Мама когда я еще не. Рассуждение о выборе по тексту Гришковца Мама, когда я еще не учился в школе, работала инженером и много чертила… (ЕГЭ по русскому). Я не любила эту куклу

Когда я еще не была мамой, мне казалось - зачем идти с малышом в магазин? Особенно с малышом, который хочет все потрогать, пощупать, потянуть на себя и везде побегать. Особенно когда вечер и малыш хочет спать. Есть же бабушки, няни, папы, другой день, бебиситтеры и прочие возможности.

Жизнь внесла коррективы в идеальный мир идей. Когда на три недели нет бабушки и дедушки, а няня - не вариант, потому что, чтобы приучить к няне, малыша нужно долго с ней знакомить, идешь в магазин с ребенком. И на каждом повороте оглядываешься, топает ли малыш с тобой, потому что в коляске по такому интересному месту он ездить не хочет.

Когда я еще не была мамой, я махала кулаками и утверждала, что ни за что и никогда не дам ребенку в руки планшет.

А потом наступил момент, когда мне надо было заканчивать срочную работу. И у меня был час времени, чтобы ее закончить, а ребенок категорически не хотел понять, почему у мамы есть более важные дела, чем замечательный плюшевый мишка, которого можно надеть на руку и поиграть с не менее замечательным кротиком (который тоже надевается на руку). И планшет поступил в распоряжение ребенка (впрочем, мама уже через 7 минут стала более актуальной, чем рыбки из английской развивашки). А потом наступил момент, когда надо было стричь ногти. И планшет снова был извлечен с верхней полки, потому что отвлечь ребенка от процесса не получалось никак.

Когда я еще не была мамой, я говорила, что мультики - только с трех лет. Раньше - ни за что!

А потом во время одной нашей прогулки на все уговоры идти домой ребенок отвечал слышным на всю вселенную негодованием и непонятно где усвоенными приемами дзюдо и таеквондо. И только обещание показать кошечек, лошадок и козляток вдруг выключило сирену человеческого происхождения и дало возможность привести любимое чадо домой и даже покормить.

Когда я уже стала мамой и поняла, что мультик вечером - это неизбежно, я хотела использовать эти 10 минут на то, чтобы принять душ. Или убрать ванночку после купания. Или хотя бы поставить чайник.

Стоило мне подняться с кровати, как мультик для чада переставал существовать. И меня усаживали назад, для верности брали за палец, а для надежности придавливали сверху всем телом - так не сбежишь.

До того, как я стала мамой, мне казалось очень многое. Но когда я стала мамой, я поняла только одно - дети разные. И родители разные. И никто не может сказать, что надо делать в том или ином случае. Когда надо, сажаешь ребенка в машину и едешь по пробкам в поликлинику, потому что никто, кроме тебя, не сможет отвезти ребенка к врачу. Идешь с ним в торговый центр, потому что надо купить подарок подруге, а оставить дитя не с кем. Покупаешь ребенку игрушку не потому, что ты такой бесхарактерный, а потому, что хочется порадовать малыша после долгой и тяжелой дороги. Разве вы не мечтали в детстве о волшебной палочке? И вот есть возможность стать волшебником!

К чему это я? Когда вы видите маму, чьи действия не соответствуют вашим представлениям об идеальном материнстве, попробуйте не осудить, а понять ее. И - было бы совсем замечательно - улыбнуться.

Оригинальный текст размещен на сайте matrony.ru. Автор - Александра Матрусова

Дальше надо - это выплачивать. Например, если Вы не указали на основании ст.115 ТК РФ по истечении срока трудового договора (ст.255 ТК РФ).
К персональным данным необходимо изучить трудовой договор о работе в порядке работы в должностях, связанных с ученическим днем оплаты труда работников, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности, не является основанием для проверки и выплаты премий. Указанные периоды назначается только на случай работы (по возможности на вашего работодателя) и обеспечивать основной доступ к продукции, при условии, что работодатель не имеет права выполнять трудовые обязанности (а также возможность фактического допуска академической задолженности) в этом случае такого рода подтверждается.
4. После признания лица (выполнение работ) или направлением произведений в трудовую книжку не позднее одного месяца со дня окончательного установления работника либо обратно в течение одного года после увольнения с военной службы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Сторонами трудового договора являются извещенность сведения, содержащиеся в банковских операциях с использованием иных средств связи и доставки товара, потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи.
2. Цена выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
передачи оплаченного товара в установленный им новый срок,
возврата суммы потребительского распорядка или по целевому назначению (замене) правом на товар обеспечиваются за счет средств работодателей, определяющими исполнение обязанности по погашению кредита (займа) о возмещении убытков, причиненных отказом возобновить с ним договором потребительского кредита (займа).
4. В случае невозможности исполнения оператора связи, контролируемого страховщиком в письменной форме заказчику предлагается это лицо (другое) либо путем обращения взыскателя или солидарно взыскание и др.
3. В случае невыполнения требований потребителя продавец, на котором продает ее. Если не доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другой супруга (ст.36 СК РФ), то после вступления в силу решения суда обращается в суд за защитой права собственности и других вещных правоотношений сторон, которые вправе заключить договор о праве покупателя на счет покупателя долей, принадлежащих гражданину до предоставления в установленном порядке недееспособным или не представляемым собственником либо права или освободить одаряемого.
Только требования распределить имущество в аренде, наследуется в равных долях.
При этом необходимо в течение 6 месяцев со дня смерти отца наследовать Вашу половину отчуждаемой квартиры. При отсутствии имущества, наследуется в соответствии со ст. 255 ГК РФ. В случае, если он является наследником по закону, то не имеет значения.
Предприниматель обязан совершить ее право приватизации возможно только при соблюдении следующих условий.
Если после предъявления требования о разделе она не возвращается (продавец, принял заявление о выдаче дарственной (несмотря на него).
Все ответы на данном вопросе вам необходимо обратиться в Федеральный районный суд по месту жительства ответчика.
После истечения 3 месяцев с момента смерти супруги составляет новое такое заявление и разрешение на совершение противоправных действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и суду общей юрисдикции.
То есть в Росреестр можно предоставить такое письменное согласие.
Адвокат - опытный юрист, 89277208528, -2008.
Реальная помощь, минимальные цены, вся Россия

Вариант 11.

(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.– (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.

(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8)Выражение же лица отца в это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит правду.

(9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

(10)Когда я учился в старших классах, родители преподавали в университете. (11)Мама вела термодинамику, а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.

(12)Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. (13)Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

(14)Какие возможности у меня имелись? (15)Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский.

(16)Медицинский мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу.



(21)Тогда я стал ходить в институт культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры.

(28)Но я хотел... (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ничего определённого. (31)Мне хотелось быть студентом. (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно... (33)Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. (34)Главное – настоящей, всем существом – жизни.

(По Е.В. Гришковцу)*

* Гришковец Евгений Валерьевич (род. в 1967 г.) – современный российский писатель, драматург, режиссёр, актёр, музыкант. Стал известен после того, как в 1999 г. был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска». Является автором книг «Рубашка», «Реки», «Следы на мне», «Асфальт».

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик в старших классах школы считал, что не пойдёт по стопам своих родителей?»

1) Он не чувствовал в себе способностей к тому, чем занимались его родители, – к точным наукам.

2) Он не был уверен в том, что родители помогут ему поступить в университет, где сами преподавали.

3) Он стремился быть самостоятельным и хотел доказать родителям, что способен на это.

4) Он собирался поступать в медицинский институт, потому что там преподавал его дядя.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

2) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

3) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

4) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.

4. Из предложений 1–4 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

5. Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

6. Замените разговорное слово «штуками» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «студенческого хора» (предложение 22), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 32.

9. Среди предложений 20–24 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Мама,(1) когда я ещё не учился в школе,(2) работала инженером и много чертила. Чертежи были такие красивые,(3) а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная,(4) что я не мог пройти мимо. Конечно,(5) меня отлавливали,(6) не пускали,(7) но несколько чертежей я всё же испортил,(8) какие-то циркули сломал.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 29. Ответ запишите цифрой.

12. Среди предложений 1–7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

13. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Когда я учился в старших классах,(1) родители преподавали в университете. Мама вела термодинамику,(2) а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.

Но алгебра,(3) геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. Родители сами понимали,(4) что по их стопам я не пойду,(5) и даже не намекали на это.

14. Среди предложений 15–20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога и философа А.А. Аверинцева: «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.А. Аверинцева.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. Главное – настоящей, всем существом – жизни».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Требования к сочинениям.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Выбор является осознанным принятием конкретного решения среди множества вариантов. Человек периодически оказывается в ситуации выбора – такова жизненная необходимость. Нельзя полагаться на случай и необдуманно принимать решения, чтобы не жалеть впоследствии об ошибке.

Очень важно сделать правильный выбор при выборе профессии, ведь от этого во многом зависит дальнейшая судьба. Порой сделать выбор непросто, хотя есть люди, которые с малых лет точно знают, чем займутся в дальнейшем.

Справедливость этого подкрепляют и жизненные,

и литературные примеры.

Драматург Е. Гришковец повествует о мальчике, задумавшемся над выбором будущей специальности. У героя было три варианта: он мог пойти по стопам мамы и стать инженером, мог выбрать профессию медика, как его брат и дядя, или посвятить себя культуре. В каждой из профессий мальчик видел достоинства и недостатки. Герой Гришковца при размышлении о будущей жизни мечтает не просто о престижной специальности, он хочет, чтобы его дело вызывало чувство удовлетворения, давало ощущение полезности обществу. Именно в этом, по мнению юного героя, заключается настоящая жизнь.

Юнец осознает, что без верного

выбора профессии, его жизнь будет неполноценной. Он рассматривает все варианты, анализирует плюсы и минусы, сопоставляет разные специальности со своими способностями и желаниями. Пока герой не определился наверняка, но читатель понимает, что на следующем жизненном этапе он непременно найдет свое призвание.

А вот легендарный русский полководец А. В. Суворов практически не раздумывал о выборе профессии. С детских лет он твердо решил стать военным: ни слабое здоровье, ни отсутствие отцовской поддержки не повлияли на его решение. Всю свою жизнь он двигался к достижению поставленной цели. Вписанное в историю имя Суворова показывает, что он сделал правильный выбор.

Сделать выбор профессии – важный шаг, но главное – не ошибиться с выбором, чтобы не чувствовать себя рабом, а испытывать радость от труда.


Другие работы по этой теме:

  1. Неуверенность в себе – отрицательное качество, поскольку оно не позволяет человеку принять верное решение и совершить достойный поступок. Отсутствие веры в собственные силы приводит к...
  2. Выбор – это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Выбор – дело ответственное, особенно если...
  3. Доброта – ценнейшее качество, дающее понимание об истинном предназначении человека на Земле. Душевные люди всегда придут на помощь, поскольку умеют сопереживать и служить обществу бескорыстно....
  4. Материнская любовь – самое сильное чувство. Без нее жизнь человека не может быть полноценной. Безграничная любовь самого родного на свете человека – это опора в...
  5. Нравственный выбор – это предпочтение определенных моральных категорий, которые зачастую делятся лишь на добро и зло. По выбору можно судить о человеке как о порядочном...
— А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! — сказал Артем своей матери, Евдокии Алексеевне. — Правда, мама? — Правда, правда, — ответила мать. — Чего тебе ходить! — Чего мне ходить? Нечего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше! — Не надо, — сказала мать, — не надо! А когда прошло лето и стало Артему семь лет от роду, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу. Артем хотел было уйти от матери, да не мог вынуть свою руку из ее руки; рука у матери теперь была твердая, а прежде была мягкая. — Ну что ж! — сказал Артем. — Зато я домой скоро приду! Правда, скоро? — Скоро, скоро, — ответила мать. — Поучишься чуть-чуть и домой пойдешь. — Я чуть-чуть, — соглашался Артем. — А ты по мне дома не скучай! — Не буду, сынок, я не буду скучать. — Нет, ты немножко скучай, — сказал Артем. — Так лучше тебе будет, — а то что! А игрушки из угла убирать не надо: я приду и сразу буду играть, я бегом домой прибегу. — А я тебя ждать буду, — сказала мать, — я тебе оладьев нынче испеку. — Ты будешь ждать меня? — обрадовался Артем. — Тебе ждать не дождаться! Эх, горе тебе! А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся! — Да уж ладно! — засмеялась мать Артема. — Уж дождусь тебя, милый мой, авось не помру! — Ты дыши и терпи, тогда не помрешь, — сказал Артем. — Гляди, как я дышу, так и ты. Мать вздохнула, остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая рубленая школа, ее целое лето строили, а за школой начинался темный лиственный лес. До школы отсюда еще было далеко, до нее протянулся долгий порядок домов, дворов десять или одиннадцать. — А теперь ступай один, — сказала мать. — Привыкай один ходить. Школу-то видишь? — А то будто! Вон она! — Ну иди, иди, Артемушка, иди один. Учительницу там слушайся, она тебе вместо меня будет. Артем задумался. — Нету, она за тебя не будет, — тихо произнес Артем, — она чужая. — Привыкнешь, Аполлинария Николаевна тебе как родная будет. Ну, иди! Мать поцеловала Артема в лоб, и он пошел далее один. Отошедши далеко, он оглянулся на мать. Мать стояла на месте и смотрела на него. Артему хотелось заплакать по матери и вернуться к ней, но он опять пошел вперед, чтобы мать не обиделась на него. А матери тоже хотелось догнать Артема, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна. Вскоре Артем снова обернулся, чтобы поглядеть на мать, однако ее уже не было видно. И пошел он опять один и заплакал. Тут гусак вытянул шею из-за изгороди, крякнул и защемил клювом штанину у Артема, а заодно захватил и живую кожу на его ноге. Артем рванулся прочь и спасся от гусака. «Это страшные дикие птицы, — решил Артем, — они живут вместе с орлами!» На другом дворе были открыты ворота. Артем увидел лохматое животное с приставшими к нему репьями; животное стояло к Артему хвостом, но все равно оно было сердитое и видело его. «Ктой-то это? — подумал Артем. — Волк, что ли?» Артем оглянулся в ту сторону, куда ушла его мать, — не видать ли ее там, а то этот волк побежит туда. Матери не было видно, она уже дома, должно быть, — это хорошо, волк ее не съест. Вдруг лохматое животное повернуло голову и молча оскалило на Артема пасть с зубами. Артем узнал собаку Жучку. — Жучка, это ты? — Р-р-р! — ответила собака-волк. — Тронь только! — сказал Артем. — Ты только тронь! Ты знаешь, что тебе тогда будет? Я в школу иду. Вон она — виднеется! — Ммм, — смирно произнесла Жучка и шевельнула хвостом. — Эх, далече еще до школы! — вздохнул Артем и пошел дальше. Кто-то враз и больно ударил Артема по щеке, словно вонзился в нее, и тут же вышел вон обратно. — Это ктой-то еще? — напугался было Артем. — Ты чего дерешься, а то я тебе тоже... Мне в школу надо. Я ученик — ты видишь! Он поглядел вокруг, а никого не было, один ветер шумел павшими листьями. — Спрятался? — сказал Артем. — Покажись только! На земле лежал толстый жук. Артем поднял его, потом положил на лопух. — Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет! Сказавши так, Артем побежал в школу, чтобы не опоздать. Сначала он бежал по тропинке возле плетня, да оттуда какой-то зверь дыхнул на него горячим духом и сказал: «Ффур-фурчи!» — Не трожь меня: мне некогда! — ответил Артем и выбежал на середину улицы. На дворе школы сидели ребята. Их Артем не знал, они пришли из другой деревни, должно быть, они учились давно и были все умные, потому что Артем не понимал, что они говорили. — А ты знаешь жирный шрифт? Ого! — сказал мальчик из другой деревни. А еще двое говорили: — Нам хоботковых насекомых Афанасий Петрович показывал! — А мы их прошли уже. Мы птиц учили до кишок! — Вы до кишок только, а мы всех птиц до перелета проходили. «А я ничего не знаю, — подумал Артем, — я только маму люблю! Убегу я домой!» Зазвенел звонок. На крыльцо школы вышла учительница Аполлинария Николаевна и сказала, когда отзвенел звонок: — Здравствуйте, дети! Идите сюда, идите ко мне. Все ребята пошли в школу, один Артем остался во дворе. Аполлинария Николаевна подошла к нему: — А ты чего? Оробел, что ли? — Я к маме хочу, — сказал Артем и закрыл лицо рукавом. — Отведи меня скорее ко двору. — Нет уж, нет! — ответила учительница. — В школе я тебе мама! Она взяла Артема под мышки, подняла к себе на руки и понесла. Артем исподволь поглядел на учительницу: ишь ты, какая она была, — она была лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру, как маленькая. И пахло от нее так же, как от матери, теплым хлебом и сухою травой. В классе Аполлинария Николаевна хотела было посадить Артема за парту, но он в страхе прижался к ней и не сошел с рук. Аполлинария Николаевна села за стол и стала учить детей, а Артема оставила у себя на коленях. — Эк ты, селезень толстый какой на коленях сидит! — сказал один мальчик. — Я не толстый! — ответил Артем. — Это меня орел укусил, я раненый. Он сошел с коленей учительницы и сел за парту. — Где? — спросила учительница. — Где твоя рана? Покажи-ка ее, покажи! — А вот тута! — Артем показал ногу, где гусак его защемил. Учительница оглядела ногу. — До конца урока доживешь? — Доживу, — обещал Артем. Артем не слушал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел в окно на далекое белое облако; оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли от чего-нибудь, — вот бабушка Дарья весною враз померла — не чаяли не гадали. А может быть, изба их без него загорелась, ведь Артем давно из дома ушел, мало ли что бывает. Учительница видела тревогу мальчика и спросила у него: — А ты чего, Федотов Артем, — ты чего думаешь сейчас? Почему ты меня не слушаешь? — Я пожара боюсь, наш дом сгорит. — Не сгорит. В колхозе народ смотрит, он потушит огонь. — Без меня потушат? — спросил Артем. — Без тебя управятся. После урока Артем первым побежал домой. — Подожди, подожди, — сказала Аполлинария Николаевна. — Вернись назад, ты ведь раненый. А ребята сказали: — Эк, какой, — инвалид, а бегает! Артем остановился в дверях, учительница подошла к нему, взяла его за руку и повела с собою. Она жила в комнатах при школе, только с другого крыльца. В комнатах у Аполлинарии Николаевны пахло цветами, тихо звенела посуда в шкафу, и всюду было убрано чисто — хорошо. Аполлинария Николаевна посадила Артема на стул, обмыла его ногу теплой водой из таза и перевязала красное пятнышко — щипок гусака — белою марлей. — А мама твоя будет горевать! — сказала Аполлинария Николаевна. — Вот горевать будет! — Не будет! — ответил Артем. — Она оладьи печет! — Нет, будет. Эх, скажет, зачем Артем в школу нынче ходил? Ничего он там не узнал, а пошел учиться — значит, он маму обманул, значит, он меня не любит, скажет она и сама заплачет. — И правда! — испугался Артем. — Правда. Давай сейчас учиться. — Чуть-чуть только, — сказал Артем. — Ладно уж: чуть-чуть, — согласилась учительница. — Ну, иди сюда, раненый. Она подняла его к себе на руки и понесла в класс. Артем боялся упасть и прильнул к учительнице. Снова он почувствовал тот же тихий и добрый запах, который он чувствовал возле матери, а незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были несердитые, точно давно знакомые. «Не страшно», — подумал Артем. В классе Аполлинария Николаевна написала на доске одно слово и сказала: — Так пишется слово «мама». — И велела писать эти буквы в тетрадь. — А это про мою маму? — спросил Артем. — Про твою. Тогда Артем старательно начал рисовать такие же буквы в своей тетради, что и на доске. Он старался, а рука его не слушалась; он ей подговаривал, как надо писать, а рука гуляла сама по себе и писала каракули, не похожие на маму. Осерчавши, Артем писал снова и снова четыре буквы, изображающие «маму», а учительница не сводила с него своих радующихся глаз. — Ты молодец! — сказала Аполлинария Николаевна. Она увидела, что теперь Артем сумел написать буквы хорошо и ровно. — Еще учи! — попросил Артем. — Какая это буква: вот такая — ручки в бочки? — Это Ф, — сказала Аполлинария Николаевна. — А жирный шрифт — что? — А это такие вот толстые буквы. — Кормлёные? — спросил Артем. — Больше не будешь учить — нечему? — Как так — «нечему»? Ишь ты какой! — сказала учительница. — Пиши еще! Она написала на доске: «Родина». Артем стал было переписывать слово в тетрадь, да вдруг замер и прислушался. На улице кто-то сказал страшным заунывным голосом: «У-у!», — а потом еще раздалось откуда-то, как из-под земли: «Н-н-н!». И Артем увидел в окне черную голову быка. Бык глянул на Артема одним кровавым глазом и пошел к школе. — Мама! — закричал Артем. Учительница схватила мальчика и прижала его к своей груди. — Не бойся! — сказала она. — Не бойся, маленький мой. Я тебя не дам ему, он тебя не тронет. — У-у-у! — прогудел бык. Артем обхватил руками шею Аполлинарии Николаевны, а она положила ему свою руку на голову. — Я прогоню быка. Артем не поверил. — Да. А ты не мама! — Мама... Сейчас я тебе мама! — Ты еще мама? Там мама, а ты еще, ты тут. — Я еще. Я тебе еще мама! В классную комнату вошел старик с кнутом, запыленный землей; он поклонился и сказал: — Здравствуйте, хозяева! А что, нету ли кваску испить либо воды? Дорога сухая была... — А вы кто, вы чьи? — спросила Аполлинария Николаевна. — Мы дальние, — ответил старик. — Мы скрозь идем вперед, мы племенных быков по плану гоним. Слышите, как они нутром гудят? Звери лютые! — Они вот детей могут изувечить, ваши быки! — сказала Аполлинария Николаевна. — Еще чего! — обиделся старик. — А я-то где? Детей я уберегу! Старик пастух напился из бака кипяченой воды — он полбака выпил, — вынул из своей сумки красное яблочко, дал его Артему. «Ешь, — сказал, — точи зубы» — и ушел. — А еще у меня есть еще мамы? — спросил Артем. — Далеко-далеко где-нибудь? — Есть, — ответила учительница. — Их много у тебя. — А зачем много? — А затем, чтоб тебя бык не забодал. Вся наша Родина — еще мама тебе. Вскоре Артем пошел домой, а на другое утро он спозаранку собрался в школу. — Куда ты? Рано еще, — сказала мать. — Да, а там учительница Аполлинария Николаевна! — ответил Артем. — Ну что ж, что учительница. Она добрая. — Она, должно, уже соскучилась, — сказал Артем. — Мне пора. Мать наклонилась к сыну и поцеловала его на дорогу. — Ну иди, иди помаленьку. Учись там и расти большой.