Основа нравственных принципов. Нравственные принципы, или законы этики. Этические нормы заложены природой в людях изначально

Я хотел бы сейчас сосредоточиться на моральных и этических принципах и той роли, которую они играют в жизни индивида, особенно в его отношении с окружающими. Хотя эти термины часто рассматривают как синонимические, между ними существует некоторое различие: этические принципы, видимо, следует отличать от моральных принципов, поскольку первые очевидным образом видоизменяются в критическом познании и интеллектуальном исследовании. Тем не менее, как моральные, так и этические принципы укоренены в человеческом поведении.

Существуют ли какие-либо общие этические принципы, которые применяются к людям, без различия того, в каком обществе они живут? Обязаны ли мы следовать им? Другими словами, можем ли мы открыть какие-либо общие моральные нормы (common moral decencies), которые проявляются в человеческом поведении?

Как мы видели, наши моральные и этические принципы являются общими prima facie, руководствами к поведению. Этимологически термин принцип происходит от латинского principium, который связан с началом или основанием, т.е. с источником, происхождением или с первичной истиной. В моральном смысле отослать к principia личности, значит указать на самые фундаментальные нормы ее жизни, которые она лелеет и считает самыми главными в своей жизни. Принципиальная личность обладает моральными принципами, которые она стремится точно соблюдать и когда необходимо поддерживать. Если же она достаточно мужественна, то, возможно, даже бороться за них. Она предана своим моральным убеждениям в том, как должна быть прожита жизнь. Она надежна и ответственна, если не чрезмерно самодовольна. Можно не соглашаться с ее принципами, но, по крайней мере, можно предполагать, как она будет вести себя в той или иной жизненной ситуации. Беспринципная личность не знает угрызений совести, она не испытывает сомнений в своей правоте при нарушении норм справедливости и честности.

Индивиды, чьи принципы соответствуют трансцендентному типу морали, т.е. основанному на религии моральному кодексу, рассматривают свои принципы как данные Богом абсолютные и универсальные правила, которым они обязаны следовать. Критические исследователи этики не рассматривают моральный принцип как неизменный регулятор, он не дает директиву, которой все должны однозначно следовать. Это скорее относительная, чем категорическая обязанность. Такой моральный принцип подобен скорее гипотезе, чем диктату. Его применению в конкретном контексте предшествует критическая интерпретация и оценка. Это не значит, тем не менее, что общий принцип может быть легко нарушен. Раз обнаруженный или раскрытый, он не может быть легко принят или беспечно оставлен. Если он глубоко укоренен в поведении, он не может слепо игнорироваться или отвергаться без какого-либо оправдания. Общим принципам необходимо следовать до тех пор, пока не выявлены веские причины того, почему этим принципом нельзя больше руководствоваться.


Мы признаем определенное число моральных норм, которые присущи нашему поведению, особенно в наших отношениях к другим людям. Я говорю о формах поведения, которые в целом являются адекватными и плодотворными. Именно наши моральные принципы являются их индикаторами. Например, в принципе, мы должны быть добрыми, но иногда какой-нибудь индивид может злоупотребить нашей доброй волей или не заслужить нашей благодарности. В принципе, мы должны ценить то позитивное, что другие могут сделать для нас, хотя сознание этой помощи или ее компенсация может быть недостаточной или придти слишком поздно. Морально развитая личность понимает, что существование общих правил человеческого поведения - это одно, а то, как они связаны (особенно когда вступают в конфликт друг с другом) и какому из них мы должны отдать предпочтение - это другое. Например, мы можем дать чистосердечное обещание, которое со временем, когда возникнет неблагоприятная обстановка или изменятся обстоятельства, будет трудно или даже невозможно выполнить из-за того, что мы будем связаны равноценными принципами или ценностями.

В демонстрируемые нами причины того, почему мы должны или не должны делать что-то, входит зависимость морального принципа от конкретной ситуации. Утилитаристы подчеркивают тот факт, что при решении вопроса о том, что мы должны делать, мы оцениваем действие на основании того, увеличивает ли оно сумму добра и содействует ли достижению удовольствия или счастья. Мы должны брать в расчет это важное соображение. Тем не менее, существует опасность, что некоторые утилитаристы, особенно в режимах, ведущих к автократии, могут стремиться скомпрометировать основные и разумно установленные моральные принципы ради достижения того, что они считают величайшим благом, или ради определенных желанных для них социальных целей.
Моральные принципы автономны в том смысле, что они не являются просто инструментальными средствами. Они не принимаются или отвергаются по чисто субъективному желанию. Моральные принципы обладают внутренней ценностью и не должны рассматриваться просто как средства для достижения определенных целей, поскольку сами являются частью целей. Наши моральные ценности могут функционировать как ценности, оберегаемые ради них самих. Например, мы не можем выбирать быть честными или бесчестными просто для достижения наших целей. Ценность ценна сама по себе как составная часть характера личности и является высшим принципом на шкале человеческих ценностей. Принципы и ценности могут частично совпадать. Все же, принципы и ценности не являются необходимо одним и тем же, поскольку ценности не обязательно являются общими или устанавливающими единые правила поведения.

Центральный вопрос относительно моральных и этических принципов касается их онтологического основания. Если они не получены от Бога и не восходят к некоему тренсцендентному источнику, то не являются ли они чисто эфемерными? Если они просто соотносятся с человеческим интересом, то можно ли их безнаказанно нарушить? Что происходит, если они сталкиваются друг с другом или вступают в конфликт? Как определить, какой из них обладает высшим приоритетом или легитимностью? Произойдет ли моральный коллапс, если высшие первопринципы не присущи самой реальности?

Я думаю, что морального коллапса не произойдет. Этические и моральные принципы, по которым мы живем и которых придерживаемся, являются реальными. Это значит, что мы можем совершать фактуальные дескрипции и высказывать суждения о том центральном положении, которое они занимают в человеческом поведении. В этом смысле они, как и все реальные качества, являются частью природы. Во-вторых, такого рода принципы релятивны людям, их интересам, потребностям, ценностям и заботам. Сказать, что они релятивны, не значит считать, что они чисто субъективны или могут быть отклонены по желанию или отвергнуты из-за каприза. Это просто значит, что они являются функциями человеческого поведения и суть феномены человеческого общения. Не имеет смысла говорить о них абстрактным образом, изолируясь от их последствий в жизни индивида. В действительности обязанность следовать моральным принципам становится настолько значимой в человеческой цивилизации, что они начинают образовывать особого рода объективную реальность и оказываются частью био- и социокультурной среды. Они обладают естественными и объективными основаниями.

Принимая решение, формулируя точку зрения, человек руководствуется собственными моральными принципами, составленными на основе знаний, полученных на протяжении своего жизненного пути. Движущей силой данного принципа есть нравственная воля. Для каждой личности существует своя норма ее выполнения. Так, кто-то понимает, что нельзя убивать людей, а для кого-то лишать жизни нельзя не только человека, но и любого животного. Стоит отметить, что эта форма нравственных утверждений, принципов морали, может иметь одну и ту же форму и повторяться из поколения в поколение.

Высокие моральные принципы

Не будет лишним отметить, что главное – не знание основных моральных принципов человека, а их активное применение в жизни. Начиная свое формирование в детском возрасте, они должны перерасти в благоразумие, доброжелательность и пр. Фундаментом их формирования выступают воля, эмоциональная сфера, .

В случае, когда личность осознанно для себя выделяет те или иные принципы, она определяется с моральной ориентацией. И то, насколько будет она верна ей, зависит ее принципиальность.

Если говорить о высоких моральных принципах, то условно их можно разделить на три категории:

  1. «Можно». Внутренние убеждения индивидуума полностью соответствуют правилам, законам общественности. К тому же такие принципы не способны кому-либо навредить.
  2. «Нужно». Спасти тонущего человека, отобрать у вора сумку и отдать ее владельцу – все эти действия характеризуют моральные качества, присущие личности, побуждающие ее поступать определенным образом, даже несмотря на то, что это может противоречить ее внутренним установкам. В противном случае, она может понести наказание или такое бездействие способно нанести много вреда.
  3. «Нельзя». Данные принципы осуждаются обществом, кроме того, могут повлечь за собой административную или уголовную ответственность.

Моральные принципы и, в свою очередь, качества человека формируются на протяжении всего жизненного пути во взаимодействии с другими людьми, социумом.

Человек высоких моральных принципов пытается определить для себя, что есть смысл жизни, в чем ее ценность, какой именно должна быть его моральная ориентация и что есть .

При этом в каждом действии, поступке, любой такой принцип способен раскрыться с совсем другой, порой непознанной, стороны. Ведь мораль по-настоящему показывает себя не в теории, а на практике, в своей функциональности.

Моральные принципы общения

К их числу относятся:

  1. Осознанный отказ от личных интересов ради интересов других людей.
  2. Отказ от гедонизма, жизненных удовольствий, наслаждения в пользу достижения поставленного перед собой идеала.
  3. Решение общественных проблем любой сложности и преодоление экстремальных ситуаций.
  4. Проявление ответственности о заботе за другими личностями.
  5. Построение отношений с другими с точки зрения доброты и блага.

Отсутствие моральных принципов

Учеными Калифорнийского Университета недавно было доказано, что соблюдение моральных принципов говорит о том, что такие личности менее подвержены стрессовым атакам обыденной жизни, то есть это свидетельствует о их повышенной сопротивляемости различным заболеваниям, инфекциям

.

Тот, кто не удосуживается личностно развиваться, кто аморален, рано или поздно, но начинает страдать от собственной неполноценности. Внутри такого человека возникает чувство дисгармонии с собственным «Я». Это, вдобавок, провоцирует возникновение психического напряжение, что запускает механизм появления различных соматических болезней.

Моральные принципы (основные фундаментальные представления о должном поведении человека на которых базируются нравственные нормы)

К основным принципам относится:

1. Гуманизм (мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности;)

2. Альтруизм (нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву, ради общего блага.)

3. Толерантность (обозначающий терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям[)

4. Справедливость

5. Коллективизм

6. Индивидуализм

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Сформулируйте понятие и охарактеризуйте сущность, задачи этики как науки

Моральное сознание система взглядов идей и представлений о должном поведении соответствующим соц интересам.. моральное отношение совокупность тех зависимостей и связей в которые.. моральное поведение внешнее проявление морального сознания является результатом становления личности и ее..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сформулируйте понятие и охарактеризуйте сущность, задачи этики как науки
Этика пришла с Др. Греции Этика – область знаний о сущности морали законах ее возникновения и функционирования. Этика – особое гуманитарное знание предметом, которого является мор

Охарактеризуйте юридическую этику как вид профессиональной этики, ее предмет
Проф. Этика – кодексы поведения обеспечивающие н6равственный характер взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их проф. деятельности. Юридическая этика, как отрасль этики – совок

Дайте понятие и охарактеризуйте систему морали
Мораль – система норм и принципов определяющих характер взаимоотношений между людьми в соответствии с принятыми в обществе понятиями о добре и зле, справедливо и не справедливом, дост

Общие св-ва морали и права
1. Являются целостной системой нормативного регулирования т.к. представляют собой разновидности соц норм 2. Одни и те же цели и задачи 3. Один и тот же предмет регулирования, регу

Определите критерии различия морали и права
Право – совокупность общеобязательных гос предписаний и принципов выражающих согласованную волю различных групп, людей в обществе, выступающих мерой свобод и ответственные за их прост

Сформулируйте правовые и нравственные начала правосудия
№ 7 правосудие и нравственное содержание правосудия Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданс

Требования содержащиеся в нормативно правовых актах
Во всеобщей декларации прав человека (принятой ООН 10 декабря 1948г.) Ст 1: установлено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах Ст

Сформулируйте общечеловеческие нравственные ценности в Конституции Республики Беларусь (гуманизм, справедливость, принципы судопроизводства)
СТ 2 КРБ; Ст 22 крб – категория справедливости, все равны перед законом; Ст 23: ограничение прав и свобод Ст 24: гарантирование права на жизнь; Ст 25: охрана дос

Сформулируйте нравственные принципы и нормы в уголовном праве
Ст 2 устанавливает задачу УП, охрана мира и безопасности человечества, человека его прав и свобод, собственности прав юр лиц, природной среды, общественных и гос интересов, конституц строя РБ, а т

Этич проблемы доказывания
Установление истины по уголовному делу, как нравствен цель доказ.: Устан истины- непременное условие справедливого правосудия. Отрицает установление истины по делу р

Этика проведения допроса и очной ставки
Дорос (ст 215-221) Цель допроса: получение у допрашиваемого правдивых показаний об обстоятельствах существенных для дела(правовая и нравственная деят допроса) Запрещ

Сформулируйте понятие юридической психологии, охарактеризуйте ее предмет
Юридическая психология - отрасль психологической науки Психология - это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей. Название науки "психо

Охарактеризуйте систему и методы юридической психологии
Методы юридической психологии В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, а также различных психологических явлений, возникающих в

Система юридической психологии
Юридическая психология имеет свою систему категорий, определенную структурную организацию. Можно выделить следующие ее разделы: Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - М. Право

Задачи юридической психологии
Юридическая психология как наука ставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие и частные. Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридически

admin

Социальный строй XXI века предполагает наличие свода определенных правовых и нравственных законов, создающих нерушимую иерархическую систему моральных и государственных стандартов. Заботливые родители с детства объясняют своему ребенку разницу между хорошими и плохими поступками, закладывая в отпрыске понятия «Добра» и «Зла». Неудивительно, что в жизни каждого человека убийство или чревоугодие ассоциируются с отрицательными явлениями, а благородство и милосердие относятся к категории положительных личностных качеств. Некоторые моральные принципы уже присутствуют на подсознательном уровне, другие постулаты приобретаются с течением времени, формируя образ индивида. Однако немногие люди задумываются о важности воспитания в себе подобных ценностей, пренебрегая их значимостью. Нельзя гармонично сосуществовать с окружающим миром, руководствуясь исключительно биологическими инстинктами – это «опасный» путь, неизменно приводящий к разрушению личностного облика.

Максимального счастья.

Эту грань человеческой морали рассмотрели и доказали утилитаристы Джон Стюарт Милль и Иеремия Бентам, занимающиеся этикой в государственном институте США. Основывается такое утверждение на следующей формулировке – поведение личности должно приводить к улучшению жизни окружающих людей. Другими словами, если придерживаться социальных стандартов, то в социуме создается благоприятная среда для сосуществования каждого индивида.

Справедливости.

Подобный принцип предложен американским ученым Джоном Ролзом, который убеждал в необходимости уравнивания социальных законов с внутренними моральными факторами. Человек, занимающий в иерархической структуре нижнюю ступень, должен иметь равные духовные права с личностью, находящейся на верхушке лестницы – вот основополагающий аспект утверждения философа из США.

Важно задуматься о собственных личностных качествах, чтобы заранее заняться самосовершенствованием. Если пренебречь подобным явлением, то с течением времени перерастет в предательство. Многообразие изменений, которых не удастся избежать, сформируют аморальный образ, отвергаемый окружающими. Главное, ответственно подойти к выявлению жизненных принципов и определению вектора мировоззрения, объективно оценив свои поведенческие признаки.

Заповеди Ветхого Завета и современного общества

«Разбираясь» с вопросом о значении моральных принципов и морали в жизни человека, в процессе исследований вы обязательно обратитесь к Библии, чтобы ознакомиться с Десятью Заповедями из Ветхого Завета. Воспитание в себе нравственности неизменно перекликается с утверждениями из церковной книги:

происходящие события знаменованы судьбой, предполагая развитие в человеке нравственных и моральных принципов (на все воля Божья);
не возвышайте окружающих людей, идеализируя кумиров;
не упоминайте имя Господа в повседневных ситуациях, сетуя на неблагоприятное стечение обстоятельств;
уважайте родственников, давших вам жизнь;
шесть дней посвящайте трудовой деятельности, а седьмые сутки – духовному отдыху;
не убивайте живые организмы;
не прелюбодействуйте, изменяя супругу;
не стоит брать чужих вещей, становясь вором;
избегайте лжи, чтобы оставаться честными с собой и окружающими людьми;
не завидуйте незнакомцам, о которых вам известны исключительно общедоступные факты.

Некоторые из приведенных выше заповедей не соответствуют социальным стандартам XXI века, но большинство утверждений остаются актуальными уже на протяжении многих столетий. На сегодняшний день к подобным аксиомам целесообразно добавить следующие высказывания, отображающие особенности проживания в развитых мегаполисах:

не ленитесь и будьте энергичными, чтобы соответствовать стремительному ритму индустриальных центров;
добивайтесь личностного успеха и самосовершенствуйтесь, не останавливаясь на достигнутых целях;
создавая семью, заблаговременно задумывайтесь о целесообразности союза, чтобы избежать развода;
ограничивайте себя в половых связях, не забывая предохраняться – исключите риск нежелательной беременности, следствием которой становится аборт.
не пренебрегайте интересами посторонних людей, шагая «по головам» ради личной выгоды.

13 апреля 2014, 12:03

В этом параграфе будет рассмотрен, так сказать, «рабочий инструментарий» науки этики. Поскольку многие аспекты этических понятий уже были рассмотрены, теперь следует изложить их в виде некоторой системы и дать недостающие характеристики тех понятий, которые еще не получили достаточно четких определений.

Выше мы говорили о приоритетности моральной деятельности. Теперь же наша задача уяснить, в чем же заключается деятельная сторона морали, каковы ее «функциональные обязанности» или, попросту говоря, функции морали.

1. Регулятивная функция. Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей. Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом. и в этом смысле она дополняет право. Однако такое определение будет неполным и неточным, если не принимать во внимание то обстоятельство, что все правовые нормы также утверждают справедливость, также служат добру или благу общества и граждан и поэтому носят безусловно нравственный характер.

Регулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения реального поведения личностей, служебных коллективов и государственных и общественных институтов в соответствие с действующими в обществе моральными нормами. В этих целях используются такие «инструменты» регулирования нравственных отношений, как морально-этические принципы, общественное мнение, моральный авторитет, традиции, обьтчаи, заповеди, привычки. На непосредственно практическом уровне регуляция осушествляется через посредство норм (простых норм нравственности): норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикетных норм). Регулятивная функция является базовой в системе функций: все остальные функции - каждая по-своему - в той или иной степени «обслуживают» ее.

2. Оценочная (аксиологическая) функция . Как уже указывалось выше, любой акт морали (поведенческий или духовный) определяется той или иной системой ценностей. Предметом оценки под углом <морально - аморально» или «иравственно - безнравственно» являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные возэрения, личностные качества и т.д.

З. Ориентирующая функция. Простые нормы нравственности являются «простыми» только в теории. В конкретной действительности, на практике прежде чем вынести моральное суждение и реализовать ту или иную норму в поступке или в поведении, приходится взвешивать порой довольно значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных (иногда даже взаимоисключающих) норм. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выработать систему моральных приоритетов, являющуюся «компасом>, позволяющим нам выявить наиболее нравственную линию поведения.

4. Мотивационная функция . Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивации могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственньгми, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными и т.д.

5. Познаваягельная (информационная) функция - направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов и пр., являющихся источником информации об обшественных нравственных пенностях и о системах таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.

б. Воспитательная функция. Любая система воспитания - это прежде всего система нравственного воспитания (ряд ученых считает, что воспитанием является только нравственное воспитание, все остальное просто общение). Нравственное воспитание приводит в определенную концептуально организованную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, правы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности, развивает способность творческой интерпретации нравственных знаний и убеждений применительно к конкретным ситуациям.

7. Коммункативная функция. На кораблях, самолетах и других быстро движущихся объектах устанавливается специальное устройство, которое при получении соответствуюшего запроса отвечает сигналом, условно называемым «я свой». Точно такой же способностью обладает всякая система моральных ценностей (в том числе и профессиональных), и только на основании этого «сигнала» возможно служебное и всякое иное взаимодействие, обретение <чувства локтя», поддержка и взаимовыручка. Конечно, в процессе служебной деятельности осознание сигнала «я свой» и действенная коммуникация на его основе осуществляется не только моральным его компонентом, но тем не менее он играет в этом процессе одну из главных ролей.

8. Идеологическая функция. Назначение данной функции заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения и т.д. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество. Мораль правящего класса или социальной группы, так же как и их цели и интересы, идеологическими средствами всегда представляются как цели, интересы и мораль всего общества. И пока в определенной степени эта мораль отвечает всеобщим интересам, общество воспринимает это обстоятельство позитивно. В противном случае общество консолидируется вокруг противоположных моральных, политических и идеологических ценностей, где основополагающую роль начинает играть революционная мораль, провозглашающая главной нравственной целью борьбу за свержение существующего политического режима.

9. Мировозэренческая функция. В этом плане мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных пенностей, посредующая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные возэрения. Мировоззренческая функция очень близка к аксиологической с той лишь разницей, что в данном случае она охватывает основные, так сказать, первоначальные понятия и представления человека об окружающей его действительности.

Важнейшими моральными ценностями для сотрудника правоохранительных органов являются: любовь к Родине, верность присяге и избранной профессии, служебному долгу, нравственная цельность (единство слова и дела, убеждений и поступков), соблюдение чести и служебного достоинства, справедливость, законность, неподкупность и взаимовыручка.

Если обратиться к моральному сознанию, то главенствующую роль здесь играют принципы морали . Выражая требования морали в наиболее общем виде, они составляют сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения. Они отличаются сравнительной устойчивостью и конкретизируются в моральных нормах. Их стабильность и жизнеспособность определяются конкретными условиями определенной социальной и профессиональной среды той или иной исторической эпохи. Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. В этом их существенное отличие от нравственных норм, отступление от которых в определенных жизненных ситуациях не только допустимо, но порой и необходимо. В рамках требований, предъявляемых к службе в правоохранительных органах, основными принципами морали являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, патриотизм, добросовестное отношение к труду, критическая самооценка. Некоторые из них следует рассмотреть подробнее.

Принцип коллективизма . Это один из важнейших принципов не только профессиональной, но и общечеловеческой морали (противоположным принципом является индивидуализм). В нем заключается самая главная сущность взаимоотношений личности и общества. Как правило, все социальные и профессиональные интересы индивидов опосредуются личным интересом, с которым они тесно переплетены, причем разорвать эту связь обычно практически невозможно.Констатируя это обстоятельство, шотландский экономист и философ ХУII1 в. А. Смит разработал теорию «разумного эгоизма», где он пытался найти разумный баланс между общественными и личными интересами индивидов. Однако и наука и практика отчетливо показали, что найти такой баланс раз и навсегда для всех ситуаций невозможно, и поэтому в этике были угверждены два взаимоисключающих, но достаточно абстрактных принципа: коллективизм и индивидуализм, где речь шла лишь о приоритетности того или другого начала.

Применительно к социально-политическим реалиям современности принцип коллективизма как ведущий принцип присущ социалистическому обществу, а принцип индивидуализма - обществу буржуазному. Что же касается правоохранительной служебной среды, то здесь принцип коллективизма однозначно является строго обязательным для успешной организации служебной деятельности, единственно возможным для результативного противостояния криминальному миру. И хотя интересы членов служебного коллектива всегда разнородны, эффективность работы коллектива прямо зависит от целеустремленности и единства его действий, а, следовательно, прежде всего от того, насколько интересы коллектива осознаются его членами как приоритетные по сравнению с личными интересами людей, его образующих. Английская поговорка гласит: «Если ты не можешь делать то, что тебе нравится, пусть тебе нравится то, что ты делаешь». В самом прямом смысле это относится и к сочетанию личных и служебных интересов: если ты не можешь согласовать личные интересы со служебными, пусть служебные интересы станут твоим личным интересом. В противном случае тебе следует уходить из органов правоохраны и правопорядка.

Принцип коллективизма включает несколько частных принципов.

1. Единство цели и воли. Единая цель сплачивает людей, организует и направляет их волю. Цели деятельности служебного коллектива определяются как задачами, которые ставит перед коллективом руководство, так и сознанием необходимости требований повседневной службы. И если первый фактор носит в основном внешний, строго императивный характер, то второй фактор в немалой степени определяется нравственно-психологическим климатом коллектива и нравственной воспитанностью его членов. 2. Сотрудничество и взаимопомощь. Это одно из главнейших условий принципа коллективизма. В коллективах правоохранительных органов эта сторона коллективизма проявляется особенно действенно. «Сам погибай, а товарища выручай» - не простой лозунг, но коренной принцип служебного взаимодействия в органах, получивший неоднократное подтверждение на практике. Однако это сочетается с принципиальностью и не имеет ничего обшего с круговой порукой, покрывательством недобросовестньтх работников, лодырей, прогульщиков. В противном случае появляются основания говорить о нравственной деформации коллектива, о его «заболевании» и о необходимости его срочного «лечения».

3. Демократизм. Даже в таких жестко нормативно организованных структурах, как правоохранительные органы, существует немало аспектов службы, которые определяются коллективным решением. И чем более сплоченным и морально сознательным является тот или иной коллектив, тем более возникает предпосылок у руководства для делегирования властных полномочий при принятии решений самим членам служебного коллектива, для перехода от командно-административных отношений к отношениям делового сотрудничества, базирующегося на общем интересе и общей ответственности за успешное решение служебных задач.

4. Дисциплина. В нравственно зрелом коллективе дисциплина не является тяжелым бременем, но осознанной необходимостью. Сознательное исполнение дисциплинарных требований обеспечивает требуемую результативность служебной деятельности, и именно в таком коллективе всякое нарушение дисциплины воспринимается его членами как помеха, как препятствие на пути реализации общих служебных целей и интересов, и именно в таком коллективе воздействие его членов на «воспитание» нарушителя оказывается эффективнее самых жестких дисциплинарных санкций руководства.

Принцип гуманизма. Этот нравственный принцип в обыденном понимании означает человечность, любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и полноценную возможность для саморазвития. Гуманизм - требование современной эпохи, ее ведущий принцип, в частности пронизывающий все отрасли права и определяющий все нормы морали. Применительно к правоохранительной деятельности гуманизм лежит в основе всей системы нравственно- правовых отношений между сотрудникам и правоохранительных органов и гражданами.

Гуманистичность содержания правоохранительной деятельности заключается в самой ее сущности, которая определяется как обеспечение социальной стабильности, охрана общественного порядка в стране, собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий. Требования принципа гуманизма являются не только сутью профессиональной морали, но и служебным долгом, который обязывает сотрудников правоохранительных органов быстро и своевременно реагировать на все недостойные поступки и тем более правонарушения. Невыполнение этих требований осужлается как законом, так и общественным мнением. Таким образом, гуманизм деятельности правоохранительных органов проявляется в том, что она направлена на борьбу со злом и защиту интересов всего обшества и каждой личности в отдельности от нарушений норм права и морали и тем самым обеспечивает условия для счастья и всестороннего развития человека как высшей социальной ценности.

Гуманизм сущности и целей деятельности правоохранительных органов определяет и такой аспект службы органов, как профилактика правонарушений и преступлений.Используя различные средства предостережения и убеждения, работники органов раскрывают населению гуманистическое, общественно необходимое содержание норм нашей морали и права, недопустимость аморального, антиобщественного и тем более преступного поведения, наносящего огромный и непоправимый ущерб обшеству, людям и самому нарушителю, способствуют осознанию каждым лицом моральной и правовой ответственности за совершенные им аморальные и противоправные поступки. Если меры убеждения оказываются недостаточными, государство прибегает к принуждению. Однако и здесь проявляется гуманистичность: с одной стороны, абсолютное большинство граждан оказываются социально защищенными, а с другой - этим останавливаются те граждане, которые становятся на путь преступных деяний и не в состоянии самостоятельно сойти с этого пути.

Единство принципов справедливости и законности. Важнейшим принципом профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов является принцип справедливости. Справедливость - не только принцип морали. Он охватывает практически все сферы человеческой деятельности и человеческих отношений, и прежде всего права и политики. Как способ моральной регуляции принцип справедливости обязывает учитывать все аспекты деятельности индивидов, т.е. их социальное положение, заслуги, возрастные и физические возможности, и устанавливать соответствие между практической деятельностью индивидов и их социальным (и служебным) положением, между заслугами людей и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правами и обязанностями, преступлением и наказанием и т.д. Несоответствие в этих отношениях воспринимается как несправедливость. Сотрудники органов, обладающие достаточным служебным опытом, прекрасно знают, что не наказание воспринимается преступниками болезненно, а несправедливость (в том числе и прямой обман как один из ее видов).

Справедливость регулирует все сферы общественной жизнедеятельности, но наиболее зримое воплощение она получает в правовой системе, поскольку именно она регулирует наиболее важные звенья общественной жизни 7 . Праву принадлежит главенствующая роль в пресечении различного рода нарушений справедливости: преступного обогащения, протекционизма, незаслуженной привилегированности и пр. Принцип справедливости предусматривает обеспечение социальных гарантий: охрану здоровья, право на получение образования, жилья, пенсии в старости и при получении инвалидности и т.д. Соответствие между целями и средствами, необходимыми для их достижения, - одно из важнейших проявлений принципа справедливости.

В качестве реализации целей права выступают санкции, предусмотренные правовыми актами. Применение их всегда сопряжено с ущемлением интересов личности, с претерпеванием ею определенных лишений, поэтому здесь принцип справедливости должен выдерживаться особенно четко. Важнейшие требования принципа справедливости, предъявляемые к санкциям, состоят в следующем:

Санкции должны применяться лишь к тем, кто действительно нарушил закон;

Санкции должны обеспечивать восстановление нарушенных прав после отбытия наказания в полном объеме;

Между санкциями, устанавливаюшими меру ответственности за различные противоправные деяния, должны соблюдаться определенные пропорции: более опасные правонарушения должны наказываться более строго;

Суды должны иметь возможность назначать индивидуальное наказание с учетом конкретных обстоятельств;

За одно правонарушение никто не должен наказываться дважды.

Все вышеуказанные принципы для сотрудников правоохранительных органов являются их профессиональным требованием, их правовой нормой. На практике эти принципы конкретизируются, приобретая в каждом коллективе применительно к особенностям службы тех или иных подразделений специфический характер, имеющий для членов служебного коллектива императивное значение.