. Так же большую роль играет, когда была начата коррекционная работа: чем раньше, тем быстрее пройдёт автоматизация.

Не у всех есть возможность воспользоваться услугами логопеда. Для некоторых родителей они просто не по карману. Не всегда есть возможность посещать и логопедический центр. Виды работ, кратко описанные выше, помогут родителям самостоятельно автоматизировать у ребёнка правильный звук "Р". Главное, набраться терпения, малышу в этот период очень нужна ваша поддержка. Тогда у него будет правильное звукопроизношение и красивая речь!