Новодевичье кладбище – Покой великих (55 фото). Почему Никиту Хрущева похоронили на Новодевичьем? Разбирался историк Леонид Максименков Могила хрущева на новодевичьем кладбище


Содержание:
    Введение 2
    О создании 3-5
    Чёрное и белое Хрущёва 6-10
    Памятник Хрущёву 11-13
    Заключение 14
    Список использованных источников 15

1.Введение
Прошло несколько лет после смерти Н. С. Хрущёва, и в августе 1975 года после долгих проволочек был открыт памятник на его могиле. Его автором стал Эрнст Иосифович Неизвестный, которого беспощадно осуждал и высмеивал 13 лет назад Хрущев. Произведение Неизвестного стало самым значительным произведением скульптуры, которое было посвящено бывшему руководителю СССР.

2.О создании
Новодевичье кладбище – главный Некрополь столицы. Здесь похоронены люди, оставившие заметный след в истории России. Многие установленные здесь памятники можно без преувеличения назвать шедеврами мемориальной скульптуры.
К их числу несомненно принадлежит легендарный надгробный памятник Никиты Сергеевича Хрущёва работы знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного. Историю создания этого монумента по праву можно назвать «историей» с большой буквы - так сложно и противоречиво переплелись в ней человеческие судьбы и реальные события недавнего прошлого.
Известны примеры, когда исполнение надгробия поручали художнику, имевшему какую- то личную связь с усопшим. Вспомним, хотя бы, «Гробницу Лоренцо Медичи» во Флоренции - мраморный шедевр Микеланджело, созданный им в знак личной благодарности великому покровителю искусств. Но взаимоотношения Никиты Хрущёва и Эрнста Неизвестного по своей драматичности достойны пера писателя-романиста.
Никита Хрущёв один из самых ярких и противоречивых исторических деятелей советской эпохи. Верный ученик товарища Сталина, один из многих, но, отнюдь, не рядовой «винтик» кровавой сталинской мясорубки - именно Хрущёв «вбил» первый гвоздь в крышку гроба тирана, выступив на 20-ом съезде КПСС с секретным докладом «О культе личности». Он освободил из лагерей тех, кто уцелел и дал ход процессу реабилитации невинных жертв. Развернув строительство жилья, он дал возможность тысячам горожан переехать из подвалов и бараков с собственные квартиры. В то же время миллионы нищих, бесправных и «беспаспортных» крестьян едва ли поминали Никиту Сергеевича добрым словом.
Хрущёв положил начало частичной либерализации общества, вошедшей в историю под названием хрущёвской «оттепели». Но, как часто бывает в истории, он же и положил ей конец.
Отправной точкой этого движения «вспять» стала скандально известная выставка «30-летия МОСХ» 1962 года, где впервые пересеклись жизненные пути Хрущёва и Неизвестного. Наряду с основной экспозицией, демонстрировавшей полную и окончательную победу социалистического реализма, публике были впервые показаны работы группы молодых художников-экспериментаторов, одной из ключевых фигур этой группы был скульптор Эрнст Неизвестный.
Боевой офицер, кавалер Ордена Красной Звезды, воевавший в составе воздушно-десантных войск 2-го Украинского фронта, Неизвестный был одним из лидеров поколения художников, не считавших соцреализм единственным методом искусства.
Трудно сказать, был ли скандал на выставке спонтанной реакцией эксцентричного Председателя Совета Министров или он был частью хитрого плана интриганов из Политбюро и Союза Художников. Но, так или иначе, Хрущёв, трижды обойдя экспозицию авангардистов, постепенно пришел в неистовый гнев и ярость. Задавая художникам издевательские вопросы и всё сильнее распаляясь, он завершил свой монолог истерическим криком - «Запретить, всё запретить! Такое искусство не нужно Советскому народу!!! Что вы все пидерасты, что ли?» Эрнст Неизвестный был одним из тех, кто смело, не теряя достоинства, пытался урезонить разбушевавшегося партийного лидера.
Через девять лет после описанных событий, смещенный со всех постов и преданный соратниками, Хрущёв умер. Семья покойного обратилась к Эрнсту Неизвестному с неожиданным для него предложением сделать надгробный памятник своему противнику. К тому времени у скульптора был немалый опыт создания ритуальных изваяний. Он был автором надгробий Лауреата Нобелевской премии, физика Льва Ландау, поэта Михаила Светлова. Сын Н.С.Хрущёва Сергей свидетельствует, что философская идея памятника возникла у скульптора сразу. Уже во время первой встречи Неизвестный стал рисовать на листе бумаги конструкцию из двух каменных глыб черного и белого цвета, опиравшуюся на мощную горизонтальную бронзовую плиту. Предложенная скульптором художественная метафора, была проста, выразительна и в высшей степени приложима к личности Хрущёва: единство и борьба противоположностей, противоборство добра и зла, живого и мёртвого, света и тьмы.
В качестве материала были выбраны два вида природного камня – белый мрамор и черный гранит. По замыслу автора белая мраморная глыба как бы врезается в глыбу черного гранита своими геометрическими гранями, образуя в центре этой композиции нишу для портрета. Портрет – это не традиционный для ритуальной скульптуры бюст, а то, что на бытовом языке мы бы назвали «голова». «Голову» предполагалось отлить из бронзы и технологически обработать под цвет «старого» золота.
Со слов Сергея Хрущёва, неожиданные трудности возникли при выборе камня нужного размера. По замыслу автора высота памятника должна была равняться двум с половиной метрам. Согласно технологии того времени, камни такого большого размера добывались при помощи взрывных работ. При этом в монолите могли появляться незаметные для глаз микротрещины. Обнаружить этот дефект можно было только после того, как камень будет окончательно отшлифован и отполирован.
Обсудив эту проблему с профессионалами и специалистами по обработке натурального камня, скульптор принял решение составлять мраморную и гранитную часть надгробия из трёх камней стандартного размера. Эти блоки высотой 90 см и шириной 60 см выпиливали из горной породы с помощью с пециальных машин, что исключало возможность возникновения микротрещин.
Немалые трудности пришлось преодолеть при получении разрешительных документов от различных партийных и художественных властей. Негласное мнение начальства было настроено против проекта надгробия, предложенного Эрнстом Неизвестным. Партийные товарищи считали его слишком радикальным, смелым и необычным. Было выдвинуто несколько альтернативных предложений. Например, сохранить общую композицию, но использовать стандартный серый гранит. Другие предлагали совсем изменить форму памятника и использовать красный порфир, символизировавший революционные заслуги Хрущёва. Третьи склонялись к привычному варианту гранитной стелы, увенчанной бюстом, как у Кремлёвской стены.

3.Чёрное и белое Хрущёва

В оригинальной и философской композиции памятника Хрущеву, созданном Э.Неизвестным, можно увидеть чёткие границы между чёрным и белым. Однако в жизни каждого человека на Земле, а тем более в жизни личностей, вошедших в мировую историю и находившихся на вершине власти - чёрное и белое не только может не имеет видимых границ, но часто обладает изрядной дуальностью, когда со временем и в сравнении с иными делами и событиями, чёрное может оказаться если не белым, то далеко и не чёрным. Или, наоборот.

Это утверждение касается и личности Н.С. Хрущёва. Родившись в крестьянской семье села Калиновка Курской области в 1894 году, Хрущев с раннего детства познал тяжесть подневольного труда и "прелести" жизни при царском самодержавии. Зимой посещал школу и обучился грамоте, летом работал пастухом. В 1908-ом, переехав с семьей на Успенский рудник около Юзовки, в 15 лет стал учеником слесаря на заводе, потом работал слесарем на шахте, и как шахтер не был взят на фронт в 1914.

Это после 1991 года, ставшего годом распада и гибели СССР, гражданам России много рассказывали о "чёрном" режима большевиков и коммунистов, и о "белом" и "пухнастом" времени царского самодержавия. Мол, вплоть до 1913 года россияне жили как у бога за пазухой - столыпинские реформы "завалили" россиян всеми видами продовольствия, а стремительно развивающий капитализм "поднял" российскую индустрию чуть ли не в ровень с индустрией Западной Европы.

Семья Никиты Хрущева, увы, не ощущала на себе "белого" ни от столыпинских реформ в крестьянской жизни Курской губернии, ни от стремительной индустриализации Донбасса. Членам семьи юному Никите приходилось работать, работать и работать, чтобы выжить даже чисто физиологически.

После Октябрьской революции Хрущев был избран председателем местного профсоюза металлистов горнорудной промышленности. В 1918 вступил в РКП(б). После оккупации Украины немцами Хрущев работал в ревкоме в Курской губернии, с весны 1918-го находился на политработе в РККА, проявив себя храбрым и умелым комиссаром. После гражданской войны Хрущев вернулся в Донбасс. В 1920 стал политическим руководителем, заместителем управляющего Рученковского рудника. В 1921 поступил на рабфак Донтехникума, но не окончил учебы, т.к. был назначен вторым секретарем райкома партии и стал быстро делать партийную карьеру.

В 1929-ом Хрущёв был направлен на учебу в Промышленную академию, готовившую кадры партийно- промышленного руководства. В Промакадемии вместе с ним училась и жена И.В. Сталина - Н.Аллилуева, которая и обратила внимание мужа на энергичного и перспективного члена партии. Во время учебы этот член партии активно выступал против "правого уклона", возглавил "правоверных коммунистов" и в 1930 был избран секретарем парткома академии.

В 1931 по рекомендации Л.М. Кагановича Хрущев был избран первым секретарем Баума нского, затем Краснопресненского райкома Москвы. В 1932 стал вторым секретарем Московского горкома партии. В 1935 был назначен первым секретарем Московского обкома партии. Свой первый орден Ленина Хрущёв получил за значительный вклад в строительство Московского метро.

К "чёрным" делам Хрущёва можно отнести его подписи под расстрельными спис ками как в Москве, так и в Украине. Под руководством Хрущева в Москве прошли невиданные аресты руководящего звена парторганизации, при этом сам Хрущев санкционировал все действия органов НКВД, призывая при этом еще и еще усилить "бдительность". В речи на Московской партконференции 23.5.1937 заявил: "Рабочий класс и все трудящиеся нашей страны добились великих побед социализма благодаря мудрости, благодаря зоркости, неиссякаемой энергии великого продолжателя дела Ленина, вождя народов СССР, друга трудящихся всего мира - товарища Сталина!.. Однако нельзя успокаиваться - враг еще не добит окончательно". Хрущев контролирует ход арестов и требует, чтобы цифры были впечатляющими. По свидетельству старожилов Московского управления НКВД, в 1937 году он ежедневно звонил и спрашивал, как идут аресты.

Москва - столица, - напоминал Никита Сергеевич. - Ей негоже
отставать от Калуги или Рязани.

Как член военного совета Киевского особого военного округа Хрущев причастен к репрессиям командного состава округа, принимал участие в приготовлениях по захвату Западной Украины и Западной Белоруссии. Во время Великой Отечественной войны он был косвенно причастен к тяжелейшему поражению РККА под Харьковом. После смерти И. В. Сталина Хрущев был секретарем ЦК, возглавлял комиссию по организации похорон диктатора и несет ответственность за трагическую гибель людей в давке, происшедшей в 1-й день прощания с покойным у Дома Союзов.

При фактической власти триумвирата - Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Хрущев - последний, пользуясь поддержкой Н.А. Булганина и Г.К. Жукова, организовал арест Л.П. Берии, смог оттеснить Г. М. Маленкова и в сентябре 1953-го стал первым секретарем ЦК КПСС. Однако, вскоре, в знак "благодарности", избавился и от Булганина, и от Жукова.

В 1956 на закрытом заседании XX съезда КПСС Хрущев выступил с докладом "О культе личности и его последствиях". В этом докладе, однако, не была предпринята попытка анализа системы, сделавшей возможным кровавый сталинский деспотизм. Более того, спустя некоторое время сам Хрущев стал пренебрегать методами коллегиального руководства страной, стал поощрять развитие и укрепление собственного культа личности.

После хорошего урожая на целинных землях в 1956, давшего половину собранного в стране зерна, Хрущев встал на путь авантюристических административных экономических реформ и кампаний, направленных на получение быстрых и существенных результатов. В 1957 им был выдвинут лозунг "Догнать и перегнать Америку в производстве мяса и молочных продуктов в два-три года", не имевший никаких реальных предпосылок для его выполнения и закончившийся полным провалом. Потерпела неудачу программа принудительного выращивания кукурузы, внедрявшаяся в районах, заведомо для этого непригодных. Укрупнение колхозов и выкуп ими техники ликвидированных машинно-тракторных станций привели к сокращению с.-х. техники и оказали пагубное влияние на сельское хозяйство страны. Тяжело ударили по благосостоянию колхозников борьба с приусадебными хозяйствами и ограничения на продажу кормов для личного скота. Не оправдало себя решение о создании Советов народного хозяйства (совнархозов) на местах для руководства экономикой вместо министерств. ..

В 1962 было объявлено о повышении цен на мясо на 30 процентов, а на масло на 25 процентов. Эта "временная мера" объяснялась необходимостью сократить "ножницы" между закупочными и розничными ценами. Хамское отношение местных властей к людям в сочетании с понижением жизненного уровня вызвали забастовки и массовые мирные демонстраций рабочих и студентов, против которых были применены войска, расстрелявшие десятки людей. Наказали не убийц, а жертв - участников событий, над которыми были устроены показательные процессы, завершившиеся смертными приговорами. В 1963 в результате неурожая и отсутствия резервов в стране СССР закупил около 13 млн. т хлеба за границей. Открыто высказывавшееся в очередях недовольство тем, что Россия из экспортера хлеба превратилась в его импортера, не было уменьшен
и т.д.................

Никита Сергеевич Хрущев (1894–1971) — Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР, Герой Советского Союза. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Период правления Никиты Хрущева вошел в историю как термин «оттепель»

С приходом к власти Никиты Сергеевича Хрущева (1894–1971) влияние идеологической цензуры в CCCР ощутимо ослабло. В частности, снизилась активность репрессий, и многие политические заключенные были отпущены на свободу. Страна достигла потрясающих успехов в освоении космоса, была развернута масштабная кампания по строительству жилых домов. В 1964 году Хрущев был отстранен от должности. Скончался в возрасте 77 лет от сердечного приступа. Был похоронен в Москве на (уч. 7, правая сторона у входа на «новейшую» часть).

На могиле Никиты Хрущева установлен памятник авторства знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного. Материал исполнения — и белый мрамор. Памятник изготовлен из цельных фигурных блоков, сложенных в единую композицию. В верхней ее части установлен Хрущева в фас. В основании памятника уложены четыре гранитные плиты, формирующие своеобразный постамент. На переднем плане крупными металлическими буквами выполнена надпись: «Никита Сергеевич Хрущев, 1894–1971». Символы расположены под наклоном, благодаря чему надпись хорошо прочитывается со всех ракурсов. В плите справа заметно небольшое фигурное отверстие для

Могилы знаменитостей на Новодевичьем кладбище – самом известном и престижном некрополе Москвы – входят в список «must see» экскурсионных и туристических маршрутов по столице России. Погост был основан в конце XIX столетия у южной стены Новодевичьего монастыря. Впоследствии здесь разместились захоронения выдающихся соотечественников, крупных политиков, учёных, людей искусства.

Могила Ельцина и государственные деятели на Новодевичьем кладбище

Борис Ельцин, Первый Президент Российской Федерации, похоронен на участке 6 Новодевичьего кладбища (центральная аллея). На широком надгробии монументальными складками распластался российский триколор из красного порфира, небесно-голубой византийской мозаики и белого мрамора.



Могила Александры Коллонтай, русской революционерки дворянского происхождения, оформлена её скульптурным изображением. Коллонтай стала первой в мире женщиной-министром, затем полномочным представителем СССР в Мексике, Норвегии, Швеции, а в 1944-1945 г.г. - Чрезвычайным и полномочным послом СССР в Королевстве Швеция.

Надгробие Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР в 1958-1964 г.г. Никиты Сергеевича Хрущева подтверждает негласное правило, по которому у Кремлёвской стены не хоронили опальных государственных деятелей. Сложная политическая судьба советского руководителя символически отображена в сделанном по заказу сына Хрущёва надгробном памятнике работы Эрнста Неизвестного. Простецкое, вылепленное с максимальным портретным сходством, лицо Первого секретаря окружено, словно угловатым скафандром, белой и чёрной вертикальной композицией - верой в светлое коммунистическое будущее и тёмным наследием массовых репрессий.

Андрей Громыко, министр иностранных дел, мистер «нет» советской внешней политики, был последним, кого планировали похоронить у Кремлёвской стены. Тем не менее могилу разместили на Новодевичьем кладбище по завещанию самого Громыко и просьбе его родных.

Монументальный памятник генералу Александру Лебедю, губернатору Красноярского края, погибшему в авиакатастрофе, изображает военачальника сидящим, в парадной форме с полным комплектом орденов.

Виктор Черномырдин, председатель Совета Министров – Правительства Российской Федерации в 1992-1998 г.г., покоится в парной семейной могиле, оформленной памятниками в традиционном русском стиле, с резьбой по чёрному мрамору.




Надгробием Евгения Примакова, разведчика и дипломата, министра иностранных дел, премьер-министра Российской Федерации, стал массивный монолит серого гранита и светлый каменный свиток с текстом стихотворения, которое написал этот выдающийся политик: «Я твёрдо всё решил: быть до конца в упряжке, пока не выдохнусь, пока не упаду. И если станет нестерпимо тяжко, то и тогда с дороги не сойду».

Знаменитые ученые на Новодевичьем кладбище

В Новодевичьем некрополе захоронены мощные мыслители, основатели научных направлений и школ, жившие на редкость плодотворно.

Белоснежный мраморный памятник, закрытый прозрачным защитным футляром, обозначает захоронение русского учёного-космиста, выдающегося минералога Владимира Вернадского, который впервые ввёл термины «биосфера» и «ноосфера». У основания памятника - цитата: «Мы живём в замечательное время, когда человек становится геологической силой, меняющей лик нашей планеты».

Надгробие гениального физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии Льва Ландау выполнено Эрнстом Неизвестным. Глыба тёмного гранита с погрудным скульптурным портретом учёного опирается на металлическую колонну, образованную тремя вогнутыми секциями.

Могилу геолога и географа Владимира Обручева отмечает серый гранитный монолит со скульптурно проработанным портретом и символическим изображением геологического молотка, пересечённого писательским пером. Обручев в совершенстве владел искусством эффективного тайм-менеджмента, успешно совмещая интенсивную научную работу с созданием научно-фантастических произведений, в том числе таких объёмных, как «Плутония» и «Земля Санникова».

Знаменитые композиторы на Новодевичьем кладбище

Имена композиторов, похороненных на Новодевичьем кладбище, вошли в историю музыки знаковыми явлениями.

Черная мраморная стела с датами жизни Сергея Прокофьева обозначает место захоронения всемирно известного автора инструментальных концертов, симфоний, семи опер и одиннадцати балетов.

Не менее лаконичен надгробный памятник Дмитрия Шостаковича - одного из самых исполняемых композиторов мира. Его многочисленные произведения оказали заметное влияние на развитие музыкальной культуры человечества.

Неспокойная могила Гоголя. Захоронения литераторов на Новодевичьем

Великий классик Николай Гоголь был захоронен на Даниловском кладбище. В 1931 году, при ликвидации этого монастырского погоста в разгар борьбы с религией, прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище. В 1952 году над новой могилой вместо прежнего креста с каменным подножием встал скульптурный памятник с надписью «Великому русскому художнику слова от правительства Советского Союза». В 2009 году надгробие вновь приобрело прежний вид: только камень и только крест.

Находившийся на первоначальной могиле Гоголя особый чёрный камень с бугристой поверхностью, формой напоминающий Голгофу – место распятия Христа, установлен в качестве надгробного знака над захоронением другого мастера слова - Михаила Булгакова.




Новодевичье кладбище в целом стало настоящим пантеоном писателей и поэтов. Здесь под белой стелой в новорусском стиле покоится Антон Чехов. Урна с прахом неистового футуриста, пролетарского поэта Владимира Маяковского погребена под массивной плитой тёмно-серого гранита. Над могилой творца новых слов, «Председателя земного шара» Велимира Хлебникова уложено древнее изваяние из киргизских степей. Надгробие интеллектуального символиста Валерия Брюсова, искавшего вдохновения на стыке науки и поэзии, украшает точный, стилистически выдержанный профильный портрет поэта. Медальон с барельефным профилем обласканного Советской властью Алексея Толстого сопровождают скульптурные изображения персонажей его самых монументальных произведений - романов «Пётр Первый» и «Хождение по мукам». Памятник Александру Фадееву дополняют герои-краснодонцы из «Молодой гвардии». На могиле замечательного поэта Андрея Вознесенского нет скульптур и портретов. Надгробие, изготовленное по его собственному проекту, представляет собой наклонную полированную плоскость из тёмного гранита. По ней словно бы вот-вот скатится крупный каменный шар, который удерживает от стремительного движения вниз по наклонной только небольшое бронзовое распятие.

Стальные руки-крылья, пламенный мотор сердца - творцы и герои

Барельефные и скульптурные портреты отмечают места захоронения выдающихся авиаконструкторов - Павла Сухого (истребители Су), Андрея Туполева (самолёты Ту), Семёна Лавочкина (истребители ЛаГГ и Ла), Александра Яковлева (истребители Як).

На Новодевичьем похоронен полярный лётчик Анатолий Ляпидевский, первым получивший звание Героя Советского Союза, и маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин - ас-истребитель, один из самых результативных пилотов Великой Отечественной войны.

Космос. Земля. Океан

Над могилой космонавта №2 Германа Титова установлен его скульптурный портрет с орлом. «Орёл» был позывным Титова в сеансах радиосвязи с Землёй. Захороненный на Новодевичьем лётчик-космонавт, лётчик-испытатель Георгий Береговой, пилотировавший корабль «Союз-3», первое звание Героя Советского Союза получил во время Великой Отечественной войны.

Космическая тема отображена на эксклюзивном надгробии Юрия Сенкевича, который в течение 30 лет был бессменным телеведущим «Клуб кинопутешествий». Сенкевич занимался медицинской подготовкой космических и высокоширотных экспедиций, принимал участие в океанских плаваниях на папирусных лодках «Ра» и «Тигрис» по приглашению Тура Хейердала. На надгробии эти путешествия представлены скульптурной волной с тростниковым судном под прямым парусом.

Акт четвёртый, последний и вечный

Жизнь, как пьеса в трёх действиях - изложение, перипетия и развязка - у людей сцены может иметь действие четвёртое, продолжающееся в памяти последователей и поклонников.

Автор актёрской техники подлинных эмоций, которой следуют уже сотню лет, - Константин Станиславский покоится на Новодевичьем кладбище под красной гранитной плитой. На ней расположена белая вертикальная стела-занавес с эмблемой МХАТ – чайкой, увенчанная большим православным крестом.

На могиле прямого последователя Станиславского, Евгения Вахтангова, установлена бронзовая фигура женщины, печально склонённое лицо которой скрывает накидка.

Место захоронения великой Марии Ермоловой обозначено вазой из тёмного полированного гранита с ниспадающей драпировкой. На тёмном постаменте размещён барельеф-профиль актрисы.

Барельефный профиль актёра уникального дарования, Иннокентия Смоктуновского, запечатлён в круглом медальоне на сером могильном валуне. Бронзовая скульптура Вячеслава Тихонова воспроизводит образ актёра в роли разведчика Штирлица. На могиле Олега Ефремова установлена беломраморная скруглённая стела с барельефным православным крестом. В памятнике Людмилы Гурченко сочетается черный полированный гранит и белоснежный мрамор со скульптурным изображением актрисы в полный рост. Могилу Юрия Яковлева осеняет белый мраморный восьмиконечный крест, оформленный в стиле чеховского надгробия. Великий комик Юрий Никулин навечно запечатлён в бронзе, сидящим на невысоком бордюре-постаменте.



На Новодевичьем кладбище есть множество памятных мест, которые позволяют вспомнить великие голоса России - Шаляпина, Зыкину, Юрия Левитана, целую плеяду художников, выдающихся шахматистов, кинорежиссёров, врачей, педагогов, архитекторов. Этот некрополь с двадцатью пятью тысячами захоронений - настоящая энциклопедия отечественных знаменитостей.

Новодевичье кладбище. Списки знаменитостей

  • Александр Вертинский
  • Людмила Зыкина
  • Елена Образцова
  • Галина Вишневская
  • Клавдия Шульженко
  • Федор Шаляпин
  • Леонид Утесов
  • Юрий Левитан

Чемпионы мира по шахматам

  • Василий Смыслов
  • Михаил Ботвинник

Плеяда художников и знаменитые меценаты

  • Валентин Серов
  • Витольд Бялыницкий-Бируля
  • Исаак Левитан
  • Михаил Нестеров
  • Братья Третьяковы

Актеры

  • Аркадий Райкин
  • Юрий Никулин

Кинорежиссеры

  • Сершгей Эйзенштейн
  • Сергей Бондарчук
  • Эльдар Рязанов

Возможно, вам будет интересно:

Монумент установлен в Одессе по случаю 200-летия города. Идея родилась у Эрнста Неизвестного ещё в 1944 году, когда он побывал в Одессе, только что освобождённой от фашистов. Скульптуру он создавал в Нью-Йорке, и её пришлось перевозить частями по морю.

2. «Орфей», 1994 год


Статуэтка, изображающая древнегреческого музыканта Орфея, который играет на струнах собственной души, стала главным символом Всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ. Оригинальный «Орфей» два метра в высоту и находится в Нью-Йорке.

3. Памятник на могиле Хрущёва, 1995 год


Скульптор создал надгробие по просьбе родственников Хрущёва, несмотря на то, что при жизни глава государства называл работы Неизвестного «дегенеративным искусством» и вообще находился с ним не в самых лучших отношениях.

4. «Древо жизни», 2004 год


Неизвестный задумал эту скульптуру в 1956 году, однако воплотить идею ему удалось только спустя 48 лет. На «ветках» дерева собраны портреты самых выдающихся личностей - от Будды до Юрия Гагарина. Монумент расположен в торгово-пешеходном переходе «Багратион».

5. «Прометей и дети мира», 1966 год


Композиция находится в лагере Артек. Её основой послужили камни, которые дети привели из 85 различных стран. Рядом с рельефом высечены слова: «Сердцем - пламенем, солнцем - сиянием, костром - заревом, дети шара земного, дорогу дружбы, равенства, братства, труда, счастья навсегда озарим!».

6. «Маска скорби», 1996 год


Мемориал расположен в Магадане, где был перевалочный пункт этапируемых заключённых - он посвящён памяти жертв политических репрессий. Внутри монумента находится копия тюремной камеры.

7. «Память шахтёрам Кузбасса»


Памятник находится в городе Кемерово. Шахтёр держит горящий уголёк, который также символизирует горящее сердце. Интересно, что автор отказался от гонорара за этот монумент.

8. «Цветок лотоса», 1971 год


Гигантский стилизованный цветок установлен у Асуанской плотины в Египте в 1971 году в честь советско-арабской дружбы. Высота скульптуры составляет 75 метров.

9. «Возрождение», 2000 год


Это первая скульптура Эрнста Неизвестного, установленная в Москве. Расположена она у особняка Морозовых-Карповых на Ордынке. Архангел Михаил, являющийся центром композиции, по замыслу автора, призван охранять Россию от тёмных сил.

10. «Сквозь стену», 1988 год


Эту скульптуру мастер в 1996 году привёз в Россию и США в качестве подарка Борису Ельцину. Эрнст Неизвестный пожелал президенту, чтобы образ прорывающегося сквозь стену человека помог ему побороть болезнь.