Мозаика из натурального камня: разновидности и технология укладки своими руками. Как сделать мозаику из камня своими руками, фото и видео уроки Что предлагают и что выбирают

Рассмотрим некоторые несложные приемы, которыми можно воспользоваться при изготовлении мозаики из камня .

Творчество скульпторов, архитекторов, мастеров прикладного искусства - это своего рода летопись культуры, запечатленная, как говорят художники, в «материале». Именно поэтому материал, которым пользуется мастер, очень часто определяет не только характер будущего произведения, но и его сохранность и долговечность. В этом отношении камень не имеет соперников. Наши знания искусств исчезнувших цивилизаций во многом определяются тем, насколько широко использовался камень в ту или иную эпоху.

Самые древние из дошедших до нас произведений искусства, в которых камни использовались как цветовые пятна, относятся к третьему тысячелетию до нашей эры, ко времени цивилизации шумеров. Эти цветовые композиции и были тем, что мы называем теперь мозаикой.

Замечательного расцвета достигло искусство мозаики в античной Греции и Риме. Выдающиеся художники украшали стены и полы дворцов, храмов, мавзолеев сюжетными композициями и орнаментами, используя богатейшую палитру каменных пород.

В средние века искусство мозаики высоко расцвело в Византии и в странах, связанных с.ней своей культурой, - в России и Грузии. Итальянское Возрождение внесло в это искусство новую живую струю, благодаря чему во Флоренции возникла особая школа мозаики. Впоследствии работы, выполненные принятой здесь техникой, стали называть флорентийской мозаикой. Для нее характерны небольшие картины, столешницы, вставки к мебели с композициями, изображающими цветы, плоды, порхающих бабочек и тому подобное.

Особенность флорентийской мозаики заключается в том, что каждый ее отдельный элемент, изготовленный из целого куска камня, служит не просто цветовым пятнышком, но вырезается точно по форме и подбирается так, чтобы своим рисунком, текстурой выполнять в картине функцию целой детали или ее части - белого облака, дерева, окна в доме, крыши. Сумма таких элементов, безукоризненно подогнанных друг к другу независимо от сложности и конфигурации, и образует картину. Техника флорентийской мозаики требует высокого мастерства не только художественного, но и ремесленного.

Несколько проще в исполнении так называемая римская мозаика , здесь отдельный элементик выполняет роль лишь цветовую. Композиции римской мозаики несколько напоминают картины, написанные маслом. В этой технике могут быть использованы довольно разнообразные материалы: камни, специально изготовленные цветные керамические элементики, плавленое стекло - смальта.

В камнерезном деле мозаичные работы составляют целую специальность, однако многие приемы вполне доступны любителям с их несложным домашним оборудованием. Своими руками можно сделать красивую шкатулку, поднос, столешницу, создать декоративное панно, каменную картину. Начинающим художникам вполне посильны приемы римской мозаики , на ней мы и остановимся, коснувшись той ее части, где в качестве материала по традиции выступает камень.

В практике мозаичных работ существует два классических способа их выполнения. Первый, так называемый прямой, при котором лицевая сторона картины обращена к художнику, а мозаичные элементы вдавливаются в связующую массу или приклеиваются к подложке. Второй способ - обратный. В этом случае элементы наклеиваются лицевой стороной вниз и заливаются связующим составом, после чего картину переворачивают и зачищают лицевую сторону.

В качестве первого опыта можно попробовать выполнить рельефную мозаичную картинку из обрезков камней или обкатанной морской гальки . Прежде всего надо подобрать цветной рисунок будущей мозаики (желательно в масштабе 1:1), причем постараться учесть цветовую гамму камешков, имеющихся в вашем распоряжении. Затем делается рамка - деревянная или металлическая (латунная, медная) - с продольной выемкой по внутреннему периметру (рис. 1). Эта выемка нужна для того, чтобы связующая масса заполнила углубление и прочно удерживала картину в раме. Высота ее берется чуть больше толщины самого крупного камешка. Внутрь укладывают фанерный или картонный прямоугольник толщиной 4-6 мм, обернутый предварительно двумя слоями бумаги. На нее можно нанести сетку, облегчающую копирование рисунка, либо сам рисунок. Рамка слегка скрепляется с фанеркой гвоздями и укладывается горизонтально на стол. Для работы потребуются еще пинцет, которым укладывают камешки, и быстросохнущий клей для их фиксации.

Прежде чем приступить к набору, нужно, изучив рисунок, разобрать камни на отдельные группы, которые составят главные цветовые пятна композиции. Обычно для крупных деталей переднего плана подбирают более крупные элементы, а для мелких деталей и для заднего плана - мельче.

Цвета природных камней редко бывают абсолютно одинаковы с цветами картины. Пусть это обстоятельство не смущает: вовсе не следует добиваться буквального копирования, и если цветовые пропорции соблюдаются, а фактура поверхности камней походит на фактуру изображаемых предметов, то произведение должно быть удачным.

Выкладку набора начинают с основных и наиболее крупных деталей композиции. Элементы кладут лицевой стороной вверх, вначале без клея, чтобы их можно было менять и переставлять. Когда набор закончен, каждый камешек закрепляют на подложке каплей клея. Затем готовят эпоксидную смолу и через бумажный фунтик аккуратно заливают ее между всеми элементами и рамкой.

Слой должен составлять 2-3 миллиметра (рис. 2).

После затвердевания смолы раму с мозаикой переворачивают, вынимают фанерный вкладыш и укладывают лицевой поверхностью на мягкую подкладку. С обратной стороны очищают и удаляют насколько это возможно бумажную подложку. Очищенную поверхность обильно покрывают эпоксидной смолой, слоем прочной ткани (лучше стеклоткани) и снова смолой. На этом работу можно в основном считать законченной. Если поверхность камней недостаточно гладкая, то картина получается блеклой, лишенной цветовой сочности. Чтобы оживить цвет, достаточно покрыть камни бесцветным живописным или нитролаком. Отделка рамки зависит от характера композиции и от общей цветовой гаммы произведения.

Следующая ступень мастерства - мозаика с гладкой полированной поверхностью . Исполнить ее уже несколько сложнее. Камни здесь берутся нарезанные на пластинки (толщина их не имеет существенного значения), и пластинки эти должны быть хотя бы слегка пришлифованы.

Мозаику с гладкой поверхностью можно набирать несколькими способами. Мы рассмотрим один из них, наиболее приемлемый в любительских условиях. Начинается работа опять-таки с выбора рисунка. Затем следует нарезать требующиеся по цвету камни, и дело это лучше закончить сразу, чтобы в вашем распоряжении имелось достаточное количество разнообразного материала. Затем по размеру рисунка заготавливаются две одинаковые рамки. Высота их выбирается примерно в 1/10-1/15 от длины большей стороны и должна минимум вдвое превышать толщину каменных пластинок. К одной из рамок прибивается плоское дно, в получившийся ящичек на половину высоты ровным слоем насыпается песок. На поверхности песка и выкладывается мозаика. Для простоты копирования рисунка можно воспользоваться координатной сеткой. Координаты наносятся на рамку, нужное место отыскивается с помощью двух линеек или по натянутым нитям (рис. 3).

Приемы выкладки не отличаются от тех, что были описаны выше. Различия появляются лишь на заключительных стадиях. Чтобы получить ровную поверхность, все каменные пластинки приглаживаются трамбовкой (см. рис. 4). После этого следует операция, требующая большой аккуратности: узкой насадкой пылесоса, не касаясь поверхности, надо собрать все песчинки, оказавшиеся наверху, и отсосать песок в промежутках между пластинками так, чтобы его слой нигде не выступал вровень с ними. Затем на мозаику накладывают лист кальки, смазанный клеем, и трамбовочкой приглаживают его к пластинкам. Высохший лист с мозаикой укладывают лицом вниз, удаляют остатки песка, заключают во вторую рамку и заливают тонким (1 - 2 мм) слоем эпоксидной смолы.

После того, как первый слой затвердеет, наносится еще один, обеспечивающий мозаике жесткость и монолитность. Толщину этого слоя нужно довести до уровня края рамки. Лучше всего использовать для этой цели ту же смолу с добавлением наполнителя - 50% мелкой каменной крошки. Массу желательно укладывать в два приема с армирующей прокладкой из стеклоткани или тонкой проволочной сетки. По окончании работы лицевую сторону мозаики шлифуют и полируют.

В мастерских по обработке камня для этой цели используется специальный станок со шпинделем, свободно перемещающимся в горизонтальной плоскости. В любительских условиях, если мозаика велика для домашнего станка, ее обрабатывают вручную абразивными порошками. В качестве шлифующего инструмента можно использовать кусок камня с ровной плоской поверхностью, по твердости соответствующей материалу самой мозаики, или донышко стеклянной пробки диаметром 40-60 мм. В конце шлифовки каменный или стеклянный брусок можно заменить на деревянный.

Окончательно, до блеска полируют мозаику, как и другие изделия из камня, окисью хрома и водой. Делать это можно вручную куском фетра или с помощью низкооборотной дрели, оснащенной фетровым кругом.

Шлифовка и полировка камня - работа трудоемкая, требующая большой аккуратности и терпения. Однако зеркальной поверхности мозаики можно достичь минуя операции доводки и полировки. Достаточно лишь выровнять порошками средней зернистости, обезжирить и, обильно смазав эпоксидной смолой, прижать к чистой, без царапин поверхности оргстекла, просмотреть поверхность контакта и поглаживающими движениями выгнать воздушные пузырьки. После затвердевания смолы стекло удаляется, а на мозаике остается гладкий, зеркально блестящий слой. Остается лишь отделать рамку или, если она не нужна, разрезать и удалить ее. Правда, надо заметить, что такая «полировка» хороша только в тех случаях, когда мозаика не предназначена для обиходного употребления - для шкатулок, столешниц или других изделий - слой смолы непрочен и легко царапается. Чтобы изделия стойко, на века сохраняли свой блеск и сочность красок, нужно полировать сам камень.

Те несколько приемов, о которых здесь рассказано, наиболее просты и доступны. Они относятся к прямому методу, когда будущее произведение все время находится перед глазами и в процессе работы его легко совершенствовать. Освоив азы, увлекшись этим интересным видом прикладного искусства, художник, безусловно, выработает собственные приемы технологии. А добившись успеха, постигнув первые ступени мастерства, он сделает и следующие шаги - освоит приемы «обратной мозаики», обогащающие художественную палитру, и в дальнейшем, возможно, попробует свои силы и в трудном искусстве флорентийской мозаики .

А. Коробков, Ю. Рапопорт.

4316 0 1

Увидеть красоту в обычных булыжниках или как я делал каменную мозаику

16 сентября, 2016
Специализация: филологическое образование. Опыт работы строителем - 20 лет. Из них последние 15 лет руководил бригадой в качестве прораба. Про строительство знаю все – от проектирования и нулевого цикла до оформления интерьера. Хобби: Вокал, психология, перепеловодство.

Приветствую вас, любезные мои читатели!

В детстве я любил собирать, как и наверняка, многие из вас, разнообразные камешки. Природа, с ее безудержной фантазией, на славу потрудилась над каждым из них. Все они уникальны и имеют только свой размер, цвет, фактуру и форму.

Копаясь недавно на дачном участке, я вдруг внезапно понял, что всю жизнь собирал камни, теперь же настала пора разбрасывать их. А если без лишнего пафоса – я придумал, как использовать их красоту. А именно – захотелось мне выложить на участке каменную мозаику.

Ода камню

Природа постаралась придать свой неповторимый образ каждому из камешков. Они могут быть:

  • однотонные и многоцветные;
  • в крапинку, узорчатые, полосатые, с прожилками, с блестящими вкраплениями и пр.;
  • тонкие и длинные;
  • круглые и толстые;
  • плоские, наподобие монет.

Та же матушка-природа по максимуму проверила свои изделия на прочность. Бурные волны океанов и морей либо стремительные речные потоки, оторвав от основы угловатые булыжники, перетирают их между собой, граня и ошлифовывая, как талантливейший ювелир.

Лишь после такой тщательной многовековой «огранки» водой гальку с абсолютно гладкой поверхностью волны выбрасывают на морской или речной берег. До такого финала дотягивают только наиболее прочные камешки.

Разнообразный внешний вид, долговечность и прочность делают такой крупный гравий и мелкий галечник идеальный основой для воспроизведения оригинальных мозаичных узоров либо целых композиций.

Как я убедился лично, процесс воссоздания натуральной каменной мозаики необычайно увлекателен, однако потребует от вас фантазии, определенных затрат времени и несомненно – терпения.

Как сделать мозаику

С тем, чтобы ваше произведение сохранялось многие годы, предельно важно подготовить под него надежное основание.

Как подготовить основание под ваш шедевр

  1. Сначала мне пришлось снять плодородный (верхний) слой грунта. Хочу вас сразу предупредить, что минимально, глубина траншей должна составлять 25 сантиметров. Если мозаика будет претерпевать повышенные механические нагрузки (например, по ней будут ездить машины), глубину придется увеличить.
  2. Чтобы настил был устойчивым, его надо укрепить бордюром. Я выложил его из брусчатки, но можно сделать окантовку и из валунов. При предполагаемых повышенных нагрузках, ее следует посадить на цементно-песчаный раствор.
  3. Далее я засыпал в траншею несущую подушку из щебенки ( примерно 15 сантиметров) и тщательно утрамбовал.
  4. После этого, поверх щебенки я насыпал слоем в 10 сантиметров сухую смесь из цемента и песка. Это и есть основное поле деятельности. В него следует аккуратно вдавить отобранные камешки. А затем обильно полить их водой.

Технология изготовления мозаики

Я рекомендую вам первоначально выложить рисунок на песке, использовав соответствующий шаблон. И лишь после этого перенести композицию на основу из раствора. Если же вы уверены в том, что глазомер вас не подведет, выкладывайте мозаику без предварительных «репетиций».

Еще один совет, «выстраданный» мной на собственном опыте — для своего первого шедевра вам лучше всего подобрать небольшую площадку, вдали от значимых мест участка и простой рисунок.

  1. Выложите гальку, в соответствии с композицией, на сухую песчано-цементную смесь.
  2. Поверх рисунка уложите доску и аккуратно надавите. Так покрытие получится более ровным.
  3. Камни из основания должны выступать сантиметра на 4-5. Если возникнет нужда, еще подсыпьте сухой смеси.
  4. Далее полейте рисунок водой. Лучше всего — из распылителя.
  5. Через неделю по мозаике можно будет ходить. На это время укройте ее пленкой от дождя и жаркого солнца.

Творческий процесс

Моей «пробой пера» стали отдельные пошаговые плиты. Формой для их изготовления мне послужил большой пластиковый поддон под .

  1. Для производства таких плиток вам нужен будет цементно-песчаный раствор. Заполните им гибкую формочку, слой должен быть примерно 5 см. Далее выровняйте поверхность.

  1. Рисунок тут можно придумывать по наитию либо составить его заранее. Чтобы галька держалась прочно, лучше вдавливать ее ребром, а не плоской стороной.
  2. Пока композиция будет просыхать, укройте ее пленкой от лучей солнца.
  3. Выждите минимум сутки, перед тем как вынуть плитку из поддона. Оставшийся на ней раствор смойте либо ототрите щеткой.
  4. Полностью ваши изделия просохнут спустя две недели.

Немного о том, что еще можно сделать из гальки.

  1. И простая укладка одноцветного, равного по размеру галечника поперек либо вдоль композиции уже смотрится красиво. Но лучше для мозаики подойдут продолговатые широкие камешки разных форм и цветов.
  2. Подле светлых цветков из гальки можно выложить струящиеся ленты из коричневого, красного, черного, бежевого и серого гравия. Подобный оригинальный узор придаст садовой территории изысканное изящество.
  3. Пустые пространства меж плитами либо не вымощенные места участка являются идеальными площадками для каменной мозаики, ее рисунок и форма ограничены лишь вашей фантазией.

Под сложные рисунки и узоры вам понадобится значительный запас гальки и гравия разных форм и цветов. Мозаику можно дополнить вставками из разноцветного битого стекла.

Вывод

Украсив свой участок каменной мозаикой, вы оригинально обустроите его, при этом повысив комфортабельность своих владений. Если у вас возникли вопросы, то задавайте их в комментариях. Засим прощаюсь, и успехов вам в ваших начинаниях.

16 сентября 2016г.

Если вы хотите выразить благодарность, добавить уточнение или возражение, что-то спросить у автора - добавьте комментарий или скажите спасибо!

Если Вы находитесь в поиске неординарного проекта для своей придомовой территории, мозаика из гальки придаст , саду, дорожкам уникальный и неожиданный акцент. Хотя материалы, из которых она изготовлена достаточно простые – плоская галька или булыжник от камнеобрабатывающих предприятий; смесь бетона, гравия и бутовой муки – Вы можете сделать галечную мозаику из всего, что угодно.

Главный технический редактор журнала «СтарыйДом» (OldHouse) Марк Пауэрс использовал 5 см и 7см отполированные камни для создания этой спиральной галечной мозаики , которая может постепенно увеличиваться или уменьшаться в зависимости от размера площадки и камней, которые вы выбираете. «Просто убедитесь в том, что Вы кладете гальку на ребро для придания дополнительной силы и стабильности, » говорит он.

График реализации проекта

Пятница: Рассортировать гальку и спланировать мозаику на участке
Суббота: Выложить основу, установить камни, дать бетону выдержаться
Воскресенье: Зацементировать камни на месте

Подготовка и сортировка камней для мозаики из гальки.

Разложите камни возле участка, где будет находиться мозаичное панно. Очистите их от грязи и песка, затем рассортируйте гальку по однородности цвета и размера в отдельные кучи или ведра.

Выкладывание мозаики из гальки.

Распределите песок на глубине 7 см в специально сделанной из кусков фанеры форме или на пластиковой подложке. Выложите камни прямо в песок в порядке и форме, которая Вам нравится; песок будет держать их на месте во время работы. Галька должна плотно прилегать друг к другу так, чтобы параллельные камни соприкасались своими серединами. Не кладите все камни параллельно, перемена направления не даст им сдвинуться со своего места (Мы выкладываем в форме двойной спирали, выкладывая одну часть камней перпендикулярно другой.) Когда Вы довольны своей мозаикой, сделайте ее снимок и запомните ее размер и форму для последующего использования.

Подготовка места для мозаики из гальки.

Должна расположиться на одном уровне или чуть выше, чем окружающая ее поверхность, так чтобы вода не скапливалась на ней; имейте это ввиду, когда будете выбирать участок.

Выройте площадку, по крайней мере, на 30 см больше со всех сторон, чем Ваша галечная мозаика и глубиной 15-20см. (Это обеспечит правильный дренаж основы и оставит достаточно места вокруг мозаики для создания контура.) Утрамбуйте 15 см бетонной основы и слой в 2,5 см бутовой муки в вырытом участке. Высыпьте сухую бетонную смесь в центр участка, и используйте правило или деревянный брусок, чтобы разровнять смесь до слоя, который со всех сторон выходит за пределы размера мозаики на 5 см.

4. Смачивание бетонной смеси.

Используя садовый опрыскиватель или шланг с мелким распылителем, слегка побрызгайте на смесь, чтобы ее текстура из порошкообразной превратилась в рыхлую, грязеподобную.

Нанесение разметку мозаики из галки на бетоне.

Для мозаики из гальки круглой формы, с двух сторон веревки длиной в радиус круга привяжите по крупному гвоздю. Воткните один гвоздь в центр предполагаемой мозаики, натяните веревку и начертите в бетонной смеси круг с помощью второго гвоздя. Начертите второй круг в половину радиуса первого для большей наглядности.

Подсказка: Будет достаточно одного пакета бетонной смеси для создания мозаики размером около 3 м².

6. Размещение центрального камня.

Чтобы мозаика из гальки была прочной, сначала уложите в цементную смесь нижнюю треть камней. (Позже, когда все камни будут на своих местах, затрите швы более легкой покрывающей смесью, см. Шаг №10.) Начав из центра, используйте садовую лопату, чтобы выкопать не большое углубление в сырой цементной смеси. Положите первый камень на край углубления и утрамбуйте вокруг цементной смесью, вертикально придерживая пальцами.

Укладка гальки вокруг центрального камня.

Используя лопату, выкопайте углубления в цементной смеси рядом с плоскими сторонами центрального камня мозаики. Уложите второй и третий камни рядом с первым. Снова пальцами плотно утрамбуйте цемент вокруг них.

Набор узора галечной мозаики.

Работая из центра к краю, продолжайте укладывать гальку, как описано в Шаге № 6. Швы между камнями должны быть плотными, и галечник должен соприкасаться серединами. (Это помогает расположить камни одинакового размера друг с другом и постепенно добавлять более крупные или мелкие камни, в зависимости от узора мозаики из гальки ). Старайтесь сохранять высоту камней, даже если вы их кладете.

9. Укладка оставшихся камней.

Когда вы закончите укладку маленькой секции, положите широкий брусок поперек и подбейте резиновым молотком, чтобы установить и выровнять камни. Когда мозаика полностью набрана, проложите контур или обложите брусчаткой, кирпичом или отделочным камнем, чтобы мозаика из гальки лучше держалась. Заполните любые большие щели между галечником мозаики не большим количеством цементной смеси, затем обрызгайте, чтобы полностью пропитать бетон под камнями, и накройте пластиком. Дайте ей выдержаться в течение ночи.

10. Распыление покрывающей смеси.

Откройте мозаику и убедитесь, что камни сухие. Распылите на камни, работая каждый раз на небольшом участке, и используйте кисточку для краски, чтобы распределить смесь во все . Если Вам нравится, то оставьте откосы, но они не должны превышать трети высоты камней.

Подсказка: Чем больше состава Вы добавляете, тем прочнее будет мозаика. В местах с сильным трафиком, затрите швы близко или в один уровень с верхушками камней.

11. Пропитайте и придайте четкую форму.

Легко наносите покрывающий состав до того, как он полностью впитается. (Вы можете добавить больше смеси на данном этапе, если первый слой утрамбовался очень сильно после нанесения.) Дайте смеси впитать воду, затем оставьте выдержаться 30-60 минут. Используйте щетку с жесткой щетиной для украшения и придания формы швам по вашему вкусу.

Дайте мозаике из гальки выдержаться.

Накройте мозаику из гальки пластиком, чтобы удержать в ней влагу пока она выдерживается. Для более прочного выдерживания, откройте мозаику и обрызгайте ее несколько раз в течение одного – двух дней, когда она начнет схватываться. Полная выдержка может занять пару недель, в зависимости от погоды. Когда мозаика из гальки будет полностью готова, отполируйте камни влажной тряпкой, чтобы убрать остатки бетона.

А Вы бы сделали такую мозаику из гальки?

Кстати, скоро я опубликую очень интересный материал по мозаике из гальки.
Рекомендую

Мозаичное покрытие - беспроигрышный вариант, если вы желаете создать действительно необычный и оригинальный интерьер. Античное очарование рукотворных «картин», выложенных из натурального камня, определенно никого не оставит равнодушным! Мечтаете о создании мозаики своими руками? Наша инструкция поможет осуществить эту идею.

Особенности мозаики из камня

В отличие от других видов мозаик, производимых из стекла и керамики, каменные «картины» обладают своими неоспоримыми преимуществами. Первое и самое важное - возможность создать рисунок и подобрать материал своими руками без лишних капиталовложений.

Кроме того, натуральный материал предоставляет немалый простор дизайнерской мысли за счет широкого спектра видов камней. Еще одним привлекательным свойством является долговечность и прочность мозаики, обеспеченная цементной основой конструкции.

Материалы и инструменты

  • Галечник
  • Речной песок
  • Холстина или мешковина
  • Гвозди
  • Доски
  • Цемент
  • Прозрачный лак
  • Молоток
  • Ножовка
  • Кисть
  • Емкости для клея и раствора
  • Щетка.

Технология создания

Прежде всего, запаситесь подходящим материалом. Это могут быть камни с берегов моря, ручьев, рек, горных склонов, огородов и пашен. Выбирайте мелкую гальку (размером 1-4 см)

Собранные камни промойте в теплой воде со стиральным порошком или мылом, удаляя щеткой грязь из трещин и углублений

Очищенный материал рассортируйте по размеру и цвету

Подготовьте из досок квадратную опалубку с высотой бортов 7-8 см и фанерным дном

Заготовьте песок. Можно взять обычный речной, если его предварительно просушить и просеять

Положите опалубку на стол и засыпьте её на 3-4 см песком

Уложите камни на песок в соответствии с эскизом. Старайтесь, чтобы они лежали плотно, плоскими гранями вверх

Приготовьте в отдельной емкости раствор из столярного клея. Для большей выразительности его можно разбавить водоэмульсионной краской

Нанесите на холстину густой слой клея, не задевая края

После чего, положите холстину промазанной стороной на мозаику и разгладьте поверхность ладонью

Как только клей высохнет, аккуратно приподнимите холстину и переверните её камнями вверх. Если мелкие детали не приклеились, повторно вставьте их в мозаичный набор

Оставшиеся песчинки снимите мягкой щеткой

Песок ссыпьте в ведро, а в опалубку положите холстину с камнями

Перемешайте его до густого состояния и залейте в опалубку, покрыв половину объема.

Уложите армирующую стальную сетку с ячейкой 100×100 мм, а затем залейте остаточный слой. Сетка не даст плите сломаться.

В течение 2-3 дней обильно смачивайте раствор водой для того, чтобы увеличить его прочность

После высыхания переверните опалубку, смочите влажной губкой холстину и аккуратно ее удалите

Покройте камни прозрачным лаком для того, чтобы они со временем не тускнели.

Полученной в результате мозаичной плиткой из натуральных камней вы можете украсить любую поверхность.

Про садовые дорожки из всевозможных материалов написано невероятное количество статей. Дорожки из бетонных листьев, спилов дерева, кирпича, или просто засеянные травой… Казалось бы уже сложно чем-то удивить. Однако сегодня попробуем выложить своими руками мозаичные тропинки из морской гальки. Это совсем несложно. А при должном терпении, ну и конечно наличии необходимого количества камней, могут получиться невероятные шедевры.

Необходимые материалы:

  • галька разного размера;
  • песок;
  • фанера (отрез пленки или брезента);
  • каменная крошка;
  • бетонная смесь;
  • вода;
  • деревянный или резиновый молоток;
  • уровень;
  • шланг;
  • жесткая щетка.

Для начала сортируем имеющуюся гальку по цветам и форме. При необходимости с них нужно смыть грязь и песок. Можно приступить к созданию дорожки без эскиза, полностью повинуясь своей фантазии. Но лучше все же будет иметь хотя бы предварительный набросок того, что в итоге должно получиться.

Для этого на листе фанеры (куске брезента или полиэтиленовой пленки), засыпанной 10 см слоем песка выкладывается предварительный рисунок из камней. Камни укладываются вертикально, плотно прилегая друг к другу и соприкасаясь в центре. Когда вы будете довольны рисунком, сфотографируйте его и запишите примерное количество и размер камней, чтобы затем воспроизвести его уже на дорожке.

Для того, чтобы будущая мозаика не собирала дождевую влагу, ее необходимо выкладывать на уровне чуть выше земли. На размеченной дорожке выкапывают область под мозаику глубиной до 20 см. Дно ямы засыпают каменной крошкой, слоем песка и бетонной смесью, слоем около 5 см. Смесь из лейки или шланга смачивают до рыхлого состояния (чтобы она перестала быть сыпучей). При создании 10 кв м мозаики израсходуется примерно 1 мешок бетонной смеси.

В случаях, когда выкладывается круговая мозаика, для разметки будущего рисунка удобно воспользоваться двумя гвоздями и веревкой.

Чтобы мозаика надежно была закреплена в земле, первые камни закапывают в бетонной смеси на 1/3. Позже, когда рисунок будет выложен полностью, сверху будет насыпан еще один слой смеси. Первый камень устанавливается в центре строго вертикально.

Вокруг него при помощи маленькой лопаты вырываются отверстия, в которых постепенно начинает выкладываться каменный рисунок.

Камни устанавливаются строго вертикально. При необходимости рисунок корректируется руками. Стыки между камнями должны быть прочными. Камни в самой середине должны соприкасаться друг с другом.

При выкладывании рисунка при помощи уровня следят за тем, чтобы камни находились на одной высоте. Для регулировки высоты пользуются резиновым молотком.

После того, как мозаика будет полностью выложена, ее окаймляют камнями, кирпичами или другим запланированным материалом, таким образом формируя окончательный вид дорожки. Пробелы между камнями заполняются остатками бетонной смеси. Мозаика смачиваются водой, накрывается брезентом на сутки. За это время бетон насытится влагой, но не высохнет.

На следующий день бетонная смесь забивается между камнями так, чтобы на поверхности осталось не больше 1/3 камней. Чем больший слой бетонной смеси будет уложен на мозаику, тем дольше она прослужит.

При помощи шланга смесь увлажняется до полного насыщения. Если она при этом дает сильную усадку, добавляется еще один слой бетонной смеси. После этого мозаику на час-полтора оставляют в покое, для того, чтобы смесь полностью пропиталась и успела чуть-чуть просохнуть.

Мозаику обкладывают пластиковым брезентом и оставляют в таком состоянии на пару дней. Полностью мозаика высохнет через пару недель, после чего можно не только любоваться своим произведением искусства, но и пользоваться им по прямому назначению.