Проект по географии 6. Проектная работа " Занимательная география" проект по географии (6 класс) на тему. Данный проект относится к предметным областям: география и экология. участниками проекта

Проект реализуется в рамках курса географии раздела «Атмосфера» и рассчитан на учащихся 6-х классов. Проект включает в себя исследовательский и информационный блоки. Приобретённые практические знания, умения и навыки помогут накопить опорные знания для понимания процессов, происходящих в природе, подвести учеников к пониманию причинно-следственных связей и лягут в основу формирования трудного, но чрезвычайно важного понятия «климат».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Лицей г.Уварово

ПОГОДА – УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Работу выполнила

Строкова Алина

Ученица 9-б класса

Научный руководитель

Зайцева Ольга Анатольевна

Учитель географии

2007г.

ВВЕДЕНИЕ

То, что мы называем погодой, -

Это только попытка привести

В равновесие тепло и влажность

На поверхности Земли.

В своей работе «Погода – условия обитания человека» я поставила цель узнать: поддаётся ли точному измерению такая подвижная, непостоянная, разнообразная и капризная стихия, как воздушный океан, сиюминутное настроение которого мы и называем погодой.

А также ответить на вопросы: Что такое погода? Властен ли человек над погодой? Где и как делаются прогнозы? Как влияет изменение погоды на здоровье человека?

Проблема взята из реальной жизни.

Общество наше всё больше развивается, продвигается вперёд, технологии совершенствуются. Однако мы, как наши далёкие предки, зависим от капризов природы, от смены погоды.

Кому нужно знать погоду заранее?

И без того плохо, когда она портится,

Зачем же ещё мучиться вперёд?

Но всё равно дня не пройдёт, чтобы человек не взглянул на небо, не полюбопытствовал: как там облака? Каким будет день грядущий? хмурым и дождливым или ясным или солнечным.

В недалёком прошлом погодой или вёдром, называли солнечные безветренные дни. Когда шёл дождь, мела метель или падал густой снег, то говорили что на улице непогода, ненастье. Теперь погодой называют любое состояние окружающей нас атмосферы. Это состояние нижнего слоя воздуха в данное время и в данном месте. Почему мы говорим «в данное время»? Потому что в течение суток изменяются: температура воздуха, направление и сила ветра.

А почему – «в данном месте»? Потому что погода в каждом населённом пункте своя.

Пожалуй, в окружающей среде нет ничего более изменчивого, чем погода: сегодня люди изнывают от жары; завтра – мокнут под дождём; неожиданно налетает ветер, достигающий иной раз урагана, а затем он стихает, теплеет, и удивительный покой устанавливается в природе.

Правильно сказал Козьма Прутков: «Даже летом, отправляясь в вояж, бери с собой что-либо тёплое, ибо можешь ли ты знать, что случилось в атмосфере?»

В течение февраля я наблюдала температуру воздуха, ветер – это движение воздуха, облачность – состояние воздуха, осадки, которые выпали из воздуха.

Следовательно, во всех случаях наблюдения я вела за воздухом - нижним слоем воздуха (тропосферой). Здесь делается погода.

В ходе работы я проводила самостоятельные измерения основных метеоэлементов в период с 1 по28 февраля: температуры воздуха, облачности, атмосферных явлений. Чтобы представить ход дальнейших изменений погоды и предсказать её, нужно знать все элементы в их совокупности. Данные об атмосферном давлении, относительной влажности воздуха, направлении и скорости ветра, осадках были получены на метеорологической станции.

Для установления влияния изменений погоды на физиологическое состояние организма людей были взяты сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения.

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Погода и её предсказание

Переписывая скупые цифры температуры воздуха, направление ветра, показание облачности, я поняла, что за этим стоит труд множества метеорологов. Есть в нём доля работы и уваровских синоптиков.

Наблюдения за погодой на территории Уварово ведутся давно. В конце лета 1899 года на Обловке была открыта метеорологическая станция. Первым наблюдателем был учитель бывшей железнодорожной школы И.С.Петров. в 1935 году решением правительства создано Главное Управление Гидрометеослужбы СССР. Первым начальником Обловской метеостанции стала К.И.Жирнак. Станция проводила 8 наблюдений в сутки. Через каждые 3 часа, и отмечала их в месячной книжке. При выходе на площадку наблюдатель в первую очередь определял состояние видимости, количество и форму облачности, её высоту, направление и скорость ветра, температуру. На станции были установлены самописный термограф гигрограф для непрерывной записи температуры и влажности воздуха. Количества выпавших осадков и их интенсивности. Для определения нижней отметки облаков использовали прожектор, а затем построили водохранилище. Где добывали водород. Заполняли им шары и запускали их для определения высоты облаков. В зимнее время станция проводила снегосъёмки. Измерялась высота снежного покрова. При наличии ледяной корки определялась её толщина и процент покрытия коркой озимых культур.

Для изучения режима реки Вороны в 1953 году в Уварово открыт водомерный пост. Два раза в сутки измеряется уровень и температура воды, а зимой толщина льда. За время паводка при подъёме и спаде воды делается 10-12 измерений.

С 1964 года метеостанция стала располагаться в районе 2-го Уварово.

Начальник метеостанции Чарыкова Елена Алексеевна. Нашей метеостанции 107 лет. Входит в Тамбовское подразделение, относящееся к Управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, расположенной в Курске. Станция охватывает площадь 3,5га. Имеются земельные участки в совхозе «Уваровский» по всем сельскохозяйственным культурам, где через день измеряют температуру почвы, влагу, определяют фазы развития растений, промерзание почвы.

На метеостанции трудятся 6 человек, работают в две смены. Метеорологи пользуются в своей работе новыми приборами: ИВО – определяет нижнюю границу облачности, барометр – измеряет давление воздуха, анеморумбомер – прибор для наблюдения за направлением и скоростью ветра. На площадке наблюдения – психометрическая будка для определения температуры и влажности.

Штормовая информация: сильный ветер, низкая облачность, снегопад, гололёд. Всё что входит в разряд стихии, срочно передаётся в Тамбов и в Курск.

1.2 Предсказание погоды по местным признакам

Старайся наблюдать различные приметы:

Пастух и земледел в младенческие леты,

Взглянув на небеса, на западную тень.

Умеют уж предречь и ветр и ясный день

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранний хлад, опасный винограду

Так, если лебеди, на лоне тихих вод

Плескаясь вечером, окличут твой приход,

Иль солнце яркое зайдёт в печальные тучи,

Знай: завтра сонных дев разбудит дождь ревучий,

Иль бьющий в окна град…

А.С.Пушкин

Кроме научных прогнозов, бывают другие, которые не менее надёжны. Они основываются на опыте, который мы называем народными приметами.

Люди, жизнь которых тесно связана с природой, - пастухи, лесники, рыбаки или земледельцы, - постоянно наблюдают за погодой.

Первое и самое надёжное из местных признаков погоды – состояние неба, и, прежде всего облачности.

«Хотя, конечно, современному человеку капризы природы не так уж страшны: научились и почвы орошать, и тучи «разводить руками». А вот предки наши к облакам относились более трепетно: не только урожай, но и жизнь древнего человека порой зависела от «поведения» этих небесных странников. Договариваться с облаками умели лишь избранные – жрецы, шаманы, колдуны. Простым смертным оставалось одно: наблюдать и подчиняться воле «воздушных барашков».

О том, что по облакам можно предсказать погоду, говорил Иисус: «Когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так».

Авгуры, древнеримские жрецы, по цвету, форме и характеру облаков предрекали эпидемии и стихийные бедствия.

  • Если облака меняют цвет – быть дождю.
  • Перистые облака – к перемене погоды
  • Светлое облако перед восходом солнца

Обещает ясную погоду, тёмное – ненастье.

  • Облака, плывущие против ветра, - к непогоде.
  • Если солнце в облако садится, на другой

День будет дождь.

В определённое время повторяются погодные условия, которым крестьяне дали свои названия: майские возвраты холодов – заморозки в середине мая, напоминающие о зиме. Садоводам следует обязательно учитывать эти похолодания при весенних высадках. «Овечьи холода» случаются в середине июня, после стрижки овец. Бывают даже заморозки на почве, но после них наступает настоящее лето. Если на Самсонов день (10 июля) идёт дождь, то лить ему семь недель, гласит народная мудрость и часто оказывается права.

Кроме того, наблюдательный человек заметит и изменение окружающего мира: поведение животных, насекомых, цветов и листьев растений, состояние воды в водоёмах, появление характерных запахов…

Народных примет существует много. Мне были интересны те, которые предсказывали холодную погоду:

если на елях шишки выросли низко, то морозы будут ранние, а если наверху, то холода наступят в конце зимы.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Сейчас, как и тысячи лет назад, ничто не влияет столь заметно на жизнь каждого из нас, как погода, - её капризы. У людей, к сожалению, по сей день, нет собственных, врождённых средств защиты от окружающих метеорологических условий.

В отличие от настроения человека «настроение» атмосферы поддаётся точному измерению. В этом я убедилась, проведя собственные исследования.

2.1 Температура воздуха, облачность, атмосферное давление

Цель данной части научной работы – выявить и охарактеризовать закономерности изменения данных метеоэлементов за февраль для нашего населённого пункта.

Анализ графика хода среднесуточных температур привёл нас к таким выводам. Февраль 2007 года характеризовался преимущественно пониженным температурным режимом. В начале февраля температура воздуха понижалась до -18,6 0 (4.02). Это видно из таблицы . Вторая декада была значительно теплее. Самый тёплый день был 15 февраля. Температура поднялась до +1,2 0 . Наиболее холодная была третья декада февраля. 23 февраля температура составила -29,9 0 . Средняя температура за февраль в городе составила -9,5 0 и оказалась выше нормы на 1,5 0 . Максимальная температура воздуха была равна +2,3 0 , минимальная -23,8 0 . Средняя температура воздуха на поверхности снега составила -30 0 и оказалась абсолютным минимумом за весь месяц.

Сравнив с графиком изменения средних температур февраля 2006 года, мы наблюдаем следующее. В феврале прошлого года самой холодной была первая декада февраля, где температура опустилась до -28,9 0 (9.02). Самая высокая температура была 23 февраля (-1,9 0 ), последовал период относительной стабильности с чередованием температур -2 0 -4 0 .

И так было установлено, что средняя температура за период наблюдения составила -14,0 0 , на 3 0 ниже нормы.

В марте средняя температура за 15 дней составила -1,4 0 . Самый холодный день был 1 марта (-6 0 ), самый тёплый – 15 марта (+2,1 0 ). С 11 марта наблюдается повышение температуры .

Температура воздуха сильно зависит от состояния облачности и просчёты в прогнозе количества облачности влекут ошибки и в прогнозе температуры.

Полученные данные об облачности за февраль свидетельствуют о том, что пасмурных дней было 17. Дней с меняющейся облачностью 6 и 5 дней стояла ясная и морозная погода. При расчёте облачности учитывали нижнюю и верхнюю границу облаков.

Для каждой погоды характерна своя совокупность признаков. Обычно они тесно связаны друг с другом. Зимой рост давления – признак похолодания.

Из таблицы мы видим, что наиболее отчётливое увеличение атмосферного давления воздуха отмечается при наиболее выраженных низких температурах. А именно 23.02,24.02, 25.02,26.02,27.02. Давление измеряли в миллибарах.

Проведя обработку собранной информации о направлениях и скорости

ветра, я выяснила, что преобладающими направлениями ветра в феврале были северное (24 дня) и юго-восточное (15 дней). Анализируя «розу ветров» мы видим, что меньше всего ветер дул с востока. 2 дня стояла безветренная погода (штиль). Максимальная скорость ветра была 6 и 19 февраля и составила 14 м/с.

В феврале 2006 года преобладал юго-восточный (21 день) и западный (18 дней) ветер . 6 дней стояла безветренная погода. Скорость ветра была наибольшей в третьей декаде месяца и составила 12 м/с. Из анализа видно, что в феврале преимущественно преобладает в нашей местности юго-восточный ветер.

В начале марта 2007 года также преобладал юго-восточный ветер (5 дней) и юго-западный (4 дня) .

За установленный период было зафиксировано , что 11 дней из 28 выпадали осадки. Наибольшее количество осадков выпало 9 февраля -12мм. В течение месяца осадки выпадали в виде снега . Снег шёл в течение 20 дней. Максимальная высота снежного покрова составила 26см, то есть была близкой к средним многолетним значениям.

В феврале прошлого года также 11 дней из28 выпадали осадки, в основном это снег и иней. Наибольшее количество осадков выпало 17 февраля и составило 15мм. На начало февраля высота снежного покрова составила 44см.

Начало марта было сопряжено с сильными метелями и снегопадом. В результате высота снежного покрова достигла 68см, то есть увеличилась на 24см по отношению к 1.02.

В начале марта 2007 года осадков выпало очень мало (5,8мм). Осадки выпадали в виде снега 1, 5, 6 марта. В остальные дни осадков не было. 15 марта был дождь.

Наблюдались и такие атмосферные явления, как туманы и дымка. Туманы возникали из-за охлаждения воздуха. Они возникали ночью или утром, иногда оставались плотными и в дневные часы.

Дымка – явление, имеющее ту же природу, что и туман. Она морозная, изобилует кристалликами льда, но при ней прозрачность воздуха ухудшается.

При тумане, в тихую, морозную погоду на ветвях деревьев, проводах появлялась изморозь. Её можно было наблюдать 4, 5, 25, 26 февраля . 10 дней осадки выпадали в виде инея. 2 дня шла морось – жидкие осадки, состоящие из мелких капель, которые характерны для тёплого времени года.

14 февраля было зафиксировано сразу 7 атмосферных явления в течение суток (дымка, туман, снег, метель, позёмок, морось, гололёд), что случается очень редко. Одно явление сменялось другим. Гололёд был только в этот день в виде отложения плотного слоя льда на ветвях и проводах. Это произошло при охлаждении капель тумана при температуре 0,7 0 . 19 февраля не наблюдалось никаких атмосферных явлений.

2.3 Влияние изменений погоды на организм человек

Англичане говорят: «Нет плохой погоды, есть неподходящая одежда!» Так ли это? Похоже, что нет, если судить по наблюдениям.

С помощью кожи и лёгких мы узнаём о смене температуры, влажности воздуха, об осадках, о ветре, о чистоте воздуха. Зрение позволяет нам видеть игру солнечных лучей, рисунок и краски ландшафта, облачность, туманы. С помощью слуха мы воспринимаем грозы, ураганы, шум моря, горных рек.

В течение одних суток меняется не только температура, но и давление, влажность воздуха. С повышением влажности обостряется гипертония. Давление воздуха способствует возникновению гипертонических кризисов. При смене погодно-метеорологических условий наблюдаются инфаркты миокарда, мозговые инсульты.

Изменение светового режима влияет на центральную нервную систему, щитовидную железу, обмен веществ в организме.

Для установления характера влияния изменений погоды на организм человека были отобраны три возрастные категории:

1 группа – дети (10-14 лет включительно)

2 группа – подростки (15-17 лет включительно)

3 группа – взрослые (18 лет и старше).

Это было сделано для того, чтобы выявить характер влияния погодных условий на разные возрастные группы и появление тех или иных заболеваний, связанных с ними. В таблице представлены основные этапы обработки данных о наиболее распространённых заболеваниях, которые были зарегистрированы в феврале месяце в районе обслуживания лечебного учреждения.

Получилось, что чётко прослеживается закономерное повышение болезни органов дыхания среди всех возрастных групп.

При анализе статистических данных был выявлен интересный факт: больных, заболевших гриппом в феврале, оказалось 220 человек, а в январе всего 1 человек проболел гриппом. Значит, пик этого заболевания пришёлся на февраль.

Из таблицы видно, что такие заболевания, как повышенное кровяное давление, болезни сердца и пневмония характерны для взрослой

группы населения. У детей и подростков они отсутствуют.

Заболевания нервной системы характерны для детей и взрослых. Это объясняется тем, что в связи с воздействием на организм факторов внешней среды организм ребёнка и взрослого даёт сбой. Они чувствуют недомогание. Это всё влияет на психоэмоциональное состояние этих групп населения. От последствий воздушной среды, которые сопровождались травмами, пострадали все возрастные группы, но особенно взрослые – 36 человек.

Исходя из вышесказанного, делаем заключение, что большая часть заболеваний приходится на холодные месяцы года. Это прежде всего, сердечно-сосудистые заболевания, грипп, бронхит, пневмония.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведённого научного исследования, я установила следующее:

при современном уровне развития науки и техники предсказание погоды на будущее остаётся проблемой. Так краткосрочные прогнозы погоды для данного района редко бывают точны при заблаговременности, превышающей двое суток. Долгосрочные прогнозы погоды (более 30 суток), малоэффективны, а долгосрочные прогнозы климата носят характер произвольных оценок.

Цель, которая была поставлена в начале работы, мною достигнута. И вот, что получилось: таких снежных зим, как было в феврале 2006 года не было уже много лет. Снежный покров составлял 60см, на полях – 47см, а в местах сильных заносов доходил до 70см.

Этой зимой отмечены и самые низкие температуры: 8 февраля -35,1 0 . Между тем, средняя температура февраля в первой декаде по многолетним наблюдениям составляет по норме -10,7 0 . А в этом году она сложилась на уровне -22,8 0 . Зато значительно потеплело в последней декаде февраля, и был достигнут максимум температуры в 0,8 0 ниже нуля.

Февраль 2007 года оказался теплее. Его средняя температура в городе была выше нормы на 1,5 0 .Снежный покров составил 26см, на 21см ниже прошлогоднего. Первая декада марта была тёплой с малым количеством осадков (5,8мм).

Какая будет эта весна, какие сюрпризы она нам преподнесёт – ещё увидим. А что нас ожидает завтра, узнаем из прогноза погоды.

Погода – это условия обитания человека. И вот, как это ни обидно, человек не властен над погодой.

Несмотря на все жизненные коллизии, «у природы нет плохой погоды, всякая погода благодать». Я уверена в этом.

Литература

  1. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде Ленинград Гидрометеоиздат 1982г.
  2. газета «Уваровская жизнь» №12 22 марта 2006г.
  3. География. Приложение к газете «Первое сентября» №45 1998г.
  4. газета Оракул 09.2005г. «Путь белых облаков» Фирсов В.
  5. Кривич М., Ольгин О. Какая завтра погода? М. Малыш 1986г.
  6. Литинецкий И. Барометры природы М. Детская литература 1982г.
  7. Статистический отчёт Уваровской ЦРБ (февраль)
  8. Статистические данные Уваровской метеостанции (за февраль)
  9. Что есть погода проф. Зигфрид
  10. Энциклопедия для детей М. «Аванта+» т.3 1994г

Приложение №1

Таблица 1

Среднесуточные температуры за февраль 2007 года

Для населенного пункта

Дата

Сред.

темпер.

14,7 о

10,6 о

17,2 о

18,6 о

11,2 о

6,3 о

2,0 о

5,8 о

11,9 о

1,6 о

2,8 о

5,8 о

6 о

0,7 о

1,2 о

1,4 о

11 о

9,4 о

4,2 о

3,7 о

10,4 о

14,6 о

20,9 о

16,7 о

14,4 о

17,3 о

17,5 о

13,4 о

График 1

Приложение № 2

Среднесуточные температуры за февраль 2006г. для населенного пункта

Таблица 2

Дата

Сред.

темпер.

15 о

18 о

20,4 о

25,4 о

17,2 о

24,1 о

27,7 о

28,8 о

28,9 о

22,1 о

13,1 о

9,0 о

14,2 о

18,9 о

19,8 о

13,3 о

7,4 о

9,1 о

14,5 о

11 о

7 о

4 о

1,9 о

4,8 о

5,4 о

4,3 о

4,1 о

2,9 о

График 2

Средняя температура -14 о

Приложение №3

Таблица 3

Среднесуточная температура март 2007 год

Дата

Сред.

темпер.

6,2 о

2 о

0,6 о

0,7 о

2,3 о

4,1 о

3,1 о

0,4 о

4 о

4,6 о

1,3 о

0,8 о

0 о

0,3 о

2,1 о

График 3

Приложение №4

Таблица 4

Средняя облачность за день (февраль 2007 год)

Дни

облачность

дни

облачность

Пасмурно - переменная погода

Ясно

Таблица 5

Атмосферное давление воздуха (мм) за февраль 2007 г.

График 4

Приложение №5

Роза ветров за февраль 2007год

Приложение №6

Роза ветров за февраль 2006г.

Приложение №7

Роза ветров за март 2007год

Приложение №8

Количество осадков (мм) за февраль 2007

Приложение №8

Высота снежного покрова февраль 2007год.

дата

высота

снежного

покрова(см)

Чебурков Дмитрий Фёдорович,

учитель географии МБОУ «Школа № 106» г. Нижний Новгород

Проект с учащимися 6 класса по теме «Атмосфера»

Создание аналитической брошюры «Рекомендации метеозависимым людям для адаптации к погодно-климатическим условиям г.Н.Новгорода»

Этапы проектной деятельности.

1.Проблемная ситуация,

2. Проблема,

3. Цель

4. Ожидаемый продукт с критериями оценки,

5. Планирование,

6. Реализация,

9. Оценка деятельности в проекте.

Пытаются вывести проблему из предложенной ситуации.«Как адаптироваться к переменам погоды, пользуясь данными о состоянии атмосферы».

2. Определение проектного продукта

Обсуждает с учащимися, что должно помочь в решении данной проблемы: интернет, тетради, линейки, карандаши (2 цвета), ручки.

В результате обсуждения определяют, каким должен быть проектный продукт: рекомендации по адаптации для населения к изменениям погоды на основе дневника погоды, графических материалов по нему и социологического опроса.

3. Цель

Создать аналитическую брошюру «Рекомендации метеозависимым людям для адаптации к погодно-климатическим условиям г.Н.Новгорода».

4. Ожидаемый продукт с критериями оценки

    Поиск данных о погоде на сайте Gismeteo . ru .

    Графики хода температуры и атмосферного давления.

    Выводы об их взаимосвязях,

    Построение розы ветров для Н.Новгорода.

    Подготовка анкеты на тему «Погода и наше здоровье».

    Обработка материалов соцопроса «Погода и наше здоровье»

Предлагают способы создания продукта, включив в него:

1)график хода температур;

2)график хода атмосферного давления;

3)регистрацию осадков и облачности;

4)выявление взаимосвязей между температурой воздуха, атмосферным давлением, осадками и ветром;

5) построение розы ветров для Н.Новгорода.

6)опрос родственников и знакомых на тему «Погода и наше здоровье».

5. Планирование

Планирование деятельности в проекте.

Вместе с учениками составляет план работы:

1)подготовка оборудования,

2)работа над дневником погоды (поиск данных на сайте Gismeteo . ru ),

3)вычерчивание графиков (определение масштаба графиков, вычерчивание осей, определение точек по координатам графиков, вычерчивание графиков),

4)анализ графиков (взаимное влияние температуры воздуха, атмосферного давления, осадков),

5)выявление взаимосвязей между температурой воздуха, атмосферным давлением, осадками и ветром;

6) Построение розы ветров (масштаб графика, вычерчивание осей, точки на графике, вычерчивание розы ветров, выводы);

7)социологический опрос (определение состава анкеты: возраст, влияние погоды на серд.-сосуд., нерв. системы и опорно-двиг. аппарат, и степень этого влияния)

8) Обработка анкеты (свод данных, построение диаграмм по каждому вопросу, выводы).

Предлагает ученикам выработать критерии оценки конечного продукта.

Вместе с учителем составляют и корректируют план работы. Разбиваются на функциональные группы, каждая из которых выполняет отдельный сегмент работы.

1)оформление дневника погоды;

2) построение графика хода температур;

3) построение графика хода атмосферного давления;

4)регистрация осадков и облачности;

5)опрос родственников и знакомых на тему «Погода и здоровье».

Выбирают критерии оценки конечного продукта:

Аккуратность,

Наглядность,

Полнота данных,

Истинность данных,

Своевременное выполнение.

6. Реализация

Выполнение групповой проектной работы.

Контролирует выполнение плана по пунктам.

Выполняют работу в соответствии с пунктами плана.

1 группа: график хода температуры и выводы к нему.

2 группа: график хода атмосферного давления и выводы к нему.

3 группа: роза ветров и выводы к ней.

4 группа: обработка материалов соцопроса.

7. Оценка продукта на основании критериев

Определение критериев оценки проектного продукта.

Оценка

8. Вывод о степени достижения цели

Предлагает учащимся приступить к вычерчиванию графиков.

Обсуждает с учащимися результаты опроса.

Строят графики хода температур и атм. давления.

Обрабатывают результаты опроса.

9. Вывод о степени достижения цели

Рефлексивно-оценочный этап.

Беседа о взаимосвязи атмосферного давления и ветра. Анализ построенных графиков.Совместная выработка рекомендаций по рациональной адаптации к погодно-климатическим условиям Нижегородской обл.

10. Оценка деятельности в проекте.

Предлагает ученикам выработать критерии оценки собственной работы и провести рефлексию.

Проводят рефлексию своей деятельности на каждом этапе проекта, согласно критериям оценки.

Выводы

В ходе работы над проектом нами были выполнены следующие действия:

    Собраны данные о состоянии атмосферы над Н. Новгородом. (по сайту gismeteo.ru) ;

    Проанализирован дневник погоды;

    Построен график хода температур;

    Построен график хода атмосферного давления;

    Построена роза ветров;

    Проведён социологический опрос на тему «Влияние погоды на Ваше здоровье».

Нами было выявлено, что климат Н.Новгорода отличается значительными перепадами температур и атмосферного давления, однако не создаёт значительных препятствий для хозяйственной деятельности людей.

Почти половина участников опроса отметила отсутствие взаимосвязи между погодой и самочувствием. 57% респондентов указали наличие у себя той или иной степени метеозависимости.

Для метеозависимых граждан разработаны следующие рекомендации:

    Отслеживание метеорологической ситуации в городе по прогнозам погоды;

    Выявление взаимосвязи между атмосферным давлением, температурой и состоянием собственного здоровья;

    Заблаговременный приём препаратов, снижающих негативное действие перемен погоды;

    Отказ от вредных привычек;

    Физические нагрузки, сообразные возрасту и состоянию здоровья;

    Профилактическое обследование в стационарах.

Приложение. Таблица критериев оценки проектной деятельности учащихся на рефлексивно-оценочном этапе

Группа _____________________ Критерии оценивания

0 – критерий не представлен, 1 – критерий представлен частично, 2 – критерий представлен полностью.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.г.т. Балашейка

Секция География

«Роль воды как источника жизни на Земле»

Выполнили учащиеся 5б класса:

Аряпова Ксения, Конюхова Кристина,

Поселенова Ольга, Тхор Елизавета

Руководитель

учитель географии Сидорова В.М.

Работа защищена

2013-2014 уч.г.

Содержание

Введение …………………………………………………………

…………………..

1.1.Голубая планета……………………………………………

1.2. Первые живые организмы…………………………………

2.Вода – бесценная влага жизни…………………………………

2.1. Вода – составная часть всех живых организмов………….

2.2. Вода и здоровье человека………………………………….

3. Уникальные свойства воды /опыты/…………………………

4.Вода в опасности!.................................................................

5.Почему воду надо беречь?/эксперимент/..............................

Заключение………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………

Приложение………………………………………………………

Введение

Нет на Земле напитка лучше,

чем стакан чистой холодной воды.

В. Песков.

В нашей жизни вода - это самое распространенное вещество. С

научной точки зрения вода - это самая необычная, очень загадочная

жидкость.

В чём же состоит необычность воды?

Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что

стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза

существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни

человека.

Проблема: Бесконечна ли вода и нужно ли её беречь?

Объект исследования: вода.

Предмет исследования : бережное отношение к воде.

Цель исследовательской работы :

Доказать, что вода - один из уникальных и ценных ресурсов, необходимый

всему живому на Земле.

Задачи:

    Подобрать и изучить литературу по данной теме.

    Собрать и проанализировать информацию в интернет- источниках.

3.Выяснить, откуда появилась вода.

4.Узнать, сколько воды на Земле и какая она бывает в природе.

5.Выяснить, кому и для чего нужна вода, можно ли прожить без воды.

6.Узнать, исчерпаемы ли источники воды, необходимо ли их охранять.

7.Провести практические опыты, эксперименты с водой по изучению ее

свойств и экономному расходованию.

План работы:

1. Изучить литературу по теме.

2. Провести наблюдение за своими комнатными растениями и семенами.

3. Провести опыты с водой.

4. Обработать материал.

5. Сделать выводы.

Методы:

Практические: опыты, наблюдение, практический анализ.

Теоретические: изучение источников информации.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Актуальность работы заключается в значении чистой воды: где вода –

там и жизнь. Мы те, кому предстоит жить и трудиться в третьем тысячелетии

на планете Земля. Уже сегодня нас тревожат сведения о том, что мы дышим

грязным воздухом, едим загрязнённую посторонними примесями пищу и

пьём такую же плохую воду. В 21 веке проблема рационального

использования и охраны водных ресурсов становится одной из самых

острых как во всём мире, так и в России. Очень важно научиться наблюдать

природу. Уметь бережно относиться к источникам воды, значит стать

небезразличным к миру, в котором мы живем. Суметь увидеть, насколько

жизнь нашей планеты зависит от водных ресурсов.

Гипотеза:

Если о значении воды мы будем больше знать и рассказывать другим, то к

воде будем относиться очень бережно . Это утверждение даст ответ на

главный вопрос: "Почему без воды не может быть жизни на Земле?"

Вопросы, направляющие проект

    Основополагающий вопрос

1.Зачем нужна вода?

    Проблемные вопросы учебной

темы

2.Почему воду называют источником

жизни?

В чѐм уникальность воды?

Какие экологические проблемы связаны

с водой?

    Учебные вопросы

Какое значение имеет вода для человека? Зачем растениям нужна вода? Для кого вода является природным домом?

Можно ли водой любоваться?

Какими свойствами обладает вода? Какие чудесные превращения происходят с водой?

Чего на земной поверхности больше: суши или воды? Знаете ли вы, какую воду называют пресной? Сколько воды расходует за сутки одна семья? К чему может привести загрязнение водоѐмов? Как беречь воду?

1.Вода – самое большое богатство на Земле.

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете» [Антуан де Сент-Экзюпери]. Без воды наша планета так и осталась бы мёртвой и безжизненной, как и другие планеты в солнечной системе.

Откуда же она появилась?

1.1 . Голубая планета.

Вода существовала во Вселенной в виде льда или пара задолго до возникновения нашей планеты. Она оседала на пылинки и кусочки космических частиц. Из соединения этих материалов сформировалась Земля, а вода образовала в самом центре планеты подземный океан. Вулканы и гейзеры формировали нашу молодую планету многие тысячелетия . Они извергали из недр Земли фонтаны горячей воды, большое количество пара и газов. Этот пар окутывал нашу планету как одеялом Ещё одна часть воды попала к нам из космоса в виде огромных глыб льда, которые были хвостом огромнейших комет бомбардировавших нашу молодую планету.

Поверхность Земли постепенно остывала. Водяной пар начал превращаться в жидкость. Дожди обрушились на нашу планету, наполняя будущие океаны бурлящей грязной водой. Потребовалось много лет, чтобы океаны остыли, очистились и стали такими, какими мы их знаем сегодня: солёными, голубыми водными просторами и покрывают большую часть поверхности Земли. Поэтому Землю называют ГОЛУБОЙ ПЛАНЕТОЙ .

Единственная планета в солнечной системе, где возникла жизнь – это наша Земля. Есть много мнений возникновения жизни на Земле, но все они сходятся в том, что основой для зарождения жизни была вода .

1.2. Первые живые организмы.

Большинство вулканов было затоплено водами первого океана. Но вулканы продолжали извергаться под водой, подавая разогретую воду и растворенные в ней минералы из недр Земли. И там, на поразительной глубине, в близи вулканов, по мнению многих учёных, и зародилась жизнь.

Самыми первыми живыми организмами были бактерии и синезелёные водоросли. Для жизни им не нужен солнечный свет, они существовали благодаря вулканическому теплу и минералам, растворенным в воде. Но как же они выдерживали такую высокую температуру, исходящую от вулканов?

В настоящее время в океанских глубинах, как и много веков назад, находятся удивительные горячие источники, курящиеся белым и чёрным паром, их называют подводными курильщиками. Возле них живут многие виды морских животных, приспособившиеся к этой среде и, конечно же, бактерии.

Но как появились первые живые организмы?

Учёные обнаружили в космосе большое количество молекул, (это те «кирпичики» из которых состоит всё живое и неживое) из которых могли образоваться первые живые организмы. На нашу планету они могли попасть вместе с водой. А может не молекулы, а бактерии пришли к нам из космоса? Они постоянно удивляют людей умением проходить сквозь огонь и воду.

Их находили в египетских мумиях и в носу мамонта. В нефтяной скважине и льдах Антарктиды на глубине четырёх километров. Их обнаружили на атомной станции в воде. Все они были живы, здоровы и продолжали размножаться.

А может быть, жизнь на Земле зародилась одновременно разными способами? До конца эта тайна природы не раскрыта. Точно одно: на Земле было всё необходимое для зарождения жизни, нужны были лишь условия для их соединения. Этими благоприятными условиями, для зарождения жизни и её развития, стала морская вода. А подводные вулканы обеспечивали теплом и питанием.

2.Вода – бесценная влага жизни.

Во все времена вода считалась бесценной влагой жизни. И хотя

далеко позади те годы, когда брать ее приходилось в речках, прудах, озерах

и нести за несколько километров к дому на коромыслах, стараясь не

расплескать ни капельки, по-прежнему бережно относится к воде человек,

заботясь о чистоте природных водоемов, о хорошем состоянии колодцев,

колонок, водопроводных систем.

В связи с постоянно растущими потребностями промышленности и сельского

хозяйства в пресной воде со всей остротой встает проблема сохранения

существующих водных ресурсов. Ведь пригодной для нужд человека воды,

как показывают статистические данные, не так уж много на Земном шаре.

Известно, что более 70 % поверхности Земли покрыто водой. Около 95 % ее

приходится на моря и океаны, 4 % - на льды Арктики и Антарктики, и

лишь 1 % составляет пресная вода рек и озер. Значительные источники воды

находятся под землей, иногда на большой глубине.

Около 4,5 тыс. км3 - море воды - таков годовой сток наших рек. Однако

распределены водные ресурсы по территории страны неравномерною.

Потребители, используя воды, загрязняют ее, это постепенно приводит к

истощению чистых пресных вод и к необходимости принятия мер по их

охране.

Такое водоиспользование, не влияя на количество воды, существенно

сказывается на ее качестве.

2.1.Вода – составная часть всех живых организмов.

« Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного

тела, которое могло бы с ней сравниться по влиянию на ход основных,

самых грандиозных геологических процессов. Не только земная

поверхность, но и глубокие - в масштабе биосферы - части планеты

определяются, в самых существенных своих проявлениях, ее

существованием и ее свойствами» [ В. И. Вернадский].

Покрывая две трети поверхности Земли, вода влияет практически на все

процессы, которые происходят на нашей планете. Тяжело найти такое

природное тело, которое бы не содержало в себе воды. Влагу содержат даже

камни и огненная магма. Растительный мир состоит из воды на 70–95%.

Велика роль воды в жизни природы: нет жизни без воды. Живые

организмы нашей планеты приспособились ко всяким условиям: к полному

мраку и огромному давлению на дне океанов; к 70-градусной – жаре в

пустынях и к 70- градусному – холоду в Сибири и Антарктиде. Но ни одно

живое существо не может обходиться без воды.

Для того, чтобы убедиться в важности и нужности воды мы провели

несколько опытов:

    Что происходит с цветком, если его не поливать:

    Через 5 дней он завял.

    Затем полил и его водой.

    На следующий день он снова распустился.

    В ода дает новую жизнь.

1.В озьмем семечко огурца.

2.По ложим его в блюдце на влажную ткань .

3. Ежедневно смачиваем ткань водой.

4. Через три дня семечко проросло.

Все растения и животные содержат в себе воду, да и наше собственное тело

на 70-75 % состоит из воды, наши мозги – состоят из нее на 90%, а кровь –

на 95 %. Без нее не может быть ни ярких цветов, ни зелени деревьев, ни

пения птиц, ни золотых полей пшеницы.

Знаете ли вы, что при потере человеком 1-1,5 л воды (это – 2% массы

тела) появляется ощущение жажды. При утрате организмом 6-8% влаги

человек впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% воды вызывает

галлюцинации, нарушается глотательный рефлекс. Если потеря воды

превышает 12%, человек погибает.

2.2.Вода и здоровье человека.

Вода – это самое уникальное и загадочное природное образование. Это

единственный природный минерал, который находится в трех агрегатных

состояниях: твердом, жидком и газообразном, кроме этого она является

лучшим энергоинформационным носителем. Все живые организмы более

чем на половину состоят из воды, например, рыбы и животные – на 75%,

медузы – на 99%, яблоки – на 85%, огурцы – на 95%, а вот организм

пожилого человека на 50% состоит из вода, а организм новорожденного – на 86%.

По статистическим данным Всемирной организации здравоохранения около

85% заболеваний передается водой. В жизни человека вода является не

заменимым природным богатством, гораздо больше, чем нефть, газ, уголь,

железо.

В организме человека вода выполняет множество функций: помогает

усваивать питательные вещества, преобразовывает пищу в энергию,

способствует регулированию температуры тела, смазывает суставы, выводит

шлаки из организма. Научные исследования крови подтвердили, что

причина многих болезней в обезвоживании организма, которое ведет к

закислению крови. Для того чтобы организм и его органы были здоровыми

необходимо употреблять как можно больше чистой некипяченой воды.

Употребление воды можно сравнить с влажной уборкой организма,

очищением его от токсинов и шлаков. В течение суток человек теряет до

двух литров воды, а это значит, что ему нужно выпить столько же. Утром, как только мы проснулись, мы должны «запустить» организм, выпить 2 стакана воды. Это помогает нам выглядеть более ухоженными, здоровыми и красивыми. Достаточное потребление воды - это профилактика многих болезней.

3.Уникальные свойства воды.

Вода настолько уникальный растворитель, что имеет полное право

на самое почтительное отношение. В воде растворяются жидкости, твердые

вещества и газы.

3.1.Вода – растворитель.

Опыт№1.

    Насыплем в стакан с водой чистой соли и размешаем её ложечкой.

Пронаблюдаем, что происходит с кристаллами соли. Они становятся всё

меньше и меньше. Скоро они исчезнут совсем. Но исчезла ли соль.

Попробуем воду. Соль не исчезла. Она растворилась в воде. Какой можно

сделать вывод? Вода растворитель. Возьмём камешек, опустим его в воду.

Растворился ли камень? Нет. Какой можно сделать вывод? В природе есть

вещества, растворяющиеся и не растворяющиеся в воде.

3.2.Текучесть воды.

Опыт №2.

    Можно ли воду положить на стол? Нет, вода разольётся по столу. Если

налить воду в стакан, она примет форму стакана. Если наполнить ею

пузырёк, она примет форму пузырька. Вода – жидкость. Жидкость не имеет

своей формы, а принимает форму сосуда, в котором находится. Делаем

вывод: вода текучая, не имеет своей формы.

3.3.Вода прозрачная.

Опыт №3.

    Опустим в стакан с водой, а затем в стакан с молоком ложку.

Сравниваем, видна ли ложка в стакане с водой? А в молоке? Это говорит о

том, что вода прозрачна.

3.4.Вода бесцветна.

Опыт№4.

    Сравниваем цвет воды с цветом молока. Имеет ли вода цвет? А

молоко? Это говорит о том, что вода бесцветная.

3.5.Вода без запаха.

Опыт №5.

    Понюхаем воду и определим, имеет ли она запах? Не имеет, а бензин,

или йод? Это говорит о том, что вода не имеет запаха.

3.6.Капиллярность.

Кроме данных свойств вода также обладает одним из самых уникальных

свойств – капиллярностью. Многие окружающие нас физические тела имеют

пористое строение, то есть, пронизаны тонкими капиллярами. Именно

поэтому хорошо впитывают влагу полотенца, вата, бумага, дерево.

Используя данное свойство, капиллярность мы вам покажем…

Опыт №6.

    Смачиваем кусочек сахара в стакане с чаем. Все выше всползает по

нему коричневая жидкость, белый сахар буреет, оседает, расплывается.

    Для этого опыта понадобятся пять спичек.

Надломим их все посредине, согнем под острым углом и положим на

блюдце так, как показано на рисунке слева. Как сделать из этих спичек

пятиконечную звезду, не прикасаясь к ним? И здесь нужно уронить

несколько капель воды на сгибы спичек! Постепенно спички начнут

расправляться и образуют звезду.

Причина в обоих опытах одна и та же.

Волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам.

Дерево набухает. Его уцелевшие волокна «толстеют». Став толстяками, они

же не могут так сильно сгибаться и распрямляются.

/Так происходит питание растений из почвы/.

4.Вода в опасности!

Сточные воды промышленных предприятий. Какие они? (грязные и с

неприятным запахом). Если добавить грязную воду в стакан с чистой водой.

Что происходит с чистой водой? Можно ли теперь её использовать

человеку? Могут ли в такой воде жить животные? Такую воду нельзя пить.

От загрязнения морей нефтью гибнет много морских животных. Человек,

как и все живые организмы, скоро может остаться без чистой воды, если не

предпримет меры охраны воды.

Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле. Пресная вода

составляет всего около 3% водных ресурсов Земли, а на доступные людям

реки, озера и болота приходится всего-навсего 0,3% пресной воды. Поэтому

нужно очень беречь чистую воду. Растет население нашей планеты, растут

затраты воды. С развитием промышленности во всем мире наблюдается

загрязнение рек, озер вредными веществами.

Чистая и свежая вода

нам сейчас так нужна!

Как человеку воздух,

Как животным еда.

Как небу солнце -

Вода нам нужна!

Если не будет чистой воды,

То погибнут все реки и пруды.

Погибнут все народы...

Берегите, люди, воду!

5.Почему воду надо беречь.

Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и

морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих

технических производств сельского хозяйства. Пресной воды существенно

меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток.

Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их

загрязнения.

Разделы: География

Цель урока: в процессе работы над проектом учащиеся должны ознакомиться с основными видами волн в Мировом океане и причинами их возникновения; закрепить навыки работы с картой океанов; развить навыки групповой работы и работы с персональным компьютером; учиться презентовать свою работу.

Учителем заранее для групп составляются шаблоны для буклетов (использовать макеты Microsoft Office Publisher), создается папка фотографий «Волны в океане» и текстовый файл «Рекорды Земли. Волны». Эти заготовки учащиеся могут использовать для составления своего буклета. Но если вы располагаете временем больше, чем один урок для изучения этого материала, то задания для учащихся можно усложнить и попросить их самостоятельно найти фотографии и материал по рекордам к своей теме в Интернете.

До групповой работы учащимся нужно сообщить, что каждая группа изучает свой материал, готовит по нему буклет, затем защищает свою работу. Во время защиты другие группы должны задавать вопросы по теме группы на уточнение и понимание материала. Так как в конце урока проводится проверочное задание по всем видам волн на понимание темы на оценку.

Работу на уроке следует организовать в несколько этапов.

1. Подготовительный этап.

Актуализация темы:

  1. Кто был на море и наблюдал волны? Расскажите о них.
  2. Вспомните ощущения во время купания и на лодке?
  3. Может ли вода в Мировом океане быть спокойной, как в поддоне?
  4. Что заставляет воду в море (океане) перемещаться?
  5. Как внешне проявляются эти движения?

Разбить класс на 3 группы, раздать карточки-задания.

2. Групповая работа по изучению темы. Работа по карточкам-заданиям.

Карточка для группы 1. «Изучение ветровых волн»

Задания
1. Проведите эксперимент: «Налейте воду в глубокую тарелку и подуйте сначала потихоньку, затем сильно» 1.Сформулируйте причину возникновения ветровых волн.
2. Запишите в тетрадь понятие «ветровые волны»
2. Каково строение “ветровой волны”? 1. Изучите рис.49 и текст учебника на стр. 76
2. Нарисуйте в тетрадь схему волны, подпишите основные части
3.Порассуждайте над свойствами ветровой волны. Ответьте на вопросы 1. От чего зависит высота волны в Мировом океане?
2. Можно ли почувствовать волнение океана на глубине 200 метров? Почему?

Карточка для группы 2 . «Изучение цунами»

Задания Руководство по усвоению учебного материала
1. Внимательно просмотрите кадры видеофильма “Цунами” 1.Сформулируйте причину возникновения цунами
2. Запишите в тетрадь понятие «Цунами»
2. Изучите текст учебника на стр. 77-78. Вставьте в текст пропущенные слова, допишите предложения.
1. Причина возникновения цунами-
2. Скорость распространения этих волн составляет ………….. км/ч.
3. Высота волны в океане ……………….м.
4. Высота цунами у берега …………и составляет …………. м.
3. Порассуждайте над свойствами цунами. Ответьте на вопрос 1. Почему цунами не опасны в открытом океане, а опасны на побережье?

Карточка для группы 3. «Изучение приливов и отливов»

Задания Руководство по усвоению учебного материала

1. Подумайте
О каком виде движения вод в Мировом океане идет речь в отрывке стихотворения И.Бунина?

«В кипящей пене валуны,
Волна, блистая, заходила-
Её уж тянет, тянет сила
Всходящей за морем Луны.»

1. Сформулируйте причину возникновения приливов
2. Запишите в тетрадь понятие «Приливы и отливы»
2. Поработайте с картой «Океаны».
Как на карте Океанов изображаются приливы? Найдите, где на Земле наблюдаются самые высокие приливы?
1. Проанализируйте условные знаки карты Океанов в атласе с.18-19.
2. Нанеси на контурную карту приливы:
  • Залив Фанди (восточное побережье Сев.Америки.)
  • Залив Сен-Мало (север Франции)
  • Пенжинский залив (Охотское море, Россия)
3. Порассуждайте над свойствами приливов -отливов. Ответьте на вопросы 1. Как можно использовать силу приливов и отливов?
2. Какой уровень воды во время приливов или отливов отмечает береговую линию?

3. Этап оформление мини-буклета по своему заданию.

Учащиеся заполняют заготовленный учителем шаблон буклета, состоящий из 4 страниц. На 1 страницу ученики вписывают тему буклета («Ветровые волны» или «Цунами» или «Приливы-отливы») и вставляют картинку по своей теме, выбранную из папки фотографии «Волны».

2 страница – «Причины возникновения …». 3 страница «Особенности», с использованием материла текстового файла «Рекорды Земли. Волны» (выбрать подходящее для данного вида волн). 4 страница «Авторы буклета», вписываются фамилии учащихся.

4. Этап заслушивания групповых отчетов.

На данном этапе от группы выступают учащиеся, демонстрируют свой буклет через проектор, объясняя причины возникновения волн и описывая их особенности. Учащиеся других групп задают вопросы по теме группы на уточнение и понимание материала.

5. Этап Итоговое проверочное задание «Движение воды в океане».

Если позволяют технические возможности заполнение таблицы можно провести на компьютере с последующей взаимопроверкой. Если нет, то можно распечатать таблицу на карточки, чтобы не терять время на запись характеристик волн. В таблице ученики только проставляют знаки «+» и «-» напротив соответствующих видов волн.(*1, 2)

Завершающим этапом является взаимопроверка заполненной таблицы. Как показывает практика, подавляющее большинство учащихся справляется с работой на «4» и «5».

Литература к уроку:

  1. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «География. Начальный курс». Издательство «Дрофа,2002»
  2. Н.А.Никитина «Поурочные разработки по географии». Издательство «ВАКО».