Когда был основан хазарский каганат. Хазарский каганат. Идеология (религия). Завоевания и отношения с соседями

Археологи обнаружили в Астраханской области столицу древнего Хазарского каганата - город Итиль, существовавший с восьмого по 14-й века, заявил в интервью РИА Новости по телефону один из руководителей экспедиции, кандидат исторических наук Дмитрий Васильев.

Хазарский каганат или Хазария - в 650‑969 годах средневековое государство, созданное кочевым народом - хазарами. Столицей Хазарского каганата был город Итиль.

Хазария выделилась из Западно‑Тюркского каганата и контролировала территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо‑западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.

Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Во главе государства стоял каган (правитель). Формально он обладал всей полнотой военной и административной власти. Каган являлся главой языческого культа и наделялся в глазах подданных сверхъестественными способностями. Его власть считалась установленной небом.

Центральной частью страны было Нижнее Поволжье. Здесь жили собственно хазары. По этой территории проходили кочевки кагана и хазарской знати. Большая часть территории управлялась без административного вмешательства. Подчиненные народы: аланы, болгары, буртасы, венгры, славяне и др. сохраняли собственную социально‑политическую структуру. Они имели своих правителей, которые были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань.

Население каганата делилось на "белых" (свободные) и "черных" (податные) хазар. Верхушку "белых" образовывала родовая аристократия (владельцы крупных стад). Внутри нее существовала сложная иерархия, поскольку хазары не уничтожали знать покоренных племен, а включали ее через систему вассальных отношений в состав правящей элиты.

Основу хозяйственной деятельности рядового населения составляло кочевое скотоводство. Для правящей верхушки основным источником обогащения первоначально была военная добыча, получаемая путем грабежа соседних стран. Интересно, что, согласно ярду свидетельств, хазары не убивали ремесленников завоеванных стран.

Постепенно у хазар произошла переориентация на невоенные источники доходов. Это стало возможным в результате того, что во 2‑й половине VIII ‑ начале IX веков начался подъем международной торговли. Контроль над важными транзитными путями привел к тому, что в IX‑X веках основной источник доходов Хазарии стали составлять торговые пошлины. Столица Хазарии - Итиль - превратился в крупнейший торговый пункт. При этом сами хазары сохраняли традиционный кочевой уклад и международной торговлей не занимались.

Решающую роль в прекращении существования Хазарии сыграло Древнерусское государство. В 964 году князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей и в 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил крепость Саркел. Затем, в 965 или, по другим данным, в 968‑969 годах русы (народ, давший свое имя и составивший социальную верхушку первого государства восточных славян - Руси), действуя в союзе с огузами (один из трех тюркских народов Средней Азии, сложившийся к IX веку в степях современного Казахстана), разгромили Итиль. Этот момент считается концом независимого хазарского государства.

Археология занялась хазарами в 1920‑1930 годах. Собственно хазарские находки крайне редки: археологи, как правило, ориентируются по форме и типологии керамических сосудов. Поскольку в каганат входили и кочевники, и оседлые народы, то в хазарских поселениях соседствуют предметы этих несходных между собой культур. Список хазарских древностей, которые ученые однозначно приписывают хазарам, исчерпывается несколькими десятками предметов. В ряду хазарских находок наиболее «знамениты» ритуальный ковшик с изображенными на нем сценами мифической битвы, несколько реликвариев со столь же богатыми сказочно‑мифологическими изображениями, кирпич из крепости Саркел с планом святилища‑лабиринта, каменная плита с рунической надписью на ней и еще несколько подобных, но только более коротких и отрывочных надписей на черепе быка и осколках посуды.

Исследования в советское и постсоветское время и позволили обнаружить большое количество протогородских центров и укреплений. На сегодняшний день достоверно отождествлены только два хазарских города - Саркел и Самкерц. Развалины Саркела идентифицируются с левобережным Цимлянским городищем (территория Волгоградской и Ростовской областей). Сегодня Цимлянское городище недоступно для исследований - оно было затоплено при строительстве Цимлянского водохранилища в первой половине 1950‑х годов. Развалинами города Самкерц считают Таманское городище (станция Тамань, Краснодарский край).

Идентификация хазарских городов Беленджер и Семендер носит спорный характер. На роль Семендера претендует городище Тарки недалеко от Махачкалы, но, возможно, по мнению археологов, этот город находился в другом месте. Еще один прикаспийский город хазар, Беленджер, как считают ученые, возможно, стоял на месте, известном как Верхнечирюртовское городище. Оно было затоплено при строительстве Сулакской ГЭС (Дагестан).

Ключевой научной проблемой в изучении истории Хазарского каганата является распространение иудаизма в Хазарии. Археологи стремятся найти материальные подтверждения бытования в Хазарии иудаизма и оценить, в какой степени им было затронуто хазарское общество.

В настоящее время в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений. Российские и украинские специалисты считают, что в иудаизм перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. В свою очередь западные и, в том числе, израильские историки настаивают на широком бытовании этой религии среди всех хазар, а также на ее проникновении в среду подчинённых хазарам народов.

На территории Тамани были найдены надгробные стелы с изображением иудейской символики, свидетельствующие о том, что в этом регионе иудеи присутствовали до V века. Археологи не исключают возможности обнаружения следов хазарского иудаизма в результате масштабных раскопок в бассейне Нижнего Дона и Нижней Волги.

В сентябре 2008 года археологи из совместной экспедиции Астраханского государственного университета и Института этнологии РАН объявили о том, что они нашли столицу Хазарского каганата - город Итиль. По мнению ученых, Итиль ‑ это Самосдельское городище в Астраханской области (село Самосделка, 40 км от Астрахани).

Работы на городище велись с 2000 года. Культурный слой составляет около трех с половиной метров. Археологам удалось установить очертания кирпичной крепости‑цитадели, выявить жилые кварталы, характерные для хазарского времени "юртообразные" жилища, специфическую керамику. Нижние слои городища датируются VIII‑IX веками, то есть хазарским временем. Найден также слой большого пожара, который, возможно, соответствует времени разрушения Итиля киевским князем Святославом Игоревичем (960‑е годы). Общая площадь предполагаемой хазарской столицы велика: около двух квадратных километров. В таком поселении одновременно могли жить 50‑60 тысяч человек. По средневековым меркам, это очень крупный город.

По мнению ученых, Итиль прекратил существование не после падения каганата, а позже - примерно в XIV веке, когда его затопила Волга: следы предмонгольского и золотоордынского этапов в жизни города зафиксированы археологически.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Войны с арабами привели к дальнейшему расселению племен, подвластных Хазарии, в причерноморских степях. Они достигли лесостепи и мигрировали по Волге к северу до Волжско-Камского междуречья, земель будущей Волжской Болгарии: помимо болгар там оказались, как считает А.В. Гадло, часть савиров (сувар) и барсилов. Аланы стали оседать в бассейне Дона и Верхнего Донца, болгары - в низовьях Дона, сами хазары, барсилы и другие племена - в Нижнем Поволжье и калмыцких степях. В Нижнем Поволжье возник новый городской центр Хазарии - ал-Байда или Итиль.

Сформировавшийся в противостоянии Византии и Арабскому халифату Хазарский каганат простирался от предгорий Кавказа и Нижнего Поволжья до Среднего Поднепровья, где хазарам должны были платить дань славяне (см. ниже). Его экономику характеризовало комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство: наряду с отгонным скотоводством, когда стада отгонялись летом из степей на горные пастбища, все шире распространялось земледелие и садоводство. Процесс массового оседания кочевников на землю отражают многочисленные поселения и могильники т. н. салтово-маяцкой культуры, включающие следы кочевий, постояннных неукрепленных поселений, городищ с земляными валами, замков с остатками каменных стен, городов-крепостей и, наконец, причерноморских городов, возродившихся под властью Хазарии, в том числе Фанагории и Таматархи-Тмутаракани [Плетнева 2000].

Локальные варианты салтово-маяцкой культуры, выделяемые благодаря исследованиям М.И. Артамонова, И.И. Ляпушкина, С.А. Плетневой, М.Г. Магомедова и др. исследователей, отражают этническую специфику тех групп населения Хазарии, которые занимали те или иные регионы причерноморской степи и лесостепи. В верховьях Дона и Северного Донца поселения с полуземлянками и юртообразными жилищами расположены гнездами вокруг городищ с белокаменными стенами (в том числе белокаменного Маяцкого городища на Дону, давшего наряду с Салтовским могильником название самой культуре). Городища расположены на высоких гористых берегах рек, на противоположных берегах простираются равнинные пастбища, что напоминает географические условия Северного Кавказа. Могильники состоят в основном из катакомбных погребений, что вкупе с данными антропологии позволяет относить население, оставившее эти памятники, к аланам . В бассейне Северного Донца и западнее аланы ассимилировали местное население - носителей упоминавшейся пеньковской культуры, которая приписывается обычно славянам-антам, но была распространена значительно шире, чем территория, отводимая антам в древних источниках. Кроме того, во второй половине IX в. в Подонье появилась группа кочевого населения, практиковавшая обряд трупосожжения с захоронением серебряных накладок на пояса и конскую сбрую и других частей погребального инвентаря в специальных тайниках; обряд и женские украшения, найденные в этих погребениях, указывают на связь их носителей с угорским населением Зауралья.

В донских степях земледельческое население жило на больших селищах и городищах, укрепленных земляными валами, с полуземлянками и юртобразными жилищами, кочевники оставили стойбища. Большое число амфор и пифосов - специальной тары для вина - свидетельствует о занятии виноградарством, ставшим традиционными для этого региона России. Хоронили умерших в простых могилах, рядом с могилами воинов совершали захоронение коней. Этот вариант салтовомаяцкой культуры, как и близкий ему приазовский, приписывается болгарам: для Приазовья характерна специфическая строительная техника - жилища и стены городищ строились из кирпича-сырца на каменном цоколе, жилища были двухкамерными - с сенями, которые зимой можно было использовать в качестве хлева для содержания молодняка. В Крыму такие жилища строили из камня, в соответствии с древней традицией каменного строительства.

Наряду с этими локальными вариантами в причерноморской степи известны одиночные курганные погребения с богатым воинским инвентарем и конями, которые приписываются собственно хазарам - господствующей в каганате племенной группировке. Наконец, знаменитый Вознесенский поминальный комплекс VIII в. на Днепре - прямоугольный вал из земли и камня, окружавший площадку с остатками сожжения многочисленных вещей (вооружения, конской сбруи, золотых украшений) и лошадиных костей, по интерпретации А.К. Амброза, близок поминальным памятникам Кюль-Тегина и других правителей Тюркского каганата в Центральной Азии; сходные памятники обнаружены не только в Среднем Поднепровье (возможно, к ним относится и упомянутый «клад» у Перещепина, приписываемый обычно Кубрату), но и в Поволжье и на Северном Кавказе. Эти памятники могли принадлежать представителям правящего рода Ашина, к которому относился и сам каган [ср. Айбабин 1999, 180-185].

Наиболее плодородные земли в центральной - донской - части каганата контролировались системой белокаменных городов-крепостей от Маяцкого городища в верховьях Дона до Правобережного Цимлянского в его низовьях и Семикаракорского на р. Сал, контролировавшего путь с Северного Кавказа на Дон. За стенами, достигавшими в ширину 4 м с башнями, располагались юрты. Техника кладки стен Цимлянского городища - из тщательно отесанных каменных блоков с внутренней забутовкой - напоминает технику строительства в Дунайской Болгарии, городище в Семикаракорах напоминает дагестанские крепости. Наконец, уже в 30-х гг. IX в. византийские инженеры построили для хазар на Дону кирпичную крепость Саркел.

Локальное разнообразие не заслоняет определенного единства салтово-маяцкой культуры, которое обнаруживают строительная техника, массовый бытовой инвентарь, в том числе характерная керамика, амулеты и т. п. Повсюду получила распространение тюркская руническая письменность. С.А. Плетнева показала, что эта культура является надэтнической - она характеризует государственную культуру Хазарского каганата. Существенно, что ареал салтово-маяцкой культуры совпадает с той территорией Хазарского государства, которую описал хазарский царь Иосиф в письме сановнику кордовского халифа Хасдаю Ибн-Шапруту.

Эта переписка между кордовским евреем и хазарским царем - т. н. еврейско-хазарская переписка - относится к эпохе заката Хазарского каганата в 60-е гг. X в. [Коковцов 1932], но царь Иосиф в своем письме описывает Хазарию эпохи расцвета. В т. н. пространной редакции своего послания Иосиф пишет о том, что сам он живет на реке Итиль у моря Гурган - там была столица каганата и зимовище кагана, из которого каган, соблюдая традиции кочевой знати, отправлялся на лето по землям своего домена в междуречье Волги и Дона: крепости Саркел и Семикаракорское располагались на западных границах этого домена. Царь перечисляет подвластные ему «многочисленные народы» у реки Итиль, называя их имена по-древнееврейски: в русской транскрипции это Бур-т-с, Бул-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-мис, В-н-н-тит, С-в-р, С-л-виюн. Далее в описании Иосифа граница его государства поворачивает к «Хуваризму» - Хорезму, государству в Приаралье, а на юге включает С-м-н-д-р и поворачивает к «Воротам» (Дербенту - Баб-ал-Абвабу) и горам, где живут подвластные хазарам народы, имена которых идентифицируется с трудом (см. Коковцов 1932, 98 и сл., а также Приложение 7 в конце пособия), за исключением алан и соседних с ними стран Афкана и Каса. Далее граница Хазарии идет к «морю Кустандины» - «Константинопольскому», т. е. Черному, где Хазария включает местности Ш-р-кил, С-м-к-р-ц, К-р-ц и др. Оттуда граница поворачивает на север к кочевому племени Б-ц-ра и доходит до области Х-г-риим.

Многие имена народов, которые, по Иосифу, платят дань хазарам, достаточно надежно восстанавливаются и имеют соответствия в других источниках. Первое из них - буртасы (Бур-т-с), имя которых напоминает уже упомянутый в связи с описанием этнического состава «державы Германариха» этникон морденс - мордва . Однако в древнерусском «Слове о погибели Русской земли» (XIII в.) приводится поразительно близкий список народов, подвластных уже Руси, где буртасы упомянуты наряду с мордвой: границы Руси простираются «от моря до болгар, от болгар до буртас, от буртас до чермис, от чермис до моръдви» [ПЛДР. XIII в., 130]. Считается, что этникон буртасы имеет иранское - аланское - происхождение и отражает аланский этноним фурдас - от фурд/форд "большая река" и ас , распространенный аланский этникон. Как и многие древние этниконы, имя буртасы могло переноситься в источниках на разные этнические общности: в частности, так в Средние века могли именовать тюркоязычных соседей мордвы чувашей - потомков волжских болгар, топонимы Буртас, Буртасы известны на территории Мордовии и Чувашии [Фасмер , т. 1, 247-248]. В контексте письма Иосифа этот этникон очевидно привязан к Поволжью, где за буртасами следуют болгары (в списке Иосифа - Бул-г-р, что соответствует и данным арабского географа X в. ал-Масуди), а далее - С-вар, название, которое увязывается с городом Сувар в Волжской Болгарии и с уже упоминавшимся именем савиров , одного из гуннско-хазарских племен. Следующий этникон арису сопоставляется с самоназванием этнографической группы мордвы эрзя (соответственно в буртасах иногда видят другую группу мордвы - мокшу ). Имя Ц-р-м-с перекликается с чермис древнерусского источника: это - черемисы, средневековое название марийцев , финского народа в Среднем Поволжье. Об отношениях Хазарии с Волжской Болгарией мы еще будем говорить специально, сейчас отметим, что в 60-е гг. X в., когда составлялось письмо царя Иосифа, едва ли была возможна какая бы то ни было зависимость народов Среднего Поволжья от гибнущего каганата.

То же можно сказать и о следующей группе народов, в которой усматривают славянских данников Хазарии. В этниконе В-н-н-тит обычно видят имя вятичей/вентичей , которые, по русской летописи, платили дань хазарам до их освобождения князем Святославом во время похода на Хазарию в 965 г. Уже упоминавшийся город Вантит «у пределов страны славян», видимо, отражает сходный этноним: предполагают, что этот «город» располагался на пути из Болгара - столицы Волжской Болгарии - к Киеву, описанном в позднем (XII в.) сочинении ал-Идриси, и даже отождествляют «Вантит» с «гнездом» боршевских - вятичских - поселений на Дону у Воронежа (ср. [Пряхин и др . 1997] и критику этих построений - [Калинина 2000]). Но следующий этникон - С-в-р - определенно означает северян , которые были освобождены от Хазарской дани еще князем Олегом, когда русские князья обосновались в Среднем Поднепровье (882 г. по летописной датировке - см. об этих событиях ниже). Термин С-л-виюн относится к общему названию славян: видимо, здесь можно подразумевать радимичей и полян , плативших дань хазарам до появления руси в Среднем Поднепровье в 860-х гг., а также славян - носителей т. н. боршевской культуры, достигших Подонья. Существенно, что по арабским источникам X в., еще в 737 г. во время похода в хазарские степи полководец Мерван пленил не только хазар, но и ас-сакалиба - так арабы называли славян; Танаис (Дон) в арабской географической традиции назывался «Рекой Славян», но контролировалась эта река хазарскими крепостями. В целом список данников, таким образом, относится ко времени не позднее второй половины IX в., скорее - ко второй половине VIII - первой половине IX в., времени расцвета Хазарского каганата. Этот список у Иосифа подчинен определенной системе: он начинается с народов Поволжья, включает вятичей на Оке, северян на Десне, видимо, приднепровских славян, и завершается на Дону. Отметим заранее, что тот же маршрут повторил в 965 г. Святослав, разгромивший Хазарию.

На юге Иосиф включает в границы своего государства область Семендера (Самандара) - одного из главных городов Хазарии на Северном Кавказе (наряду со старой столицей Баланджаром) и Дербент - Каспийские «Ворота», по-арабски Баб-ал-Абваб. Дербент (Дербенд) в Дагестане - крепость, охранявшая важнейший проход в Закавказье, после арабо-хазарских войн в VII-IX вв. входила в состав халифата - там стоял арабский гарнизон. Город остался главным центром ислама на Северном Кавказе и после того, как в X в. там обосновалась самостоятельная княжеская династия; вместе с тем население Дербента включало представителей местного «языческого» населения и даже русов, которых нанимали на службу правители города [Минорский 1963; Аликберов 2003, 187 и сл.]. Земли между Семендером и Дербентом входили в состав упомянутого княжества Серир, Сарир - страны аварцев , независимого от Хазарии и даже враждовавшего с ней. Неясны имена горских народов Дагестана, Чечни и Ингушетии, живущих между Дербентом и страной аланов, и тем более отношения с ними Хазарии: сами аланы могли выступать то как союзники (и данники), то как соперники хазар и союзники Серира. Зато упомянутые вслед за аланами страны Афкана и Каса, в отличие от прочих племен, перечисленных между этой страной и «морем Кустандины», надежно интерпретируются как земли абхазов и касогов русской летописи, кашак, касак арабских источников - адыгов Западного Кавказа (ср. [Гадло 1979, 170 и сл.]).

Хазарский каганат. Карта (по С.А. Плетневой 1986. С. 47)

Список западных областей в письме Иосифа начинает Ш-р-кил - Саркел, хазарская «Белая крепость», построенная византийцами по заказу кагана ок. 840 г. на Дону. Далее упоминается С-м-к-р-ц, в котором видят город на Таманском полуострове - Таматарху в византийских и Тмутаракань в русских источниках, и группы крымских городов, список которых возглавляет К-р-ц - Керчь, античный Пантикапей.

Страна Б-ц-р-а, расположенная к северу от Причерноморья - это земли печенегов, пачинакитов византийских, баджнак в арабских источниках; по-тюркски они звались бачанак, беченег («муж старшей сестры» - характерное для тюрков архаичное племенное наименование по отношениям родства). Эта кочевая тюркская орда появилась в степях Причерноморья в IX в. из-за Волги и к концу этого столетия стала там господствовать. Константин Багрянородный пишет [Об управлении империей, гл. 37], что хазары пытались остановить их продвижение и заключили союз с узами (огузами, гузами), но те лишь изгнали печенегов на запад. Новая орда, завоевывая пастбища, разорила многие хазарские земли и поселения, в том числе Маяцкое городище (видимо, печенежское нашествие стало началом упадка салтово-маяцкой культуры), древний город Фанагорию (уже не упомянутый в письме Иосифа) и Керчь - Боспор, и к началу X в. обрушилась на Русь. Тот же Константин в самых первых главах своего труда «Об управлении империей» специально пишет «о пачинакитах: насколько полезны они», когда находятся в мире с «василевсом ромеев»; если посылать к ним чиновника с богатыми дарами и брать у них заложников, ответственных за сохранение мира, они не позволят ни руси, ни туркам-венграм, ни болгарам нападать на Византию. Позднее (глава 37), тот же автор дает этногеографическое описание Восточной Европы: земля печенегов - Пачинакия - «отстоит от Узии (земли узов-гузов. - В.П. , Д.Р. ) и Хазарии на пять дней пути, от Алании - на шесть дней, от Мордии (земель мордвы) - на десять дней, от Росии - на один день, от Туркии (Венгрии) - на четыре дня, от Булгарии - на полдня, к Херсону она очень близка, а к Боспору еще ближе». Печенеги вытеснили из степей Причерноморья венгров, которых Иосиф и поминает вслед за ними под именем Х-г-риим.

Венгры - угроязычный народ, кочевавший вместе с тюрками в восточноевропейской степи в VIII-IX вв., вероятно, происходил из пра-угорских областей Зауралья. Венгерские средневековые предания сохранили воспоминания о прародине - Великой Венгрии, локализуемой где-то в башкирских степях, между Волгой и Южным Уралом. В арабских источниках венгры именуются как маджар - мадьярами (самоназвание венгров), так и баджкурт - этот этникон родствен этнониму башкиры (хотя сам башкирский народ сложился позднее). В русских летописях венгров именуют уграми - этниконом, восходящим (как и западноевропейское наименование венгры ) к гуннско-болгарскому названию племенного союза оногур (он - «десять», и огур - «стрела»). Возможно, это наименование было известно еще славянскому объединению антов и славяне стали обозначать им кочевников восточноевропейских степей: в русской летописи черные угры - это собствено венгры, белые угры - одно из наименований хазар, что могло отражать их господствующее положение в каганате. Угорское самоназвание венгров - мадьяры - родственно самоназваниям их зауральских родичей манси , некоторым племенным названиям башкир, а также имени исчезнувшего в Средние века волжско-финского народа мещера на Оке; предположительно оно означает "человек, сородич" [Агеева 1990, 65-66]. Константин Багрянородный , называющий венгров турками, но упоминающий их самоназвание мадъяры , рассказывает, что венгры жили вблизи Хазарии, и их вождь «воевода» Леведия получил в жены от кагана благородную хазарку. Их страна также именовалась Леведией, но венгры вынуждены были покинуть ее под натиском печенегов, и часть их переселилась в землю, называемую Ателкузу (Этелькузу), часть откочевала на восток к Персии. Местность Ателкузу помещается большинством исследователей между Днепром и Днестром; под Киевом сохранилось урочище Угорское, где, по летописи, стояли в своих «вежах» угры-венгры; уже из Ателкузу каган призвал к себе Леведию и назначил по его совету правителя по имени Арпад, который стал основателем династии венгерских королей. Арабский анонимный автор, на записку которого опирался, в частности, географ начала X в. Ибн Русте, сообщает, что страна мадьяр располагается между странами печенегов и племени искиль (эскел, эсегел) - части волжских болгар, венгры берут дань с соседних славян (сакалиба), захватывают их в плен и продают ромеям (грекам - ар-Рум) в их пристани К.р.кх (Керчь). Мадьяры кочуют между двумя реками в стране сакалиба - Итилем (текущей к хазарам) и Дуба (или Рута): за одной из этих рек живет народ нандар , относящийся к ар-Рум, над их областью - высокая гора, за которой обитает христианский народ м.рват . Не одно поколение исследователей стремится разобраться в этом тексте (точнее - своде текстов, восходящих к анонимной записке: ср. из последних работ [Заходер 1967, 47 и сл.; Калинина 2000; Мишин 2002, 54-60]). Главный вопрос - о реках, между которыми были расположены венгерские кочевья: одна из них - Дуба - давно отождествлена с Дунаем; за ней действительно обитал народ нандор - так венгры называли болгар (это название восходило к древнему тюркскому этнониму оногундур); дунайские болгары расселились в пределах Ромейской империи, поэтому и были отнесены к ар-Рум. Горой, за которой обитают м.рват , оказываются, таким образом, Карпаты, за ними действительно жили славяне - моравы. Сложнее обстоит дело с рекой Итиль, потому что по-тюркски итиль и означает «река». Большая часть исследователей видит в этом Итиле не Волгу, а Днепр, за который ушли венгры в страну Ателкузу (Этелькузу), которая по-венгерски и означает «Междуречье».

Не менее сложен вопрос о том, когда происходили описываемые события. Существенно, что в области славян анонимный автор и Ибн Русте не упоминают руси: народ ар-рус, в описании арабского географа, еще живет на загадочном острове, откуда на кораблях ездит к славянам за данью и берет их в рабство подобно венграм, продавая рабов в Хазарии и Болгаре (см. о руси ниже). Из Начальной летописи известно, когда русь впервые оказалась в земле днепровских славян: дружина Аскольда и Дира обосновались в Киеве после призвания в Новгород варяжских князей - это произошло в 860-е гг. К этому времени венгры кочевали в Ателкузу.

Но и в Ателкузу венгры подверглись нашествию печенегов и вынуждены были переселиться в конце X в. в Великую Моравию (Паннонию), где обрели новую родину (см. [Шушарин 1997]). Многочисленные аналогии древностям венгров известны на широких просторах Восточной Европы - от Среднего Поволжья до Среднего Поднепровья, в том числе на славянских поселениях (см. сводку: [Седов 1987]); данные языкознания свидетельствуют о тесных славяно-тюркско-венгерских контактах в этот период, в том числе о заимствовании венграми при тюркском (хазарском) посредстве таких важных для праславянской этнокультурной истории слов, как король и влах - «франк, итальянец» [Хелимский 2000, 433-435].

В целом царь Иосиф в своем письме описывает «предельные» границы Хазарии периода ее могущества: прочие источники подтверждают ту или иную степень зависимости перечисленных им народов от хазар, но зависимость эта не была постоянной, данническо-союзнические отношения могли превращаться во враждебные и «колебались» в соответствии с геополитической ситуацией, в том числе политикой Халифата и особенно Византии, использовавшей печенегов и русь против хазар, или, напротив, поддерживавшей слабнущую Хазарию строительством крепости (Саркел) и т. д.

Что касается самих хазар , то письмо Иосифа содержит характерную легенду об их происхождении, основанную на библейской традиции. Иосиф относит хазар к сынам Иафета, потомству его сына Гомера, а именно к Тогарме (Фогарме): это отождествление имеет глубокие и даже «историчные» истоки не только потому, что народы Европы и кочевники Евразии традиционно относились к потомкам Иафета, но и потому, что библейское имя Гомер очевидно восходит к наименованию киммерийцев, под Тогармой же традиционно понималась в еврейской традиции Армения. Боспор Киммерийский и Закавказье действительно были регионами первоначальной активности хазар. К сыновьям Тогармы Иосиф причисляет эпонимы: Авийор (Уюр, Агийор в краткой редакции письма), который отождествляют с иверами-грузинами или угурами-огурами; Тудис (Тирас в краткой редакции, традиционный библейский этникон); Аваз - Авар в краткой редакции, эпоним аваров; Угуз - эпоним гузов (узов), Биз-л - предположительно барсилы , племя, родственное хазарам; Т-р-н-а сравнивают с названием венгерского рода Тариана у Константина Багрянородного (если это не отражение титула тархан); далее следует собственно Хазар и некий Янар - З-нур в краткой редакции, которого отождествляют с горским народом цанар , обитавшим к западу от Дарьяльского ущелья; список завершают болгары и савиры. Интересно, что сходный список 10 сыновей Тогармы имеется в другом еврейском источнике X в. - «Книге Иосиппон», составленной в Италии: там к ним причислены «роды» Козар (хазар), Пецинак (печенеги), Алан, Булгар, Канбина (?), Турк, под которыми, очевидно, имеются в виду венгры или кавары , отколовшаяся от хазар и примкнувшая к венграм тюркская группировка; далее упоминаются Буз, или - Куз, под которыми следует видеть гузов-узов, Захук (?), Угр - собственно венгры, имя которых Иосиппон дает в славянской передаче, наконец, Толмац - одно из печенежских племен.

Списки народов, относящихся к потомству Тогармы, в двух источниках не вполне совпадают; показательно при этом, что в Иосиппоне хазары возглавляют список, что, видимо, отражает представления об их господствующем положении, у Иосифа же, напротив, подчеркивается, что его предки были малочисленны и Хазар был лишь седьмым сыном Тогармы. Могущество их возросло после того, как им удалось победить многочисленных врагов, названных В-н-н-т-р, которых хазары преследовали до реки «Дуна» - Дуная. Предполагают, что это имя относится к племенному объединению оногуров, которое включало болгар Аспаруха, бежавших от хазар за Дунай. Тогда хазары овладели страной В-н-н-т-р, которой обладали до времени правления Иосифа.

Происхождение хазар царь Иосиф связывает, таким образом, с группой тюркских народов. Арабские географы сообщают, однако, что хазары отличались от тюрков: согласно автору X в. ал-Истахри, они делились на две группы - «кара-хазары», или черные хазары, смуглые как индийцы, и белые хазары, отличающиеся красивой внешностью. Современные исследователи склонны усматривать в этих группах правящий слой - собственно хазар (белых хазар) - и зависимых «черных» людей; ал-Истахри под черными хазарами имеет в виду прежде всего рабов из страны хазар, оказывающихся на восточных рабских рынках: рабы принадлежат к язычникам, так как только язычники, но не находящиеся среди хазар иудеи и христиане, разрешают продажу детей и сородичей в рабство. Возможно, такое значение термина белые хазары сохраняется в упомянутой византийской (и древнерусской) историографии, где хазары именуются белыми уграми , а подвластные им венгры - черными уграми . Не следует при этом забывать, что цветовые классификации, характерные для этнических и географических представлений тюрков и других народов, не могут быть прямо перенесены на социальные и тем более антропологические реалии: ср. упоминавшихся белых гуннов - эфталитов, черных и белых болгар, белых хорватов и т. д. вплоть до Черной и Белой Руси. Однако представление о «черных» людях, как о зависимых, обложенных податями, надолго сохранилось в средневековой традиции (включая древнерусскую).

Хазария была одним из внешних факторов, способствовавших .

Границы Хазарского каганата на западе простирались до Днепра и Средней Волги, на севере - до заволжских степей, на востоке - до Хорезма, на юге - включали степи Северного Кавказа и Крым. В состав населения Хазарии входили тюркские, иранские, славянские и палеокавказские народы, а также еврейские общины Крыма и Кавказа. В конце VIII - начале IX века хазары приняли иудаизм. Племена полян, радимичей и северян платили им дань.

Хазарское иго. Историки издавна спорят о том, каково было влияние Хазарского каганата на . Одни придерживаются негативного взгляда на кочевников и утверждают, что славянским племенам пришлось вести с ними многолетнюю борьбу, отрицательно повлиявшую на экономическое развитие Руси. Другие отмечают, что хазары были защитниками торговых путей на Нижней Волге, обеспечив славянскую колонизацию и торговлю со странами Юга и Востока. Третьи видят в хазарах "защитную стену" Восточной Европы от "азиатских орд" . И сегодня продолжаются острые дебаты, но большинство современных исследователей признают, что славяне оказались "естественными союзниками хазар" , и их власть объективно "способствовала усилению Руси".

"Я - враг их!". Созданное князем Олегом государство стало мощным конкурентом Хазарскому каганату в Восточной Европе. Можно предположить, что на рубеже IX-X веков имел место военный конфликт хазар и Руси. Отголоски этого противоборства мы встречаем в известиях "Повести временных лет" , где сообщается, что в 884 году Олег присвоил хазарскую дань северян, заявив: "Я враг их, и вам им платить незачем" . Год спустя он освободил от хазарского ига радимичей. Чем ответил на это каганат, летопись не сообщает: составитель "Повести временных лет" опирался на русские устные предания и византийский хронограф.

Хазарский Каганат на карте.

Трудные годы Хазарии. Хазария переживала в это время трудные времена. Ее отношения с Византией постоянно ухудшались. Одновременно стремились выйти из-под хазарского влияния степные кочевые племена. С востока хазар стали теснить печенеги. В конце IX века, заручившись союзом с огузами, каганат нанес им поражение в междуречье Волги и Урала. Однако это не облегчило его положения, поскольку печенеги прорвались через его земли в Северное Причерноморье, где разгромили венгров, являвшихся союзниками хазар. Противостояние Олега Хазарскому каганату закономерно влекло его к сближению с Византийской империей.

Упадок хазарской торговли. оторвал данников-славян от Хазарского каганата и присоединил их земли к своим пределам. Тем самым он нанес большой ущерб хазарской торговле с Восточной и Северной Европой. Археологические изыскания показали, что после его утверждения в Киеве поток арабского серебра на север сильно сократился. В свою очередь, Хазария блокировала восточную торговлю киевского Поднепровья, что не способствовало экономическому развитию государства Русь.

Что собой представлял Хазарский каганат?

Хазарское государство существовало в VII – X вв. Столицы – города Семендер на реке Сулак в Дагестане и Атиль в устье Волги. Образован был каганат угро-финским племенем савиров и несколькими тюркскими племенами, которые вторглись в Восточное Предкавказье в VI в. Среди этих тюрков было и племя ко-са – оно, по предположению ученых, дало название народу хазар. Хазарский каганат был влиятельной силой в Восточной Европе, и поэтому о нем сохранилось немало письменных свидетельств в арабской и персидской литературе, у византийцев. Хазары упоминаются в русских летописях. Есть и собственно хазарские источники, среди которых самый важный – письмо Х в. от хазарского царя Иосифа к испанскому еврею Хасдаи ибн Шафруту, в котором царь кратко рассказывает всю историю Хазарии. Но несмотря на множество источников, о Хазарии известно очень мало. Мы рассмотрим только то, что было до и во время существования Русского каганата, то есть до первой половины IX в.

Вот как выглядит квинтэссенция истории хазар VII – начала IX в. по письменных источникам. Сначала хазары кочевали в Восточном Предкавказье, от Каспийского моря до Дербента, а в VII в. закрепились на Нижней Волге и на части Крымского полуострова. Тогда хазары формально были зависимы от Тюркского каганата, который к VII в. ослабел. И в первой четверти VII в. зарождающееся Хазарское государство уже было самостоятельным, но еще не называлось каганатом. Ведь каган в евразийских степях – это титул, который приравнивался к императорскому у европейцев, а каганат – сильное и могущественное государство, под властью которого находится множество племен.

Рядом с хазарами, в Запандом Предкавказье, в VII в. рас – полагалось другое кочевое государство – Великая Болгария. В 660-х гг. хазары в союзе с северокавказскими аланами разгромили его, преследуя болгар, по словам царя Иосифа, до реки Дуна, под которой надо понимать все же не Дунай, а Дон, судя по словам византийской хроники Феофана Исповедника. С того момента, как считают некоторые ученые, Хазария стала каганатом.

Известно, что хазары совершали постоянные набеги на земли Арабского халифата в Закавказье. Уже с 20-х гг. VII в. начинаются периодические вторжения хазар в район Дербента с целью грабежа этого богатого торгового центра. Эти действия хазар и союзных им племен кавказских алан побудили арабского полководца Мервана ибн Мухаммеда выступить в поход на Хазарию. В 737 г. Мерван взял столицу Хазарии – Семендер, а каган, спасая свою жизнь, пообещал ему принять ислам. Однако этого не случилось.

В Хазарию, расположенную на самом важном в Восточной Европе VII – IX вв. Волго-Балтийском торговом пути, в середине VIII в. прибыли еврейские купцы, вероятно, из Хорезма и Византии. Хазарская легенда гласит, что царь Булан предпочел иудаизм христианству и исламу, так как мусульманский и христианский проповедники оба признавали закон Моисея. Так Хазария стала единственным государством Средневековья, где глава и высшая знать исповедовали иудаизм, но не в ортодоксальной форме (хазарские иудеи еще не знали Талмуда, считали себя потомками сына Ноя Иафета, а не Сима, а каган и его окружение содержали большие гаремы).

И простые люди, и хазарская знать вели кочевой образ жизни, основным занятием было скотоводство. От тюрков хазары сохранили жесткую систему социальной организации – «вечный эль». В центре нее находилась орда – ставка кагана, который «держал эль», то есть возглавлял союз родов и племен. Высшим сословием были тарханы – родовая аристократия, а среди них самыми знатными – выходцы из рода кагана. Изначально государством правил каган, но постепенно, в VII – VIII вв. ситуация изменилась. «Заместитель» кагана, шад, который командовал войском и занимался сбором налогов, стал его соправителем (его стали называть каган – бек). А к началу IX в. каган потерял реальную власть и стал сакральной, символической фигурой. Теперь он назначался беком из людей определенной знатной фамилии. Кандидата в каганы душили шелковой веревкой и, когда он начинал задыхаться, спрашивали, сколько тот хочет править. Если каган умирал раньше названного им срока, это считалось нормальным. В ином случае его убивали. При жизни кагана имел право видеть лишь каган-бек. Если в стране случался голод или эпидемия, кагана убивали, потому что думали, что он потерял свою сакральную силу. Гвардия, охранявшая властителей, была наемной и состояла из 30 000 мусульман и русов.

IX в. стал временем расцвета Хазарии. В конце VIII – на – чале IX в. потомок князя Булана Обадия совершил религиозную реформу, приняв как государственную религию раввинистический иудаизм, признававший Талмуд. Несмотря на некоторое противодействие, очевидно, Обадия смог объединить вокруг себя часть хазарской знати.

Все эти сведения об образе жизни и общественном строе хазар известны по арабо-персидским источникам (арабам часто приходилось сталкиваться с хазарами на Кавказе) и по письму царя Иосифа. Никакой «грандиозности» этого государства по свидетельствам современников не ощущается, так же как и в описании его границ, внимательно рассмотренном ранее.

Экономика Хазарии, по мнению очевидцев, также не соответствует самому сильному государству Восточной Европы, от которого зависели все окрестные племена. Известный географ Мукаддаси, описывая общее положение хазар, говорит об их чрезвычайной бедности: «нет ни скота, ни плодов». На дагестанских территориях Хазарии отмечают поля, сады и виноградники, что было традиционным в этом районе и до хазар. Принципиальные сведения о хазарской экономике сообщают Истахри и Ибн Хаукаль:

«Хазары не производят ничего и не вывозят ничего, кроме рыбного клея» .

По словам анонимного автора «Пределов мира», уже цитированным раньше, Хазария поставляла рогатый скот и рабов. Причем территория, откуда поставляли рабов, ограничивалась землями хазарских печенегов. Больше ничего хазары не производили и жили за счет транзитной торговли, ибо находились в южном конце Волго-Балтийского пути: хазары закупали у русов, булгар и в Куйабе меха и перепродавали по всему свету. Но об этом пишут уже географы школы аль-Балхи, чьи сведения относятся в основном к Х в. Ни в «Худуд аль-алам», ни в других произведениях, сохранивших данные первой половины IX в., о таких масштабах транзитной торгов – ли не сообщается.

Более того, необходимо еще раз повторить, что ни один арабский или персидский автор не упоминает о русах и славянах, зависимых от хазар! Не говорит об этом даже царь Иосиф. О каких-то конфликтах между этими племенами упоминает лишь «Генеалогия тюрок» – источник, сложившийся в хазаро-персидской среде в VIII – X вв. и известный по рукописям XII – XIV вв. Эта генеалогия персонифицирует отношения между народами, перенося их на легендарных прародителей. Согласно этому источнику, Рус был братом Хазара и, вторгшись в землю последнего, поселился там. Саклаб, племянник Руса и Хазара, попытался вселиться в область Руса, Хазара и Кимера (легендарного предка булгар и буртасов). После того как Саклабу не удалось поселиться на юге, он добрался до того места, где «сейчас находится земля славянская». Даже здесь не упоминается о какой-либо зависимости славян от хазар. Наоборот, указывается на славянскую экспансию в южном от Поднепровья направлении. Что это за экспансия – рассмотрим позже.

Памятники хазарской эпохи в Дагестане

Таким образом, по состоянию на VIII – начало IX в. ни данные аутентичных (то есть одновременных) письменных источников, ни археологические материалы не подтверждают существования огромного Хазарского каганата, якобы простиравшегося от Нижней Волги до Днепра. Еврейско-хазарская переписка и арабо-персидские географы локализуют Хазарию в восточном Предкавказье и в дельте Волги, причем крайним пограничным пунктом с запада в письме Иосифа называется крепость Саркел (Левобережное Цимлянское городище), а до 30-х гг. IX в. и низовья Дона не входили в Хазарский каганат.

Данные археологии полностью подтверждают такое расположение Хазарии. СМК представляет собой культурно-историческую общность, сложившуюся у нескольких разных и не связанных единым государством этносов вследствие сходных природных условий обитания и общих в целом видов хозяйственной деятельности. Данная КИО включает в себя и культуры алан Северного Кавказа (краниологический тип, керамика, крепостное строительство, прикладное искусство – сходство с лесостепным вариантом СМК), Волжской и Дунайской Болгарии (краниологический тип, обряд погребения, керамика, крепостное строительство, домостроительство, прикладное искусство, ремесло – сходство с праболгарскими вариантами).

На нижней Волге и в восточном Дагестане, где современники локализуют Хазарию, выделяются дагестанский и крайне неисследованный нижневолжский варианты СМК, менее всего связанные с СМК «в узком смысле». При этом хазарский этнос в «чистом виде» еще не выявлен (подкурганные погребения с ровиками могут трактоваться не яснее, чем «тюркские»), до сих пор не обнаружены города Итиль, Семендер, Беленджер. Поэтому есть все основания уже на новом уровне согласиться с выводами Б. А. Рыбакова, А. Г. Кузьмина, Г. С. Федорова: Хазарский каганат к началу IX в. представлял собой небольшое полукочевое государство, имевшее некоторое влияние лишь за счет положения на Шелковом и Волго-Балтийском торговых путях. Представления же об огромных размерах Хазарии, благодаря которой в VIII – IX вв. восточные славяне осваивали новые земли, действительности не соответствуют.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

2. Хазарский каганат 685 Структура хазарского государства соответствует традиционному образцу кочевых империй Евразии. Хазары изначально были ордой всадников, которой удавалось политически контролировать соседние земледельческие племена. Их господство, однако, было

Из книги Несбывшаяся Россия автора

Глава 5 КАК ЖИЛ ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ? Поскреби еврея - найдешь хазарина. Археолог Артамонов, специально изучавший вопрос ХАЗАРЫ И РУСЬХазар на Руси очень даже знали. Вплоть до создания государства Рюриковичей дань хазарам платили древляне, поляне, радимичи, вятичи. Князь

Из книги Правда и вымысел о советских евреях автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 6 Как жил Хазарский каганат? Во снах существую, и верю я, И дышится легче, когда Из Хайфы летит кавалерия, Насквозь проходя города. И. Губерман Поскреби еврея - найдешь хазарина. Археолог М. А. Артамонов, учитель Л. И. Гумилева - а он специально изучил вопрос Хазары

Из книги Нерусская Русь. Тысячелетнее Иго автора Буровский Андрей Михайлович

Хазарский каганат Хазарский каганат возник в 650 году и пал только в 969 году под ударом войска варяжско-русского князя Свендослава-Святослава. Это было гигантское государство, занимавшее все Северное Причерноморье, бо?льшую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее

Из книги Великие империи Древней Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ Итак, к середине VII в. карта Восточной Европы изменилась. В лесах развивались славянские княжества, в степях господствовали Болгария и Хазария, на Северном Кавказе вернула независимость Алания, а в горах восточной части Кавказа

автора Буровский Андрей Михайлович

Хазарский каганат Хазарский каганат был гигантским государством, занимавшим все Северное Причерноморье, бо?льшую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Во власти хазар оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы:

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Хазарский каганат и печенеги В 967 году Хазарский каганат пал под ударами войска князя Святослава. И оказалось - каганат сдерживал движение в южнорусские степи кочевников-печенегов. Печенеги уже в 915 и 920 годах воевали с князем Игорем. В 943 году Игорь заключил с ними союз

Из книги Великая война России [Почему непобедим русский народ] автора Кожинов Вадим Валерианович

II. Русь и Хазарский каганат Выше обрисованы, конечно, только самые общие (и к тому же далеко не полные) контуры явления, вошедшего в историю под именем Хазарского каганата. Но нам пора перейти к роли каганата в истории Руси. Мы видели, что уже Карамзин подверг сомнению тот

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ Еще в 70-е годы VI в. тюркюты достигли Кавказа и берегов Черного моря. Именно от них хазары заимствовали многие политические институты своего Хазарского каганата. В описаниях хазар упоминаются привычные тюркские титулы вождей и старейшин. Однако

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

9. Что представлял собой новый курс Рузвельта? К началу 1930-х гг. США стали признанным экономическим центром капиталистического мира, олицетворением технического прогресса.Но экономический кризис 1929–1933 гг. убедительно продемонстрировал, что «уникальная» система

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Крым. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Хазарский каганат Хазарское государство, образовавшееся в Прикаспийской низменности в начале VII в., было изначально этнически неоднородным. Сами хазары, по определению Л.Н. Гумилева, относятся к кавказским племенам Дагестана, но уже в конце VI в. они и другие племена

Из книги Распад Тюркского каганата. VI–VIII вв. автора Ахматнуров Сабит Садыкович

Глава VI Хазарский каганат О хазарах известно со времён европейской империи гуннов IV–V вв. н. э. В период становления Великого Тюркского каганата они поддержали Истеми-кагана и участвовали в походе на Грузию и Азербайджан (6, с. 146–152).История возникновения и таинственного

ХАЗАРЫ И НАРОДЫ ЮЖНОРУССКИХ СТЕПЕЙ В V-X ВЕКАХ

Кочевники южнорусских степей были в течение тысячелетия ближайшими соседями восточных славян. Без их истории неясна и неполна история Древней Руси.

НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ. ГУННЫ И БОЛГАРЫ

В конце IV в. из заволжских степей, из современного Казахстана, в Европу вторгся огромный союз племён, предводительствуемый свирепыми гуннами.


Они разгромили на Северном Кавказе племена алан (предков современных осетин), прошли огнём и мечом по античным городам Тамани и Крыма и уничтожили Боспорское царство, а также державу готского короля Германариха в Восточной Европе. Так началась эпоха Великого переселения народов, в ходе которого азиатские кочевники проложили дорогу на запад.

Господство гуннов в Восточной и Центральной Европе продолжалось около ста лет. Наивысшего могущества они достигли при вожде Аттиле, о зверской жестокости которого ходили легенды: его даже считали сыном дьявола. Но после смерти Аттилы с середины V в. в результате совместных ударов римлян и ряда германских племён держава гуннов распалась. В южнорусских степях и на Северном Кавказе наступило время преобладания болгар.

Название «болгары» (булгары) означает на древнетюркском языке «восставшие». Оно отно­силось к нескольким племенам тюркской языковой группы, появившимся на территории совре­менного Казахстана примерно в IV в. и сначала подчинявшимся гуннам. В конце V в. болгарские племена занимали пространство от Нижнего Дуная и границ Восточной Римской (Византийской) империи до Волги и отрогов Кавказа.

НАЧАЛО ИСТОРИИ ХАЗАР. ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ

По соседству с болгарами жили хазары. Первое упоминание о хазарах встречается в середине VI в. в хронике византийского автора Захарии Ритора при перечислении народов Кавказа.


Хазары были кочевым народом тюркского происхождения и пришли на Кавказ с востока, но когда - остаётся загадкой. В VI в. они расселились по берегу Каспийского моря между реками Кума и Терек в районе нынешней Ногайской степи. Первоначально они подчинялись болгарскому народу савирам (суварам), жившим на территории между современными Махачкалой и Дербентом. Савиры часто воевали с персами; видимо, в этих войнах участвовали и хазары.

В результате тюркского завоевания были разгромлены некоторые болгарские племена, но зато усилились хазары и болгары-оногуры, жившие на восточном берегу Азовского моря. В 626 г. западные тюрки вмешались в очередную войну византийцев с персами на стороне Византии. Основную часть тюркского войска на западе составляли хазары. Так они впервые открыто заявили о себе в истории.

В 627 г. хазары взяли и разгромили город Дербент (от перс. «дэр-бэнд» - «проход», «перевал»), имевший большое стратегическое значение - он запирал проход с юга на север между отрогами Кавказа с одной стороны и Каспийским морем - с другой. Вот как описывает эти события армянский историк X в. Моисей Каланкатуйский: «При виде страшной опасности со стороны безобразной, гнусной, широколицей, безресничной толпы, которая в образе женщин с распущенными волосами устремилась на них, содрогание овладело жителями; особенно при виде метких и сильных стрелков, которые как бы сильным градом одождили их и, как хищные вол­ки, потерявшие стыд, бросились на них и беспощадно перерезали их на улицах и площадях города... Как огонь проникает в горящий тростник, так входили они в одни двери и выходили в другие, оставив там деяния хищных птиц и зверей».

В следующем, 628 г. хазары взяли штурмом принадлежавший тогда персам Тифлис (ныне - Тбилиси) и также с невероятной жестокостью расправились с его жителями. Тот же армянский историк описывает тогдашний быт хазар: их нечистоплотность, привычку сидеть на корточках, манеру есть, обмакивая куски мяса в чашку с солёной водой, и т. д.

Война в Закавказье продолжалась ещё два года, но в 630 г. хазары оставили театр военных действий и вернулись домой. Произошло это в связи с новой смутой в Западно-Тюркском каганате.

ВЕЛИКАЯ БОЛГАРИЯ.

ХАЗАРСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

В КОНЦЕ VII - НАЧАЛЕ VIII ВЕКОВ


К западу от хазар в Восточном Приазовье в начале 30-х гг. VII в. вождь болгар-оногуров Кубрат создал своё государство на обломках тюркских владений - Великую Болгарию. В 635 г. он при соединил к ней часть болгар-котрагов, живших между Днепром и Доном, вырвав их из аварской сферы влияния. Теперь Великая Болгария простиралась от Кубани до Днепра. В 665 г. Кубрат умер. Созданная им держава была поделена между его сыновьями. Воспользовавшись этой раздробленностью, хазары напали на Великую Болгарию. Первым принял на себя удар хан Аспарух, но потерпел поражение и увёл своих соплеменников на запад. В 681 г. болгары-оногуры Аспаруха перешли Дунай и захватили часть византийских владений. Так возникла Дунайская Болгария. Однако ещё до болгар на Нижнем Дунае расселились славянские племена. Их было большинство, и пришельцы, тюрки-болгары, через несколько столетий были поглощены славянами, оставив им своё имя - болгары.


Распад болгарского государства под ударами хазар. Уход орды Аспаруха на Дунай.

Хазары же завоевали всю прежнюю Великую Болгарию. Это вызвало массовый исход болгарских племён: на Верхнюю Кубань - к аланам, в Дагестан, Крым (Таврику), на Среднюю Волгу (волжские булгары), на Дон. Часть их всё же осталась на старом месте - в Северном Причерноморье и на Кубани - и подчинилась хазарам.

ВТОРАЯ АРАБО-ХАЗАРСКАЯ ВОЙНА

Уже с конца VII в. хазары много раз нападали на Закавказье, где утвердилась власть Халифата. В конце концов это привело ко второй войне с арабами (722-737 гг.). Боевые действия шли с переменным успехом. Сначала арабы совершали походы в хазарские владения, но в 730 г. хазарские войска вторглись в Закавказье, и арабам с большим трудом удалось изгнать их оттуда.

Война носила ожесточённый характер с обеих сторон. Так, в 722 г. арабский полководец Джаррах, взяв Баланджар, приказал утопить всех пленных в реке, а в 730 г. хазары в Азербайджане совершали грабежи, бесчинства, насилия и убивали всех мусульман. Ведя войну на севере, арабы попали в непривычные для них суровые климатические условия. Так, в 732 г. во время их похода на Баланджар лили сильные дожди, грязь налипала на хвосты лошадей и настолько мешала им передвигаться, что арабский командующий Марван приказал обрезать хвосты животным. Поход получил название «грязного».

Марван вторгся в Хазарию одновременно двумя путями: через Дербент (арабы называли его Баб-ал-Абваб - «ворота ворот») и Аланские ворота (перевал Дарьял). В Самандаре (на Тереке) армии соединились. Ослабленные предыдущими военными кампаниями хазары почти не сопротивлялись. Их каган бежал на север, бросив без боя свою новую столицу Ал-Бейду (по-арабски «белый»). Ал-Бейда до сих пор не обна­ружена археологами; возможно, этот город находился на территории современной Калмыкии.

Арабы, заняв Ал-Бейду, продолжили преследование неприятеля. Пройдя внутреннюю Хазарию, войско Марвана дошло до реки славян - Дона. Теперь хазары отходили по одному её берегу, а арабы преследовали их по другому. Однажды, незаметно переправившись через реку, арабы напали на небольшой хазарский отряд, выехавший на охоту. В схватке отряд был перебит, а среди убитых оказался знатный хазарин. Вскоре выяснилось, что это был тархан - хазарский главнокомандующий. И без того небольшое войско осталось без полководца. Сам каган военным талантом не отличался и счёл за благо капитулировать. По условиям мира он, бывший до того язычником, принял ислам, а вместе с тем признал свою зависимость от арабского халифа.

Казалось, что Хазария была подчинена арабам, но это было далеко не так. Ведь победители так же были ослаблены тяжёлой многолетней войной, как и побеждённые. Поэтому подчинение Хазарии багдадскому халифу оказалось пустой формальностью: сил для удержания в повиновении Хазарии у арабов не было. Следующие три года Марван посвятил подавлению постоянных восстаний горных царств Дагестана, а Хазария тем временем восстановила свою независимость. Так и не усмирив до конца горцев, Марван ввязался вскоре в междоусобную войну, вспыхнувшую в Арабском халифате. В следующие столетия противники уже не нападали друг на друга (если не считать двух хазарских набегов 764 и 765 гг. на Тифлис), и арабо-хазарская граница окончательно установилась по линии Большого Кавказского хребта.

Война тяжело сказалась на внутреннем состоянии каганата. В сражениях погибло много людей, некоторые селения и города были разрушены, поля и пастбища опустели. Массы тюркско-болгарского и аланского населения бежали в Крым, на Дон и Среднюю Волгу.

«ХАЗАРСКИЙ МИР»

После тяжёлой войны с арабами хазары уже не могли продолжать свои завоевания. Положение на подвластных Хазарии огромных пространствах Юго-Восточной Европы стабилизировалось, наступил «хазарский мир». Были прекращены войны и межплеменные столкновения.

В Хазарии, находившейся на пересечении торговых путей с севера на юг и с запада на восток, развивались сельское хозяйство и ремёсла, поднялась до высокого уровня торговля. Однако мир этот был достигнут завоеванием целых стран и народов и сопровождался взиманием дани с покорённого населения.



Огромный Хазарский каганат играл важную роль в международных отношениях в VIII-IX вв. Византийские императоры искали дружбы и союза с хазарскими каганами в борьбе против Арабского халифата.

Хазары уже не были кочевым народом, как в начале VII в., они начали постепенно приобщаться к достижениям цивилизаций Запада и Востока. Сами хазары оставались язычниками, но в каганате можно было беспрепятственно исповедовать любую религию: здесь проживали иудеи, христиане и мусульмане. Ещё в конце VII в. царь страны Хейдак в Приморском Дагестане, где жили савиры, принял христианство, а в конце VIII в. На территории Хазарии и Хорезма обосновалась христианская Готская епархия с митрополией в Доросе (ныне Мангуп в Крыму). Был целый ряд епископских кафедр, подчинявшихся митрополиту Доросскому. Очень важную, а впоследствии и решающую роль играла в каганате иудейская религия, которую исповедовала многочисленная еврейская община в Хазарии.

Корабль руссов у дворца хазарских каганов.

Вся территория Хазарского каганата состояла из двух основных частей: областей, подчинённых непосредственно хазарскому правителю, и облас­тей, зависимых от него.


Различные районы каганата находились на разном уровне развития: одни народы ещё жили родоплеменным строем (восточные славяне, аланы, булгары Дона и Средней Волги, буртасы на правобережье Средней Волги, финно-угорские народы Поволжья), другие - имели свою государственность (Готия, Чёрная Болгария на Кубани, царства Дагестана).

ХАЗАРЫ-ИУДАИСТЫ


В начале IX в. под влиянием еврейской торговой верхушки высшие круги хазарской знати приняли иудаизм. При этом бек Обадия - одно из высших должностных лиц - совершил переворот, захватив правление в свои руки и превратив кагана в чисто символическую фигуру, не обладающую реальной властью. Часть хазарских родов выступила на защиту старого порядка, в результате началась гражданская война. На стороне оппозиции выступили венгры, около 750 г. переселившиеся со своей древней родины в Среднем Поволжье на Дон. Для защиты от них хазарское правительство с помощью византийских инженеров выстроило в начале 30-х гг. IX в. на Нижнем Дону крепость Саркел (сейчас на её месте Цимлянское водохранилище).

Гражданская война пагубно сказалась на мощи каганата: массы населения бежали с Северного Кавказа на Дон и Среднюю Волгу к волжским булгарам.


На крайнем юго-востоке, в Закаспии, часть хазарских владений захватили кочевники- гузы (народ тюркского происхождения), с запада на каганат стали наступать дунайские болгары, которые дошли до Днепра. Но вскоре венгры, потерпев в этой войне поражение, ушли с Дона на запад, осели между реками Дунай, Днепр (в их нижнем течении) и рекой Серет и снова признали главенство хазарского правительства. Смута лишь поколебала могущество Хазарского каганата, но не подорвала его мощи - он продолжал оставаться великой державой.

Как уже говорилось, каган стал чисто символической, безвластной фигурой. Арабские гео­графы передают, что он вёл затворническую жизнь в своём дворце. К кагану допускали лишь царя (бывшего бека) и двух высших сановников. Перед народом каган показывался раз в четыре месяца: по обычаю, при его появлении все должны были падать ниц, а потому мало кто мог его по-настоящему рассмотреть. Кагану воздавались чуть ли не божеские почести, поскольку считалось, что он обладает божественной силой. Однако если случались какие-либо бедствия - засуха, мор или военные неудачи, - народ обвинял в этом кагана и мог его даже убить. Кагана избирали из одного и того же небогатого рода. На церемонии избрания царь, по традиции, набрасывал новому кагану на шею шёлковую петлю и начинал его душить, спрашивая, сколько лет тот желает царствовать. Теряющий сознание каган называл число, которое не должно было превышать сорока лет. По истечении названного срока кагана убивали. Таким образом, он был великим символом Хазарского государства, но не его реальным правителем.

ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ В X ВЕКЕ

Город в Волжской Булгарии.

На Средней Волге в начале X в. у волжских булгар возникло государство. Стремясь к независимости, царь булгар в 921 г. принял ислам от проповедников, посланных багдадским халифом, и признал свою зависимость от него. Однако племена савиров (переселенцев с Северного Кавказа в VIII в.) не подчинились царю. К 932 г. в Волжской Булгарии были построены два города: Булгар (где находился царь), ставший важным торговым пунктом на волжском пути с запада на восток, и Сувар - центр мятежных суваров (савиров). Соперничество этих городов помешало Волжской Булгарии добиться независимости от хазар до конца X в.

Захватившие Северное Причерноморье печенеги расселились от Дона до Нижнего Дуная и Серета. К середине X в. их страна, Печенегия, делилась на восемь племенных союзов - четыре к западу от Днепра и четыре к востоку.

Так Хазарскому каганату был нанесён удар, от которого он не смог оправиться. На рубеже IX-X вв. произошёл распад прежде могущественного государства. Оно лишилось своих владений в южнорусских степях, Подонье и Крыму. Кавказские вассалы (Чёрная Болгария, адыги на Западном Кавказе, Дагестанские царства) заявили о своей независимости. Аланы создали своё государство. В руках у хазар остались царство Хейдак (савиры) в Приморском Дагестане и народы Поволжья (буртасы, волжские булгары, финно-угорские племена мордвы и марийцев).

ХАЗАРИЯ В X ВЕКЕ

Хазарское государство в X в. существовало за счёт сбора пошлин от транзитной торговли. Правда, старый путь с Запада на Восток (Дон - Волга) был отрезан печенегами, но зато открылся новый: Краков - Киев - Волга (города Булгар и Итиль) - Каспийское море. Столицей хазар в X в. стал город Итиль. Его местонахождение пока не обнаружено, но, возможно, он находился на месте большого городища у современного села Самосделка южнее Астрахани. По описаниям арабских географов можно восстановить его топографию. Сначала существовали два города на противоположных берегах Волги - западный Итиль и восточный Хамлих. В конце IX в. Хамлих являлся столицей Хазарии, но затем эта роль перешла к Итилю. Позже оба города слились - Итиль поглотил Хамлих (он назывался также Хазаран). Город окружала стена; в нём было множество юрт, имелись и глиняные постройки. На острове посреди реки стоял дворец царя. В городе было много синагог, церквей и мечетей. В западной его части (собственно Итиль) жили приближённые царя, крупные сановники Хазарии и царские рабы, в восточной (Хазаран) - находились купцы, ремесленники и прочее население.

ХАЗАРИЯ В 60-х ГОДАХ X ВЕКА. КОНЕЦ ХАЗАРСКОЙ ИСТОРИИ


При великом князе киевском Святославе древнерусская дружина нанесла тяжёлые поражения Хазарии. Поражением от русов бедствия хазар не кончились: в 965 г. с востока в Хазарию вторглись огузы. Сил для обороны уже не было, и хазары обратились за помощью к правителю Хорезма. Тот обещал помочь, но поставил условие: «Вы неверующие, и если бы вы приняли ислам, то мы помогли бы вам». Хазарам не оставалось ничего иного, как выполнить это условие. Тогда хорезмийцы пришли им на помощь и изгнали огузов из Хазарии. Зави­симость её от Хорезма продлилась недолго: тот был слишком далеко на востоке.


Что же осталось от хазар? Часть из них под именем кабаров ещё со времён гражданской войны в начале IX в. ушла к венграм и смешалась с ними. Часть, возможно под именем караимов, осталась в Крыму, который в средние века нередко именовался Газарией, или Хазарией. След некогда могучего народа затерялся в глубине веков.