Нужен ли человеку духовный наставник? Кто такой Духовный Наставник? Как найти Духовного Наставника? Методы разоблачения шарлатанов

Духовный наставник

Вопрос: Кто такой духовный наставник и какова его роль в жизни христианина?

Ответ: Для начала приведём выдержки из сборника изречений святых отцов «Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина», сборника, который очень полезно прочитать каждому православному христианину.

«Руководителем в духовной жизни для всякого христианина обязательно должен быть священник-духовник, к которому должно прибегать не только для исповеди, но и на учение».

«Постарайся всю жизнь иметь духовного отца, открывать ему свои грехи и мысли, немощи и искушения, пользуйся его советами и наставлениями – тогда удобно обрящещь Царство Небесное».

«Без ближайших руководителей нельзя свято прожить на земле. Ты найдёшь их в Церкви, где Дух Святый поставляет их пасти стадо Христово. Умоли Господа даровать тебе благопотребного духовника в час нужный, и без спроса твоего он изречет тебе утешительное слово. Дух Божий научит его, что подобает сказать тебе, и ты услышишь от него, что угодно Богу».

«Предай сердце твоё в послушание духовному отцу твоему, и Благодать Божия будет обитать в тебе».

Вот, лишь немногие высказывания святых отцов, относящиеся к взаимоотношениям православного христианина с его духовным руководителем.

Великое счастье для христианина – найти себе достойного духовника, который возьмёт на себя ответственность перед Богом за духовную жизнь своего «чада», будет молиться за него, следить за его духовным ростом, руководить им во всех случаях его жизни, направляя на путь добродетели, ведущий в Жизнь Вечную.

Для христианина, имеющего духовника, путь разрешения встающих перед ним жизненных проблем совсем иной, чем у людей «мира сего», живущих без Веры, вне Церкви и потому блуждающих в потёмках неведения относительно вещей и явлений настоящей жизни.

Когда перед такими «нецерковными» людьми встают различные жизненные проблемы, они вынуждены решать их, полагаясь только на свой собственный разум, жизненный опыт, или на совет таких же, как они сами, «нецерковных» людей. Как правило, в таких случаях, проблемы остаются неразрешенными, или разрешение их влечёт за собой другие, не меньшие проблемы.

Это происходит потому, что причина всех бед и проблем человека находится в нём самом, в отделённости его души от Бога, в нарушении внутренней душевной гармонии вследствие накапливаемых в течение жизни грехов.

Нельзя без последствий нарушать Заповеди Божии!

Если в двигатель автомобиля, вместо моторного масла, вы нальёте подсолнечное – он испортится. Если ёлочную гирлянду, рассчитанную на 127 вольт, вы включите в розетку на 220 вольт – она «перегорит».

Потому что создатели двигателя и гирлянды, разрабатывая их, предусмотрели для своих изделий определённый режим работы, нарушение которого влечёт за собой выход их из строя.

Также и Бог, создавший человека, дал ему Заповеди Свои как правила, выполняя которые человек поддерживает свою душу в «нормальном», гармоничном состоянии.

Разумный человек, если у него сломался телевизор, обращается к мастеру, человеку, который специально обучен и знает, как этот телевизор починить.

Неразумный – начинает сам ковырять микросхемы отвёрткой или зовёт соседа, который, не будучи специалистом, лишь помогает хозяину доломать этот телевизор.

Подобно тому и люди «мира сего», сталкиваясь с жизненными проблемами, являющимися следствием их грехов, пытаются решить их сами либо, что ещё хуже, бегут к «соседям» – колдунам, экстрасенсам, гадалкам.

Результат неизбежно печален.

Христианин, старающийся соблюдать Заповеди Божий, имеет чистую совесть и мир в душе; происходящие с ним события внешней жизни не разрушают его внутренней гармонии, но способствуют ещё большему совершенствованию духа; так же, как огонь и вода, закаляют железо, делая его прочной сталью.

Православный христианин, столкнувшись с какой-либо жизненной проблемой, идёт за советом к духовнику, зная, что он просит ответа на свой вопрос не у человека, пусть даже праведного и духовно опытного, но у Бога, Который видит его Веру, и подаёт ему через духовника необходимый совет и благословение.

Получив благословение духовника на какое-либо дело, христианин, не сомневаясь, исполняет его как послушание, и Господь непременно подаёт ему в этом Свою Благодатную Помощь.

Церковь устами старцев учит: «Предай сердце твоё в послушание духовному отцу твоему, и Благодать Божия будет обитать в тебе».

Вопрос: Как начинающему христианину найти себе духовного руководителя?

Ответ: Церковь предоставляет христианину право самому избрать себе духовного наставника. Прекрасно, если им станет священник из ближайшего храма.

Но, так как устроение души каждого христианина сугубо индивидуально, священники же по складу характера, духовному опыту также различны, то очень важно найти такого духовника, чтобы между христианином и избранным им духовником был сердечный контакт, взаимопонимание и полное доверие.

Тогда духовное руководство даст добрые плоды.

Можно дать несколько практических советов людям, желающим найти себе духовного наставника:

Прежде всего помолитесь усердно Богу, прося Его даровать вам рассудительного и доброго наставника. Как попросите – так и получите.

Пойдите в ближайший храм, во время богослужения обратите внимание на священников.

Постарайтесь сердцем почувствовать – к кому оно расположится.

Подойдите к этому священнику на исповедь, покайтесь в грехах, задайте волнующие вас вопросы.

В зависимости от того: внимательно или равнодушно, с участием или безразлично отнесётся к вам священник, определите сами – доверить ли ему решение своих наболевщих проблем или ограничиться исповедью и разрешением от грехов, и потом искать другого духовника.

Но, уж если доверили и получили от него совет и благословение, – свято выполняйте, как полученное от Самого Господа, и не бегайте потом от одного священника к другому в надежде на изменение не понравившегося вам наставления.

Через всех священников равно действует один и тот же Христос, и потому дважды обращаться с одним и тем же вопросом к разным священникам – грех.

Если в ближайшем храме вам не удалось найти священника, которому вы решились бы доверить свою душу для духовного руководства, не переживайте.

Ещё в дореволюционной России многие ездили решать важные вопросы своей жизни в Оптину Пустынь к великим старцам, в Дивеево, в другие места, где находились прославленные высотой духовной жизни священники.

По мере того как вы начнёте посещать храмы и вступите в общение с другими православными христианами, вы услышите, в каких храмах, какие священники пользуются авторитетом и любовью среди прихожан, и ваши возможности найти себе духовного руководителя значительно расширятся.

«Если нет опытного наставника и христианин будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь».

Желающим обрести духовного наставника нужно помнить слова Господа Иисуса Христа: «Просите и дано будет, ищите и найдёте».

Главное – не переставайте усердно молить Господа, и Он дарует вам наставника во Спасение.

Из книги Путь разума в поисках истины. Основное богословие автора Осипов Алексей Ильич

8. Наставник Оказаться в таком бедственном состоянии может, к сожалению, любой верующий, каждый подвизающийся, если будет жить по своему разумению, без истинного духовного наставника, без руководства святоотеческими писаниями.Но если понимание Отцов - задача не всегда

Из книги Поэзия просветления. Поэмы древних чаньских мастеров автора Шэн-янь

Наставник Фу (497-569) Царь Сознания Стихотворение «Царь Сознания» было написано наставником Фу, мирским последователем (скр. упасака), также известным как Фу Ю, который жил во время правления императора У-ди из династии Лян, Он женился в шестнадцать лет, и у него было два сына.

Из книги Классические тексты дзэн автора

Из книги Сияющий Коран. Взгляд библеиста автора Щедровицкий Дмитрий Владимирович

Из книги Великий парадокс, или Два почерка в Коране автора Алескеров Самир

Дух Божий – наставник пророков Дух Святой как необходимый посредник в передаче пророчества от Бога к Его вестнику рассматривается в Ветхом Завете как персонифицированная, личностная, сила Всевышнего, руководящая пророком в периоды его экстатического духовного

Из книги Избранный сосуд Божий. Удивительные подвиги преподобного Серафима Вырицкого. автора Автор неизвестен

Наставник или властитель? Судьба свела мусульман, и только их, с феноменом, когда посланник Божий - Мохаммед - был одновременно и религиозным, и политическим деятелем. С одной стороны, он проповедовал новое религиозное учение, с другой - стал властителем в Медине, а потом

Из книги Воцерковление для начинающих церковную жизнь автора Торик Протоиерей Александр

Наставник На Западе еще полыхало пламя войны, а в Вырицу уже спешили страждущие со всех концов России и других освобожденных территорий. Ехали из Псковской, Новгородской, Великолукской, Калининской и других областей, из многострадального города на Неве и его

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

Духовный наставник Вопрос: Кто такой духовный наставник и какова его роль в жизни христианина?Ответ: Для начала приведём выдержки из сборника изречений святых отцов «Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина», сборника, который очень полезно

Из книги Библейские образы автора Штайнзальц Адин

НАСТАВНИК ТОЖЕ ПЛЯШЕТ Однажды вечером в праздник Симхат Тора сам Баал Шем танцевал вместе со своими учениками. Он взял в руки свиток Торы и пустился в пляс вместе с ним. Затем он отложил свиток в сторону и стал танцевать без него. В этот момент один из учеников, лучше всех

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

9 Аарон Шмот 4:14–16, 4:27–31, 6:13–9:12, 17:8–13, 32:1,35 ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК Моше и его брат Аарон действовали совместно, чтобы добиться освобождения еврейского народа из египетского рабства. Но в Танахе доминирует фигура Моше.На протяжении всей книги Исхода (Шмот), второй книги

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

Наставник и учитель Исшедшим из мира необходим наставник. .Обманулись те, кои считают ненужным иметь наставника на пути благочестия. ; .Как должно поступать В избрании наставника, прежде вступления в поприще послушания, сообразуясь в этом с качеством своих

Из книги Лучшие притчи дзэн [Обычные истории о людях необы­чайных] автора Маслов Алексей Александрович

«Наставник пустыни» Старец Паисий прошел все образы монашеской жизни: в общежитии, в идиоритмическом монастыре, в монастыре в миру, в пустыне, в скиту, один в каливе. Пройдя через послушание, будучи, подобно тесту, замешан на Предании прежних отцов, он приобрел большой

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

Наставник-грубиян Приход созерцания Монах Хунчжоу Фахуэй из местечка Чжутянь, что в провинции Цзянси, как-то спросил чаньского наставник Мацзу Даои: - В чем высший смысл прихода Бодхидхармы с Запада? - Эй, говори потише! - доверительно произнес монах Мацзу. - Подойди

Из книги О молитве Иисусовой и Божественной Благодати автора Голынский-Михайловский Антоний

Духовный наставник и умная молитва Заниматься исключительно умной молитвой необходимо под руководством духовника. Умной молитвы не бывает без духовного наставника. Есть опасность, что душа впадет в прелесть. Нужна осторожность…Духовный наставник научит вас, как

Из книги Введение в православную аскетику автора Дергалев Сергий

5. Наставник (К стр. 51) «Молитвами и слезами умоли Бога показать тебе человека, который мог бы хорошо упасти тебя. Лучше называться учеником ученика, а не жить самочинно и обирать бесполезные плоды своей воли», - говорит Симеон Новый Богослов, преподобный отец X

Из книги автора

ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК »127 На путях воцерковления рано или поздно встанет вопрос: как найти духовного наставника, духовника?Это один из самых трудных вопросов сегодняшнего дня. Прочитав много книг, большинство из нас, естественно, начинают искать себе духовного отца. Тем

На пути к Богу и просветлению верующие люди нуждаются в духовном отце. Во всех религиях принято выбирать себе учителя, который поможет разобраться с проблемами. Зачем люди обращаются к священнослужителям за помощью и советом? Человек познает истину через посредника - священника или гуру. В разных религиях к духовным отцам относятся с уважением. Все верующие сходятся во мнении, что духовный наставник - проводник и эксперт в области религии.

Кто такой духовный наставник

В индийских традициях это учитель, который рассеивает тьму и обращает душу к свету и знаниям. В индуизме и сикхизме все религиозные учителя, которые ведут человека к духовному развитию, называются гуру. Наставник помогает формировать нравственные ценности, является образцом поведения и вдохновляющим источником, который помогает в духовной эволюции ученика. Этот термин также относится к человеку, который является духовным проводником и помогает раскрывать душевные возможности. В православии в роли наставника выступает священнослужитель, священник-угодник.

Православная церковь позволяет христианину самостоятельно выбрать себе духовника. Им становится священник той церкви, куда постоянно ходит христианин. Духовник - не просто человек, он божественная направляющая энергии, которая помогает человечеству осознать его истинную природу.

В буддийской традиции учитель ценится как нравоучитель, заслуживающий большого уважения, и источник вдохновения на пути к освобождению, рассматривается как друг. Но в тибетском буддизме духовный наставник воспринимается как Будда, самый корень духовного осознания и основа пути. Без учителя не получится приобрести опыт и проницательность. Тибетские тексты уделяют большое внимание прославлению качеств и добродетелей духовников. С их благословения ученики идут по пути к истинной природе своего разума.

Черты характера хорошего наставника

Выбирая себе учителя, помните, что перед вами такой же человек, как и остальные. У духовного отца свой характер, и, несмотря на религиозный образ жизни, он может совершать ошибки. Для того чтобы определиться с выбором, обязательно:

  • пообщайтесь со священником;
  • исповедуйтесь;
  • попросите благословения.

Для того чтобы служить людям и быть хорошим духовным наставником, священнослужитель должен обладать такими качествами:

  • отличать добро от зла;
  • быть милосердным, честным, справедливым;
  • обладать спокойствием, состраданием и желанием помочь нуждающимся;
  • быть примером в своей вере для других.

Если у вас не получилось найти сразу духовника, ничего страшного. Обратитесь в другой храм или оставьте эту идею на время. Пообщайтесь с прихожанами и спросите, кто из духовенства пользуется популярностью и доверием людей: вам могут подсказать, где найти духовного учителя. Стоит поехать в монастыри или другие святые места. Многие верующие не имеют своего наставника, но церковь на это отвечает: есть Евангелие, Предание Церкви, религиозная литература и богослужения. Это не второстепенные вещи, и если человек осведомлен о них, следует канонам, Господь отблагодарит его за смирение.

Человек, которого нельзя назвать наставником

Слово духовника - это слово Бога. Гуру на самом деле становится связующим звеном между человеком и Господом. Соблюдать его поучения - обязанность ученика. Только просветленная душа приведет еще одну душу к просветлению.

Поэтому, если человек не отличает добро от зла и совершает плохие поступки, он не станет наставником. Религиозный руководитель должен сам иметь учителя, а тот - своего духовного отца. Так передается традиция преемства духовничества. Если священник, к которому вы обратились, не имеет такого преемства, вы столкнулись с так называемым новоделом.

У духовного наставника не должно быть таких отрицательных свойств характера:

  • зависть;
  • злость;
  • ненависть;
  • лицемерие;
  • ревность;
  • гордыня;
  • склонность к воровству;
  • меркантильность.

Духовник не должен быть фанатиком, чтобы без споров выслушать и принять инакомыслие. Отношения с учеником должны складываться спокойно, поэтому учитель должен обладать мудростью и терпеливо выслушивать проблемы своего чада.

Чтобы быть чьим-то гуру, требуется Божье указание. Знание, полученное только из книг, не дает возможности стать духовным руководителем.

Взаимоотношения между наставником и учеником в христианстве

После знакомства и первого общения ученика с наставником при обоюдном согласии дальнейшего общения у них возникают взаимоотношения.

Первая стадия

Сначала человек просто приходит к духовнику для исповеди и отпущения грехов, просит совет. Он молится, читает духовную литературу, и ему достаточно этих книг. Какое-то время человеку хватает тех знаний, которые у него есть, по которым он строит свою жизнь. Но постепенно он начинает нуждаться в более близкой нравственной связи с наставником.

Вторая стадия

На этом этапе священник становится наставником для своего чада. Человек привыкает к учителю и доверяет ему. Он выслушивает рекомендации наставника, но относится к ним избирательно, выполняет только то, что ему нравится и близко по духу. Советы священника воспринимаются как человеческие домыслы, поэтому вначале отношение к ним поверхностное. Вскоре чадо понимает, что это были не просто советы, а Божья воля. И он может быть наказан за их невыполнение. С годами человек начинает доверять своему духовнику, прислушивается к его словам, и тот становится его наставителем.

Со временем христианин удостоверяется в правильности наставлений. Он понимает, что при неуклонном исполнении советов ему будет хорошо, а при нарушении - плохо. После того как ученик убедится в необходимости соблюдать все правила, священник становится его духовным отцом.

Это можно объяснить на примере родителей и детей. В семье над ребенком властны родители: могут похвалить и наказать. При непослушании мать или отец наказывают чадо, но после смирения и послушания ребенок вновь возвращается к родителям и осознает, что они поступили мудро. Такие же взаимоотношения развиваются между христианином и священником.

Третья стадия

На этом этапе священник становится нравственным отцом для своего подопечного. Между ними возникают тесные доверительные отношения, при которых нравоучитель не настаивает на действии, а лишь дает верное направление.

Взаимоотношения наставника и ученика в индуизме

В Индии выделяют три типа гуру:

  1. духовный наставник для высших каст индусов. Выполняет традиционные ритуалы и не имеет отношение к храму (то есть не священник);
  2. просветленный мастер, который проводит освящение. Этот тип существует в движении бхакти и в тантре и требует беспрекословного послушания;
  3. аватар - гуру, который считает себя достойным, чтобы быть воплощением Бога.

Нравственное усыновление ученика гуру в Индии сопровождается ритуалом. На этой церемонии будущий ученик наносит царапину на голову, надевает праздничную одежду и тщательно украшает себя цветами. Он становится рядом со своим учителем. Они стоят, скрестив руки, гуру поворачивает лицо на восток, а ученик на запад. Учитель, прошептав соответствующие слова, призывает молодого человека подняться правой ногой на камне, чтобы быть стойким и смелым.

Духовный учитель кладет на него священный шнур, состоящий из трех кос, сплетенных из девяти хлопчатобумажных нитей, каждой касаясь его левого и правого ребра. Посвященному придется носить его всю свою жизнь. Затем гуру дает ему пояс, чтобы символически придать силу и храбрость.

Затем начинается диалог между учителем и учеником, в ходе которого будут определены их будущие отношения. Гуру берет руки ученика, и один из его помощников наполняет их водой. Учитель бросает три раза скрещенные руки молодого человека с водой, берет его правую руку между своими ладонями, и говорит пожелания. В конце церемонии ученик выслушивает его обязанности в ближайшие месяцы. Через год происходит вторая часть церемонии, после которой повторяются ежегодные ритуалы. Когда гуру умирает, он говорит своим ученикам: «Я научил вас всему, что знал, теперь мне пора идти».

Традиционно число учеников ограничено в пользу прямой доверительной связи «учитель -ученик».

В современном мире люди очень редко добиваются истинных гармоничных отношений с духовниками. Связь между ними остается поверхностной или исчезает со временем. На это влияют такие факторы:

  • общественное мнение;
  • давление близких;
  • гордость самого христианина;
  • консервативные принципы.

Общаться с духовником означает быть сдержанным, послушным и смиренным. Не всем свойственны эти качества.

Некоторые священники сознательно отказываются быть наставниками в силу некомпетентности или опасения впустую потратить силы.

Страница 8 из 16

Духовный наставник

Вопрос: Кто такой духовный наставник и какова его роль в жизни христианина?

Ответ: Для начала приведём выдержки из сборника изречений святых отцов «Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина», сборника, который очень полезно прочитать каждому православному христианину.

«Руководителем в духовной жизни для всякого христианина обязательно должен быть священник‑духовник, к которому должно прибегать не только для исповеди, но и на учение».

«Постарайся всю жизнь иметь духовного отца, открывать ему свои грехи и мысли, немощи и искушения, пользуйся его советами и наставлениями – тогда удобно обрящещь Царство Небесное».

«Без ближайших руководителей нельзя свято прожить на земле. Ты найдёшь их в Церкви, где Дух Святый поставляет их пасти стадо Христово. Умоли Господа даровать тебе благопотребного духовника в час нужный, и без спроса твоего он изречет тебе утешительное слово. Дух Божий научит его, что подобает сказать тебе, и ты услышишь от него, что угодно Богу».

«Предай сердце твоё в послушание духовному отцу твоему, и Благодать Божия будет обитать в тебе».

Вот, лишь немногие высказывания святых отцов, относящиеся к взаимоотношениям православного христианина с его духовным руководителем.

Великое счастье для христианина – найти себе достойного духовника, который возьмёт на себя ответственность перед Богом за духовную жизнь своего «чада», будет молиться за него, следить за его духовным ростом, руководить им во всех случаях его жизни, направляя на путь добродетели, ведущий в Жизнь Вечную.

Для христианина, имеющего духовника, путь разрешения встающих перед ним жизненных проблем совсем иной, чем у людей «мира сего», живущих без Веры, вне Церкви и потому блуждающих в потёмках неведения относительно вещей и явлений настоящей жизни.

Когда перед такими «нецерковными» людьми встают различные жизненные проблемы, они вынуждены решать их, полагаясь только на свой собственный разум, жизненный опыт, или на совет таких же, как они сами, «нецерковных» людей. Как правило, в таких случаях, проблемы остаются неразрешенными, или разрешение их влечёт за собой другие, не меньшие проблемы.

Это происходит потому, что причина всех бед и проблем человека находится в нём самом, в отделённости его души от Бога, в нарушении внутренней душевной гармонии вследствие накапливаемых в течение жизни грехов.

Нельзя без последствий нарушать Заповеди Божии!

Если в двигатель автомобиля, вместо моторного масла, вы нальёте подсолнечное – он испортится. Если ёлочную гирлянду, рассчитанную на 127 вольт, вы включите в розетку на 220 вольт – она «перегорит».

Потому что создатели двигателя и гирлянды, разрабатывая их, предусмотрели для своих изделий определённый режим работы, нарушение которого влечёт за собой выход их из строя.

Также и Бог, создавший человека, дал ему Заповеди Свои как правила, выполняя которые человек поддерживает свою душу в «нормальном», гармоничном состоянии.

Разумный человек, если у него сломался телевизор, обращается к мастеру, человеку, который специально обучен и знает, как этот телевизор починить.

Неразумный – начинает сам ковырять микросхемы отвёрткой или зовёт соседа, который, не будучи специалистом, лишь помогает хозяину доломать этот телевизор.

Подобно тому и люди «мира сего», сталкиваясь с жизненными проблемами, являющимися следствием их грехов, пытаются решить их сами либо, что ещё хуже, бегут к «соседям» – колдунам, экстрасенсам, гадалкам.

Результат неизбежно печален.

Христианин, старающийся соблюдать Заповеди Божий, имеет чистую совесть и мир в душе; происходящие с ним события внешней жизни не разрушают его внутренней гармонии, но способствуют ещё большему совершенствованию духа; так же, как огонь и вода, закаляют железо, делая его прочной сталью.

Православный христианин, столкнувшись с какой‑либо жизненной проблемой, идёт за советом к духовнику, зная, что он просит ответа на свой вопрос не у человека, пусть даже праведного и духовно опытного, но у Бога, Который видит его Веру, и подаёт ему через духовника необходимый совет и благословение.

Получив благословение духовника на какое‑либо дело, христианин, не сомневаясь, исполняет его как послушание, и Господь непременно подаёт ему в этом Свою Благодатную Помощь.

Церковь устами старцев учит: «Предай сердце твоё в послушание духовному отцу твоему, и Благодать Божия будет обитать в тебе».

Вопрос: Как начинающему христианину найти себе духовного руководителя?

Ответ: Церковь предоставляет христианину право самому избрать себе духовного наставника. Прекрасно, если им станет священник из ближайшего храма.

Но, так как устроение души каждого христианина сугубо индивидуально, священники же по складу характера, духовному опыту также различны, то очень важно найти такого духовника, чтобы между христианином и избранным им духовником был сердечный контакт, взаимопонимание и полное доверие.

Тогда духовное руководство даст добрые плоды.

Можно дать несколько практических советов людям, желающим найти себе духовного наставника:

Прежде всего помолитесь усердно Богу, прося Его даровать вам рассудительного и доброго наставника. Как попросите – так и получите.

Пойдите в ближайший храм, во время богослужения обратите внимание на священников.

Постарайтесь сердцем почувствовать – к кому оно расположится.

Подойдите к этому священнику на исповедь, покайтесь в грехах, задайте волнующие вас вопросы.

В зависимости от того: внимательно или равнодушно, с участием или безразлично отнесётся к вам священник, определите сами – доверить ли ему решение своих наболевщих проблем или ограничиться исповедью и разрешением от грехов, и потом искать другого духовника.

Но, уж если доверили и получили от него совет и благословение, – свято выполняйте, как полученное от Самого Господа, и не бегайте потом от одного священника к другому в надежде на изменение не понравившегося вам наставления.

Через всех священников равно действует один и тот же Христос, и потому дважды обращаться с одним и тем же вопросом к разным священникам – грех.

Если в ближайшем храме вам не удалось найти священника, которому вы решились бы доверить свою душу для духовного руководства, не переживайте.

Ещё в дореволюционной России многие ездили решать важные вопросы своей жизни в Оптину Пустынь к великим старцам, в Дивеево, в другие места, где находились прославленные высотой духовной жизни священники.

По мере того как вы начнёте посещать храмы и вступите в общение с другими православными христианами, вы услышите, в каких храмах, какие священники пользуются авторитетом и любовью среди прихожан, и ваши возможности найти себе духовного руководителя значительно расширятся.

«Если нет опытного наставника и христианин будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь».

Желающим обрести духовного наставника нужно помнить слова Господа Иисуса Христа: «Просите и дано будет, ищите и найдёте».

Главное – не переставайте усердно молить Господа, и Он дарует вам наставника во Спасение.

Современные люди измотаны, они очумели и дошли до полного помрачения от своих грехов и себялюбия. Поэтому теперь больше чем когда-либо необходимы хорошие и опытные духовники, которые отнесутся к своим чадам с нелицемерной любовью и искренностью и будут руководить ими мудро, чтобы души их обрели покой. Если не будет хороших духовных наставников, то храмы будут пустовать, зато переполнятся больницы, психиатрические заведения и тюрьмы. Людям нужно понять, что причина их страданий в оторванности от Бога. Они должны смиренно покаяться и исповедать свои грехи. А задача духовного отца - исцелить человеческую душу. Не бывает врача лучшего, чем мудрый духовник, чистая жизнь которого располагает к доверию. Он без всяких лекарственных средств - одной благодатью Божией - исцеляет тела и души, изгоняя внушенные диаволом помыслы. Просвещаемый Святым Духом, духовный пастырь понимает, в каком состоянии находится человек, и может наставить его на верный путь.
Исповедоваться можно у любого священника, потому что на каждом из них - Божественная благодать, и когда они читают разрешительную молитву, Бог все покрывает. Но если кто-то ищет духовного наставника, он не должен идти вслепую, потому что окормлять других может только тот, кто, подвизаясь, приобрел опыт и очистил свою душу.
Надо найти опытного духовника, который будет относиться к вам с любовью, и обращаться к нему за советом. Нельзя вылечить на расстоянии - врач должен быть рядом. На расстоянии можно только просить помолиться.
Разумеется, человек сам себе должен найти духовного наставника. Не надо поручать свою душу кому попало. Желая исцелиться телесно, человек обращается к искусному доктору. Стремясь обрести душевное здоровье, нужно найти опытного духовника и постоянно открывать этому духовному врачу болезни своей души.
Найти духовного руководителя лучше поблизости, там, где живешь, потому что ему, как и врачу, необходимо всегда знать состояние «пациента», для того чтобы он в любой момент мог дать нужное «лекарство». Он может найти подходящее средство, но если через несколько дней произойдет что-то существенное и ваше внутреннее расположение переменится, тогда оно станет бесполезным. Один раз я, застудив голову, наложил пластырь, и боль утихла. Другой, увидев это, сделал то же самое, когда у него разболелась голова, однако боль стала сильнее, потому что она возникла не от холода, а от жары. Ясно, зачем духовнику надо знать ваше состояние?
Сейчас самое главное - иметь духовного руководителя, которому вы можете доверять, чтобы постоянно ходить к нему на исповедь и просить совета. Если люди ходят в храм, причащаются, окормляются у опытного духовника и находят время для молитвы и чтения религиозной литературы, то они могут ничего не страшиться в этой жизни.
Чтобы душа двигалась по верному пути, ее должен вести духовный руководитель. Например, духовному преуспеянию весьма способствует чтение религиозной литературы. Однако человек, не имеющий духовника, может понять то, что прочитал, по-своему и от этого духовно повредиться. У верующего обязательно должен быть духовный наставник, который будет постоянно принимать его исповедь и давать советы. Без этого человек, живущий духовно, не может быть убежден в том, что он на правильном пути.
Православный христианин, у которого нет духовного руководителя, сбивается с пути, изнемогает и еле передвигает ноги. Ему очень трудно бывает добиться своей цели. Тот, кто пытается решать свои проблемы самостоятельно, каким бы умным ни был, пребывает во мраке, потому что ведет себя гордо и с самомнением. А человек, который отвергается себя, смиряется и с доверием выполняет волю своего духовного отца, получает помощь, потому что в таком случае Господь непременно открывает духовнику, как надо правильно поступить.
Для того чтобы духовный наставник мог решить проблему, касающуюся двух людей, ему нужно общаться с обоими. Выслушивая о разногласиях двоих, духовник должен иметь представление о состоянии и того, и другого, так как каждый из них может освещать события на свой лад. Духовник может вмешиваться в это, только если они согласятся разрешить дело по евангельски, потому что все остальные варианты будут сплошной головной болью, так что придется все время глотать таблетки. Кроме того, каждому из спорящих духовник должен указывать его место, никого не оправдывая, обоим открывая глаза на их недостатки. Так он стешет все углы и приведет людей к взаимопониманию и единодушию.
Для того чтобы создать крепкую православную семью, супругам надо найти опытного духовного отца, который будет между ними посредником и не допустит ссор. Если муж и жена не найдут взаимопонимания, то с надеждой на Бога они спросят совета у духовника. В противном случае брак может развалиться: вмешаются родители, каждый будет тянуть в свою сторону, и семью погубят. Если же у супругов будет духовный наставник, он сможет им помочь в трудных обстоятельствах.
В семейной жизни очень важно, чтобы никто из супругов себя не оправдывал. Если и муж, и жена будут считать, что они всегда правы, то сколько бы они ни читали духовной литературы - проку не будет. А если они имеют доброе расположение и живут в послушании духовнику, у них не будет трудностей. Без духовного «мирового судьи» невозможна полноценная семейная жизнь. Самое лучшее - иметь супругам одного духовного отца. Если доски тешут разные плотники, каждый на свой манер, то их нельзя будет плотно подогнать одну к другой. А если у мужа с женой один духовник, он «стесывает» «углы» - т. е. изъяны - обоих. Когда он сглаживает несовершенства и одного, и другого, исчезают проблемы в их взаимоотношениях. Но сейчас даже те супружеские пары, которые внимательны к своей духовной жизни, редко имеют одного духовника, поэтому некому им помочь. Мне известны супруги, которые весьма подходили друг другу, однако разошлись, потому что не было духовного руководителя, который мог бы решить проблемы обоих. А в других семьях муж и жена, имея одного духовного отца, живут в мире и согласии, хотя очень мало подходят один другому.
Разумеется, еще лучше, если у всей семьи один духовник. Если возникают трудности, он может рассмотреть вопрос с разных сторон, поговорив со всеми членами семьи. В одном случае он даст строгое распоряжение родителям, в другом - позовет к себе детей, если не разберется в ситуации со слов отца или матери. Или, например, если в семье есть проблемы, причина которых в жене, духовник может посоветовать мужу, как поступить. В конце концов, он может обратиться за помощью к кому-то из родных или друзей.
Старец Паисий всегда говорил, что духовникам и церковнослужителям надо быть очень осмотрительными в вопросах духовного руководства, и рассказывал такой случай:
- Когда в молодости я жил в пустыне на Синае, то очень строго постился - не ел ничего всю неделю, а в субботу разрешал себе чуть-чуть риса с оливковым маслом. Там мы встретились с одной проблемой: у нас часто не служили литургию. Вдруг в воскресенье мне сказали, что служба будет. Я захотел причаститься. Незнакомый священник позвал меня и спросил, что я ел накануне. Узнав, что рис с маслом, он сказал, что не может допустить меня к причастию, т. к. я вчера не постился. Он даже не спросил, по какой причине я ел, - может быть, по болезни, - а я после этого не стал ему говорить, что не ел всю неделю.
Тот, кто торопится стать духовником, хотя сам еще не достиг духовного здравия, похож на недозрелую терпкую айву, из которой нельзя сварить вкусного варенья, сколько бы сахара туда ни насыпать, а если из нее и сделать варенье, оно быстро прокиснет. Проникновенные слова и великие истины имеют ценность только тогда, когда их произносят достойные уста. И вместить это могут только люди, имеющие благое расположение и чистый ум.

Недавно один из старейших московских священников протоиерей Николай Ведерников Правмиру о своей жизни. В очередном интервью сайту он размышляет о духовничестве и смысле духовной жизни.

Кто относится к своей духовной жизни всерьез - ищет духовного наставника

- Отец Николай, обязательно ли, на ваш взгляд, христианину иметь духовника?

Желательно исповедоваться у одного священника. Разумеется, принимает Господь, священник только свидетель, и если человек искренне раскаивается в своих грехах, таинство действительно независимо от того, у знакомого ли священника он исповедовался, насколько благочестив священник. Но лучше, когда священник знает прихожанина, когда между ними по-настоящему доверительные отношения.

Если человек серьезно относится к своей духовной жизни, он обычно находит священника, с которым такие отношения складываются. Пусть не сразу, но находит. Для духовного роста это очень важно. Когда ко мне приходит на исповедь незнакомый человек, я обязательно спрашиваю, есть ли у него духовный наставник. И большей частью оказывается, что нет, даже если он исповедуется не впервые и ходит в храм не один год. Меня это всегда огорчает. Печально, что люди за несколько лет церковной жизни так и не позаботились о том, чтобы кто-то наставлял их в духовных вопросах.

Нам с женой всю жизнь везло с духовниками. Отец Николай Голубцов благословил ее на рождение детей, хотя у нее с юности была гипертония, и врачи в один голос говорили, что рожать ей нельзя, опасно для жизни. Но три дочки родились у нас, можно сказать, по благословению отца Николая.

Отношения чада с духовником обычно длятся до смерти одного из них. Отец Николай скончался в 1963 году, после него нашим духовником был отец Владимир Смирнов из храма Илии Обыденного, а после его кончины - отец Василий Серебренников, ученик старцев, прозорливый батюшка. Он советовал ежедневно записывать свои грехи в блокнотик. Без подробностей, просто «осудил, позавидовал…». Мы старались следовать его совету. Он болел, поэтому на исповедь обычно приходили к нему домой и не очень часто, но посмотришь свои записи, и уже ничего вспоминать не надо.

Отец Василий прожил почти 90 лет и скончался в 1996 году. Потом мы с недавно ушедшим из жизни исповедовались друг у друга. Замечательный был человек, талантливый художник, добрый пастырь, на десять лет меня старше, но при всем к нему уважении я не считал его своим духовным отцом. Последние месяцы перед кончиной он тяжело болел, не служил.

В храме Иоанна Воина на Якиманке, где я служу теперь уже внештатно, священников много, всегда есть у кого исповедаться. Доверяю им, чувствую, что они относятся к своему служению ответственно, но пока духовного отца у меня нет. Надеюсь, что если по воле Божьей жизнь моя продлится (а мне уже 84), Господь и духовника пошлет. И у Патриарха есть духовный отец, и у других епископов - каждый, кто относится к своей духовной жизни всерьез, ищет духовного наставника.

- Священнику, наверное, это действительно необходимо - ему же других приходится напутствовать.

Это всем необходимо, потому что все мы грешны: «Ибо нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар., 6, 36). Ты можешь не делать ничего плохого, достойно вести себя в обществе, пользоваться уважением, но есть помыслы, на которые не обращаешь внимания, а ведь недаром в монастырях каются в помыслах.

Борьба с помыслами

В течение дня каждому человеку приходит в голову много разных помыслов, явно греховных. Приходит помимо воли - от дьявола, стремящегося внушить нам жадность, зависть, осуждение, раздражение и другие нехорошие чувства. Я стараюсь прогонять помыслы . Отец Василий вообще рекомендовал читать ее постоянно.

В эту короткую молитву - «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» - включено все наше православное исповедание, на ней строится вся догматика. Если ее внимательно читать, Господь постепенно очищает твой внутренний мир. А если помыслы овладевают мной, они этот мир загрязняют, и, пусть даже я не делаю никому ничего плохого, мой загрязненный внутренний мир воздействует на близких, на тех, с кем общаюсь, да и на всех окружающих. Это очень важно понимать - мы спасаемся вместе. «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи», - говорил .

Чистоты помыслов, исправления своего внутреннего мира можно достичь, если следовать совету апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес., 5, 16–18). Нет повода унывать, впадать в отчаяние, если с нами Христос. Поэтому я всем рекомендую читать ежедневно хотя бы по одной главе Евангелия. Это даже важнее, чем соблюдать молитвенное правило, потому что Евангелие - письмо Самого Христа, именно через Евангелие мы входим с Ним в контакт.

Некоторые думают, что главное - свечки поставить перед иконами и сделать земные поклоны. А главное в христианстве - любовь человека ко Христу, встреча со Христом. Господь ценит личное обращение - каждый может найти свободную минуту (например, перед сном) и рассказать Ему, что сегодня произошло в его жизни, с какими трудностями столкнулся, попросить прощения и помощи, и Господь обязательно отзовется. Может быть, не сразу, но отзовется. Именно поэтому я советую всем каждый день прочитывать главу из Евангелия.

Духовная жизнь требует руководства. Духовный отец - священник, который руководит твоей духовной жизнью. Он может быть самый простой, самый неказистый, не иметь особого образования, но если я ему доверяю, значит, Господь через него может мне сказать что-то очень важное.

Без послушания отношения бессмысленны.

А как новоначальному прихожанину понять, что этому священнику можно довериться, что он именно пытается понять Божию волю о человеке, а не навязать ему свою?

Действительно, некоторые навязывают свою волю в полной уверенности, что им открыта воля Божия. Священник, только приняв сан, не имея ни опыта, ни знаний, воображает себя духовным руководителем. Это называется младостарчество - болезненное, но очень широко распространившееся в девяностые годы явление. Оно изживается, но постепенно.

Можно ли довериться священнику настолько, чтобы попросить его быть руководителем твоей духовной жизни, подскажет только внутренний опыт. Это трудно, особенно человеку, только начинающему церковную жизнь, но другого пути нет. Формально подходить к таким серьезным вопросам нельзя и дать какой-то общий совет я не могу.

Самим священникам, наверное, не следует спешить становиться духовниками. Я, например, не считаю, что достоин быть духовным отцом. Есть прихожане, которые постоянно исповедуются у меня - человек 10–15, привыкли они ко мне, - но когда меня просят стать духовным отцом, я, как правило, отказываюсь. Я всегда готов исповедовать человека, утешить, что-то посоветовать, но отношения чада с духовным отцом предполагают послушание.

Если священник соглашается быть моим духовным отцом, я верю, что он мне не просто по-человечески что-то советует, но через него мне советует Господь, и я должен проявить послушание. Проявлю ли, зависит от моего свободного выбора, но в случае послушания духовнику Господь подаст Свою благодатную помощь, а если не прислушаюсь к его совету, духовник не отвечает. Но без послушания такие отношения бессмысленны.

Некоторые прихожане прислушиваются к моим советам, стараются им следовать, и это всегда меня радует, но формально я никогда не называл себя чьим-либо духовным отцом. Не чувствую я в себе готовности к такой ответственности.

Послушание касается только духовных вопросов? Должен ли духовник давать житейские советы: переходить ли на другую работу, куда ехать отдыхать?

Опытный духовник, хорошо знающий свое чадо, может с пониманием отнестись и к его житейским проблемам. Например, на работе возникают конфликты, часто люди хотят тут же хлопнуть дверью, уйти. И не всегда после этого перемены бывают к лучшему. Когда человек поступает по своей воле, нередко потом жалеет. И, наоборот, если не стал сразу поддаваться эмоциям, прислушался к совету другого, все в итоге нормализуется.

Я обычно советую в таких случаях не торопиться, подождать - время многое лечит, в том числе и многие конфликты со временем разрешаются. Не только на работе, но и в семье. Бывает, что муж гуляет на стороне - как быть жене? Церковь допускает развод в таких случаях, но если она готова потерпеть и простить, потом семейная жизнь может восстановиться, нормализоваться. Необязательно восстановится, но я знаю случаи, когда восстанавливалась. А развод - всегда трагедия.

Послушание - от слова «слух»

В семейной жизни, кстати, тоже необходимо послушание - друг другу. Причем надо не от другого требовать послушания, а самому его проявлять. Допустим, жена что-то тебе говорит, а ты не согласен. Возражать, лишь бы сделать по-своему, идти на конфликт неправильно. Всегда надо уметь прислушаться.

Послушание - от слова «слух», оно начинается с умения вслушаться в то, что говорит другой. Мы не любим молчать. Наш друг учил нас: «Мы все умеем хорошо говорить, но не умеем слушать друг друга. Поэтому очень важно вслушиваться». И в семейной жизни это очень важно. Муж должен уметь слушать жену, жена - мужа, и все вопросы надо решать с рассуждением. Не убедила тебя жена - ничего страшного, иногда ради мира все равно лучше согласиться с ней. Мир в семье важнее любых наших амбиций.

С духовником отношения другие - здесь я проявляю послушание, но дать правильный совет, не от себя, а от Бога, священник может, только если он понял человека, а чтобы понять, надо внимательно слушать, вслушиваться. Ну, а я в свою очередь должен вслушиваться в слова духовника, чтобы понять его совет.

Были в вашей жизни случаи, когда после совета духовника вам казалось, что вы не в силах проявить послушание, что оно неподъемное для вас?

Нет, такого не помню, но бывало, что я впадал в грех, от которого с трудом освобождался. Для этого мне требовались и время, и молитвенная помощь духовного отца. Священники, которым я исповедовался в своих грехах, всегда за меня молились, я чувствовал их духовную поддержку, благодаря которой мне удавалось выйти из того состояния, освободиться от греха. Это большое дело - свобода от греха!

Трудно бывает справиться с собой. Самый лютый враг духовной жизни - моя самость, гордыня, неумение делать над собой усилие. Разными путями идет человек. Один грех удается победить, он уходит, но что-то опять возникает в душе. Это требует большого внимания, и как раз духовный отец может подсказать, иногда даже со слезами.

Помню, когда я в детстве и юности исповедовался в своих юношеских грехах, священник плакал. Кажется, отец Вениамин его звали. Я подходил к нему действительно со страхом и трепетом, а он, слушая мою исповедь, плакал. Плакал о моих грехах. У каждого свой путь, иногда очень трудный, иногда полегче, но в любом случае надо уметь делать над собой усилие. А мы не любим, когда требуется проходить через тесные врата. «Ищите же прежде Царства Божия» (Мф., 6, 33). Оно внутри нас.

Благодарить за каждый прожитый день

Если совет духовника непонятен, надо ему честно это сказать и попросить разъяснить или лучше принять на веру?

Я думаю, что лучше попросить разъяснить. Иногда разъяснения достаточно, а иногда требуется время, чтобы человек понял совет, который пока не готов принять.

У священника не должно быть горделивого превозношения над прихожанами. Да, у него, допустим, больший опыт, как у профессора больше знаний, чем у студента, но именно когда этот опыт подается скромно, волей-неволей прислушаешься и поймешь, что это ты еще не дорос до понимания совета, не готов его исполнить, так как еще неопытен в духовной жизни, незрел. А когда понимаешь, проще смириться и все-таки попробовать исполнить совет.

Не стоит до конца доверять своему сердцу. Прислушиваться к нему, безусловно, нужно, но сохраняя трезвенность. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», - говорит апостол (1 Пет., 8, 9). Темные силы тоже действуют через сердце человеческое, поэтому и необходим духовный контроль.

Насколько изменились прихожане за 50 лет вашего священнического служения? Понятно, что по сравнению с советским временем их стало гораздо больше, но некоторые священники говорят, что сегодня большинство приходит в церковь не с духовными запросами, а с психологическими проблемами.

Приходят с разными проблемами, но в любом случае стараешься помочь человеку задуматься о главном. Говоришь с ним о смысле жизни, о том, что смерть всегда у нас за плечами, и надо помнить о смертном часе. Если бы мы действительно всегда помнили о смерти и об ответе перед Богом, перестали бы грешить. А мы не помним. Настолько поглощают нас заботы о собственном благополучии в земной жизни, что главное, ради чего живет человек, уходит из нашего сознания.

«В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь», - читаем мы перед сном. «В руце Твои, Господи», потому что я не знаю, встану ли утром. Память об этом не отменяет радость жизни. Можно радоваться, общаться с людьми, но помнить при этом, что неизвестно, сколько ты проживешь, и благодарить Господа за каждый прожитый день.

Я всегда советую людям утром просить Господа, чтобы день прошел без греха, а в конце дня - благодарить Его за все, за хорошее и за трудное. Обычно люди это выполняют.

- Были ли в вашей пастырской практике примеры такого глубокого покаяния, что оно укрепляло вас в вере?

О таком покаянии мне рассказывал митрополит Антоний Сурожский. Один священник, у которого он однажды исповедовался, много пил, страдал пристрастием к алкоголю. «Но на исповеди он плакал не пьяными слезами, а слезами о моих грехах», - говорил митрополит Антоний. Имени этого священника он, разумеется, не называл, но та исповедь потрясла его как никогда, а ведь он был опытный духовник, сам исповедовавший тысячи людей. Я такую исповедь никогда не принимал.

- Вам же приходилось исповедовать приговоренных к смертной казни.

Да, но с тех пор прошло почти 20 лет, подробности уже выветрились из головы. Помню только, что каялись эти люди искренне. Они ждали расстрела, но вскоре был введен мораторий на смертную казнь, и расстрел им заменили на пожизненное заключение. Некоторые до сих пор пишут письма из Мордовии моей дочери и ко мне обращаются с вопросами.

Сначала все они стремились на свободу, но я против. Не выдержат они здесь, могут сползти, совершить еще худшее, чем раньше. А там у них налажена духовная жизнь, приходит священник. Я не считаю их своими духовными чадами, но каждый день молюсь за них, и это очень важно. Ну, а раз они продолжают писать и задавать вопросы, значит, и у них есть какое-то душевное движение ко мне.

- Как я понял, вы считаете, что священнику не нужно стремиться в духовники?

Да, не нужно. Молодым священникам я советую прежде всего найти духовников себе. Это не поучение, а совет старшего товарища. Без опыта послушания, мне кажется, трудно будет наставлять других в духовной жизни.

Беседовал Леонид Виноградов